I. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) 1.Приветствие 2. Проверка готовности к уроку Время: 1 | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку | Приветствуют и слушают учителя. Проверяют свою готовность к уроку. | | | Л.Включение в деятельность на личностно-значимом уровне. Положительная эмоциональная направленность |
II. Актуализация опорных знаний 1.Проверка усвоения пройденного материала 2.Обсуждение проблемной ситуации Время: 5 | 1.Предлагает выполнить тест «Арктика». 2.Проблемная ситуация по заданию № 6. | 1.Повторяют материал через выполнение теста по теме «Арктика». 2.Взаимопроверка по эталону с 1-6 вопросами теста. | Тест «Арктика». - 1.Природная зона арктических пустынь расположена на островах … а) Тихого океана; б) Индийского; в) Северного Ледовитого. 2. Солнце направляет на зону Арктических пустынь а) наклонные, косые лучи; б) прямые, отвесные. 3. Зимой в Арктике бывает: а) полярная ночь; б) полярный день. 4. В ледяной зоне растут .. а) кедры, берёзы, черёмуха; б) лишайники, мхи, полярные маки. 5. Большое скопление птиц на скалах называют … а) «птичьи рынки»; б) «птичьи базары». 6. Рассмотрите деревья. Это берёзы. Какая из этих берёз может расти на севере нашей страны? (рисунки растений) а) обычная берёза б) карликовая берёза | Местоположение зоны арктических пустынь. Зависимость природных особенностей Арктики от освещенности её Солнцем. Полярный день и полярная ночь. Флора и фауна Арктики. | П: Анализируют текст в уме (действие с информацией) К: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями |
III. Постановка учебной задачи 1.Подводящий к теме диалог. Проблемные вопросы для каждой группы. Время: 3 | Обсуждение с детьми предложенных гипотез по проблемному вопросу: Как все живое приспособилось к жизни в тундре? Учитель подводит учеников к тому, что все живое можно разделить на группы: растение, животные и люди, четвертая группа будет изучать климат, который влияет на все живое. | 1.Предположения детей по проблемным ситуациям. 2.Проговаривание темы урока и проблемных задач для каждой группы. | Учебная задача для класса: -изучить зону тундры. Проблема для группы географов: - Какие климатические условия влияют на все живое? Проблема для группы ботаников: - Как карликовая берёза и другие растения приспособились расти в тундре? Проблема для группы зоологов: - Как животные тундры приспособились к суровым условиям? Проблема для группы социологов: -Как зависит деятельность людей от климатических условий? - Какими источниками информации будете пользоваться, чтобы решить поставленные проблемы? (учебник «Окружающий мир», атлас-определитель «От земли до неба», энциклопедии «Великан на поляне», «Зеленые страницы») | | Р.умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему; ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. К.: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами |
IV. «Открытие нового знания». 1. Работа в группах. Время: 10 2. Физминутка Время: 1 3. Отчет представителя группы о проделанной работе. Время: 10
| 1.Консультация групп.
2. Показ физминутки
3. Слушает представителей от каждой группы, по ходу выступления детей заполняется таблица на слайде с выводами.
Можем ли мы ответить на вопрос: Как все живое приспособилось к жизни в тундре? | Работают с учебником и картой «Природные зоны России». Читают и находят самое главное, записывают в маршрутный лист. 1 группа: с. 84-85; 2 группа: с. 88; 2 группа: с. 88-89; 2 группа: с. 90-92. 2. Физические упражнения учащихся. 3.Представители от каждой группы рассказывают о результатах работы своей группы, делают выводы. Дети делают вывод. | Работа в группах: 1.Географы. Изучают климатические условия данной природной зоны. 2.Ботаники. Изучают растения тундры и их приспособленность к природным условиям. 3.Зоологи. Изучают животных тундры их приспособленность к природным условиям 4.Социологи. Изучают занятия коренного населения, экологические проблемы тундры.
Вывод группы географов: - Арктика и тундра находятся на севере нашей страны. Суровая и длинная зима. Температура зимой опускается до -50-60 градусов. Круглый год дуют сильные холодные ветры. Полярная ночь длится несколько месяцев. Лето короткое, прохладное. Вывод группы ботаников: -Растения тундры низкорослые, многие стелются по земле, корни маленькие и находятся близко к поверхности земли. Причины: короткое прохладное лето, почва оттаивает на небольшую глубину, ниже находится вечная мерзлота. Вывод группы зоологов: - Летом в тундре много воды. В воде развиваются личинки комаров, мошек. Они являются пищей для водоплавающих птиц. Многие животные имеют белую окраску, плотное оперение. Это их спасает зимой от гибели. Вывод группы социологов: - В тундре люди занимаются рыболовством, разведением оленей. Но тундра богата полезными ископаемыми. Добыча нефти, газа, каменного угля приводит к снижению численности животных. От вездеходов и тракторов поверхность почвы нарушается, растения гибнут. Люди занимаются браконьерством.
| Местоположение зоны тундры, обозначение ее на карте природных зон. Природные особенности зоны тундры, флора и фауна. Экологические связи в зоне тундры. Занятия местного населения. Освоение полезных ископаемых и создающиеся вследствие этого экологические проблемы. | П. : - развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте учебника, выборочно передавать содержание текста; - умение кратко формулировать мысль; - умение обрабатывать информацию и делать вывод; - закрепление навыков групповой работы; Р: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля; развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, таблицей. К: обмениваются мнениями, умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
VI. Первичное закрепление нового знания 1. Классификация предметов Время: 5 | Предлагает задание на классификацию предметов по теме «Тундра» | Рассматривают, делают выводы и классифицируют. | Задание: отобрать фотографии, которые имеют отношение к тундре. | Знание рельефа тундры, климата, растительного и животного мира. | К: высказывают свою точку зрения, вступают в диалог, обмениваются мнениями |
VII. Рефлексия деятельности 1.Обобщение полученных на уроке сведений. 2.Заключительная беседа. 3 Выставление оценок Время: 2 | 1.Подведение результатов работы. 2. Оценивание своей деятельности. | Оценка командира работы всей группы и оценка собственной деятельности каждым членом группы (в оценочных листах) | - Какую учебную задачу решали? - Ваша задача была изучить зону тундры и доказать, что карликовая берёза и другие растения могут расти на севере нашей страны в зоне тундры. - Справились? | | П: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с учебными задачами; Р: оценивают собственную деятельность на уроке |