СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий мир «Путешествие в Африку» старшая группа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир «Путешествие в Африку» старшая группа»

Конструкт организации непосредственно-образовательной деятельности

ПП.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

Черных Наталья Олеговна

(специальность 44.02.01 Дошкольное образование, группа 43 «А»)

Дата: 08.02.2022

Группа: старшая группа (5-6 лет)

Методист: Коковина Оксана Васильевна

Руководитель практики: Темерева Людмила Петровна

Тема: «Путешествие в Африку» Оценка за конструкт – «5»

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие»

Вид НОД: Ознакомление с окружающим миром

Форма НОД: «Путешествие по карте»

Виды деятельности: игровая, конструктивная, двигательная, познавательно-исследовательская

Формы организации: фронтальная, индивидуальная

Планируемый результат:

Дети проявляют бережное отношение к природе;

Дети проявляют интерес к познанию окружающего мира;

Дети проявляют дружественное взаимоотношение;

Дети демонстрируют умение осуществлять планирование деятельности в процессе совместного маршрута путешествия;

Дети демонстрируют умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать в процессе наблюдения, делать выводы;

Дети демонстрируют умение обсуждать увиденное, рассказывать о впечатлениях;

Дети умеют ориентироваться на глобусе;

Дети знают о диких животных, растениях, климате и населении Африки;

Дети умеют работать с картой, проводить исследование;

Дети умеют самостоятельно объединяться в группы.

Цель: развитие у детей любознательности, познавательной мотивации в процессе ознакомления с природным и социальным миром Африки.


Задачи непосредственно-образовательной деятельности

Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе;

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Развивающие:

Развивать умение осуществлять планирование деятельности в процессе совместного маршрута путешествия;

Развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать в процессе наблюдения, делать выводы;

Развивать умение обсуждать увиденное, рассказывать о впечатлениях.

Обучающие:

Учить ориентироваться на глобусе;

Обобщать представления о диких животных, растениях, климате и населении Африки;

Учить работать с картой, проводить исследование;

Учить детей самостоятельно объединяться в группы.

Полина - продолжать учить отвечать на вопросы полным предложением.

Список использованной литературы:

1. Программа «От рождения до школы». Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 368 с

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования / Министерство образования и науки Российской Федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.

Принципы дошкольного образования (ФГОС ДО):

● построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;

● содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

● поддержка инициативности детей в разных видах деятельности;

● возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);

● формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности.

Принципы воспитания: создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъема, воспитание через взаимодействие, формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом.

Принципы обучения: принцип обучения в зоне ближайшего развития, принцип систематичности и последовательности

Методы воспитания: методы осмысления детьми своего социального опыта (беседа), метод стимулирования (поощрение).

Методы обучения: беседа, демонстрация, показ образца действий, создание проблемной ситуации, инструкция, объяснение, поощрение, упражнение, чтение художественного слова.

Оборудование: картинки животных, растений, аборигенов; звук самолета, карты, глобус.

Планируемый результат: Дидактическая игра "Отгадай-ка".

Задачи: Закреплять навык узнавать предмет по описанию.

Оборудование: Игрушки зебры, жирафа, кактуса, льва.

Ход:

-Ребята, а давайте поиграем. Пусть каждый из вас возьмёт по игрушке или какому-то предмету и расскажет остальным об этой игрушке. Но все остальные закрывают глаза!

-Я предлагаю вам по очереди взять свою игрушку и будем описывать предмет, а другие должны отгадывать, но закрыв глаза. Нужно описать игрушки, сказав: какой он формы, цвета, как с ним можно играть, где с ним можно играть и как с ним нужно обращаться.

Индивидуальная работа: Дидактическая игра «Обитатели Африки»

Задача: Развивать навыки узнавать животных по силуэту.

Оборудование: иллюстрации с изображением силуэтов животных.

Ход:

-Юля, давай поможем Зебре выполнить задание. Она просит нас помочь и сказать, на какого обитателя Африки похож силуэт. Поможем ей?

Ответ ребенка

-Здорово!

Воспитатель показывает силуэты обитателей Африки

-Юля, как ты думаешь, кто спрятан за силуэтом?

Ответ ребенка

-Верно, молодец!


Ход

Этапы

Методы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Планируемый результат

1. Выбор пункта назначения.
Задачи:

смотивировать детей на предстоящую деятельность, привлечь внимание.

Воспитывать бережное отношение к природе.


Эмоциональное стимулирование, беседа, демонстрация


Воспитатель эмоциональное стимулирует детей, привлекает их внимание. Дети стоят полукругом перед воспитателем на ковре

-Ребята, а вы знаете, какой материк на нашей планете является самым жарким?

Ответы детей

- Верно, это Африка. Ребята, а вы хотели бы отправиться в путешествие по Африке и познакомиться поближе с этим удивительным материком?

Ответы детей

- Здорово! Тогда мы с вами будем туристами и отправимся в путешествие. А давайте вспомним, как ведут себя туристы в путешествии? Как они относятся к природе?

Ответы детей

- Да, они не срывают цветы, не мусорят. А как туристы относятся к животным?

Ответы детей

- Верно, они их не пугают, ласково с ними обращаются. А как нужно относиться к хищным животным?

Ответы детей

- Конечно, к хищным животным туристы не подходят, наблюдают за ними только со стороны и не дразнят их.

Дети внимательно слушают, высказывают свои предположения, участвуют в диалоге.


Дети смотивированы на предстоящую деятельность, внимание детей привлечено.

Дети проявляют бережное отношение к природе.


2.Выбор транспортного средства передвижения.
Задача: Развивать умение осуществлять планирование деятельности в процессе совместного маршрута путешествия;

Развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать в процессе наблюдения, делать выводы.

Беседа, обсуждение,

проблемная ситуация


Воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность

- Как выдумаете, на каком транспортном средстве мы можем добраться до Африки?

Ответы детей

- Удобно ли будет добраться до Африки на машине?

Ответы детей

- Конечно, нет, это слишком долго. А на поезде?

Ответы детей

- Да, на поезде тоже очень долго добираться. Ребята, какой же самый удобный способ добраться до Африки?

Ответы детей

- Верно, это самолет. А почему? Да, нам не придется объезжать горы, переплывать моря, в самолете мы доберемся очень быстро.

- Ребята, а на каком транспортном средстве мы будем передвигаться по Африке?

Ответы детей

- Правильно, мы будем передвигаться на машине.

Дети активно участвуют в обсуждении, выражают свое мнение.

Дети демонстрируют умение осуществлять планирование деятельности в процессе совместного маршрута путешествия;

Дети демонстрируют умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать в процессе наблюдения, делать выводы.

3. Определение маршрута по глобусу, прокладывание его на карте.
Задача: Учить ориентироваться на глобусе.

Беседа, объяснение,

поощрение,

демонстрация

Воспитатель побуждает детей к рассматриванию глобуса.

Дети подходят к глобусу

-Ребята, давайте рассмотрим глобус. Каких цветов глобус?

Ответы детей

- На нем есть голубые, зеленые и коричневые цвета. Алина, а что значит голубой цвет на глобусе?

Ответ ребенка

- Верно, голубой цвет означает озера, реки, моря и океаны. Ксюша, а что значит коричневый цвет на глобусе?

Ответ ребенка

- Коричневый цвет на глобусе означает горы и сушу. Коля, а что значит зеленый цвет на глобусе?

Ответ ребенка

- Да, зеленый цвет на глобусе означает леса. Давайте попробуем найти на глобусе, где мы живем. Сначала нужно найти нашу страну.

- Правильно, здесь находится наша страна – Россия. А сейчас найдем Уральские горы. Вот какие они длинные, протяженные. Отметим в этой точке наше местоположение флажком. А куда мы отправимся?

Ответы детей

- Верно, в Африку. Отметим на Африке второй флажок.

Даша, проложи маршрут от нашего местоположения до Африки стрелочками.

- Молодец. Вот такой маршрут путешествия у нас получился.

Дети активно участвуют в беседе, ориентируются на глобусе.

Дети умеют ориентироваться на глобусе.

4.Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения.

Задача:

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира;

Учить работать с картой, проводить исследование.

Беседа, поощрение, демонстрация


Дети сидят полу кругом перед мольбертом

-Ребята, посмотрите на карту Африки. Как вы думаете, кто нам может встретиться там во время нашего путешествия? Что мы можем там увидеть?

Дети высказывают свои предположения.

- Хорошо, вы высказали очень много предположений.

Дети садятся за столы

- А сейчас посмотрите на столы. На них лежит много картинок с изображениями животных, растений, людей, природы. Выберите из этих картинок те, которые, по вашему мнению, подходят к данному материку – к Африке и наклейте их на карту.

Дети активно и заинтересованно участвуют в обсуждении, высказывают предположения

Дети проявляют интерес к познанию окружающего мира;

Дети умеют работать с картой, проводить исследование.

5.Само

путешествие, заполнение участка карты метками.

Задачи:

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми;

Развивать умение обсуждать увиденное, рассказывать о впечатлениях;

Обобщать представления о диких животных, растениях, климате и населении Африки;

Учить детей самостоятельно объединяться в группы.


Беседа, имитационная игра «Самолеты», поощрение

- Отлично, мы предположили, что нам может встретиться на пути, кого мы можем увидеть. Ну а сейчас пора в путь! На чем мы решили добраться до Африки?

Ответы детей

- Да, в самолете.

Воспитатель организует имитационную игру «Самолеты».

Дети сидят полукругом на ковре

-Ребята, вот мы и добрались до Африки. Посмотрите, кто нас встречает. Кто же это?

Ответы детей

- Это жители Африки. А кто знает, как их называют?

Ответы детей

- Ребята, их называют аборигены. Они живут большими племенами. Посмотрите, а что интересного вы заметили в их образе?

Ответы детей

- На них очень много украшений. Их наряды и особые украшения говорят о том, к какому племени они принадлежат. Итак, аборигены предлагают нам прогуляться по просторам их Родины.

-А где же мы с вами находимся?

Ответы детей

- Посмотрите, земля покрыта золотистым песком, годами здесь не бывает дождей. Конечно, это – пустыня. В Африке находится самая большая пустыня – Сахара. Как вы думаете, в этом месте растут растения? Кто знает, как они называются?

Ответы детей

- Да, это кактусы – растения с колючками. А еще в пустыне растут колючие кустарники. А благодаря чему они растут в этом жарком месте?

Ответы детей

- У этих растений очень длинные корни, чтобы доставать воду, которая находится на большой глубине в земле.

- Ребята, посмотрите, на нас медленно движется высокое животное с горбом на спине. Кто же это?

Ответы детей

- Это верблюд. Как же верблюд спасается от такой жары?

Ответы детей

- От солнечных лучей его защищает шерсть, а на лапах у него есть грубые мозоли, чтобы не обжигаться горячим песком. Верблюд очень выносливое животное, он может долгое время обходиться без воды.
Воспитатель предлагает детям заполнить карту вырезками-метками по пройденному отрезку.

- Ну что ж, аборигены зовут нас дальше. Пустыня осталась позади, появляются кустарники и причудливые деревья. Ребята, мы с вами находимся в африканской саванне!

- И перед нами огромное дерево – баобаб. У него очень большой, толстый ствол. Даже если мы все возьмемся за руки и сделаем круг, мы не сможем обхватить ствол этого дерева, настолько он большой.

- Ребята, вы слышите, кто так рычит?

Ответы детей

- Да, это лев. А как еще называют льва?

Ответы детей

- Верно, царем зверей. Лев – это хищное животное. А что это за полосатое животное убегает то льва?

Ответы детей

- Это зебра. Зебры бегают очень быстро. А почему у зебры полосатая шкура?

Ответы детей

Считается, что такая окраска сбивает с толку львов, и им труднее нападать на зебр. Значит, какую функцию выполняет полосатая шкура зебр?

Ответы детей

Да, она помогает им защищаться.

- А это что за удивительное животное с очень длинной шеей?

Ответы детей

- Это жираф. Для чего жирафу такая длинная шея?

Ответы детей

- Благодаря своей шее жираф дотягивается до листьев на самых верхушках деревьев и добывает себе пищу. А еще у жирафа очень гибкий и длинный язык.
Воспитатель предлагает детям заполнить карту вырезками-метками по пройденной зоне.

- Ребята, нам пора покидать саванну. Аборигены зовут нас дальше. На нашем пути встречается очень много растений, деревьев, в некоторых местах даже трудно пройти. Ой, даже дождик закапал! Ребята, мы с вами находимся во влажном тропическом лесу. А кто это веселится? Прыгает с ветки на ветку?

Ответы детей

- Верно, это обезьяны. Они очень озорные. А что едят обезьяны?

Ответы детей

-Да, банан – это многолетнее травянистое растение. Это фрукт, который может расти только в тропиках. А вот еще одно интересное растение. Кто скажет, как оно называется?

Ответы детей

- Это кокосовая пальма, на ней растут кокосы.

- Ребята, теперь мы с вами объединимся в группы, возьмем энциклопедии и сами исследуем, какие животные живут в Африке. Найдите в книгах названия и фотографии животных, которые обитают на острове, найдите этих животных среди представленных картинок, приклейте на имеющиеся у вас картах.

Предварительно вырезанные изображения разных животных

- Ребята, в Африке есть еще очень много интересных растений и животных, но нам уже пора возвращаться домой. Скажем спасибо аборигенам, за то, что они показали нам такие замечательные места Африки. А хотите станцевать танец на прощание?

Ответы детей

Воспитатель организует физминутку – танец под музыку «В Африке горы вот такой вышины».

- А на чем мы отправимся домой?

- Правильно, на самолете.

Воспитатель организует имитационную игру «Самолеты».

Дети участвуют в путешествии, проявляют активность, любознательность, участвуют в заполнении карты.

Дети проявляют дружественное взаимоотношение;

Дети демонстрируют умение обсуждать увиденное, рассказывать о впечатлениях;

Дети знают о диких животных, растениях, климате и населении Африки;

Дети умеют самостоятельно объединяться в группы.

6.Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали.

Задачи:

Развивать умение обсуждать увиденное, рассказывать о впечатлениях;

Развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать в процессе наблюдения, делать выводы.

Беседа, поощрение, эмоциональное стимулирование

-Ребята, вот мы и прилетели домой. Из какого жаркого материка мы прилетели?

Дети сидят полукругом на ковре

Ответы детей

- Верно, мы с вами прилетели из Африки. Ребята, давайте вспомним, кто нам встретился во время путешествия?

Ответы детей

- Ребята, а какой в Африке климат? А вы помните, что в самом начале нашего путешествия, мы заполняли карту, вы предполагали, что мы можем встретить в путешествии? Хотите сравнить эту карту и карту, которую мы заполнили во время путешествия?

Воспитатель выставляет рядом карту, заполненную детьми в начале путешествия.

- Посмотрите внимательно на эти две карты. Если ли в них что-нибудь общее? А есть ли то, что отличает их друг от друга? Так какой же вывод мы можем сделать?

Ответы детей

- Конечно, ваши предположения оказались верными. И действительно, то, что вы предположили в начале путешествия мы и увидели во время путешествия по Африке.

- Молодцы, ребята. Вот сколько нового и интересного мы сегодня узнали благодаря нашему путешествию. Мы познакомились с таким замечательным материком, как Африка.

Дети выражают свое мнение, сравнивают свою карту и воспитателя.

Дети демонстрируют умение обсуждать увиденное, рассказывать о впечатлениях;

Дети демонстрируют умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать в процессе наблюдения, делать выводы.

7.Подведение итогов.

Задача:

Формировать у детей умение анализировать процесс и результат непосредственно-образовательной деятельности, формулировать вывод.

Беседа, эмоциональное стимулирование

Дети стоят полукругом пред воспитателем

- Ребята, вам понравилось наше путешествие на самый жаркий материк?

- Что нового вы сегодня узнали?

- А что вам показалось самым интересным?

- А какими мы были туристами?

- Да, мы были вежливыми, приветливыми.

- А какие трудности возникли у вас?

- А как вы их преодолели?

Дети выражают свое мнение, анализируют свою деятельность.

Дети умеют проводить элементарный анализ процесса и результата непосредственно-образовательной деятельности, формулировать вывод.

8. Открытость.

Задача: Ориентировать детей на самостоятельную деятельность в режимных моментах

Эмоциональное стимулирование,

беседа

Воспитатель эмоционально стимулирует детей, дети стоят полукругом на ковре.

- Ребята, спасибо вам за такое замечательное путешествие в Африку. Я вам предлагаю нарисовать рисунки на тему "Наше путешествие на в Африку"

- Вы согласны?

Ответы детей

- Замечательно!

Слушают педагога и отвечают на вопросы.

Ориентированы на самостоятельную деятельность в режимных моментах.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!