- Здравствуйте, ребята. На прошлом уроке вы узнали об устройстве старинного дома. А интересно ли вам как выглядят жилища других народов? В каких домах живут народы Севера? Или народы Кавказа? - Как мы это можем узнать? Значит тема нашего урока ….. «Побываем в гостях». - Давайте вместе прочитаем, тему сегодняшнего урока. - Как вы думаете, что будет являться целью нашего урока? - Итак, цель нашего урока – узнать об особенностях разных народов: их жилища, традиций, быта. И самое главное, узнать какие общие правила гостеприимства есть у всех народов? - Наша страна очень большая и многонациональная, у неё много государств соседей. Мы совершим путешествие по нашей стране и заглянем в гости к нашим соседям-государствам. Ведь не зря на Руси появилась пословица «Дружба народов – сильнее бури, ярче солнца». Вспомним стороны света. • Кто может сказать, какие стороны света бывают? -Ребята, прочитаем правила в нашем путеводителе-учебнике для того, чтобы наше посещение было не только познавательным для нас, но и приятным для хозяев. ( На странице 16 прочитайте раздел «Обычаи гостеприимства») - Узнаем, как вы поняли прочитанное. - В каких формах проявляется взаимное уважение между гостем и хозяином? - У вас на партах лежал листочки, в них пропущены слова. Эти слова указаны ниже, вам нужно заполнить пустое место. - Кто хочет поделиться тем, что получилось? - Давайте отправимся в гости к таежным жителям. Мы находимся в Ханты-Мансийском АО, в старину эти народы вели полукочевой образ жизни, поэтому для каждого времени года у них были свои жилища: Землянки, избы, чум, шалаши. - Как вы думаете, изнутри дом устроен, так же как и русская изба? - А чем отличается? - Хорошо, это наши предположения. Давайте прочтем на странице 17 абзац и сравним наши догадки с эталоном. - Ну что, сходятся наши догадки? В чем сходства? А в чем различия? -Посмотрите, это Юрта, переносное жилище Бурят. -А это Яранга, традиционное переносное жилище чукчей и коряков. -Давайте сравним, чем схожи Юрта и Яранга? ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Раз – подняться, потянуться, Два – нагнуться, разогнуться, Три – в ладоши, три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире, Пять – руками помахать, Шесть – на место тихо сесть. - Ребята, давайте посмотрим, какие жилища бывают еще. - Имеют ли эти жилища сходства с русской избой? Чем похожи? - А как вы думаете, по каким причинам жилища разных народов различны? Почему они отличаются друг от друга? - А теперь давайте отправимся в гости к жителям гор, в Грузию. Земля в горах, это очень ценно и поэтому домов там мало. Из-за того, что земли мало, дома-башни «растут» вверх. Это древне кавказское жилище. В нижнем этаже находится скот, а в верхнем живут люди. С этажа на этаж попадают через лазы по бревнам с зарубками. Порог делали высоким, на него нельзя было наступать. Тот, кто перешагнёт через порог, тот уже гость. Очаг делит жилой этаж на две части. В передней половине хозяйничает женщина, а за очагом мужская часть дома. Там стояли кресло и диван главы семьи. Здесь же принимали гостей, однако для приема гостей есть специальное место. Центральный столб жилого этажа считался священным, как и очаг. Вершина жилища чаще всего имела вид короны украшенной кругами с крестами внутри, словно могучее дерево укрывало очаг и семью. - Я предлагаю взять листочек номер 2 и заполнить его. *РЕФЛЕКСИЯ* - Кто хочет поделиться полученным результатом? - А теперь возьмите листочек номер 3 и соедините жилище с его названием. - Ребята, давайте подведём итог. - Что общего мы можем увидеть в старинных домах России и мира? - А почему необходимо соблюдать правила гостеприимства ? -А вы соблюдаете правила гостеприимства ? - Ребята, запишите домашнее задание.
|