СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий мир "ВЕСНА. Пробуждение природы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Показать пробуждение природы и научить наблюдать признаки весны на всем ее протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи.

Просмотр содержимого документа
«Окружающий мир "ВЕСНА. Пробуждение природы"»

МКОУ «ХОШЕУТОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»










ОТКРЫТЫЙ УРОК

по окружающему миру во 2 классе

по теме: «Весна: пробуждение весны»

на районном семинаре

учителей начальных классов













Учитель: Мацакова Л.С.


2013г.


Тема: Весна: пробуждение природы.

Цель: Показать пробуждение природы и научить наблюдать признаки весны на всем ее

протяжении, определять последовательность событий в природе и их связи.

Задачи: 1. Расширять, уточнять представление детей о весенних изменениях в природе.

2. Познакомить с первоцветами, птицами, которые занесены в Красную книгу.

3. Воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

Ход урока

1.Организационный момент.

Прозвенел звонок для нас,

Все зашли спокойно в класс,

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда

Мы начнем урок, друзья.

2. Актуализация знаний и постановка проблемы.


- Прежде чем объявить тему урока, я хотела бы вам загадать загадку. Вы её внимательно послушайте и дайте мне ответ.

СЛАЙД №1

Клёнам, липам и дубочкам

Новые дарю листочки,

Милых пташек приглашаю

Возвратиться с юга

И на север провожаю

Зимушку – подругу! /весна/

- Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке? /о весне/

- А какое время года она сменяет? /зиму/

СЛАЙД № 2

- Назовите мне признаки зимы. /становится холоднее, птицы улетают на юг, люди

одеваются теплее, льдом покрывается речка, кругом снег и т.д./

- А чем весна отличается от зимы? /становится теплее, птицы возвращаются с юга, на

деревьях набухают почки, всё кругом тает, капает с крыш и т.д./

- Ребята, а кто сможет мне назвать весенние месяцы? (Март, апрель, май).

- А как по калмыцкому называются эти месяцы? (моһа, мөрн, хөн)

- А знаете ли вы, что весна приходит не сразу, а постепенно. Ведь в природе бывает

3 весны: весна света, весна воды, весна травы.

СЛАЙД №3 «Март»

- МАРТ – первый месяц весны. Хотя кругом лежит снег, но солнце светит ярче и теплее. С каждым днём всё дольше задерживается солнышко. Небо голубеет. С крыш капает, потихоньку природа начинает просыпаться от зимнего сна. В старину в народе март называли протальник.

СЛАЙД №4 «Апрель»

- АПРЕЛЬ – месяц последнего снега. Про апрель говорят, что он водою славен, проворные ручьи клокочут, сбегая в лощины и овраги. Кругом появляются лужи и первая молодая травка. В старину в народе март называли снегогон.

СЛАЙД № 5 «Май»

- МАЙ – месяц зелени. Лес в мае словно рождается заново. Всё в нём такое молодое, лёгкое. Обряжаются березняки, ткут пёстрые узоры цветы на полянах, а по оврагам черёмуха развешивает нежные облака. В старину в народе март называли травень.

СЛАЙД № 6

- Скажите, а что повлияло на эти изменения? /потепление/.

3. Совместное открытие новых знаний.

( на доске карточки с названиями изменений в природе.

- Прочитайте, все ли слова вам понятны?

КАРТОЧКИ: таяние снега, капель, оттаивание почвы, оттепель, иней,

изморозь, вьюга, позёмка, ручейки, ледоход, половодье.

- Нужно разделить слова на 2 группы: изменения ВЕСНОЙ и изменения ЗИМОЙ.

ЗИМА ВЕСНА

Иней оттепель

Изморозь ручейки

Вьюга таяние снега

Ледоход капель

Позёмка оттаивание почвы

Половодье

- А 4 класс разгадаете кроссворд.

ЗАГАДКИ:

1. Под ногами мурава, под названием … (трава)

2. Без рук, без топоренка, построена избенка (Гнездо)

3. Красная девушка по небу ходит. (Солнце)

4. Синенька шубенка покрыла весь мир. (небо)

5. Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает.(ветер)

КРОССВОРД


4. Физкультминутка

- А вы когда – нибудь ходили по цветущему лугу? Приятно? Давайте встанем и прогуляемся.

1,2,3,4,5 – вышли дети погулять, остановились на лугу, дальше я быстрей бегу, лютики, ромашки, жёлтенькие кашки, собирает весь наш класс, вот такой букет у нас!

СЛАЙД №7

- А давайте еще раз скажем, какие изменения в неживой природе мы наблюдаем

весной? ( снег тает, капель, оттаивание почвы, ручейки)

-А теперь попробуем выделить признаки весны. ( ярче светит солнце, дни стали длиннее, появились ручьи и лужи, появление листьев на деревьях)

- Почему прилетают птицы? Почему тает снег? Почему распускаются листочки? Почему тепло?

( становится тепло, солнце ярче светит )

- Прочитаем признаки весны

( чтение признаков)

5. Первичное закрепление.

СЛАЙД № 8 «Грачи прилетели».

- А сейчас обратите внимание на картину А.К. Саврасова на слайде.

- Какое время года здесь изображено? А как вы догадались? Назовите эти признаки?

- Знаете ли вы, что это за птицы? /грачи/

- Правильно. Ведь грачи являются первыми вестниками весны, они открывают весну.

Картина так и называется «Грачи прилетели».

СЛАЙД№ 9

- Посмотрите на слайд.

- Рассмотрите птиц и их гнёзда.

- Какие птицы зимуют вместе с нами, а какие прилетают весной?/синица зимует, а так как грачи открывают весну, то следом за ними прилетают скворцы, позже жаворонки и быстрые ласточки. Песня жаворонка приносит людям много радости.

- Какие гнёзда построили сами птицы, где им люди помогли? /построили кормушки, скворечники/.

- Нередко ребята разоряют птичьи гнёзда просто так, без нужды, из озорства. Они не думают, какой огромный вред приносят родной природе. Яйца птиц – это птичий клад.

В каждом яйце скрыта жизнь – будущая птица. Птичий клад не надо трогать, иначе он может погибнуть и не принести людям радости. Да и птицы, почуяв человеческий запах, бросают свои гнёзда.

СЛАЙД№ 10

- А сейчас обратите внимание на эти цветы. Прочитайте название цветов.

- Почему эти растения называют первоцветами?/ они первые появляются и цветут/

- В апреле фестиваль цветов открывает мать - и - мачеха. Мальчики подготовили вам

сообщение МАТЬ-И-МАЧЕХА

Небольшое травянистое растение высотой 10-15 см. Как только растает снег, с середины апреля до середины мая в оврагах, вдоль дорог, на пустырях появляются желтые соцветия на недлинных стебельках. Листья появляются позже. Из-за листьев растение получило свое название: верхняя сторона листьев гладкая и холодная, как злая мачеха в сказках, нижняя сторона – нежная и теплая, как родная мать.

Латинское название растения – ТУССИЛАГО – означает выводящий кашель. Действительно, высушенные листья и соцветия применяют для лечения легочных болезней. Размножается семенами и корневищем, на котором образуются 1 почки. Из почек вырастают новые растения.

- Следом за ней пестреют цветы медуницы.

(Сообщение 4 кл ) МЕДУНИЦА

Это один из первых весенних цветов. У нее широкие листья, чтобы ловить еще не жаркие солнечные лучи. На одном стебле стоят разноцветные цветочки – розовые, голубые, синие. Если в течение нескольких дней наблюдать за медуницей, то можно заметить, что цветы меняют окраску. Цветок сначала розовый или красный, затем становится синим, потом фиолетовым. Еще одна особенность медуницы: пчелы летят к ней только на розовые или красные цветки. Эта окраска говорит: «Нектар есть!» Пройдет время и цветок изменит окраску. Пчелы к нему не полетят. Это значит – нектара нет.

Пчел интересует нектар медуницы, а человека – ее листья. Листья медуницы

Употребляют как лекарство от легочных заболеваний. В переводе с латинского название этого растения – «легкое».

- А за медуницей появляется первый подснежник, радуя людей своей красотой.

( 4 кл Сообщение ГАЛАНТУС (ПОДСНЕЖНИК)

Светло-голубые, как небо, цветочки, маленькие, тихие, нежно пахнущие. Удивительный характер у этого цветка. Зацветает он еще в холода, а в благодатную пору лета прячется в землю. Если осторожно выкопать растение из земли, увидишь крохотную коричневую луковичку. Это его подземная кладовая, он пополняет ее за весну и лето, набирается сил, чтобы стойко перезимовать и пораньше проснуться. Я расскажу вам легенду об этом цветка:

Давным-давно, когда на Земле только начиналась, и все вокруг было покрыто снегом, одна снежинка рискнула превратиться в цветок, чтобы своим теплом согреть землю. Больше некому было это сделать. Подснежник согрел Землю и на ней появилась жизнь.

- Ребята, многие цветы взяты под охрану. Как вы думаете, почему это происходит?

(Сообщение о тюльпанах Айтаны Шанхуровой.

- В степи скоро зацветут тюльпаны. Весенняя степь покрывается ими постепенно. Первым зацветает тюльпан двухцветковый, за ним зацветает тюльпан Биберштейна, в народе называют колокольчиком из-за мелких желтых цветков. Они встречаются рассеянно по всей территории республики. Наконец зацветает тюльпан Шренка, известный всем своей ярко-красной окраской. Но бывает самой разнообразной окраски: розовый, желтый, фиолетовый, темно-вишневый и сиреневый.

Слово «тюльпан» русский язык пришло из турецкого языка. Форма цветка напоминает восточный головной убор-тюрбан, отсюда и турецкое слово «тулибан», которое вошло в русский язык как «тюльпан». Мы называем тюльпан «бамб цецг» (по калмыцки бамб – щит), монголы называют его «алтн зул» (золотой светильник).

Много лет назад тюльпанов было много в степи. А сейчас их трудно найти. Собирая букет, люди убивают самые красивые и крупные цветы.

C 1995года в нашей республике отмечается праздник « Гимн тюльпану», благородному цветку, занесённому в Красную книгу России.

Чтобы цвели тюльпаны, радуя нас всех своей красотой, надо беречь их и никогда не рвать.

СЛАЙД№ 11

- Скажите, повлияла ли весна на жизнь зверей? А как? / весной после спячки пробуждаются медведи, зайцы меняют шубку, многие животные выводят детёнышей/

(сообщения уч-ка 4 класса )

С приходом весны становится все больше корма не только для птиц, но и для зверей. Поэтому именно весной у большинства зверей появляются детёныши. Ведь, чем больше корма, тем легче животным прокормить своих детенышей.

Медведи просыпаются от долгого зимнего сна. Вылезают они из берлоги сильно исхудавшими. Голодные медведи могут напасть на лосей, оленей. Опасны они и для человека. Вместе с медведицей выходят и медвежата. Мать продолжает кормить их молоком. Но одновременно приучает самостоятельно отыскивать насекомых, доставать из земли корни, луковицы растений, есть прошлогодние ягоды.

(сообщения уч-ка 4 класса)

Во время весеннего половодья появляется потомство у ежей. Детёнышей бывает от 3 до 10. Новорожденные ежата слепые, беззубые, голые, малюсенькие. Через несколько часов после рождения у них вырастают мягкие иголочки, которые через двое суток превращаются в твёрдые иглы. О малышах заботится только мать. Ежи питаются мышами, змеями, ящерицами, шмелями. Но врагов у них много. Даже колючки не могут спасти их от филинов, ястребов, лисиц.

(сообщения уч-ка 4 класса )

Задолго до полного таяния снега просыпаются после зимней спячки суслики, еноты, барсуки. Весной для них много пищи, и они быстро поправляются, питаясь лягушками, мышами, червями, сочными корешками. Барсуки, не найдя корма, питаются своими запасами. Так как, весной почти у всех животных есть детёныши, которые не умеют самостоятельно питаться, добывать себе корм, охота на зверей запрещена.

- Многие животные и птицы взяты под охрану государства. Почему?

- Мальчики расскажут нам о животных и птицах, которые занесены в Красную книгу.

Дрофа –Алтан

Степной орел –Витя

Сайгак –Данзан

Журавль-красавка –Альмана

СЛАЙД№ 12

- Почему нельзя ловить пчёл, шмелей, бабочек?

/они опыляют растения. Там, где нет шмелей, клевер не приносит семена, пчела мёд готовит, цветы опыляет/.

6. Физкульминутка

- А сейчас мы поддержим бабочек физкультминуткой.

Утром бабочка проснулась, потянулась, улыбнулась.

Раз - росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела,

На четыре – полетела, полетела…

СЛАЙД № 13 Народные приметы

- Мы с вами говорили как меняется окружающий мир весной.

- Человек всегда наблюдал за природой и за ее изменениями и свои наблюдения люди

передавали друг другу в народных приметах. Прочитайте народные приметы на слайде.

(чтение народных примет)

- Объясните, как они нам могут пригодиться. (по этим приметам можно определять

какая будет погода)

7.Самостоятельная работа. Слайд № 14

- А сейчас проверим, как вы запомнили признаки природы.

- У вас на карточках лежат карточки. (у каждой) Сейчас вы подчеркнёте правильные ответы на вопрос: «Как меняется природа весной?»

Стало холоднее Стало теплее

Снег тает Земля покрыта снегом

Река замерзает Лёд на реке сходит

Птицы улетают на юг Птицы прилетают на юг

8. Взаимопроверка. Слайд № 15

9. Итог урока.

- По каким признакам люди узнают весну? (таяние снега, ледоход на реке, цветение первоцветов, прилет птиц из теплых краев, появление насекомых)

- Какова главная причина весенних явлений? (потепление)

- Что нового вы узнали на уроке?

- У вас на партах лежат вырезанные из бумаги листочки и снежинки. Если вам

понравился урок и в вашей душе зажёгся весенний лучик, поднимите зеленый

листочек, а если ваша душа осталась холодной и вам было неинтересно, поднимите

снежинку.

- На этом наш урок закончился, вы все хорошо работали, молодцы. Всем спасибо.

10. Домашнее задание.

- Попробуйте с родителями сделать домики для птиц.