СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Окружающий мир. Земля и люди московского государства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Окружающий мир. Земля и люди московского государства.

Открытый урок по теме: « ЗЕМЛЯ И ЛЮДИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВА»

Класс: 3 Программа « Школа 2100»

Учитель: Сметанко Ирина Анатольевна

Цели:

  1. Ознакомить учеников с жизнью и бытом людей Московской Руси.
  2. Способствовать формированию чувства уважения к своим предкам.

 Оборудование:

- рисунки представителей разных общественных групп: великий государь, боярин, дворянин, стрелец, крестьянин, ремесленник, купец;

- таблица сравнения с пустыми колонками,

- карточки с заданиями для групп;

- презентация;

- конверты с домашним заданием.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

и технология оценивания учебных успехов

 

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы.

 

 Мы продолжаем путешествие на корабле по реке времени Российской истории. И вновь мы с вами окунемся в исторические тайны прошлого. Я желаю нам плодотворной работы на уроке. К отплытию корабля по реке времени приготовиться!

              - Есть приготовиться!

     Поднять паруса!

 - Есть поднять паруса!

    Отдать швартовые

- Есть отдать швартовые!

                                    Полный вперед!

- Чтобы наш корабль успешно доплыл до времен Московского государства XIV-XVII века и не потерпел крушение, необходимо знать фарватер- это исторические даты.

Работа на доске Elite Panaboard. Река времени. Ученик переносит дату на реку времени.

- Восстановите даты на ленте времени и назовите историческое событие.

882 г. – объединение в Древнерусское государство

988 – крещение Руси.

1147 – первое упоминание о Москве

1242 – Ледовое побоище

1237-1242 – Батыево нашествие

1380 – Куликовская битва

1480 –избавление от ордынской зависимости.

К XVI веку Русь смогла стать свободной и независимой. А давайте вспомним, что этому предшествовало

- Как стал именовать себя правитель Московского государства? (Великий государь)

 - Как был прозван князь Дмитрий Иванович после победы на Куликовом поле? (Донской)

 - Как звали ордынского воина и русского богатыря, которые сразились в поединке перед Куликовской битвой? (Пересвет и Челубей)

 - Как выглядел герб России? (Двуглавый орел)

 - Кто был основателем Троицкого монастыря? (Сергий Радонежский)

 - Какой известный иконописец написал икону «Троица»? (Андрей Рублев)

 - Какие начались времена с объединения русских земель под властью Москвы? (Времена Московского государства)

- Молодцы!

- Так было завершено великое дело объединения Руси. Сбылось то, о чем мечтали Сергий Радонежский и Андрей Рублев, ради чего русские люди вышли на Куликово поле под знаменем Дмитрия Донского. Так возникло новое Московское государство.

 Учитель: А сейчас на минутку вернемся в наше время. ( За столом, оформленном в старинном стиле, сидят 2 ученика)

СЛАЙД 1

Учитель: В дни зимних каникул Анюта и Илюша вместе с родителями катались на лыжах по заснеженному лесу. Заночевали они в избушке лесника Петра Ивановича – бывшего экскурсовода.

Петр Иванович (ученик): Я у себя в избе всё устроил, как в старину было в Московском государстве. Раньше я об этом в музеях рассказывал, а теперь решил сам попробовать пожить так, как «деды наши жили»: без электричества, парового отопления, газовой плиты и прочей техники.

Илюша( ученик) : Да, не похожа их жизнь была на нашу. Я и не представляю, как можно было без всего этого обходиться?

Петр Иванович (ученик): Ну почему не похожа. Те же щи да кашу варили, так же труд уважали, а в праздники веселились от души. 500 лет назад во времена государства Московского о чудесах современных и слыхом не слыхивали. Жилось людям труднее, а они не унывали. Работали не покладая рук и красоту возле себя создавали. Если избу строить, то не просто так, а чтобы любо дорого посмотреть: крышу коньком украсить, окна наличниками резными. Если работа трудная, то с песней ее делать, да такой, что заслушаться можно.

Учитель: Какое заметили противоречие в рассуждениях? Какой возникает вопрос?

Дети: Похожи или нет люди Московского государства на нас, современных людей России? Проблема урока записывается на доску.

Учитель: Предположите, какая тема нашего урока?

Определите цели урока. (Дети ставят цели по опорным словам).

 

узнать                развивать         применить

повторить                     воспитать          понять - Давайте вместе выделим, по каким признакам будем сравнивать современное и древнее государства. Мы говорим о государстве. А что такое государство? ( Механизм управления обществом в какой- либо стране)

Что должно быть у каждой страны? ( Территория с границами)

Сравнение Московского государства с современным начнём с территории. (В таблице открывается строка «размер территории»)

- Как вы думаете, какой будет второй признак? Да, нам надо сравнить, какие народы жили в 16-17 веках и кто живёт сейчас.( Народы) . (В таблице открывается строка « территория, народы» )

- Скажите, что необходимо людям для жизни в старину и сейчас? (дома, одежда, орудия труда). Значит нам надо сравнить быт людей Московского государства и  современной России. (В таблице открывается строка  дома, одежда, транспорт)

- Откуда люди берут то, что им необходимо для жизни? ( делают сами. Покупают) ( В таблице открываются строки «занятия и профессии людей», «  достижения» ).

Работать будем по группам. Вспомните правила работы в группе.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Поиск решения проблемы.

1. Работа в учебнике. 2 4 7 3 3

1 группа.

Рассмотрите карту России на стр. 53 учебника. Выполните задания:

1) Сравните карту России XVI – XVII веков с картой «Русь и соседи в  IX – XII веках» на стр.30.  Что изменилось? Что осталось без изменений? К каким морям Россия имела выходы?

 Запишите свои наблюдения в таблицу в графе «Россия в XVI – XVII веках и её жители».

2)Сравните карту России XVI – XVII веков с картой современной России на стр. 111. Что изменилось? Что осталось без изменений?

Запишите свои наблюдения в таблицу в графе «Россия XXI века и её жители».

Приготовьтесь рассказать о своих наблюдениях.

2-я группа.

1) Рассмотрите карту России XVI – XVII веков на стр. 53 учебника. Какие народы жили на территории России того времени? 

2)Рассмотрите карту современной России на стр. 111.  Какие народы живут на территории России сейчас.

Запишите свои наблюдения в таблицу в графе «Россия в XVI – XVII веках и её жители» и в графе «Россия XXI века и её жители».

Приготовьтесь рассказать о своих наблюдениях.На рисунках на с. 54 рассмотрите, как выглядели дома, одежда, средства передвижения людей периода Московского государства.

 –      Чьими руками было сделано всё, что окружало людей того времени?

Сравните дома, одежду и другие предметы быта XVI–XVII веков с тем, что окружает современного человека. Подумайте, где сейчас производится большая часть вещей, которыми мы пользуемся?

Сделайте выводы, кратко запишите или зарисуйте их таблицу в строку «Дома, одежда, транспорт».

3-я группа (к заданию приложить: 1. Лист с незаполненной схемой в виде треугольника, разделённого по высоте на две части. Верхняя часть подписана «Знатные», нижняя – «Незнатные». 2. Рисунки на карточках: великий государь, боярин, дворянин, стрелец, крестьянин, ремесленник, купец).

Рассмотрите рисунки в учебнике на стр. 54.  Обратите внимание на то, как выглядели дома, одежда, средства передвижения людей периода Московского государства.

- Чьими руками всё было сделано?

Сравните дома, одежду и предметы быта людей XVI – XVII веков с теми, что окружают современного человека.

- Подумайте, где сейчас производится большая часть вещей, которыми мы пользуемся?

Сделайте выводы, кратко запишите или зарисуйте их таблицу в строку «Быт людей».

Приготовьтесь рассказать о своих наблюдениях

 

4-я группа.

Прочитайте текст на с. 52–56 от слов «В Московском государстве большинство людей жило в деревнях и селах» до слов «был на Красной площади и книжный ряд». С помощью текста и иллюстраций к нему подберите названия к рисункам на карточках.

Поместите рисунки в схему-треугольник, распределяя на «знатных» и «незнатных».

Сравните занятия и профессии людей Московского государства с занятиями и профессиями людей современной России:

–       Все ли занятия и профессии сохранились до наших времен?

–       Перечислите несколько современных занятий и профессий, которых не могло быть в Московской Руси.

– Сделайте выводы, кратко запишите или зарисуйте их таблицу в строку «Занятия и профессии людей».

Приготовьтесь рассказать о своих наблюдениях.

 

 5-я группа.

– Прочитайте текст на с. 55–56 учебника – от слов «Самым большим городом…» до слов «…географические карты». Внимательно рассмотрите рисунки к тексту. Выполните задания:

–       О каких достижениях и изобретениях людей периода Московского государства можно рассказать, пользуясь текстом и рисунками?

–       Предположите, какими техническими приспособлениями воспользовались бы современные люди для выполнения той же работы, что делали люди Московского государства?

Сделайте выводы о достижениях и возможностях людей Московского государства и людей современной России. Кратко запишите или зарисуйте их таблицу в строку «Достижения».

 Приготовьтесь рассказать о своих наблюдениях.

 

Выступления групп:

Мы считаем…

Мы узнали…

Мы выяснили…

1 группа:

Дети: Мы считаем, что ….

СЛАЙД 2 .

Дети делают вывод, что изменилось в Российском государстве.

 

2 группа:

Дети: Мы выяснили, что в XVI веке на территории России жили…. СЛАЙД 2 .                                                                                                Сегодня….. Россия - …….

 

3 группа:

Дети: Мы узнали, что в XVI – XVII веках крестьяне жили в простых избах.

 СЛАЙД 3 .

 

  Учитель: Чем они занимались? Как одевались

 

 4 группа:

 

 Дети: Мы узнали, что …   

Капитан демонстрирует карточки с соответственными подписями. (бояре, крестьяне, купцы, дворяне, стрельцы) 

  - Как вы думаете, кому приходилось больше работать? Почему? Какие еще есть отличия, кто заметил? (Иллюстрация на с.54)

 - Какой можно сделать вывод? (Тяжелее всех жилось крестьянам, они кроме подати (налога) государю, отдавали часть урожая своим господам. Бояре, дворяне, стрельцы, ремесленники жили в городах.)

 

5 группа    Дети: Мы узнали, что …

Слайд 4

О каких достижениях  и изобретениях людей периода Московского государства можно рассказать.

Ремесленники-купцы продавали свой товар.

А много тогда продавали книг?

Гиперссылка. Фильм. Смотреть начало с 1мин 7 с по 1 мин 47 с

К концу урока должно получиться примерно следующее:

 

Россия XVIXVII веков и её жители

Россия начала XXI века и её жители

Размер территории

По сравнению с Древней Русью территория увеличилась в несколько раз.

Размер территории почти не изменился. Отделилась небольшая территория на юго- западе, добавилась на Дальнем Востоке, есть выходы к Чёрному и Балтийскому морям.

Народы

Россию населяли множество народов.

Множество народов продолжает жить на территории России.

Дома, одежда, транспорт

Предметы быта изготавливались вручную – самими крестьянами, ремесленниками. Дома и одежда знатных и незнатных людей сильно отличались.

Сейчас многое изготавливается на фабриках и заводах. Дома и одежда изменились. Деления на знатных и незнатных сейчас нет, все люди могут купить или построить то, что им подходит.

Занятия и профессии людей

 

 

 

Многие профессии и занятия исчезли, но появилось и много новых. Деления на знатных и незнатных сейчас не существует.

Достижения

Можно отметить сложные постройки, изготовление пушек, книгопечатание, умение составлять карты. Возможностей было немного (низкий уровень науки и техники), а достижения значительные.

Современные люди совершают множество открытий, добиваются значительных успехов, но и возможностей сегодня гораздо больше (компьютеры, космические технологии и т.д.).

 

 

 

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям,

выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

 

 

ΙΙΙ. Самостоятельное применение знаний.

Работа в группах. 2 1 4 1 4 6

– Давайте вернёмся к основному вопросу нашего урока. Что мы хотели сегодня выяснить? (Похожи или нет люди Московского государства на нас, современных людей России?)

– Какой же ответ вы можете дать на этот вопрос? Посовещайтесь в группах.

Во времена Московского государства уровень науки и техники был гораздо ниже современного, но это не мешало людям добиваться значительных результатов во всех сферах жизнедеятельности. Современное общество во многом отличается от прежнего, но в людях по-прежнему ценятся мудрость, трудолюбие, преданность и другие достоинства.

Проверим наши знания. Откройте рабочую тетрадь на стр 21 найдите и выполните задание 1. Проверьте по слайду. СЛАЙД 5

 

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

ΙV. Рефлексия

А сейчас оцените сою работу на уроке. СЛАЙД 6

Если нет ошибок, понял тему, могу рассказать – помещаю смайлик на большой корабль.

Если нет ошибок, но остались вопросы – помещаю смайлик на средний корабль.

Есть ошибки, не понял тему – помещаю смайлик на маленький корабль.

 

V. Домашнее задание.

Рабочая тетрадь.с.22 Задание № 4.

Творческое задание:

 1. Сам или с помощью старших вспомни строчки из песен, стихотворений, в которых говорится о Москве, Кремле. На альбомных листах запиши эти строки и сделай изображения того, о чём поётся в  песне, рассказывается в стихотворении.

2. Постарайся найти альбомы и открытки с видами Москвы. Узнай, что на них изображено.