1. Выбор пункта назначения. Задачи: смотивировать детей на предстоящую деятельность, привлечь внимание. Воспитывать бережное отношение к природе. | Эмоциональное стимулирование, беседа, демонстрация | Воспитатель эмоциональное стимулирует детей, привлекает их внимание. Дети стоят полукругом перед воспитателем на ковре -Ребята, а вы знаете, какой материк на нашей планете является самым жарким? Ответы детей - Верно, это Африка. Ребята, а вы хотели бы отправиться в путешествие по Африке и познакомиться поближе с этим удивительным материком? Ответы детей - Здорово! Тогда мы с вами будем туристами и отправимся в путешествие. А давайте вспомним, как ведут себя туристы в путешествии? Как они относятся к природе? Ответы детей - Да, они не срывают цветы, не мусорят. А как туристы относятся к животным? Ответы детей - Верно, они их не пугают, ласково с ними обращаются. А как нужно относиться к хищным животным? Ответы детей - Конечно, к хищным животным туристы не подходят, наблюдают за ними только со стороны и не дразнят их. | Дети внимательно слушают, высказывают свои предположения, участвуют в диалоге. | Дети смотивированы на предстоящую деятельность, внимание детей привлечено. Дети проявляют бережное отношение к природе. |
2.Выбор транспортного средства передвижения. Задача: Развивать умение осуществлять планирование деятельности в процессе совместного маршрута путешествия; Развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать в процессе наблюдения, делать выводы. | Беседа, обсуждение, проблемная ситуация | Воспитатель вовлекает детей в совместную деятельность - Как выдумаете, на каком транспортном средстве мы можем добраться до Африки? Ответы детей - Удобно ли будет добраться до Африки на машине? Ответы детей - Конечно, нет, это слишком долго. А на поезде? Ответы детей - Да, на поезде тоже очень долго добираться. Ребята, какой же самый удобный способ добраться до Африки? Ответы детей - Верно, это самолет. А почему? Да, нам не придется объезжать горы, переплывать моря, в самолете мы доберемся очень быстро. - Ребята, а на каком транспортном средстве мы будем передвигаться по Африке? Ответы детей - Правильно, мы будем передвигаться на машине. | Дети активно участвуют в обсуждении, выражают свое мнение. | Дети демонстрируют умение осуществлять планирование деятельности в процессе совместного маршрута путешествия; Дети демонстрируют умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать в процессе наблюдения, делать выводы. |
3. Определение маршрута по глобусу, прокладывание его на карте. Задача: Учить ориентироваться на глобусе. | Беседа, объяснение, поощрение, демонстрация | Воспитатель побуждает детей к рассматриванию глобуса. Дети подходят к глобусу -Ребята, давайте рассмотрим глобус. Каких цветов глобус? Ответы детей - На нем есть голубые, зеленые и коричневые цвета. Алина, а что значит голубой цвет на глобусе? Ответ ребенка - Верно, голубой цвет означает озера, реки, моря и океаны. Ксюша, а что значит коричневый цвет на глобусе? Ответ ребенка - Коричневый цвет на глобусе означает горы и сушу. Коля, а что значит зеленый цвет на глобусе? Ответ ребенка - Да, зеленый цвет на глобусе означает леса. Давайте попробуем найти на глобусе, где мы живем. Сначала нужно найти нашу страну. - Правильно, здесь находится наша страна – Россия. А сейчас найдем Уральские горы. Вот какие они длинные, протяженные. Отметим в этой точке наше местоположение флажком. А куда мы отправимся? Ответы детей - Верно, в Африку. Отметим на Африке второй флажок. Даша, проложи маршрут от нашего местоположения до Африки стрелочками. - Молодец. Вот такой маршрут путешествия у нас получился. | Дети активно участвуют в беседе, ориентируются на глобусе. | Дети умеют ориентироваться на глобусе. |
4.Высказывание предположений о том, что и кто может встретиться в пути, в данной местности; что дети знают о пункте назначения. Задача: Воспитывать интерес к познанию окружающего мира; Учить работать с картой, проводить исследование. | Беседа, поощрение, демонстрация | Дети сидят полу кругом перед мольбертом -Ребята, посмотрите на карту Африки. Как вы думаете, кто нам может встретиться там во время нашего путешествия? Что мы можем там увидеть? Дети высказывают свои предположения. - Хорошо, вы высказали очень много предположений. Дети садятся за столы - А сейчас посмотрите на столы. На них лежит много картинок с изображениями животных, растений, людей, природы. Выберите из этих картинок те, которые, по вашему мнению, подходят к данному материку – к Африке и наклейте их на карту. | Дети активно и заинтересованно участвуют в обсуждении, высказывают предположения | Дети проявляют интерес к познанию окружающего мира; Дети умеют работать с картой, проводить исследование. |
5.Само путешествие, заполнение участка карты метками. Задачи: Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; Развивать умение обсуждать увиденное, рассказывать о впечатлениях; Обобщать представления о диких животных, растениях, климате и населении Африки; Учить детей самостоятельно объединяться в группы. | Беседа, имитационная игра «Самолеты», поощрение | - Отлично, мы предположили, что нам может встретиться на пути, кого мы можем увидеть. Ну а сейчас пора в путь! На чем мы решили добраться до Африки? Ответы детей - Да, в самолете. Воспитатель организует имитационную игру «Самолеты». Дети сидят полукругом на ковре -Ребята, вот мы и добрались до Африки. Посмотрите, кто нас встречает. Кто же это? Ответы детей - Это жители Африки. А кто знает, как их называют? Ответы детей - Ребята, их называют аборигены. Они живут большими племенами. Посмотрите, а что интересного вы заметили в их образе? Ответы детей - На них очень много украшений. Их наряды и особые украшения говорят о том, к какому племени они принадлежат. Итак, аборигены предлагают нам прогуляться по просторам их Родины. -А где же мы с вами находимся? Ответы детей - Посмотрите, земля покрыта золотистым песком, годами здесь не бывает дождей. Конечно, это – пустыня. В Африке находится самая большая пустыня – Сахара. Как вы думаете, в этом месте растут растения? Кто знает, как они называются? Ответы детей - Да, это кактусы – растения с колючками. А еще в пустыне растут колючие кустарники. А благодаря чему они растут в этом жарком месте? Ответы детей - У этих растений очень длинные корни, чтобы доставать воду, которая находится на большой глубине в земле. - Ребята, посмотрите, на нас медленно движется высокое животное с горбом на спине. Кто же это? Ответы детей - Это верблюд. Как же верблюд спасается от такой жары? Ответы детей - От солнечных лучей его защищает шерсть, а на лапах у него есть грубые мозоли, чтобы не обжигаться горячим песком. Верблюд очень выносливое животное, он может долгое время обходиться без воды. Воспитатель предлагает детям заполнить карту вырезками-метками по пройденному отрезку. - Ну что ж, аборигены зовут нас дальше. Пустыня осталась позади, появляются кустарники и причудливые деревья. Ребята, мы с вами находимся в африканской саванне! - И перед нами огромное дерево – баобаб. У него очень большой, толстый ствол. Даже если мы все возьмемся за руки и сделаем круг, мы не сможем обхватить ствол этого дерева, настолько он большой. - Ребята, вы слышите, кто так рычит? Ответы детей - Да, это лев. А как еще называют льва? Ответы детей - Верно, царем зверей. Лев – это хищное животное. А что это за полосатое животное убегает то льва? Ответы детей - Это зебра. Зебры бегают очень быстро. А почему у зебры полосатая шкура? Ответы детей Считается, что такая окраска сбивает с толку львов, и им труднее нападать на зебр. Значит, какую функцию выполняет полосатая шкура зебр? Ответы детей Да, она помогает им защищаться. - А это что за удивительное животное с очень длинной шеей? Ответы детей - Это жираф. Для чего жирафу такая длинная шея? Ответы детей - Благодаря своей шее жираф дотягивается до листьев на самых верхушках деревьев и добывает себе пищу. А еще у жирафа очень гибкий и длинный язык. Воспитатель предлагает детям заполнить карту вырезками-метками по пройденной зоне. - Ребята, нам пора покидать саванну. Аборигены зовут нас дальше. На нашем пути встречается очень много растений, деревьев, в некоторых местах даже трудно пройти. Ой, даже дождик закапал! Ребята, мы с вами находимся во влажном тропическом лесу. А кто это веселится? Прыгает с ветки на ветку? Ответы детей - Верно, это обезьяны. Они очень озорные. А что едят обезьяны? Ответы детей -Да, банан – это многолетнее травянистое растение. Это фрукт, который может расти только в тропиках. А вот еще одно интересное растение. Кто скажет, как оно называется? Ответы детей - Это кокосовая пальма, на ней растут кокосы. - Ребята, теперь мы с вами объединимся в группы, возьмем энциклопедии и сами исследуем, какие животные живут в Африке. Найдите в книгах названия и фотографии животных, которые обитают на острове, найдите этих животных среди представленных картинок, приклейте на имеющиеся у вас картах. Предварительно вырезанные изображения разных животных - Ребята, в Африке есть еще очень много интересных растений и животных, но нам уже пора возвращаться домой. Скажем спасибо аборигенам, за то, что они показали нам такие замечательные места Африки. А хотите станцевать танец на прощание? Ответы детей Воспитатель организует физминутку – танец под музыку «В Африке горы вот такой вышины». - А на чем мы отправимся домой? - Правильно, на самолете. Воспитатель организует имитационную игру «Самолеты». | Дети участвуют в путешествии, проявляют активность, любознательность, участвуют в заполнении карты. | Дети проявляют дружественное взаимоотношение; Дети демонстрируют умение обсуждать увиденное, рассказывать о впечатлениях; Дети знают о диких животных, растениях, климате и населении Африки; Дети умеют самостоятельно объединяться в группы. |
6.Подведение итогов, проверка предположений, что нового узнали. Задачи: Развивать умение обсуждать увиденное, рассказывать о впечатлениях; Развивать умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать в процессе наблюдения, делать выводы. | Беседа, поощрение, эмоциональное стимулирование | -Ребята, вот мы и прилетели домой. Из какого жаркого материка мы прилетели? Дети сидят полукругом на ковре Ответы детей - Верно, мы с вами прилетели из Африки. Ребята, давайте вспомним, кто нам встретился во время путешествия? Ответы детей - Ребята, а какой в Африке климат? А вы помните, что в самом начале нашего путешествия, мы заполняли карту, вы предполагали, что мы можем встретить в путешествии? Хотите сравнить эту карту и карту, которую мы заполнили во время путешествия? Воспитатель выставляет рядом карту, заполненную детьми в начале путешествия. - Посмотрите внимательно на эти две карты. Если ли в них что-нибудь общее? А есть ли то, что отличает их друг от друга? Так какой же вывод мы можем сделать? Ответы детей - Конечно, ваши предположения оказались верными. И действительно, то, что вы предположили в начале путешествия мы и увидели во время путешествия по Африке. - Молодцы, ребята. Вот сколько нового и интересного мы сегодня узнали благодаря нашему путешествию. Мы познакомились с таким замечательным материком, как Африка. | Дети выражают свое мнение, сравнивают свою карту и воспитателя. | Дети демонстрируют умение обсуждать увиденное, рассказывать о впечатлениях; Дети демонстрируют умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать в процессе наблюдения, делать выводы. |
7.Подведение итогов. Задача: Формировать у детей умение анализировать процесс и результат непосредственно-образовательной деятельности, формулировать вывод. | Беседа, эмоциональное стимулирование | Дети стоят полукругом пред воспитателем - Ребята, вам понравилось наше путешествие на самый жаркий материк? - Что нового вы сегодня узнали? - А что вам показалось самым интересным? - А какими мы были туристами? - Да, мы были вежливыми, приветливыми. - А какие трудности возникли у вас? - А как вы их преодолели? | Дети выражают свое мнение, анализируют свою деятельность. | Дети умеют проводить элементарный анализ процесса и результата непосредственно-образовательной деятельности, формулировать вывод. |