МБОУ СОШ №58
Открытый урок на тему:
«Однокоренные слова. Корень слова»
Учитель начальных классов
Гитинова Хадижат Хайрулаевна
Махачкала 2019 г.
Тема: Однокоренные слова. Корень слова.
Цель: закрепить пройденный материал.
Задачи:
а) формировать умение находить в словах корень;
б) образовать однокоренные слова;
в) развивать речь;
г) пополнить словарный запас учащихся.
Ход урока
Организационный момент.
Проверка домашнего задания (взаимопроверка)
Орфографическая минутка
(На доске запись)
Щуплый, чугунный, внучата, кувшин, прощальный, пружина, выращу, душистый.
- Разделите слова на три группы.
- На какие группы разделите слова?
(На орфограммы жи- ши, ча-ща, чу-щу)
- Разделите лист тетради на три столбика.
Учитель читает слова. Дети на местах записывают слова в нужный столбик.
- Составьте устно предложение, включив в него как можно больше записанных слов.
Самоопределение к деятельности
а) На доске записаны слова: часовщик, часто, часы, часики, часовой, часть.
- Выпишите только однокоренные слова. (часовщик, часы, часики, часовой).
- Выделите общую часть родственных слов. (час)
- Кто знает, как называется общая часть родственных слов? (корень)
- Это тема нашего урока. Откройте учебники, прочитайте тему урока.
(Что такое корень слова? Что такое однокоренные слова?)
б) Работа с учебником.
Упр 84 стр 61
- Почему слова так записаны? (дом, слон – это одинаковая часть в словах)
- Докажите, что в первой группе слова родственные (Есть общая часть дом, все слова близки по значению, домик – маленький дом, домище – большой дом, домишко – небольшой, плохой дом)
- Докажите, что во второй группе родственные слова. Обозначьте общую часть.
- Прочитайте правило самостоятельно и скажите, как называется общая часть родственных слов. (корень)
- Почему корень – главная часть родственных слов? (в нем заключен общий смысл родственных слов)
Учитель читает стихотворение
Как – то много лет назад
Посадили странный сад
Не был сад фруктовым
Был он только словом
Разрастаться стало вскоре
Это слово, словно корень
И плоды нам принесло –
Стало много новых слов.
- Сейчас мы с вами познакомимся с необыкновенным деревом из этого сада.
(На доске плакат с изображением дерева. В корне дерева написано слово лес.
Дети читают слова, записанные на карточках и прикрепляют к кроне дерева те слова, которые являются однокоренными.
Слова на карточках: лесок, лесник, лесовичок, лесть, лесок, лесная, перелесок, лестница)
Физминутка
(Во время чтения стихотворения выполняется ходьба на месте)
Утром на лесной опушке
Собираются зверушки
Все приучены к порядку:
Дружно делают зарядку.
Закрепление изученного материала
Упр 85 самостоятельное выполнение
Упр 87 работа в парах
Взаимопроверка. Взаимооценка.
Рефлексия
Текст на экране, дети выписывают только однокоренные слова и выделяют в них корень.
Ель растет на влажных местах. В густой тени елового леса не растут кустарники. В молодом ельнике ютятся птицы. Особенно хороши елочки зимой. Сквозь зеленую чащобу елок трудно пробраться человеку.
( Проверка. Сверка с образцом на экране. Самооценка с помощью «светофора»)
Подведение итогов.
- Что такое корень слова?
- Назовите синоним слову родственные слова. (однокоренные)
- Кто может сказать, что уже понял, что такое корень слова?
- Кому нужно еще время, чтобы разобраться в этой теме?
Домашнее задание : выполнить упражнение 88 стр 62
Программный уровень: дописать в каждую группу по два однокоренных слова.