3.Формулировка темы и задач урока | Сегодня на уроке мы поговорим о некоторых природных богатствах более подробно, а о каких, вы сейчас узнаете. Посмотрите что у меня в руках? - Что хранят в сундучках? - Как вы понимаете значение слова? -У вас на столах лежат словари Ожегова, откройте их и найдите значение слова клад. (слайд 2) -Где обычно прячут клад? - Клад, который я принесла, тоже был спрятан в земле. Отгадайте загадки и узнаете, что в сундучке. Этот мастер белый-белый В школе не лежит без дела: Пробегает по доске, Оставляет белый след. (Мел) (слайд 3) Это топливо, сырьё Из земли качают. «Черным золотом» его Люди величают. (Нефть) (слайд 4 ) - Следующая загадка. На кухне у мамы Помощник отличный. Он синим цветком Расцветает от спички (газ) (слайд 5) -Как вы думаете, о каких природных богатствах пойдет речь на нашем уроке? -А где же спрятаны эти природные богатства? -И как люди их добывают, извлекают? И самое главное зачем? Есть ли от них польза для человека? Итак ,ребята, все природные богатства ученые называют ископаемые? -Какова тема нашего урока? (слайд 6) Правильно это полезные ископаемые. -Сегодня у вас будет много интересной и полезной информации. -И для того, чтобы лучше запомнить материал нашего урока, я предлагая вам составить интеллект-карту, для ее заполнения вы можете использовать цветные карандаши, фломастеры. -И так сформируем цель нашего урока. Цель: познакомится с полезными ископаемыми. (Задачи) -А зачем нам нужно изучать полезные ископаемые? -А какие задачи поставим для достижения этой цели? А зачем с ними познакомимся? Задачи: Научиться определять свойства полезных ископаемых; Узнать месторождения полезных ископаемых; Узнать о способах добычи; Узнать, как использует полезные ископаемые человек (слайд 7) | - Сундук -Клад Предполагают Клад — зарытые, спрятанные где- нибудь ценности. (Ожегов) - В земле - Мел (Нефть) (газ) -Полезные ископаемые. -Выкапывают (копают) из земли. -да -да -« Полезные ископаемые» Познакомиться с полезными ископаемыми (Если нет ответа, то подводим к теме урока, узнать как называется группа прир.богат., если есть ответ, то РАБОТА ИДЕТ ПО ПЛАНУ) -Полезные ископаемые. -Узнать, из чего состоят, откуда берутся, кто это делает? Их свойства, где они используются. - варианты ответов - Научиться определять свойства полезных ископаемых. - Да, Нет.(Проблемная ситуация) | Р: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Р: умение работать с различными источниками информации (словарь) К.: умение слушать и слышать, правильно отвечать на поставленный вопрос К., умение с достаточной полнотой выражать мысли словами, давать полные ответы. Р: формулировать тему урока, учебную задачу. П: развитие умения выделять главное и анализировать Р.:, планирование, целеполагание; П: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели и задач. П: самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера. Р: умение работать с различными источниками информации (словарь |
6. Работа по теме урока (применение полученных знаний) Работа в группе Защита работы. . | - А теперь, я предлагаю вам приобрести навыки профессии геолог. - Я предлагаю вам провести исследовательскую работу, по изучению свойств некоторых полезных ископаемых. -Давайте вспомним правила работы в паре (Слайд)(посмотрим на экран и прочитаем правила) -Каждый геолог должен уметь описать свойства изучаемого полезного ископаемого. Сейчас мы эти свойства будем выявлять - исследовать и заносить в таблицу. План изучения свойств известняка: 1. Рассмотрите образец известняка. Определить его цвет. Имеет ли блеск? 2. Опустите кусочек в воду. Что происходит? 3. Проведите ногтем по породе. Если остался след – то порода мягкая; Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый; 5. Где используют и на основании какого свойства? План изучения свойств гранита 1. Рассмотрите в кусочек гранита. Определите, какого цвета и из чего состоит? 2. Определите легче или тяжелее воды? 3. Сравните твердость гранита. 4. Убедитесь в особой прочности гранита. - Давайте сравним по таблице известняк и гранит Графит Исследовать по плану План изучения свойств каменного угля. 1. Рассмотрите образец графита. Определить его цвет. Имеет ли блеск? 3. Проведите ногтем по породе. Если остался след – то порода мягкая; Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый; 4.Графит твердый, но предположим, что хрупкий. 5. Где используют и на основании какого свойства? Что было обнаружено в ходе исследования? На какие группы можно разделить полезные ископаемые? -Ребята, а что такое месторождение ПИ? -Место где зародилось полезное ископаемое. -Я предлагаю вам посмотреть на доску. -Вы теперь как настоящие геологи, вы знаете о месторождениях полезных ископаемых. Назовите их. Земля, буровая скважина, горы. -Решили мы с вами вторую задачу? -А теперь снова сделаем запись в нашей интеллект карте. -Хорошо. Мы ответили на две поставленные перед нами задачи. Давайте вспомним следующую. -Как вы думаете, как люди добывают полезные ископаемые? Что для этого делают? -Каковы ваши предположения? - Давайте посмотрим как это происходит. (слайд ) - По богатству природных ископаемых Россия самая богатая в мире страна, и нам есть чем гордится. (Слайд карта России) –Ребята,эти значки обозначают ископаемые месторождения. - Ребята, а вы знаете, что наша Оренбургская область богата полезными ископаемыми. - Кто знает, какими? У нас имеются месторождения глины, песка и торфа. (Слайд с картой Оренбургской области) -Давайте вернемся к задачам нашего урока. -Давайте с вами подумаем, мы изучили свойства полезных ископаемых, мы знаем основные месторождения полезных ископаемых, способы добычи, -Выяснили, запишем в нашей интеллект карте способы добычи. -Переходим к решению последней задачи.(Применение полезных ископаемых) - Запишем в нашей интеллект карте о применение полезных ископаемых. -Ребята, можем мы теперь ответить на вопрос, где человек использует полезное ископаемое. | Перечисляют Бережно, аккуратно, не подносить близко к лицу, а после работы протереть руки салфеткой. -Каждая группа выполняет работу в соответствии с инструкцией. Отвечают.Все выполнили. -узнать о способах добычи полезного ископамого. -варианты ответов. -Узнать, как использует природные ископаемые человек. - варианты ответов детей -варианты ответов Полезные ископаемые закончились Ответы детей -варианты ответов | П.: выбор наиболее эффективных способов решения задач; К: учитывать разные мнения и стремиться к сотрудничеству при выполнении в паре учебного задания; П: самостоятельно предполагать, проводить аналогии между изучаемой темой и собственным опытом Р:осуществлять самопроверку и самооценку при выполнении учебного задания. К: сравнивать свои ответы с ответами одноклассников, внимательно слушают друг друга Р: регулировать свои усилия для решения возникшей проблемы. Р: планируют свое действие в соответствии с задачей П: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме Л: проявлять любознательность при получении знаний. Р: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия. Л: проявлять любознательность при получении знаний. Р: регулировать свои усилия для решения возникшей проблемы. П: уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; |
7. Итог урока | -Итак, решая задачи нашего урока, достигли ли мы с вами цели нашего урока ?-Давайте вспомним цели нашего урока.(Слайд с целями и задачами) -О какой профессии сегодня говорили? -Кто хотел бы стать геологом? -Специалистов такой профессии готовят во многих вузах нашей страны. Но для вас это пока будущее. -Ребята, а для чего мы с вами сегодня создавали интеллект карту? -Сможет ли она нам помочь вспомнить материал нашего урока дома? Да .А как ? (быстрее, время меньше будет затрачено) Правильно, интеллект карта поможет вам подготовиться к контрольной работе, и в подготовке домашнего задания. - Вы сегодня действительно молодцы . | Отвечают на вопросы -варианты ответов Да, нам удалось определить свойства полезных ископаемых, узнали о способах их добычи и как человек использует полезные ископаемые . -геолог | Р: осуществляют итоговый контроль Р:соотносят полученный результат с поставленной целью. |