СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий мир тундра

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир тундра»

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Орловской области

«Мезенский педагогический колледж»




Технологическая карта пробного урока окружающего мира

на тему: «Тундра»

4 класс

проведенного студенткой 41А группы

специальности 44.02.02

Преподавание в начальных классах

Серпилиной Кариной Александровной









2024




УМК Школа России

Тема: «Тундра»

Класс: 4

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: создать условия для формирования представлений у младших школьников о тундре, как новой природной зоне.

Задачи.

Обучающая: сформировать представления у младших школьников о тундре, как новой природной зоне: научить ориентироваться по карте природных зон, помочь запомнить названия растений и животных тундры, научить их различать, научить определять важные экологические проблемы тундры.

Развивающая: развивать произвольную память, произвольное внимание обучающихся, развивать операции мышления – анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификацию; развивать коммуникативные и регулятивные умения.

Воспитательная: развивать интерес к уроку, учебную мотивацию, воспитывать экологическую культуру обучающихся, самостоятельность и трудолюбие.

Планируемые результаты:

Предметные: сформируют представления о тундре, как новой природной зоне: научатся ориентироваться по карте природных зон, запомнят названия растений и животных тундры, научатся их различать; научатся определять важные экологические проблемы тундры.

Метапредметные

Познавательные. Продолжают развивать умение извлекать информацию из учебника, анализировать, сравнивать понятия и представления, учатся обобщать, делать выводы, классифицировать, выделять существенные признаки, устанавливать причинно-следственные связи.

Коммуникативные: учится строить речевые высказывания, взаимодействовать в паре, группе, с учителем на уроке.

Регулятивные: продолжают развивать умение ставить учебную задачу, планировать, анализировать собственную деятельность, оценивать себя и одноклассников.

Личностные: учатся делать нравственный выбор и давать нравственную оценку экологической ситуации; воспитывают экологическую культуру; развивают учебную мотивацию и интерес к учебной деятельности.


Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

  1. Мотивация к учебной деятельности (самоопределение)

  1. Минута

Цель: Формирование и развитие ценностного отношения к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Здравствуйте ребята! Меня зовут Карина Александровна и сегодня урок окружающего мира у вас проведу я.

Заливистый школьный звонок

Позвал нас на урок

Будьте внимательны,

А ещё старательны.

-Улыбнитесь друг другу и пожелайте хорошего настроения.

-Мы продолжаем путешествовать по нашей любимой стране.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

2.Актуализация знаний и фиксирование

Полученных результатов

  1. Минуты

Цель: воспроизведение знаний и способов необходимых и достаточных для открытия новых знаний.

 Куда мы сегодня отправимся в путешествие вы узнаете с помощью кроссворда. (На столах каждого экипажа лежит кроссворд, нарисованный на альбомном листе бумаге). Если на все вопросы ответите верно, то в выделенной графе прочитаете слово, обозначающее название природной зоны, куда мы совершим путешествие.




К

И

Т










Т

У

П

И

К




Т

Ю

Л

Е

Н

Ь





М

Е

Д

В

Е

Д

Ь








М

О

Р

Ж





Г

А

Г

А

Р

А







Вопросы.

  1. Морской  зверь, достигает в длину 15-18 м.

  2. Птица, получившая название за свой клюв, которым в мерзлой земле выбивает подземные норы. В них она и живет, откладывает яйца.

  3. Ластоногое животное черного цвета,  детенышей которого зовут бельками.

  4. Что за белый с черным носом

Возле лунки за торосом

Ждет тюленя на обед,

А его все нет и нет?

  1. Морское животное весом до полутора тонн. Самец имеет два огромных бивня. Ластоногое. Неуклюж, но в воде очень проворен.

  2. Птица, откладывающая яйца в нишах скал. Ее теплый пух используется для утепления одежды.


Разгадывают кроссворд, для определения темы урока.

3.Выявление места и причины затруднения

  1. Минуты

Цель: определение границ знания и незнания.

- Итак, удивительный край, в котором грибы выше деревьев, называется тундрой. Сегодня в ходе экспедиции мы исследуем и изучим природу тундры, пользуясь планом изучения природных зон. Свои наблюдения занесем  в таблицы в тетрадях. Помогать нам в  работе будет учебник, которые  вы сегодня принесли на урок.

Таблица.

Природная

зона

Климат и

характеристика    природной зоны

Растения

природной

зоны

Животные

природной

зоны

Использование

и  влияние

человека


Обучающиеся зарисовывают таблицу в тетради.













4.Построение проекта выхода из затруднения

  1. Минута

Цель: умение определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения.

Тема урока: «Тундра»

Цель урока: познакомиться природной зоной тундры.

План урока:

  1. Узнать географическое положение тундры и природные условия.

  2. Познакомится с растительным и животным миром.

(Слайд)

Определяют тему и цель урока. Строят план урока.









5.Реализация построенного проекта

  1. Минут

Цель: формирование и развитие целей к совместной познавательной деятельности.

1.Географическое положение.

  1. По карте природных зон России найдите зону тундры. Как она расположена.

  2.  Определите воды, какого океана омывают ее с севера.

  3. По берегам, каких морей тянется территория тундры?

(  по 1 члену от каждой команды выходят к  доске и ведут показ по карте)

Приложение 1. (Слайд)

2.Природные условия.

Самостоятельное изучение по учебнику окружающего мира природных условий тундры.

Занесение  показаний   в таблицу.

Опишите зиму в тундре.

Опишите лето.

Почему тундру называют краем болот и озер?

Какие почвы в тундре?

Какие полезные ископаемые найдены  в тундре?

3. Изучение растительного мира тундры.                                                         

- Назовите условия, благоприятные для роста и развития растений.  

Все ли необходимые условия есть в тундре? Чего в избытке, чего не      хватает?

Мы знаем, что на Земле растут различные растения: деревья, кустарники, травы, мхи, водоросли, лишайники, грибы. Как вы думаете, какие из них могут расти в тундре?

Весной тундра красива. Растения торопятся зацвести, образовать плоды, семена, ведь лето очень короткое. Луга кажутся покрытыми пестрым ковром: фиолетовые цветы камнеломки, белые с желтой серединой цветы куропаточьей травы (Слайд). По болотам весной цветут осока и пушица.

А каких привычных для нашей местности растений вы не видите?

Как вы думаете, почему деревья, такие как у нас, не  могут расти в зоне тундры?

Но все же деревья в тундре есть, но они настолько малы, что некоторые травянистые растения и даже грибы выше. Это деревья-карлики, так они и называются - карликовая ива, карликовая берёза. (Слайд)

- В тундре много мхов и лишайников, для них самые подходящие условия - не жарко, влажно.  Один из лишайников – ягель(Слайд) - основной корм северных оленей. Его называют также олений мох. Посмотрите вот растения, которые встречаются и в нашем лесу: клюква, голубика, брусника. (Слайд)

   А вот это растение – морошка (Слайд). Оно встречается в основном только в тундре.  Морошка - травянистое растение. Зрелые плоды  оранжевые, имеют приятный вкус и высоко ценятся  местными жителями, которые собирают их в тундре  в большом количестве.

Таким образом, тундра представляет собой безлесое пространство с низким не всегда сплошным растительным ковром. Основу их составляют мхи и лишайники, на фоне которых развиваются низкорослые растения – кустарники, кустарнички, травы. Деревьев в тундре нет.

 4.Изучение животного мира тундры.

Итак, ответьте  какие основные виды животных обитают в тундре?

( использование иллюстрации в учебнике )

Записывают в таблицу  названия животных.

( Животные во всем мире живут не где попало, а там, где они находят для себя пищу и подходящие условия жизни. Тундра в этом плане не исключение. Как и везде, где есть растительность, там есть растительноядные животные: северный олень, лемминги. (Слайд)

Летом в тундре огромное количество насекомых, особенно мошкары - гнуса, поэтому весной в тундре много птиц. Прилетает много водоплавающих птиц: гуси, лебеди, утки. Летом для них раздолье - много озер с рыбой, масса насекомых.

Там, где есть растительноядные животные, обязательно есть хищники: волк, белая сова). (Слайд)

Как они приспособились к суровым условиям обитания?                                        




6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

  1. Минуты

Цель: формирование и развитие алгоритма решения к умению выполнять задание по алгоритму.

Итак, что нового мы узнали на уроке?

-Ребята, с какой природной зоной, мы познакомились на уроке?

-Назовите животных и растения, которые находятся в этой природной зоне.

Какие климатические условия в тундре?


Отвечают на вопросы учителя.

7.Самостоятельная работа самопроверкой

4 минуты

Цель: Формирование и развитие навыков к умению применять полученные знания.


Подошла к концу наша экспедиция и пришло время  обобщить полученные вами сведения.  

Дифференцированные   задания.

Перед вами наборы карточек разного цвета:

  • Красные -  сложные задания для сильных учащихся;

  • Зеленые - средней сложности;

  • Желтые - для слабоуспевающих.

Приложение 2.

                                                                                                                                                   

1. Какие растения встречаются в Тундре?___________________________________

2.Почему именно они могут расти в Тундре_________________________________

3. Как животные Тундры приспособились к суровым условиям обитания?______________________________________________________________


1. Запиши слова в таком порядке:

    а) травы

    б) кустарники

    в) лишайники

Ягель, морошка, камнеломка, карликовая береза,

куропаточья трава, голубика, пушица.

2.Перичисли животных тундры.________________

____________________________________________

Чтобы выжить в условиях тундры животным необходимы:

________________________________________


1.Назови растения тундры:____________________________________

 __________________________________________

2.Из перечисленных  животных подчеркни тех,

которые не живут в тундре:

волк, песец, белка, белая сова, бурый медведь,

северный олень, лемминг, крот, заяц-беляк,

тундряная куропатка.


Выполняют задание на карточках.

8.Включение в систему знаний и повторение

  1. Минут

Цель: Уметь соотносить цели и результаты собственной деятельности на уроке.

-Ребята, давайте вернемся к плану урока. Мы выполнили все пункты плана?

-Назовите географическое положение и климатические условия тундры.

-Назовите животных и растения природной зоны.

Отвечают на вопросы.

9.Рефлексия учебной деятельности

3 минуты

Цель: Умение анализировать и осмысливать свои достижения.

-С какой природной зоной познакомились на уроке?

-Вернемся к той цели, которую мы ставили в начале урока. Достигли мы этой цели?

Ребята, закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока:

 

 

 

Учитель раздает каждому карточку.

Всем спасибо за урок!

Отвечают на вопросы. Оценивают свою деятельность на уроке.

Приложение 1.
Приложение 2.




К

И

Т









Т

У

П

И

К



Т

Ю

Л

Е

Н

Ь





М

Е

Д

В

Е

Д

Ь








М

О

Р

Ж





Г

А

Г

А

Р

А












Природная

зона

Климат и

характеристика    природной зоны

Растения

природной

зоны

Животные

природной

зоны

Использование

и  влияние

человека

Приложение 3.

Приложение 4.

                                                                                                                                                   

1. Какие растения встречаются в Тундре?___________________________________

2.Почему именно они могут расти в Тундре_________________________________

3. Как животные Тундры приспособились к суровым условиям обитания?______________________________________________________________



1. Запиши слова в таком порядке:

    а) травы

    б) кустарники

    в) лишайники

Ягель, морошка, камнеломка, карликовая береза,

куропаточья трава, голубика, пушица.

2.Перичисли животных тундры.________________

____________________________________________

Чтобы выжить в условиях тундры животным необходимы:

________________________________________



1.Назови растения тундры:____________________________________

 __________________________________________

2.Из перечисленных  животных подчеркни тех,

которые не живут в тундре:

волк, песец, белка, белая сова, бурый медведь,

северный олень, лемминг, крот, заяц-беляк,

тундряная куропатка.





Приложение 5.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!