СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий мир "В широкой степи" (конспект урока 4 класс).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир "В широкой степи" (конспект урока 4 класс).»




Тема урока «В широкой степи»

Цели: сформировать представление о природной зоне степей; ознакомить с географическим положением зоны степей, ее осо­бенностями, животным и растительным миром, ролью человека; развивать умение работать с картой, атласом-определителем, до­полнительной литературой, с гербарием; учить наблюдать, рассу­ждать, делать выводы.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить и по­казывать зону степей на карте; характеризовать природные усло­вия, животный и растительный мир; приводить примеры взаимо­связей между живой и неживой природой; определять признаки приспособленности растений и животных к природным условиям степи; формулировать правила экологической этики в степи.

Оборудование: карта «Природные зоны России», аудиозапись русской народной песни «Ах ты, степь широкая...», слайды, фо­тографии с изображением природных объектов степи, раздаточ­ный материал, книга А.А. Плешакова и А.А. Румянцева «Великан на поляне», атлас-определитель, тесты для проверки знаний.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания

1. Тест

А1. Чем отличаются погодные условия зоны лесов?

  1. теплая зима

  2. теплое лето

  1. мало влаги

4) солнце поднимается низко над горизонтом

А2. Какое дерево не относится к хвойным?

  1. кедровая сосна 3)ясень

  2. лиственница 4) пихта

АЗ. Какое дерево относится к мелколиственным?

  1. дуб 3) клен

  2. береза 4) липа

А4. Как меняется характер лесов с севера на юг?

  1. хвойные — широколиственные — смешанные

  2. смешанные — хвойные - широколиственные

  3. широколиственные — хвойные — смешанные

  4. хвойные — смешанные — широколиственные

В1.Какая птица способствует распространению семян кедра?

  1. глухарь

  2. рябчик

  3. кедровка

  4. сокол-дербник

В 2. Какая характеристика относится к зоне лесов?

  1. зона, где растительность из деревьев, кустарников, трав

  2. зона, где растительный покров из мхов, лишайников

  3. зона, где растительный покров стелется по земле

  4. зона — царство вечной мерзлоты

В 3. Какое животное «лишнее»?

  1. бурундук 3) рысь

  2. олень 4) заяц

С1. Какие схемы цепи питания можно составить из этих жи­вых существ: кедровая сосна, соболь, травянистые растения, по­левка, кедровка, заяц-беляк, рысь?

  1. травянистые растения — заяц-беляк — рысь

  2. кедровая сосна — кедровка

  3. кедровая сосна — полевка — соболь

  4. травянистые растения — заяц-беляк — соболь

С2. О какой лесной птице идет речь?

Эта птица относится к отряду куриных. Самцы крупнее и ярче са­мок. Весной самцы собираются на тока. Токуюшие птицы издают особые звуки, а иногда жестоко дерутся. Во время токового «пения» они теряют слух, отчего эти птицы и получили такое название.

  1. кедровка 3)глухарь

  2. рябчик 4) сокол - дербник
    Ответы: А1 - 2, А2 - 3, АЗ - 2, А4 - 4, В1 - 3, В2 - 1, ВЗ – 3, 4

С1 - 1,2, 3, С2-3.


  1. Индивидуальный опрос

(Учащиеся отвечают на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 89. Затем рассказывают, как они выполнили задание в ра­бочей тетради.)

1,5 (с. 50-51).


III Самоопределение к деятельности

Разгадайте кроссворд.

1. Небольшой кустарник с красными ягодами и округлыми листьями, которые не опадают на зиму; растёт в тундре и лесной зоне.

  1. Вроде сосны, вроде елок,

А зимою без иголок.

  1. Хозяин лесной,

Просыпается весной.

А зимой под снежный вой

Спит в избушке снеговой.

  1. В народе это дерево часто называют «сладким». Во время цветения к нему летят пчелы, и мед потом будет самый душистый.

  2. Лиственное дерево со стволом черного или серого цвета, его легко узнать по небольшим темным шишечкам на ветках.

Ответы: 1. Брусника. 2. Лиственница. 3. Медведь. 4. Липа.

5. Ольха.

Ключевое слово: СТЕПЬ.

(Учитель включает аудиозапись русской народной песни «Ах ты, степь широкая...».)

  • Закройте глаза и представьте то, о чем поется в песне. Какая картина предстала перед вашими глазами? (Куда ни посмо­тришь - кругом степные просторы, обдувает горячим вет­ром, нещадно палит солнце, и нет ни одного деревца, чтобы спрятаться, вокруг травы, яркие цветы.)

  • Откройте учебник на с. 90 и рассмотрите иллюстрации.

  • Ответьте на вопросы рубрики «Вспомним».

  • Что нам сегодня нужно узнать об этой зоне? (Где располо­жена зона степей, каковы природные условия этой зоны, как приспособились к ним растения и животные.)

IV. Работа по теме урока

  1. Работа по карте

  • Поработаем по карте.

  • Где расположена зона степей? (Зона степей расположена южнее зоны лесов, она тянется вдоль юго-западной границы России.)

  • Какую территорию она занимает по сравнению с другими зонами? (Она меньше зоны лесов и тундры.)

  • В каком тепловом поясе она находится? (Зона степей рас­положена в умеренном поясе, но ближе к Северному тропику.)

  • Какая полоса разделяет зону степей и лесов? (Лесостепи.)

  • Как выглядит земная поверхность зоны? (Большая часть зоны расположена на Восточно-Европейской равнине, и не­большая часть — на Западно-Сибирской.)

  1. Беседа

(Рассказ сопровождается демонстрацией картин, фоторепродукций)


Сейчас вы имеете представление, где расположена эта при­родная зона. Рассмотрим природные условия степей.

Степи — обширные безлесные пространства, на которых растут травянистые растения. Лето в степях более продолжи­тельное, чем в лесной полосе. Погода летом сухая, солнечная. Дуют горячие сухие ветры — суховеи, иногда переходящие в пыльные бури. Жара местами достигает +40 "С. Дожди редкие, но ливневые. Поэтому бурные потоки воды не успевают просо­читься в почву и быстро испаряются. В степи часты иссушаю­щие ветры, после которых начинается длительная засуха и пе­ресыхают местные речки. Зима короче и теплее, чем в лесной зоне, но достаточно холодная, с морозами до —30 "С. Снеговой покров очень маленький.

Степи — это области, слишком сухие для деревьев, но доста­точно влажные для трав. Травы, растущие в степи, способны пе­реносить засуху и быстро восстанавливаются даже после степных пожаров, нередких в сухое и жаркое время года. Сгорает только верхняя часть травы, а корни и основания стеблей сохраняются.

Под травами образовались почвы, богатые черноземом. Чер­ноземные почвы, теплое солнечное лето позволяют выращивать культурные растения. В степи выращивают пшеницу, кукурузу, сахарную свеклу и подсолнечник. Большие площади в степи заняты бахчами, огородами и садами. Население степной полосы занимается разведением скота: коров, овец, свиней. Мясными и молочными продуктами степная полоса снабжает многие другие районы страны.

Заповедник расположен в лесостепи на Средне - Русской возвышенности в пределах Курской области.

Степи – основная ценность, ради которой создавался заповедник. Представленные на его территории степи относятся к северным, или луговым. В состав Центрально-Черноземного заповедника вошли самые крупные из них – это Стрелецкая (730 га) и Казацкая (720 га) степи.

Необычайна богата и разнообразна флора Центрально-Черноземного заповедника, охраняемая на его территории. В заповеднике известно 1276 видов высших растений, а это более 70 % флоры Курской области. 9 видов занесены в Красную книгу России.

Сочетание степных пространств и леса, плодороднейшие почвы, высокопродуктивная растительность при оптимальном режиме тепла и влаги создают благоприятнейшие условия для существования в лесостепи многих видов животных разной экологии.

В луговых степях обитает множество куропаток, перепелов, жаворонков, луней. На территории участков заповедника обитает 10 видов амфибий. Это почти все представители фауны земноводных Курской области за исключением травяной лягушки и обыкновенной квакши.

На территории участков Центрально-Черноземного заповедника обитает 5 видов рептилий (прыткая и живородящая ящерицы, веретеница, обыкновенный уж и степная гадюка), что составляет 50% фауны пресмыкающихся Курской области.


  1. Работа в группах

Для изучения животного и растительного мира, экологии степей разделимся, как обычно, на три группы.

Раздаточный материал

  • Предметные картинки или фотографии животных и расте­ний степей;

  • атлас-определитель;

  • книга «Великан на поляне»;

  • Красная книга России.

Материалы для 1-й группы: гербарный материал, учебник, предметные картинки с изображением растений.

Карточка - помощница

  1. Какие растения произрастают в степи?

  2. Общая особенность растений.

  3. Приспособленность к природным условиям на примере разных растений (корень, стебель, листья).

(Обучающиеся самостоятельно изучают и обсуждают материал в группах. Если возникают вопросы, их консультирует учитель. Да­лее проводится коллективное обсуждение изученного материала. Учитель при необходимости дополняет сообщение группы.)

Все растения степи травянистые, растут на плодородной почве. Весна в степи начинается рано, в феврале-марте снег уже сходит, и в это время в почве скапливается много влаги. Быстро растут луковичные растения: тюльпаны, ирисы, гиацинты. В мае, когда становится жарко, луковичные растения заканчивают свой рост. Растительный покров изменяется. Теперь в степи можно встретить злаковые растения, типчак, ковыль, полынь.

Растения приспосабливаются к жизни в степи по-разному: например, у тюльпанов после цветения листья и стебли отмира­ют и в земле остается луковица с запасом питательных веществ до следующей весны. Так же приспособились ирисы и таволга. У таволги на корнях клубневидные утолщения, там откладывают­ся запасные питательные вещества, их даже можно употреблять в пищу. Совсем по-другому приспособились ковыль и типчак. Эти растения имеют вид крупного плотного куста. Внизу, у самой зем­ли, многочисленные побеги плотно прижаты друг к другу. Листья ковыля и типчака узкие, чтобы испарялось меньше влаги, корни уходят глубоко в землю.

(Учитель демонстрирует рисунки и гербарии. Карточки за­крепляются на доске.)

— Сделайте вывод: как в степи растения приспособились к природным условиям? (Травянистые растения; корни-луковицы; длинные корни; корни-пучки; узкие или мясистые листья.)

Материалы для 2-й группы: карточки с изображением зверей и птиц, материал учебника (с. 91); «Странички Умного Совенка»

(с. 140-141).

Карточка-помощница

  1. Какие животные обитают в степи?

  2. Отличительная черта степных животных.

  3. Способы приспособления к жизни в степи на примере раз­личных животных (размер, форма, окрас).

(Учитель при необходимости дополняет рассказ группы.) В степях нет деревьев, но есть травянистый покров, поэтому в траве живет множество насекомых: кобылки, кузнечики, шмели. Раз есть насекомые, значит, есть и много разных птиц: степные жаворонки. дрофы, серые куропатки, журавли-красавки. Птицы устраивают гнезда прямо на земле. Звери некрупные, их жизнь связана с землей, в которой они делают норы, чтобы прятаться от хищников. В степи живут суслики, хомяки, мыши-полевки, в норах они делают себе запасы на зиму. И конечно, в степи есть хищники: степные орлы, степные хорьки, степные гадюки, кото­рые питаются грызунами. Окрас у степных животных часто под цвет растительности.

(Рассказ сопровождается показом карточек и рисунков, кото­рые закрепляются на доске.)

- Сделайте вывод: как приспособились к жизни представи­тели животного мира? основном — некрупные животные; защитная окраска; ведут наземный и подземный образ жизни.)

Материалы для 3-й группы: книга «Великан на поляне» (рас­сказ «Пусть живут на свете удивительные пчелы»), фотографии населения степи, труда местного населения, Красная книга.

Карточка-помощница

  1. Основные занятия населения степей.

  2. Экологические проблемы степей.

  3. Охрана природы степей.

  4. Животные и растения степи, занесенные в Красную книгу.

(Учитель при необходимости дополняет рассказ учащихся.)


Многим растениям и животным степной зоны грозит исчез­новение. Главная причина — распашка степных земель. Люди превратили степи в поля. А поля — это дом степных животных. Еще одна причина: на нераспаханных участках степей пасут скот, неумеренный выпас приводит к разрушению почв. В Красную книгу занесены следующие животные степи: степной орел, журавль - красавка, дрофа, кузнечик степная дыбка, а также растение пион тонколистный. Есть еще одна проблема - это браконьерство. Чтобы гнезда, построенные на полях, не были разорены во время посевных работ, ученые создают специальные питомники. Например, яйца дроф собирают и помещают в инкубаторы, а птенцов, когда подрастут, выпускают в степь. Чтобы сберечь природу степей, надо ограничить ее распашку, выпас скота, бороться с браконь­ерством, создавать заповедники.

(Рассказ сопровождается показом фотографий и рисунков, которые закрепляются на доске.)

- Сделайте вывод: какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека? (Распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.)

V. Физкультминутка

Хомка, хомка, хомячок,

Полосатенький бочок.

Хомка раненько встает,

Щечки моет,

Шейку трет.

Подметает хомка хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять!

Хомка хочет сильным стать.

(Дети имитируют движения зверька.)

VI. Закрепление изученного материала

Выполнение заданий в рабочей тетради

3, 4, 5 (с. 52-53).

(Выполняются с коллективной проверкой.)

VII. Рефлексия

Проверочная работа. Графический диктант

— Если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+», если не согласны — «—».

  1. Зона степей находится южнее лесных зон. (+.)

  2. В степи лето короткое, но жаркое. (—.)

  3. Деревья в степи не растут, им не хватает влаги. (+.)

  4. У многих растений степи корни-луковицы и узкие листья. (+.)

  5. Серая куропатка - хищник. (-.)

  6. Кобылка питается насекомыми. (—.)

  7. Почва степей богата перегноем. (+.)

  1. Исчезновение животных в степи происходит из-за жары. (-•)

9. Основное занятие жителей степи — растениеводство. (+.)
(После выполнения задания проводятся взаимопроверка

и оценивание. Один ученик читает ответы, учащиеся проверяют друг друга в парах.)

VIII. Подведение итогов урока

  • Чем отличаются природные условия степей и зоны лесов?

  • Как растения приспособились к жизни в степи? (Травяни­стые растения; корни-луковицы; длинные корни; корни-пучки; узкие или мясистые листья.)

  • Как приспособились к жизни в степи животные? (В основ­ном — некрупные животные; защитная окраска; наземный и подземный образ жизни.)

  • Составьте две-три цепи питания, сложившиеся в степи.

  • Какие экологические проблемы возникли в степи по вине человека? (Распашка земель, неумеренный выпас скота, браконьерство.)


Домашнее задание

  1. Учебник: прочитать статьи на с. 90—94; ответить на вопросы рубрики «Проверим себя» на с. 93.

  2. Рабочая тетрадь: № 1,2, с. 52

































Дополнительный материал







































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!