Тема урока «В широкой степи»
Цели: сформировать представление о природной зоне степей; ознакомить с географическим положением зоны степей, ее особенностями, животным и растительным миром, ролью человека; развивать умение работать с картой, атласом-определителем, дополнительной литературой, с гербарием; учить наблюдать, рассуждать, делать выводы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся находить и показывать зону степей на карте; характеризовать природные условия, животный и растительный мир; приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; определять признаки приспособленности растений и животных к природным условиям степи; формулировать правила экологической этики в степи.
Оборудование: карта «Природные зоны России», аудиозапись русской народной песни «Ах ты, степь широкая...», слайды, фотографии с изображением природных объектов степи, раздаточный материал, книга А.А. Плешакова и А.А. Румянцева «Великан на поляне», атлас-определитель, тесты для проверки знаний.
Ход урока
-
Организационный момент
-
Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
1. Тест
А1. Чем отличаются погодные условия зоны лесов?
-
теплая зима
-
теплое лето
-
мало влаги
4) солнце поднимается низко над горизонтом
А2. Какое дерево не относится к хвойным?
-
кедровая сосна 3)ясень
-
лиственница 4) пихта
АЗ. Какое дерево относится к мелколиственным?
-
дуб 3) клен
-
береза 4) липа
А4. Как меняется характер лесов с севера на юг?
-
хвойные — широколиственные — смешанные
-
смешанные — хвойные - широколиственные
-
широколиственные — хвойные — смешанные
-
хвойные — смешанные — широколиственные
В1.Какая птица способствует распространению семян кедра?
-
глухарь
-
рябчик
-
кедровка
-
сокол-дербник
В 2. Какая характеристика относится к зоне лесов?
-
зона, где растительность из деревьев, кустарников, трав
-
зона, где растительный покров из мхов, лишайников
-
зона, где растительный покров стелется по земле
-
зона — царство вечной мерзлоты
В 3. Какое животное «лишнее»?
-
бурундук 3) рысь
-
олень 4) заяц
С1. Какие схемы цепи питания можно составить из этих живых существ: кедровая сосна, соболь, травянистые растения, полевка, кедровка, заяц-беляк, рысь?
-
травянистые растения — заяц-беляк — рысь
-
кедровая сосна — кедровка
-
кедровая сосна — полевка — соболь
-
травянистые растения — заяц-беляк — соболь
С2. О какой лесной птице идет речь?
Эта птица относится к отряду куриных. Самцы крупнее и ярче самок. Весной самцы собираются на тока. Токуюшие птицы издают особые звуки, а иногда жестоко дерутся. Во время токового «пения» они теряют слух, отчего эти птицы и получили такое название.
-
кедровка 3)глухарь
-
рябчик 4) сокол - дербник
Ответы: А1 - 2, А2 - 3, АЗ - 2, А4 - 4, В1 - 3, В2 - 1, ВЗ – 3, 4
С1 - 1,2, 3, С2-3.
-
Индивидуальный опрос
(Учащиеся отвечают на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 89. Затем рассказывают, как они выполнили задание в рабочей тетради.)
№1,5 (с. 50-51).
III Самоопределение к деятельности
Разгадайте кроссворд.
1. Небольшой кустарник с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растёт в тундре и лесной зоне.
-
Вроде сосны, вроде елок,
А зимою без иголок.
-
Хозяин лесной,
Просыпается весной.
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой.
-
В народе это дерево часто называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчелы, и мед потом будет самый душистый.
-
Лиственное дерево со стволом черного или серого цвета, его легко узнать по небольшим темным шишечкам на ветках.
Ответы: 1. Брусника. 2. Лиственница. 3. Медведь. 4. Липа.
5. Ольха.
Ключевое слово: СТЕПЬ.
(Учитель включает аудиозапись русской народной песни «Ах ты, степь широкая...».)
-
Закройте глаза и представьте то, о чем поется в песне. Какая картина предстала перед вашими глазами? (Куда ни посмотришь - кругом степные просторы, обдувает горячим ветром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, чтобы спрятаться, вокруг травы, яркие цветы.)
-
Откройте учебник на с. 90 и рассмотрите иллюстрации.
-
Ответьте на вопросы рубрики «Вспомним».
-
Что нам сегодня нужно узнать об этой зоне? (Где расположена зона степей, каковы природные условия этой зоны, как приспособились к ним растения и животные.)
IV. Работа по теме урока
-
Работа по карте
-
Поработаем по карте.
-
Где расположена зона степей? (Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России.)
-
Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами? (Она меньше зоны лесов и тундры.)
-
В каком тепловом поясе она находится? (Зона степей расположена в умеренном поясе, но ближе к Северному тропику.)
-
Какая полоса разделяет зону степей и лесов? (Лесостепи.)
-
Как выглядит земная поверхность зоны? (Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, и небольшая часть — на Западно-Сибирской.)
-
Беседа
(Рассказ сопровождается демонстрацией картин, фоторепродукций)
Сейчас вы имеете представление, где расположена эта природная зона. Рассмотрим природные условия степей.
Степи — обширные безлесные пространства, на которых растут травянистые растения. Лето в степях более продолжительное, чем в лесной полосе. Погода летом сухая, солнечная. Дуют горячие сухие ветры — суховеи, иногда переходящие в пыльные бури. Жара местами достигает +40 "С. Дожди редкие, но ливневые. Поэтому бурные потоки воды не успевают просочиться в почву и быстро испаряются. В степи часты иссушающие ветры, после которых начинается длительная засуха и пересыхают местные речки. Зима короче и теплее, чем в лесной зоне, но достаточно холодная, с морозами до —30 "С. Снеговой покров очень маленький.
Степи — это области, слишком сухие для деревьев, но достаточно влажные для трав. Травы, растущие в степи, способны переносить засуху и быстро восстанавливаются даже после степных пожаров, нередких в сухое и жаркое время года. Сгорает только верхняя часть травы, а корни и основания стеблей сохраняются.
Под травами образовались почвы, богатые черноземом. Черноземные почвы, теплое солнечное лето позволяют выращивать культурные растения. В степи выращивают пшеницу, кукурузу, сахарную свеклу и подсолнечник. Большие площади в степи заняты бахчами, огородами и садами. Население степной полосы занимается разведением скота: коров, овец, свиней. Мясными и молочными продуктами степная полоса снабжает многие другие районы страны.
Заповедник расположен в лесостепи на Средне - Русской возвышенности в пределах Курской области.
Степи – основная ценность, ради которой создавался заповедник. Представленные на его территории степи относятся к северным, или луговым. В состав Центрально-Черноземного заповедника вошли самые крупные из них – это Стрелецкая (730 га) и Казацкая (720 га) степи.
Необычайна богата и разнообразна флора Центрально-Черноземного заповедника, охраняемая на его территории. В заповеднике известно 1276 видов высших растений, а это более 70 % флоры Курской области. 9 видов занесены в Красную книгу России.
Сочетание степных пространств и леса, плодороднейшие почвы, высокопродуктивная растительность при оптимальном режиме тепла и влаги создают благоприятнейшие условия для существования в лесостепи многих видов животных разной экологии.
В луговых степях обитает множество куропаток, перепелов, жаворонков, луней. На территории участков заповедника обитает 10 видов амфибий. Это почти все представители фауны земноводных Курской области за исключением травяной лягушки и обыкновенной квакши.
На территории участков Центрально-Черноземного заповедника обитает 5 видов рептилий (прыткая и живородящая ящерицы, веретеница, обыкновенный уж и степная гадюка), что составляет 50% фауны пресмыкающихся Курской области.
-
Работа в группах
Для изучения животного и растительного мира, экологии степей разделимся, как обычно, на три группы.
Раздаточный материал
Материалы для 1-й группы: гербарный материал, учебник, предметные картинки с изображением растений.
Карточка - помощница
-
Какие растения произрастают в степи?
-
Общая особенность растений.
-
Приспособленность к природным условиям на примере разных растений (корень, стебель, листья).
(Обучающиеся самостоятельно изучают и обсуждают материал в группах. Если возникают вопросы, их консультирует учитель. Далее проводится коллективное обсуждение изученного материала. Учитель при необходимости дополняет сообщение группы.)
Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Весна в степи начинается рано, в феврале-марте снег уже сходит, и в это время в почве скапливается много влаги. Быстро растут луковичные растения: тюльпаны, ирисы, гиацинты. В мае, когда становится жарко, луковичные растения заканчивают свой рост. Растительный покров изменяется. Теперь в степи можно встретить злаковые растения, типчак, ковыль, полынь.
Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов после цветения листья и стебли отмирают и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладываются запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу. Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Эти растения имеют вид крупного плотного куста. Внизу, у самой земли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.
(Учитель демонстрирует рисунки и гербарии. Карточки закрепляются на доске.)
— Сделайте вывод: как в степи растения приспособились к природным условиям? (Травянистые растения; корни-луковицы; длинные корни; корни-пучки; узкие или мясистые листья.)
Материалы для 2-й группы: карточки с изображением зверей и птиц, материал учебника (с. 91); «Странички Умного Совенка»
(с. 140-141).
Карточка-помощница
-
Какие животные обитают в степи?
-
Отличительная черта степных животных.
-
Способы приспособления к жизни в степи на примере различных животных (размер, форма, окрас).
(Учитель при необходимости дополняет рассказ группы.) В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых: кобылки, кузнечики, шмели. Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степные жаворонки. дрофы, серые куропатки, журавли-красавки. Птицы устраивают гнезда прямо на земле. Звери некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. В степи живут суслики, хомяки, мыши-полевки, в норах они делают себе запасы на зиму. И конечно, в степи есть хищники: степные орлы, степные хорьки, степные гадюки, которые питаются грызунами. Окрас у степных животных часто под цвет растительности.
(Рассказ сопровождается показом карточек и рисунков, которые закрепляются на доске.)
- Сделайте вывод: как приспособились к жизни представители животного мира? (В основном — некрупные животные; защитная окраска; ведут наземный и подземный образ жизни.)
Материалы для 3-й группы: книга «Великан на поляне» (рассказ «Пусть живут на свете удивительные пчелы»), фотографии населения степи, труда местного населения, Красная книга.
Карточка-помощница
-
Основные занятия населения степей.
-
Экологические проблемы степей.
-
Охрана природы степей.
-
Животные и растения степи, занесенные в Красную книгу.
(Учитель при необходимости дополняет рассказ учащихся.)
Многим растениям и животным степной зоны грозит исчезновение. Главная причина — распашка степных земель. Люди превратили степи в поля. А поля — это дом степных животных. Еще одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орел, журавль - красавка, дрофа, кузнечик степная дыбка, а также растение пион тонколистный. Есть еще одна проблема - это браконьерство. Чтобы гнезда, построенные на полях, не были разорены во время посевных работ, ученые создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда подрастут, выпускают в степь. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить ее распашку, выпас скота, бороться с браконьерством, создавать заповедники.
(Рассказ сопровождается показом фотографий и рисунков, которые закрепляются на доске.)
- Сделайте вывод: какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека? (Распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.)
V. Физкультминутка
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встает,
Щечки моет,
Шейку трет.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
(Дети имитируют движения зверька.)
VI. Закрепление изученного материала
Выполнение заданий в рабочей тетради
№ 3, 4, 5 (с. 52-53).
(Выполняются с коллективной проверкой.)
VII. Рефлексия
Проверочная работа. Графический диктант
— Если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+», если не согласны — «—».
-
Зона степей находится южнее лесных зон. (+.)
-
В степи лето короткое, но жаркое. (—.)
-
Деревья в степи не растут, им не хватает влаги. (+.)
-
У многих растений степи корни-луковицы и узкие листья. (+.)
-
Серая куропатка - хищник. (-.)
-
Кобылка питается насекомыми. (—.)
-
Почва степей богата перегноем. (+.)
-
Исчезновение животных в степи происходит из-за жары. (-•)
9. Основное занятие жителей степи — растениеводство. (+.)
(После выполнения задания проводятся взаимопроверка
и оценивание. Один ученик читает ответы, учащиеся проверяют друг друга в парах.)
VIII. Подведение итогов урока
-
Чем отличаются природные условия степей и зоны лесов?
-
Как растения приспособились к жизни в степи? (Травянистые растения; корни-луковицы; длинные корни; корни-пучки; узкие или мясистые листья.)
-
Как приспособились к жизни в степи животные? (В основном — некрупные животные; защитная окраска; наземный и подземный образ жизни.)
-
Составьте две-три цепи питания, сложившиеся в степи.
-
Какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека? (Распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.)
Домашнее задание
-
Учебник: прочитать статьи на с. 90—94; ответить на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 93.
-
Рабочая тетрадь: № 1,2, с. 52
Дополнительный материал