Государственное бюджетное образовательное учреждение
Луганской Народной Республики
«Кировская средняя общеобразовательная школа № 2»
Подготовила и провела:
Чарнота Е.В.
Тема. Какой бывает транспорт
Цели урока:
Предоставление учащимся информации о разнообразии транспортных средств, о его пользе.
Развитие логического мышления, общеучебных интеллектуальных умений, коммуникативных навыков.
Задачи урока:
Образовательные:
сформировать представление о видах транспорта, их классификации и назначении;
познакомить с многообразием и деятельностью транспортных средств, их необходимостью в жизни людей;
познакомить с историей появления транспорта.
Развивающие:
активизировать внимание учащихся на уроке;
развивать память;
развивать кругозор учащихся, логическое мышление, самостоятельность;
расширять словарный запас детей.
Воспитательные:
воспитывать умение слушать и слышать товарищей;
воспитывать умение оценивать свой труд, видеть свои достижения.
Планируемые результаты:
Предметные: второклассники узнают, на какие виды можно разделить транспорт; будут учиться рассказывать об истории транспорта, используя информацию из учебника.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
познавательные: общеучебные – осуществляют поиск информации в тексте; умеют выделять существенную информацию;
регулятивные: умеют взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности, устанавливают цели и задачи урока, оценивают свои действия и достижения, осуществляют итоговый и пошаговый контроль по результату;
коммуникативные: в коммуникации умеют строить понятные для партнеров высказывания.
Личностные: имеют установки на безопасный, здоровый образ жизни; мотивацию к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, ИКТ – презентация к уроку, иллюстрации к уроку.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
І. Организационный момент.
Вот уже звенит звонок, (слайд 1)
Начинается урок.
Ровно, правильно сиди,
Все ль готово погляди.
Ножки правильно поставь,
Разговоры все оставь.
ІІ. Проверка д/з.
1) беседа
- О чём мы говорили на прошлом уроке?
2) игра «Да-нет» (сигнальные карточки)
- А сейчас мы проведем игру «Да-нет». Я прочитаю вам несколько высказываний. Если согласны со мной, т.е. высказывание истинное, показываете зелёный цвет, если не согласны, т.е. высказывание ложное, – красный.
1. Мебель делают из дерева.
2. Ткань делают из металла.
3. Бумагу делают из глины.
4. Одежду делают из шерсти.
3) беседа
- Вспомните, какие машины используются на стройке?
- А какие материалы нужны для строительства дома?
- Наличие дома играет важную роль в жизни человека. А что является самым главным в жизни каждого человека? (Быть здоровым)
- Что значит быть здоровым?
- Правильно. Это значит видеть, слышать, чувствовать, двигаться и т.д. Вот сейчас мы и посмотрим, хорошо ли вы слышите.
ІІІ. Мотивация учебной деятельности.
1) «Угадай звук» (автомобиль, вертолёт, поезд)
- Попробуйте угадать, что это за звук?
2) беседа
-Как это назвать одним словом?
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (слайд 2)
- Сформулируйте цель нашего урока.
На уроке я хочу узнать …
ІV. Актуализация ЗУН.
1) беседа
- Человек привык передвигаться на большие расстояния. В этом ему помогает транспорт. Давайте вспомним виды транспорта в зависимости от способа передвижения. (слайд 3-4)
Наземный.
Воздушный.
Водный.
Подземный.
2) работа в тетради (с. 27)
- Давайте заполним схему на стр. 27 тетради. Запишите примеры каждого вида транспорта.
V. Изучение нового материала.
1) беседа
- Все виды транспорта нужны и важны человеку. Подумайте, зачем человеку нужен транспорт? (слайд 5)
- Значит, в зависимости от назначения, транспорт можно разделить на такие группы:
1. Грузовой.
2. Пассажирский.
3. Специальный.
- А для чего нужен специальный транспорт?
- Бывает так, что человек попадает в беду, и ему нужна помощь, медицинская или спасательная, и тогда человек обращается к специальным людям, которые могут ему помочь в этой беде. Этим людям нужно как можно быстрее попасть к месту происшествия, чтобы помочь человеку. В таких случаях эти люди передвигаются на специальном транспорте. Итак, специальный транспорт необходим для оказания помощи людям, попавшим в беду.
- Если человеку нужна срочная медицинская помощь, вызывают … (скорую помощь).
- Если в квартире произошло возгорание, вызывают … (пожарную охрану).
- Если, зайдя в квартиру, слышен запах газа, нужно вызвать … (газовую службу).
- А если человек стал жертвой преступления, нужно вызвать … (полицию).
2) самостоятельная работа по карточкам «Установи соответствие» (слайд 6)
- Давайте вспомним, по какому номеру телефона нужно вызывать помощь. Возьмите карточки № 1. Ваша задача – установить соответствие между номером телефона и необходимым специальным автомобилем.
- Итак, по номеру 101 вызывают…?
- По номеру 102 …….?
- Кто приедет если набрать 103?
- И по номеру 104 мы можем вызвать …?
- Оцените свою работу: кто выполнил задание правильно, а кто допустил ошибку?
Физминутка
3) работа в тетради (с. 27) (слайд 7)
- Давайте заполним вторую схему на стр. 27 тетради. Приведите примеры каждого вида транспорта.
4) беседа (слайд 8)
- Транспорт можно разделить по принадлежности. Есть транспорт, которым могут пользоваться только члены одной семьи. Это личный транспорт. А есть транспорт, которым могут пользоваться все люди, т.е. общество. Такой транспорт называется общественный.
5) рассказ учителя об истории возникновения транспорта. (слайд 9)
- В нашем мире существует большое количество различных видов транспорта. Все их вы хорошо знаете и многие только что называли. Это самолеты и поезда, автомобили и корабли.
С чего же все начиналось? Изначально человек ходил по земле самостоятельно и на себе переносил различные грузы. Но, иногда идти нужно было далеко, а грузы были разного размера и веса, поэтому иногда человеку было тяжело. А некоторые грузы он вообще не мог передвинуть. Тогда на помощь человеку пришли домашние животные – ослики, лошади, а в некоторых странах – слоны, стали перевозить людей и грузы, и у человека появилась возможность передвигаться на более дальние расстояния.
Через некоторое время человек изобрел лодку и парус. Как появились первые лодки, изготовленные человеком, и как они назывались, мы узнаем, поработав с учебником.
6) работа с учебником (с.118)
- Откройте свои учебники на стр. 118. Прочитаем статью «Как человек научился плавать»
- Итак, как назывались первые лодки, изготовленные человеком? (Чёлн, каяк)
- Как человек управлял ими? (Вёсла, паруса)
7) рассказ учителя (продолжение)
Потребности человека росли, грузы становились больше и тяжелее, и перемещать их нужно было на более дальние расстояния. Животные уже не могли помочь человеку. Тогда-то и пришлось изобрести транспортные средства. Первое, что изобрел человек – это воздушный шар. Об изобретении воздушного шара мы узнаем из учебника.
8) работа с учебником (с.119)
- Откройте свои учебники на стр. 119. Прочитаем статью «Как человек научился летать»
- Итак, кто изобрёл воздушный шар? (Братья Монгольфье)
- Когда это произошло? (Более 200 лет назад)
- А точнее 14 декабря 1782 года в воздух поднялся первый воздушный шар, изготовленный французами – братьями Жозефом и Этьеном Монгольфье.
9) рассказ учителя (продолжение)
Воздушный шар мог переместить достаточно большой груз и на дальние расстояния, но, к сожалению, был не очень удобен, потому что шар летел только в том направлении, куда его гнал ветер.
Затем, спустя некоторое время, человек изобрел двигатель – сердце любой машины. Первые двигатели были паровые, то есть работали на углях и на дровах. Тем не менее, такой двигатель позволил человеку придумать паровоз и успешно использовать это средство передвижения на протяжении долгого времени.
Паровоз был очень удобен, потому что мог перевозить людей и грузы на большие расстояния. И все же у паровоза тоже были свои недостатки – он мог передвигаться только по рельсам, для этого их предварительно нужно было проложить, а это не всегда представлялось возможным. Решение было очевидным – убрать рельсы и оставить только колеса. Так появился первый паровой автомобиль.
VІ. Закрепление полученных знаний.
1) игра «Найди лишнее» (Слайд 10)
- Внимательно прочитайте и определите, какой вид транспорта лишний.
Автобус, поезд, самолёт, автомобиль, грузовик.
Трамвай, катер, теплоход, автомобиль, скорая.
2) работа в парах по карточкам «Определи вид транспорта» (Слайд 11)
3) рассказ о необычных видах транспорта, просмотр видеосюжетов. (Слайд 12)
- Мы говорили о многих видах транспорта. А вы знаете, что в мире существует необычный транспорт. Например, висячий поезд в Германии, плавающий автобус в Канаде, канатная дорога в Крыму.
VII. Домашнее задание. (Слайд 13)
стр. 116-119 (учебник), читать, отвечать на вопросы;
стр. 27 (тетрадь), заполнить последнюю схему;
нарисовать рисунок «Транспорт будущего» (по желанию).
VIII. Итог урока. Рефлексия. (Слайд 14)
- О чём говорили на уроке?
- Продолжите предложение:
Сегодня на уроке я узнал(а) ….
После урока мне захотелось ….
- А теперь оцените свою работу на уроке.