СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий мир. Полезные ископаемые.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе. Тема урока: Полезные ископаемые по прграмме Школа России.

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир. Полезные ископаемые.»

Технологическая карта урока

ФИО учителя

Игенова Любовь Анатольевна

Класс

4

УМК

«Школа России»

Предмет

Окружающий мир

Тема

Полезные ископаемые

Тип урока

Открытие новых знаний

Место и роль урока в изучаемой теме

Урок изучение нового материала

Цели

создать условия для ознакомления учащихся с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств; способствовать формированию представлений учащихся о подземных богатствах; первоначальных умений поиска необходимой информации и анализа полученной информации; развитию интереса к предмету «Окружающий мир».Развитие логического мышления. Формирование коммуникативной компетентности.



Планируемые результаты

Предметные знания, предметные действия

УУД

регулятивные

познавательные

коммуникативные

личностные

Научатся:

работать с учебником, картой, образцами полезных ископаемых, организовывать рабочее место.


Оценивают свои достижения на уроке.

Контролируют учебные действия.

Умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.

Овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления.

Слушают собеседника и ведут диалог.

Проявляют интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, предложенных в учебнике или учителем.
















Ход урока

Название этапа урока

Задача, которая должна быть решена (в рамках достижения планируемых результатов урока)

Формы организации деятельности учащихся

Действия учителя по организации деятельности учащихся

Действия учащихся (предметные, познавательные, регулятивные)

Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока

Диагностика достижения планируемых результатов урока

1.

Мотивация учебной деятельности.

Эмоциональный, психологический настрой на урок.

Фронтальная.

Приветствует обучающихся, проверяет готовность класса и эмоционально настраивает на учебную деятельность.

Слушают учителя, демонстрируют готовность к уроку.



2

Актуализация опорных

знаний

Систематизировать знания по предыдущей теме.

Фронтальная






Индивидуальная




Фронтальная

Организует проверку домашнего задания в виде теста (Презентация)

– Найдите «лишний» объект.

Одновременно работа по карточкам.

– Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

Организует проверку работ по карточкам


Выполняют
задания

Извлекают необходимую информацию из прослушанного, систематизируют собственные знания.


Р: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля.

К: обмениваются мнениями, слушают друг друга.

Л: осознают свои возможности в учении.

3.

Сообщение изучаемой темы. Постановка целей урока.

Мотивировать обучающихся на необходимость изучения данной темы и подвести к целеполаганию.

Фронтальная.

Для того чтобы определить тему занятия предлагает отгадать загадки:

Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи: (Руда)

Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Черный и блестящий,
Помощник настоящий. 

( уголь)

Ни огня, 
Ни света,
А огнем блестит. (Золото)

Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть).

Предлагает назвать все отгадки одним словом

и ответить на вопросы

- Чтобы вы хотели узнать по этой теме?

- Какую цель поставим перед собой?


Слушают и отвечают на загадки, вопросы.



















Ставят цели и определяют вопросы, на которые хотят получить ответы. Составляют план своих действий.

Соотносят смысл загадок

с темой урока.

П: Понимают учебную задачу.

Р :Составляют программу действий.


К: Слушают собеседника и ведут диалог.


Л:Проявляют интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, предложенных в учебнике или учителем.


4.

Изучение нового материала

4.1.

Работа
со словарями


Определение значения слов полезные ископаемые, месторождение, геологи.

Работа в парах.

Организует работу с толковыми словарями над определением значения слов полезные ископаемые, месторождение

В ходе беседы выясняют, какая профессия связана с этими словами, кто такие геологи? Сегодня вы будете геологами, и перед вами стоит задача изучить и отыскать полезные ископаемые на территории России и нашего края.

Работают со словарями, находят определение слов.


Определяют дальнейшие свои действия.

Извлекают необходимую информацию

П: Обобщают собственные представления.

Р: контролируют свои действия по ранее составленной программе.

К: Вступают в речевое общение.

4.2.

Практическая деятельность

Развитие умения

Работа в группах с образцами, текстами, картами. Самопроверка по таблице.



Самостоятельная работа детей в группе.


Организует работу в группах. Предлагает каждой группе исследовать образец полезного ископаемого, установить его свойства, используя для работы образцы полезных ископаемых, тексты, карту «Полезные ископаемые», инструкция по изучению свойств полезного ископаемого.

Все результаты заносить в интеллект-карту.



Собираются в группы, распределяют роли. Называют правила работы в группе.

Знакомятся с правилами оформления результатов в интеллект карте.


Работают по инструкции (приложение 1)

Заполняют интеллект карту.

Готовят сообщение





Самостоятельно выделяют и формулируют цель

осуществляют поиск необходимой информации.


П: Обобщают собственные представления.

К: Слушают собеседника и ведут диалог.

Л: Проявляют интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, предложенных в учебнике или учителем.


Физминутка



Мы геологами стали!
Да? – да! (хлопок над головой). 
Вот и все гордятся нами. 
Да? – да! (хлопок над головой). 
Что ещё ждет впереди? 
Высокая гора (показывают руками)
Бурная река (показывают руками) 
Ее не обойдешь (топают ногами)
Ее не проплывешь (плывут)
Ее не пролетишь (крылья)
Надо напрямик. 
Все мы сможем, все сумеем, 
И своей достигнем цели. 
Да? – да! (хлопок над головой).

Выполняют физминутку.





4.3.

Практическая деятельность (продолжение)


Фронтальная

Организует представление группами своих наработок. - Посмотрим, что у нас получилось. Каждая группа нам представит свое сообщение. Отметим на карте Красноярского края те месторождения, которые вы нашли.



Вывешивают свои работы.

Рассказывают сообщение.

Обобщают полученную информацию

П; Понимают учебную задачу.

К: Слушают собеседника и ведут диалог.

Р: Вступают в речевое общение. Оценивают свои достижения на этапе урока.

4.4

Закрепление знаний.



Работа в паре.

Организует работу со статьей стр. 158 «Охрана подземных богатств»

Предлагает сформулировать и задать одноклассникам вопросы по тексту статьи.

Работают со статьей. Формулируют и задают одноклассникам вопросы по тексту статьи


П Понимают учебную задачу.

Р Оценивают свои возможности.


5.

Подведение итогов работы.

Анализ работы на уроке.

Фронтальная.

Предлагает подумать, какие виды работ были легкими, какие вызвали затруднения. Давайте посмотрим на то что, вы хотели узнать в начале урока. На все ли вопросы вы получили ответы? –

Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

-Что помогло нам в работе?

- Какие открытия для себя сделали?


Анализируют этапы урока.

Учатся слушать рассуждения других и высказываются сами, соблюдая правила этикета.


Р:Анализируют свою деятельность.

К :Слушают собеседника и ведут диалог.

Л: Соблюдают правила этикета.

6.

Рефлексия.

Понять, как изучена тема.

Индивидуальная.

Предлагает взять кружки трех цветов и расположить их на «лестнице успеха» Предлагает высказаться.



Соотносят свои цели и результат.

Учатся слушать рассуждения других и высказываются сами, соблюдая правила этикета.


Р:Анализируют свою деятельность.

К Слушают собеседника и ведут диалог.

Л Соблюдают правила этикета.

7.

Домашнее задание.



7. Домашнее задание.

1) проверьте знания, полученные на уроке, ответив на вопросы учебника на стр. 158-159

2) выполните задание в тетради на стр. 52



Записывают задание в дневники.











Приложения

Материал для проверки домашнего задания

1. Найдите «лишний» объект:

а) пруд, море, река, океан;

б) море, река, озеро, ручей;

в) устье, исток, склон, приток.


2. Вставьте пропущенные слова, чтобы получились верные высказывания:

Выход подземных вод на поверхность – … (ключ). Огромное пространство соленой воды на Земле – … (океан). Часть океана, вдающаяся в сушу и отделенная от него островами и полуостровами, – это… (море). Место впадения реки в другую большую реку или море называется… (устье). А место, где река берет свое начало, называется… (исток). Искусственное углубление на поверхности суши, заполненное водой, – это… (пруд).



Материал для работы в группе

Инструкция по изучению полезного ископаемого.

  1. По физической карте определите, каким условным знаком обозначается, данное полезное ископаемое. Подпишите в центре условный знак.

  2. Найдите в тексте (стр.150-157) описание (цвет) полезного ископаемого. Запишите в интеллект- карту. Используем цвет стрелки.

  3. Определите с помощью текста основные свойства полезного ископаемого. Запишите, рядом нарисуйте рисунок, которым можно обозначить эти слова.

  4. Используя текст, ответьте на вопрос: Где используется данное полезное ископаемое в народном хозяйстве? Занесите результат в интеллект-карту. Можно использовать вместо слов знаки, рисунок.

  5. По карте найдите основные месторождения в нашем крае. Отметить на контурной карте месторождения. (Месторождения – места, где в глубинах земли и на её поверхности залегают полезные ископаемые.)

  6. Если вы сомневаетесь, проверьте себя по таблице.

  7. Подготовьте сообщения об изученном полезном ископаемом. Своё сообщение начните со слов “Мы геологи только что вернулись с экспедиции….”



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!