Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Варвара Олеговна. Сегодня я проведу у вас урок математики. На парте у вас должны лежать учебник, тетрадь, пенал, раздаточный материал. - Вспомните, какие геометрические фигуры вы знаете? - Верно! Знание этого материала поможет вам на уроке. | -Приветствуют учителя -Проверяют свою готовность к уроку - Квадрат, прямоугольник, многоугольник, четырехугольник, треугольник, круг. | Личностные результаты: учащиеся будут проявлять интерес к изучению математики. |
Актуализация знаний учащихся и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | -Ребята, у вас на столах лежат карточки под номером 1, возьмите их -Какие фигуры изображены на карточке? -Какая из фигур лишняя? -Почему круг лишний? -Ребята, у меня на столе есть волшебный мешочек, сейчас я буду показывать вам предметы из этого мешочка, а вы будете называть эти предметы и говорить, какой они формы -(Достаю 1 предмет-тарелка) -Достаю картон -Достаю флажок Достаю фоторамку -Достаю яблоко -Молодцы, вы верно определили предмет и его форму -Ребята, сегодня Миша и Маша гуляли на лугу и увидели привязанную козу. На доске изображение -Как вы думаете, а почему она привязана? -К чему её привязали? -А что еще примечательного можно увидеть? -Давайте поможем Мише и Маше понять, почему у козы получился ровный круг? -Выскажите свои предположения. -Сейчас, я прочитаю вам диалог Миши и Маши, а вы внимательно послушайте и подумайте, верны ли ваши предположения. - Правильно ли мы предположили? -Чем является колышек, к которому привязана верёвка? -Может ли коза Белочка пощипать всю траву внутри круга? -Почему? -Когда вся трава в пределах первоначального круга будет выщипана, то, как можно дать возможность Белочке пощипать свежей травки? -Сейчас, чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно взять на столах стикеры и написать свой ответ на вопрос, затем мы с вами поместим все ответы в нашу корзинку идей П роиллюстрируйте свой ответ. Даю вам минуту, чтобы изобразить схематично это в тетради. -«..», покажи у доски - У всех также? На доске изображение: - Рассмотрите изображение. Что это? -Верно. На рисунках 1 и 2 светло-зеленым цветом обозначен первоначальный круг, где паслась Белочка. Темно-зеленым цветом обозначена новая область на лугу, на которой теперь Белочка может щипать травку. - Вы правильно проиллюстрировали задание 1. -Маше и Мише для игры нужно было обозначит большой круг на песке. Как им это сделать? -Если пользоваться способом, который вы предложили, то, что начертят ребята? - Как назвать границу круга на математическом языке? -Возникло затруднение, что нужно сделать? -Где возникло затруднение? -Почему вы не знаете, как называется граница круга? -Используя слова «Я не смог (ла)» объясните, почему вы не можете назвать, как называется граница круга. -Что нам поможет выйти из затруднения? | -Берут карточки под номером 1 -Квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, четырехугольник. -Лишний круг. -У всех фигур есть углы, у круга нет углов. -Это тарелка, она в форме круга -Это картон, он прямоугольной формы -Это флажок, он треугольной формы -Это фоторамка, она в форме квадрата -Это яблоко, оно в форме круга -Чтобы не ушла никуда и не потерялась. -Коза привязана веревкой к колышку. -Коза выщипала траву по кругу. Высказывают предположения: из-за веревки коза может отойти только на одинаковое расстояние от колышка, поэтому получился круг. -Да. -Колышек является центром круга. -Да. -Потому что длина веревки позволяет пощипать всю траву внутри круга, но не может за пределами этого круга, т.к. веревка ограничена длинной. -Удлинить веревку. Тогда веревка будет длиннее, и граница круга будет больше, чем граница этого круга и Белочка сможет пощипать травку. -Перенести колышек в другое место, где есть трава. -Записывают на стикерах свои варианты ответа и прикрепляют их в корзину идей. Возможные варианты: а) удлинить верёвку; б) укоротить верёвку; в) перенести колышек в другое место. Один ученик иллюстрирует у доски с объяснением: 1 – это удлинить веревку. 2 – это перенести колышек в другое место -Тоже, что мы проиллюстрировали. На 1 удлинили веревку. На 2 перенесли колышек. -Взять палку, стоять на одном месте и кружится вокруг себя, палкой ведя по песку. -Ребята начертят границу круга. -Возникло затруднение -Нужно остановиться и подумать -В названии границы круга на математическом языке -Не знаем, как называется граница круга, т.к. еще не изучали. -Я не смог это сделать, потому что не знаю, как называется граница круга. -Я не смогла это сделать, потому что мы еще не изучали эту тему -Нам поможет учебник, новая информация, учитель | Личностные результаты: учащиеся будут проявлять интерес к изучению математики. Познавательные УУД: проводят сравнение и осуществляют анализ объектов, обобщают и делают выводы, понимают простейшие модели. |
Действие целеполагание. | - Давайте откроем учебник на странице 94 и прочитаем тему нашего урока -Ребята, у вас на столах лежат карточки под номером 2, возьмите их в руки -Сейчас вам нужно восстановить правильную последовательность наших целей на урок -Давайте проверим, какой порядок у вас получился -Правильный порядок на слайде -Все большие молодцы, идем с вами дальше | -Открывают учебник на странице 94 и читают тему урока: «Окружность. Круг» -Берут карточки под номером 2 -Восстанавливают порядок целей на урок -Проверяют порядок целей на урок с помощью презентации -Восстанавливают порядок целей на урок -Проверяют порядок целей на урок с помощью презентации | Регулятивные УУД: по названию темы формулируют проблему и цель, планируют учебную деятельность. Коммуникативные УУД: умеют вести диалог, планируют учебное сотрудничество со сверстниками. |
Построение и реализация проекта выхода из затруднения. | -Ребята, давайте подумаем и ответим на вопрос, что нужно провести, чтобы начертить круг? -Верно, граница круга называется окружностью -Итак, как называется граница круга? -Ребята, а как вы думаете, можно ли провести ровную окружность без какой-либо помощи от руки? -Попробуйте. -Получилось ли у вас? - Чем мы можем воспользоваться? - Верно. -Откроем учебник на странице 94 и обратимся к правилу рядом с красной чертой -Прочитаем первое и второе предложения про себя -Итак, с помощью чего можно начертить окружность? -Что нужно сделать для этого? -Сейчас подробно рассмотрим, как выглядит циркуль и из чего он состоит - Все возьмите свои циркули. Рассмотрите его. Найдем его головку. Для чего она нужна? - Верно, за головку мы будем держать и крутить циркуль, чтобы проводить окружность. - Рассмотрите ножки циркуля. Грифель и иглу. - Расстояние между грифелем и иглой называется раствор циркуля. Раствор циркуля можно изменять. -А теперь давайте составим алгоритм, как чертить с помощью циркуля, в этом нам помогут Маша и Миша -Прочитаем каждый пункт про себя -«..», прочитай первый пункт всему классу -«..», прочитай второй пункт всему классу -«..», прочитай третий пункт всему классу -«..», прочитай четвертый пункт всему классу -Теперь обратимся к учебнику на странице 94 и объясним 1 иллюстрацию под красным флажком, как с помощью циркуля проводят окружность -Ребята, у вас на столах лежат карточки под номером 3, возьмите их. Сейчас вам нужно вставить в наш алгоритм пропущенные слова в окошки -Проговаривая алгоритм, попробуйте провести окружность в тетради с помощью циркуля. -Не забывайте, что ножка циркуля с иголкой должна располагаться в центре окружности, а также, раствор циркуля в процессе построения окружности не должен изменяться. -Покажите свои окружности. Если вы успешно справились с этим заданием, то поставьте на лист оценивания «+» за это задание. -А теперь обратимся к правилу под красной чертой, прочитаем его. Прочитаем 2 абзац про себя -Итак, что изображено на рисунке 2? -Что обозначает точка О -Что такое радиус? - Молодцы! -А теперь повернитесь к своему соседу по парте и расскажите правило друг другу -Обратимся к нашим целям на урок, какую цель мы достигли уже? -Молодцы, идем дальше -А мы научились с вами чертить окружность? | -Чтобы начертить круг нужно провести его границу - Граница круга называется ОКРУЖНОСТЬЮ. -Пробуют провести окружность. -Нет. - Циркулем. -Читают про себя -Окружность можно начертить с помощью циркуля -Для этого острый конец циркуля должен оставаться в одной точке и расстояние между ножками циркуля не должно меняться - Чтобы держать циркуль -Нужно. С циркулем необходимо работать аккуратно, так как он острый. Вместе с учителем выводят правила работы с циркулем. -Для того, чтобы правильно начертить окружность нужно: Чертят окружность при помощи циркуля. Оценивают себя на листах оценивания. -Читают каждый пункт про себя -Ученики читают каждый свой пункт всему классу -Объясняют с помощью алгоритма, как проводят окружность Берут карточку номер 3, вставляют пропущенные слова в окошки. -Проверим, что у вас получилось, «…», расскажи всему классу, какие слова ты вставил в окошки -Проводят окружность с помощью циркуля в тетради -Читают правило про себя -На рисунке 2 изображен круг -Точка О обозначает центр окружности (круга) -Радиус – это отрезок, который соединяет центр окружности с какой-нибудь ее точкой -Рассказывают правило друг другу -Мы познакомились с понятием окружность -Да, мы провели окружность с помощью циркуля и алгоритма | Предметные результаты: учащиеся будут уметь строить окружность, распознавать окружность круг. Познавательные УУД:находят информацию в учебнике, проводят сравнение и осуществляют анализ объектов, обобщают и делают выводы, понимают простейшие модели. Личностные результаты: учащиеся будут проявлять интерес к изучению математики. Коммуникативные УУД: строят речевое высказывание в соответствии с задачами. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | - Ребята, а теперь послушайте стихотворение -Кого вы считаете главнее, круг или окружность? -Окружность и круг являются древнейшими геометрическими фигурами. Ученые придавали окружности большое значение, так как считали ее самой совершенной линией. Согласно Аристотелю, все планеты и звезды должны двигаться по окружности. Это ошибочное мнение было опровергнуто около 400 лет назад. Самым важным элементом окружности древние ученые считали радиус. Слово радиус в переводе с латинского обозначает луч. В древности не было этого термина, использовали слова прямая от центра. Ученые древности утверждали, что из данной точки данным радиусом можно описать окружность. -А сколько окружностей можно описать из одной точки с разными радиусами? -Ребята, а теперь выполним упражнение номер 1 в учебнике на странице 94. Прочитайте задание, что нужно сделать? -Выполняйте самостоятельно в тетради -«…», проиллюстрируй на доске, что у тебя получилось -У всех также получилось? -Ребята, что такое окружность и круг? -Молодцы! - Выполним номер 3 на странице 95, прочитаем задание, что нужно сделать? -Рассмотрим первую окружность, чему будет равен радиус ОМ? -А чему будет равен радиус ОК? -Что интересного вы заметили? -Да, если мы проводим два радиуса из центра окружности, то есть из точки О, то они будут равны -Измерим радиус второй окружности, чему он будет равен? -Верно, теперь возьмем в руки циркуль и начертим две окружности с такими же радиусами, но с центром в одной и той же точке -Ставим точку О карандашом, это будет центр наших окружностей, что делаем далее? -Молодцы, а как нам начертить вторую окружность и этого же центра? -Верно | -Слушают стихотворение -Высказывают свое мнение Из одной точки с разными радиусами можно описать много окружностей -Нам нужно начертить окружность и круг и раскрасить круг - Окружность это граница круга -Круг это часть плоскости, ограниченная окружностью -Читают задание под номером 3 -Нам нужно измерить радиус каждой окружности и начертить окружности с такими же радиусами, но с центром в одной и той же точке -Радиус ОМ будет равен 20 мм -Радиус ОК будет равен 20 мм -Оба радиуса равны -Радиус второй окружности ОК будет равен 15 мм -Берут циркуль -Далее мы раствор сделаем на 20 мм, поставим иголку на точку и начертим окружность -Мы ставим иголку на точку, то есть на центр окружности и сделаем раствор на 15 мм и начертим окружность | Предметные результаты: учащиеся будут уметь строить окружность, распознавать окружность круг. Коммуникативные УУД: строят речевое высказывание в соответствии с задачами. Познавательные УУД: находят информацию в учебнике, проводят сравнение и осуществляют анализ объектов, обобщают и делают выводы, понимают простейшие модели. Личностные результаты: учащиеся будут проявлять интерес к изучению математики. |
Рефлексивно оценочные действия. | -Ребята, какие цели мы ставили на урок? -Назовите тему нашего урока? -А теперь возьмите на своих столах билетики на которых вы увидите цифры 3 2 1 -Вам нужно рядом с цифрой 3 написать 3 пункта, что вы узнали сегодня на уроке -Рядом с цифрой 2, написать 2 пункта чему научились и рядом с цифрой 1, вопрос, который вы хотите задать учителю -Когда вы заполните свои билетики, подходите ко мне и я отвечу на ваш вопрос | - -Окружность круг -Заполняют билетики | Предметные результаты: учащиеся будут уметь распознавать окружность круг. Познавательные УУД: проводят сравнение и осуществляют анализ объектов, обобщают и делают выводы. Личностные результаты: учащиеся будут проявлять интерес к изучению математики. |