СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

“Октябрь 1917 года в отечественной истории: альтернативы исторического развития”

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: на основе исторических фактов определить характер и особенности событий  

                      Октябрьской революции 1917 года и выяснить степень ее влияния на

                      развитие исторического процесса в России;

 

Задачи урока:

Образовательные:  выявить причины, основные события, факты, итоги, значение октябрьских событий 1917 года. Определить альтернативы октябрьским событиям и причины победы большевиков.

Развивающие: продолжить работу по развитию умений анализировать и сравнивать исторические события и явления, выявлять информацию из статистических данных (таблиц, диаграмм) и исторических документов, работать с исторической картой, обобщать и делать выводы, давать оценку историческим личностям и событиям, вести дискуссию.

Воспитательные: побудить учащихся задуматься над историческим значением и ролью событий октября 1917 г. в истории России.

Просмотр содержимого документа
«“Октябрь 1917 года в отечественной истории: альтернативы исторического развития”»

МБОУ «Гимназия №1»

Рузаевского муниципального района

Республики Мордовия








План-конспект урока

Октябрь 1917 года в отечественной истории:

альтернативы исторического развития”


Класс: 9





План-конспект разработала:

учитель истории и обществознания

Варюхина Римма Анатольевна











ТЕМА УРОКА: “Октябрь 1917 года в отечественной истории: альтернативы исторического развития”

Эпиграф: «Октябрь 1917 г. - начало той бесконечной цепи страданий неорганизованных масс от вооруженного господства организованных шаек,

в которой погибла русская государственность». П.Н. Милюков.

Цель урока: на основе исторических фактов определить характер и особенности событий

Октябрьской революции 1917 года и выяснить степень ее влияния на

развитие исторического процесса в России;


Задачи урока:

Образовательные: выявить причины, основные события, факты, итоги, значение октябрьских событий 1917 года. Определить альтернативы октябрьским событиям и причины победы большевиков.

Развивающие: продолжить работу по развитию умений анализировать и сравнивать исторические события и явления, выявлять информацию из статистических данных (таблиц, диаграмм) и исторических документов, работать с исторической картой, обобщать и делать выводы, давать оценку историческим личностям и событиям, вести дискуссию.

Воспитательные: побудить учащихся задуматься над историческим значением и ролью событий октября 1917 г. в истории России.

Развитие УУД:

умение анализировать, сопоставлять различные толкования исторических фактов, формулировать выводы, развитие умения вести конструктивный диалог.

Планируемые результаты:

Личностные: умение преодолевать трудности в освоении материала, развитие способности к волевому усилию

Предметные: знать основные события октября 1917г., характеризовать новую систему власти.

Метапредметные:

Познавательные УУД: анализировать (выделять главное), обобщать, делать выводы, выделять причины и следствия, представлять и обрабатывать информацию в разных знаковых формах (рисунок, «пазл», схема).

Регулятивные УУД: определять цель, проблему в учебной деятельности, выдвигать версии, оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Коммуникативные УУД: излагать своё мнение, создавать устные тексты.

Формы работы: фронтальный диалог, работа по группам.

Технологии: технологии проблемного обучения.

Тип урока: изучение нового материала


Способ организации учебной деятельности: групповая форма работы, индивидуальная, фронтальная, работа в парах


Оборудование урока: интерактивная доска, пакет рабочих документов на каждую группу, учебник: УМК по истории России 10 класс,О. В. Волобуева, С. П. Карпачева, П. Н. Романова, тетрадь

Проблемные вопросы:

1.Октябрь 1917 года: закономерность или случайность?

2.Захват большевиками власти в октябре 1917 г. – революция или государственный переворот?


План урока:

  1. Проверка изученного материала.

  2. Изучение нового материала.

  1. Общенациональный кризис осени 1917 г.

  2. Подготовка вооруженного восстания большевиками.

  3. Захват власти большевиками в Петрограде.

  4. Первые декреты большевиков.

  5. Причины победы большевиков.

  1. Закрепление изученного материала.

  2. Домашнее задание.

Основные понятия и термины: революция, государственный переворот, декрет, аннексия, контрибуция.

Оборудование: Мультимедийная презентация (компьютер, проектор, интерактивная доска), тест, документы, учебник Данилов А.А. История России, 20 век.


Ход урока

  1. Мотивационно-целевой этап.

1. Организационный момент – постановка цели и задач урока.


Добрый день. Сегодня мы попытаемся взглянуть на историческую эпоху «1917 года» с разных сторон.

Ещё совсем недавно, понятие "Великая Октябрьская социалистическая революция" провозглашалось "главным событием двадцатого века", однако в последнее время всё чаще проявляется тенденция к пересмотру роли и места данного периода нашей недавней истории. Все больше историков задаются вопросом: «Захват власти большевиками в октябре 1917 г. – ещё одна революция или государственный переворот? Могла ли Россия избежать эти события?»

- работа со словарем: что означают термины « революция», «государственный переворот»?

Революция:

Государственный переворот:

(от позднелат. revolutio — поворот, переворот, превращение, обращение) радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием.

смена власти в государстве, осуществляемая обязательно с нарушением действующих на данный момент конституционных и правовых норм, обычно с применением силы для захвата центров управления государством и осуществлением физической изоляции (иногда ареста или убийства) действующих его руководителей.

  1. Актуализация знаний

Знаменитый английский историк Э. Х. Карр не ошибся, когда почти 40 лет назад утверждал, что историки будущего будут ещё долго спорить и резко расходиться в своих оценках российской революции 1917 г., как это было в своё время с Великой французской революцией. Одни будут, пророчествовал он, её прославлять как историческую веху в освобождении человечества от гнёта, другие — проклинать как преступление и катастрофу. Сегодня действительно существует много подчас диаметрально противоположных взглядов на Великую российскую революцию. Одни авторы утверждают, что революция 1917 г. — народная революция, первый открытый вызов капиталистической системе, самое великое событие мировой истории, прорыв в «светлое будущее». С точки зрения другой большой группы исследователей, напротив: Октябрь 1917 г. — это переворот, совершённый кучкой фанатиков-большевиков, нарушивший естественный ход истории, породивший кровавую диктатуру. Между этими крайними точками, как водится, имеется множество промежуточных, компромиссных оценок и мнений.

Постановка учебной задачи ( работа с иллюстрацией Серова «Ленин на втором съезде Советов»)

На картине Серова изображено событие, которое до сих пор вызывает множество споров, разногласий. В.И. Ленин на втором съезде Советов провозгласил установление Советской власти, Временное правительство было низложено. Предлагаю на сегодняшнем уроке поставить следующую учебную задачу:

1. Могла ли Россия в начале 1917г. избежать новой революции?

2. Захват большевиками власти в октябре 1917 г. – революция или государственный переворот?

Что нам необходимо знать, чтобы ответить на данный вопрос? Составим алгоритм действий.

Учащиеся: нужно знать события октября 1917 г, отличия переворота от революции.

Алгоритм:

1. Причины восстания

2. Подготовка восстания

3. Осуществление восстания.

4. Сравнение.

5. Выводы.

Прежде чем перейти к изучению нашей темы, давайте восстановим хронологию событий с февраля по сентябрь 1917 г.

  1. Проверка изученного материала ( работа с мультимедийной доской)

  • Расставьте в хронологической последовательности следующие события:

  1. Отречение Николая II от престола.

  2. Приказ № 1.

  3. Создание Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов.

  4. Нота П. Милюкова о продолжении войны до победного конца.

  5. Корниловский мятеж.

  6. I Всероссийский съезд Советов.

  7. Образование первого коалиционного Временного правительства

  8. Образование второго коалиционного Временного правительства

  9. Объявление России республикой

  10. Неудавшаяся попытка организовать наступление на фронте.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10











  1. Изучение нового материала.

    1. Общенациональный кризис осени 1917 г.

Слайд «Россия осенью 1917». Работа с диаграммой.

Какие выводы можно сделать на основании данных диаграмм? Оказывало ли это какое-то влияние на Временное правительство? Положение каких слоев общества ухудшилось?

Ответ учащихся. Диаграммы показывают, что уровень цен по сравнению с февралем 1917 г вырос в 3,5 раза, а промышленной продукции стало выпускаться в 3 раза меньше. Это еще больше дискредитировало Временное правительство, которое не могло справиться с экономическими проблемами. Произошло ухудшение положения всех слоев общества. В деревне крестьяне самовольно захватывают земли у помещиков, не дожидаясь решения властей.

Т.о. авторитет Временного правительства очень низок.

Факты говорят о том, что большевики становятся все более популярными, их лозунги находят поддержку. Большевики получают большинство в Советах. Это явление не только в Петрограде, но и в других городах станы. На карте обозначены города, в которых происходит большевизация Советов.

Работа со статистическими таблицами.

  • Проанализируйте данные таблицы.
    1. О каких особенностях социально-политической ситуации, сложившейся к осени 1917 г., свидетельствуют данные таблицы?
    2. Каковы причины падения жизненного уровня населения?

Цены на продукты питания и товары первой необходимости


Август 1914 г.

Август 1917 г.

Во сколько раз увеличились цены?

Черный хлеб (фунт)

0,25 к.

12 к.

48

Говядина (фунт)

22 к.

1 р. 10 к.

5

Масло (фунт)

48 к.

3 р. 20 к.

7

Яйца (десяток)

30 к.

1 р. 60 к.

5

Ситец (аршин)

11 к.

1 р. 40 к.

13

Мужская обувь (пара)

12 р.

144 р.

12

Мыло (пуд)

4 р. 50 к.

40 р.

9

Керосин (ведро)

1 р. 70 к.

11 р.

7

Дрова (воз)

10 р.

120 р.

12

Социальные конфликты

1917 г., месяц

Общая численность выступлений рабочих

В том числе забастовок

Голодные бунты

Май

5

3

3

Июнь

29

11

43

Сентябрь

212

107

125

К октябрю 1917 г. в стране сложился общенациональный, социально-экономический и политический кризис: (составления кластера)

  1. На нужды войны шло более 80% государственных расходов.

  2. Осенью 1917 г. закрылись свыше 800 предприятий из-за недостатка топлива и сырья.

  3. Промышленное производство сократилось на 36%.

  4. Расстройство железнодорожного транспорта.

  5. Острый недостаток продовольствия и предметов первой необходимости в городах (с мая-июня – введение продуктовых карточек).

  6. Стремительное обесценивание денег и рост цен.

  7. Рост социального недовольства (забастовки, крестьянские выступления).

  8. Разложение и деморализация армии (неподчинение солдат приказам, братание с противником, дезертирство).

  9. Захват немцами Моонзундских островов, оттеснение Балтийского флота в Финский залив, угроза захвата Петрограда.

  • Назовите причины кризисов Временного правительства.( примерные ответы учащихся)

  1. Несоответствие политики Временного правительства инте­ресам большей части российского общества.

  2. Отсутствие у членов Временного правительства опыта в управлении государством.

  3. Политически разнородный состав Временного правитель­ства, наличие разногласий среди его членов.

  4. Наличие мощной политической оппозиции в лице Петроградского Совета и партии большевиков.

  5. Радикализация общественных настроений.

  • Какие социальные слои выражали недовольство политикой Временного правительства?( примерные ответы учащихся)

  • Солдаты: продолжавшаяся война.

  • Рабочие: высокая инфляция, трудности продовольственно­го обеспечения, падение жизненного уровня в целом.

  • Крестьяне: нерешенность вопроса о земле.

  • Население национальных окраин: нерешенность нацио­нального вопроса.

    1. Подготовка вооруженного восстания большевиками.

Февраль – сентябрь 1917 г. - рост численности партии большевиков с 24000 тыс. чел. до 350000 тыс. чел.

Начало сентября 1917 г. – довыборы в Петроградский Совет.

Большевики получают большинство голосов.

Председателем Исполкома Петроградского Совета избран Л.Д. Троцкий.

5 сентября – большевики получают большинство в Московском Совете.

Большевики снова выдвигают лозунг “Вся власть Советам!”

- Вспомните, когда впервые он был выдвинут, а когда снят и почему?

10 октября – тайное заседание ЦК партии - резолюция Ленина о вооружённом восстании

(10 чел.– «за», 2 – против»).

  • Прочитайте документы и ответьте на вопросы.

Работа по группам (1 вариант и 2 вариант):

1 группа – “Почему Ленин высказывался за вооруженное восстание?”

В.И. Ленин. Письмо в ЦК, МК, ПК и членам Советов Питера и Москвы большевикам. 1 октября 1917 года.

«Дорогие товарищи, события так ясно предписывают нам нашу задачу, что промедление становится положительно преступлением.

Аграрное движение растет. Правительство усиливает дикие репрессии, в войске симпатии к нам растут (90% голосов солдат за нас в Москве, финляндские войска и флот против правительства…).

В Германии начало революции явное, особенно после расстрелов матросов. Выборы в Москве 470 большевиков – гигантская победа. С левыми эсерами явное большинство в стране.

Железнодорожные и почтовые служащие в конфликте с правительством.

При таких условиях «ждать» - преступление.

Большевики не вправе ждать съезда Советов, они должны взять власть тотчас. Этим они спасают и всемирную революцию (ибо иначе грозит сделка империалистов всех стран, кои после расстрелов в Германии будут покладисты друг к другу и против вас объединятся), и русскую революцию (иначе волна настоящей анархии может стать сильнее, чем мы), и жизнь сотням тысяч людей на войне. Медлить – преступление. Ждать съезда Советов – предательство революции.

Если нельзя взять власть без восстания, надо идти на восстание тотчас. Очень может быть, что именно теперь можно взять власть без восстания. Правительству нет спасения, и нечего делать, оно сдаться.

Лозунг: Власть Советам, земля крестьянам, мир народам, хлеб голодным!

Победа обеспечена и на девять десятых шанса, что бескровно. Ждать – преступление перед революцией».

2 группа – “Почему Каменев и Зиновьев выступили против вооруженного восстания? Какую альтернативу они предложили?”

Обеим группам – “Какая точка зрения вам кажется более убедительной? Докажите на примерах.”

Из заявления Каменева и Зиновьева 11(24) октября 1917 г.

...Мы глубочайше убеждены, что объявлять сейчас вооружен­ное восстание — значит ставить на карту не только судьбу нашей партии, но и судьбу русской и международной революции. Шансы нашей партии на выборах в Учредительное собрание превосходны... Влияние большевизма растет. Целые пласты тру­дящегося населения только еще начинают захватываться им. При правильной тактике мы можем получить треть, а то и больше мест в Учредительном собрании.

Только на Советы сможет опереться в своей революционной работе и Учредительное собрание. Учредительное собрание плюс Советы — вот тот комбинированный тип государственных учреж­дений, к которому мы идем.

В России за нас большинство рабочих и значительная часть солдат. Но все остальное — под вопросом. Солдатская масса поддерживает нас не за лозунг войны, а за лозунг мира. Это крайне важное обстоятель­ство... Если мы, взявши власть сейчас одни, придем (в силу всего мирового положения) к необходимости вести революционную вой­ну, солдатская масса отхлынет от нас. С нами останется, конечно, лучшая часть солдатской молодежи, но солдатская масса уйдет.

Перед историей, перед международным пролетариатом, перед русской революцией и российским рабочим классом мы не имеем права ставить теперь на карту вооруженного восстания все буду­щее. Ошибкой было бы думать, что теперь подобное выступле­ние в случае неудачи привело бы только к тем последствиям, как 3—5 июля. Теперь дело идет о большем. Дело идет о решительном бое, и поражение в этом бою было бы поражением революции”.

Т.о был взят курс на вооруженное восстание.

12 октября - создан Военно-революционный комитет (ВРК) – штаб подготовки

восстания. Состоял из большевиков и левых эсеров. Председатель - Л.Д. Троцкий

Представители ВРК направлены во все воинские части Петроградского гарнизона. Большевистские ораторы проводили митинги во всех районах города.

16 октября – расширенное заседание ЦК партии с участием депутатов Петросовета, столичного комитета РСДРП(б), представителей фабзавкомов. Решение – подготовка вооружённого восстания.

    1. Захват власти большевиками в Петрограде.

Действия Временного правительства:

24 октября – закрытие типографии, где печаталась большевистская газета “Рабочий путь”. Поставлен вопрос об аресте членов ВРК.

Действия ВРК:

24 октября – “Предписание №1” о приведении солдат Петроградского гарнизона и матросов Балтийского флота в боевую готовность.

В ночь с 24 на 25 октября – заняты Почтамт, телеграф, электростанция, банк, мосты, вокзал. Сопротивления не было. ВРК объявил о взятии власти (Обращение “К гражданам России”).

25-26 октября – взятие Зимнего дворца. Арест Временного правительства. Керенский бежал на фронт.

25-26 октября 1917 года – II Всероссийский съезд Советов.

670 делегатов: более половины – большевики, 100 мандатов – левые эсеры,

Меньшевики и правые эсеры осудили действия большевиков по захвату власти и потребовали от съезда начать переговоры с Временным правительством об образовании нового кабинета министров.

Не получив одобрение съезда, меньшевистская и правоэсеровская фракции покинули заседание, тем самым лишив себя возможности принять участие в формировании новых органов власти.

Левые эсеры поддержали большевиков и объявили о создании новой организации – партии левых социалистов-революционеров (ПЛСР).

  • Прочитайте документы и ответьте на вопросы.

Работа по группам (1 вариант и 2 вариант):

1 группа – “Почему меньшевики выступили против захвата власти большевиками?”

Резолюция фракции меньшевиков

Принимая во внимание,

1) что военный заговор был организо­ван и осуществлен партией большевиков именем Советов за спи­ной всех других партий и фракций, представленных в Советах;

2) что захват власти Петроградским советом накануне съезда Со­ветов является дезорганизацией и срывом всей советской органи­зации и подорвал значение съезда как полномочного представите­ля революционной демократии;

3) что этот заговор ввергает стра­ну в междоусобицу, срывает Учредительное собрание, грозит воен­ной катастрофой и ведет к торжеству контрреволюции;

4) что един­ственным возможным мирным выходом из положения остаются переговоры с Временным правительством об образовании власти, опирающейся на все слои демократии;

5) что РСДРП (объединен­ная) считает своей обязанностью перед рабочим классом не только снять с себя всякую ответственность за действия большевиков, при­крывающихся советским знаменем, но и предостеречь рабочих и солдат от пагубной для страны и революции политики авантю­ры, — фракция РСДРП (объединенная) покидает настоящий съезд, приглашая все другие фракции, одинаково с нею отказывающиеся нести ответственность за действия большевиков, собраться немед­ленно для обсуждения положения.

2 группа – “Почему эсеры выступили против захвата власти большевиками?”

Декларация фракции социалистов-революционеров

Фракция социалистов-революционеров Всероссийского съезда Советов рабочих и солдатских депутатов в согласии с ЦК партии социалистов-революционеров объявляет:

1. Произведенный парти­ей большевиков и Петроградским советом рабочих и солдатских депутатов захват власти накануне Учредительного собрания и за день до открытия Всероссийского съезда Советов рабочих и сол­датских депутатов является преступлением перед родиной и рево­люцией, знаменует начало гражданской войны, срыв Учредительного собрания и грозит гибелью революции.

2. В предвидении взрыва народного возмущения, неизбежного вследствие долженствующего обнаружиться краха большевистских обещаний, заве­домо в настоящее время неосуществимых, фракция социалистов-революционеров призывает все революционные силы страны ор­ганизоваться и быть на страже революции, дабы при грядущей катастрофе, взяв судьбы страны в свои руки и не дав восторже­ствовать контрреволюции, добиться скорейшего заключения все­общего демократического мира, созыва Учредительного собра­ния в назначенный срок и социализации земли.

3. Констатируя захват власти партией большевиков и руководимым ею Петро­градским советом рабочих и солдатских депутатов, фракция со­циалистов-революционеров возлагает на них всю ответственность за последствия их безумного и преступного шага и, устанавливая вследствие этого невозможность совместной с ними работы, поки­дает съезд.

Обеим группам – “Какие силы, по мнению меньшевиков и эсеров, должны находиться у власти в России? Почему? Как вы думаете, являлась ли в этот период реальной идея создания коалиции всех социалистических партий?”

    1. Первые декреты большевиков.

25 октября 1917 г. – первые декреты большевиков (о мире, о земле, о власти).

Работа с учебником по группам (первый ряд, второй и третий):

1 группа – Декрет о мире – стр. 91.

2 группа – Декрет о земле – стр. 91-92.

3 группа – Декрет о власти – стр. 94.

Прочитайте текст учебника и ответьте на вопросы.

  • Каково содержание представленных на съезде декретов?

  • Декреты имели характер постоянных законов или временных постановлений?

  • Почему именно эти декреты были провозглашены первыми?

2.5. Причины победы большевиков.

С февраля по октябрь 1917 г. существовало несколько альтернатив общественно-политического развития событий в России:

  1. Буржуазно-демократическая (была преобладающей в феврале-июле 1917 г.).

  2. Военная диктатура (попытка ее реализации была предпринята генералом

Л. Корниловым в августе 1917 г.).

  1. Однородное социалистическое правительство (могла быть реализованной с 1 по 14 сентября 1917 г. действиями социалиста А. Керенского).

  2. Большевистская леворадикальная (реализована большевиками в октябре 1917 г.).

  • Почему из четырех этих альтернатив оказалась реализованной большевистская?

  • Используя документы, сформулируйте причины победы большевиков в октябре 1917г.

В.И. Ленин. Письмо в ЦК, МК, ПК и членам Советов Питера и Москвы большевикам. 1 октября 1917 года. (См. документ выше).

Из «Очерков русской смуты» А.И. Деникина.

«…Победа Керенского (над Корниловым) означала победу Советов, в среде которых большевики стали занимать преобладающее положение. Керенский окончательно оттолкнул от себя и Временного правительства те либеральные элементы, которые, пережив период паники, не могли потом простить ему своего ослепления; оттолкнул окончательно и офицерство…

Потеряв всякую опору в стране, Временное правительство считало возможным продолжать еще два месяца свои функции, заключавшиеся преимущественно в словесной регистрации тех явлений окончательного распада, которые переживало государство…

Власть падала из слабых рук Временного правительства, и во всей стране не оказалось, кроме большевиков, ни одной действенной организации, которая могла бы предъявить свои права на тяжкое наследие, во всеоружии реальной силы… Троцкий имел основание сказать в Совете за неделю до выступления: «Нам говорят, что мы готовимся захватить власть. В этом вопросе мы не делаем тайны… Власть должна быть взята не путем заговора, а путем дружной демонстрации сил»… Когда 25 октября в столице началось вооруженное столкновение, на стороне правительства не оказалось никакой вооруженной силы. Несколько военных и юнкерских училищ вступили в бой не во имя правительства, а побуждаемые к тому сознанием общей большевистской опасности. Другие, считавшиеся лояльными части, вызванные из окрестностей столицы, после моральной обработки их посланными Троцким агитаторами отказались выступить. Казачьи полки сохраняли «доброжелательный» к большевикам нейтралитет. Весь остальной гарнизон и рабочая Красная гвардия были на стороне Совета; к ним присоединились прибывшие из Кронштадта матросы и несколько судов флота… Петроград агонизирует, Ставка бессильна… Керенский, сохраняющий внешние признаки военной власти, но уже оставленный всеми, по существу не то узник, не то заложник, отдавший себя на милость «царского генерала» Краснова, которого он «поздравляет» с назначением командующим армией… Армией в 700 сабель и 12 орудий…»

Причины победы большевиков: ( составление кластера)

  1. Нарастание социально-экономических проблем.

  2. Затягивание созыва Учредительного собрания.

  3. Падение авторитета Временного правительства.

  4. Обещание лидеров большевиков решить все проблемы.

  5. Радикализация левого крыла социалистов и их организационное оформление.


Работа с отрывком из фильма С. Эйзенштейна «Октябрь»

Последовательность революционных событий нами восстановлена. Однако не факты создают наши знания о прошлом, а их интерпретация, выбор языка описания. Эта проблема актуальна до сих пор: что произошло 25 октября (7 ноября) 1917 г: государственный переворот, Великая социалистическая революция, народный бунт или это был хаос безвластия, которым воспользовались большевики?

В 1927 году С.Эйзенштейн снял фильм «Октябрь», который вышел за границей под названием «Десять дней, которые потрясли мир». В немом фильме показана одна из интерпретаций событий. Давайте посмотрим отрывок из фильма. На слайде перейти по ссылке на просмотр отрывка: https://www.youtube.com/watch?v=Hig4zwidQV4

Какими художественными средствами режиссер показывает противостояние большевиков и других социалистических сил: меньшевиков и эсеров на съезде? Какими представляются революционные силы? Один из самых интересных эпизодов фильма – захват ворот Зимнего дворца. На самом деле источники утверждают, что ворота были открыты, и что этот эпизод был Эйзенштейном придуман. Как вы думаете зачем? На ваш взгляд Эйзенштейн Октябрьские события показывает как революцию ли как переворот?

Обсуждение фильма.

Когда говорят меньшевики и эсеры, то их слушают невнимательно, балалайка символ пустозвонства, легкомыслия, несерьезности слов, когда говорят большевики, то их символом являются снаряды, пушки. Это показатель важности, силы большевистских взглядов, необходимости решительных действий. Эпизод с воротами интересен тем, что матрос наступает на корону, двуглавого орла, как символ уничтожения остатков старого режима.

Организация дискуссии: «Роль октябрьского переворота в исторической судьбе России?"

  1. Первичное осмысление и закрепление

Слайд «Революция свершилась». ( Работа с картой)

Перед вами карта Петрограда. Попробуем восстановить события октябрьских дней, используя пазл.

6. Закрепление изученного материала.

Изучите мнения историков и современников и ответьте на вопрос: “Захват большевиками власти в октябре 1917 г. – революция или государственный переворот?”

А.И. Деникин. «Очерки русской смуты»:

«Власть падала из слабых рук Временного правительства, и во всей стране не оказалось, кроме большевиков, ни одной действенной орга­низации, которая могла бы предъявить свои права на тяжкое насле­дие во всеоружии реальной силы. Этим фактом в октябре 1917 года был произнесен приговор стране, народу и революции».

Д. Рид. Из приложений к книге «Десять дней, которые потряс­ли мир»:

«Нет! Эти люди — не заговорщики. Они не конспирируют. Наобо­рот, они действуют смело, открыто, без смягчающих слов, без маски­ровки намерений; они всеми силами ведут открытую агитацию, уси­ливаемую пропагандой на заводе, в казармах. На фронте. В стране — повсюду. Они вперед открыто назначают день вооруженного восста­ния, день захвата власти... Они — заговорщики? Никогда!»

Р. Пайпс. «Незамеченная революция»:

«Это был переворот, путч... Революцию же запланировать нельзя, она всегда спонтанна, стихийна. Февраль 1917-го никто предсказать не мог — и это была революция. А Октябрь — хорошо подготовлен­ный классический путч... Люди даже и не поняли, что произошел пе­реворот. Большевиков считали утопистами, фантазерами, не способ­ными удержаться у власти дольше двух месяцев. Любопытно, что даже биржа не отреагировала на «революцию»... А потом стало уже по­здно...».

Н. Верт. «История Советского государства. 1900—1991»:

«В условиях организационного вакуума осени 1917 года, когда государственная власть уступила место соцветию комитетов, советов и совещаний, оспаривающих друг у друга крохи власти и законности, было достаточно энергичных действий одной группы, пусть даже малочисленной, но организованной и решительной, чтобы авторитет ее немедленно вырос до размеров, несопоставимых с ее реальной силой... Власть перешла от общества к государству, а в государстве к партии большевиков...»

М. Геллер, А. Некрич. «Утопия у власти. 1917—1945»:

«Октябрьский переворот был завершен... Дважды на протяжении 1917 года власть в России, пораженная бессилием, падала от толчка. Как в феврале, так и в октябре в критический момент правительство обнаруживало, что не имеет никакой поддержки, не имеет защитни­ков».

П.В. Волобуев, В.П. Булдаков. «Октябрьская революция: новые подходы к изучению»:

«Мы будем рассматривать и революции 1917 года, и гражданскую войну 1917-1922 гг. как часть системного кризиса империи... Кризис империи назревал весьма долго, незаметно, а проявился чрезвычай­но резко... На деле решающее значение имели не политические конфликты в «верхах», а социальная борьба низов за выживание... Поведение большевиков в этот период пронизано стремлением «слиться с массой» (выражение Ленина), а затем возглавить ее, по­ощряя наиболее радикальные ее действия...».

В историй нет революции, которую можно было бы назвать классической, взять за образец и сравнивать по ней другие революции или государственные перевороты. У каждой революции в истории свои особенности. В исторической науке до сих пор не сложились чёткие определения революции и государственного переворота. Нет точных признаков их и характерных черт. Рассматривая октябрьские события 1917 г., мы найдем и черты революции (наличие общенационального кризиса, рост социальной напряженности, бессилие власти, последовавшая вскоре гражданская война и др.), и черты государственного переворота (целенаправленная подготовка к захвату власти, осуществление его фактически бескровно небольшой группой заговорщиков с нарушением действующих на данный момент конституционных и правовых норм, несогласие недавних союзников и многих социальных групп с насильственным захватом власти, наличие альтернатив мирного развития событий и др.). Поэтому дать точное определение событиям октября 1917 г. сегодня достаточно трудно. Несмотря на различные оценки историков и современников, значение Октября 1917 г. в исто­рии

страны очень велико. определение событиям октября 1917 г. сегодня достаточно трудно. Несмотря на различные оценки историков и современников, значение Октября 1917 г. в исто­рии страны очень велико.


Переворот

Революция

Цель

Отстранить от власти действующих руководителей; основы общества не затрагиваются

Сменить политический режим или весь общественный строй

Временной период

Происходит быстро, иногда в течении нескольких часов или дне

Долго назревает, затем свершается, может длится годы

Участие народных

масс

Осуществляется небольшой группой лиц или отдельной партией

Представляет собой мощное движение народных масс

Опора на идеологию

Далек от классовой идеологии

Происходит под влиянием классовых идеологических принципов

Пример

Дворцовые перевороты

18 века

Первая русская революция 1905-1907





Октябрьское восстание

как переворот

Октябрьское восстание

как революция

Цель

Большевики отстранили от власти Временное правительство и обещали созвать Учредительное собрание

Большевики заявляли о необходимости установить диктатуру пролетариата установить социалистический строй

Временной период

Подготовка шла с 16 октября 1917г. Произошли в течении 24-26 октября 1917 г.

Причины, вызвавшие недовольство властью накапливались годами.

Не решены аграрные, национальные , рабочие проблемы, не решен вопрос о прекращении войны.

Участие народных масс

Осуществлен РСДРП(б)

РСДРП(б) опиралась на поддержку солдатских гарнизонов и рабочих Петрограда.

Опора на идеологию

-

Произошла под влиянием марксистской, ленинской идеологии.


  1. Рефлексия .

Вдаль идут державным шагом

-Кто еще там, выходи?

Это ветер с красным флагом

Разыгрался впереди

Впереди сугроб холодный,

-Кто в сугробе, выходи?

Только нищий пес голодный

Ковыляет позади……

Отвяжись ты, шелудивый,
Я штыком пощекочу!

Старый мир, как пес паршивый,

Провались – поколочу ( А.Блок)

И февраль, и Октябрь – случайность. Итог совпадений.

Октябрь 1917 – закономерен, т.к. февраль не был завершен и требовалось решить, поставленные задачи.

Какова же оценка событий?

1 « Обыватель мирно спал и не знал, что власть меняется» (Л.Д.Троцкий)

2 « Петербург был заплеван по щиколотку. Деревня пришла в город» ( И.Бунин)

3 « Этот день стал днем победы Великой Октябрьской социалистической революции, самой народной из всех революций» ( Д.Волобуев)

4.Но выше всех над датами святыми

Сверкаешь ты, слепительный Октябрь,

Преобразивший сумеречную осень

В ликующую силами весну,

Зажегший новый день над дряхлой жизнью

И заревом немеркнущих побед

Нам озаривший правый путь в веках ( В. Брюсов)

Дополнительные сведения

-7 ноября как день революции и праздник введен в 1932 году

-власть большевиков просуществовала 74 года

Тема революции 17-года сложная и неоднозначная. Мы выяснили, что положение страны в тот период было критическое. Длившаяся четвертый год война совершенно опустошила экономику, не готовую к столь длительным военным действиям. Давно назревшая земельная реформа, которая должна была, наконец наделить крестьян землёй, не интересовала ни императора Николая II, отрекшегося от престола в феврале — марте 1917 года, ни пришедшее ему на смену Временное правительство, отложившее её до окончания войны. Тяготы войны, тяжелые условия труда в тылу, отсутствие попыток сначала императора, а затем и Временного правительства изменить ситуацию в пользу народа в итоге привели к власти партию, способную решить давно назревшие проблемы радикально и быстро. Главной движущей силой при захвате власти большевиками стали революционно настроенные рабочие, сконцентрированные в крупных промышленных центрах. Великая октябрьская социалистическая революция навсегда изменила Россию. В октябре 1917 года в мировой истории произошло нечто — к власти впервые пришли силы, ориентированные на построение принципиально нового общества, основанного на преимущественно нематериальных ценностях. Во главу угла большевики изначально ставили преимущество труда над капиталом. Это был момент триумфа бедных слоёв населения над зажиточными и богатыми верхами, традиционными «хозяевами» жизни. Была ли революция в том виде, в котором её осуществили большевики, единственным вариантом развития событий? Безусловно нет, были другие варианты.

Одно можно сказать совершенно точно — изменения были необходимы, но ни монархия, ни Временное правительство, главенствовавшие на политической арене России до прихода к власти большевиков, оказались не в состоянии дать населению страдающей страны две вещи: землю и мир. Именно первые декреты советской власти — «О мире» и «О земле» дали уставшей стране то, что ей было нужно.

Причина устойчивости большевиков, на мой взгляд, довольно банальна — на тот момент они в полной мере действовали в интересах народа, то есть являлись подлинной властью. В заключение хочется сказать, что октябрьская революция решила для страны ряд насущных проблем, создала перспективу построения нового справедливого общества и просто позволила ей выжить в критический момент своего исторического пути. Независимо от оценок и политических пристрастий, каждый человек, которому небезразлично будущее его страны, должен помнить о тех далёких событиях 1917 года. Их можно оценивать и интерпретировать по разному, но важно помнить, что эта наша история и её нельзя позволять смешивать с грязью любителям сенсаций и политических разоблачений. Как известно, кто владеет прошлым, тот владеет будущим. Лишь изучив и познав этот период нашей истории, мы внезапно для себя откроем много нового в нашем настоящем, ведь прошедшее и настоящее неразрывно связаны, как бы не пытались нас убедить в обратном. Помните свою историю, изучайте её. Спасибо за внимание.

7.Домашнее задание: § 12. Проанализируйте альтернативы развития событий с февраля по октябрь 1917 г. Какая из них вам кажется более прогрессивной в плане модернизации России?

Список использованной литературы:

  1. Арасланова О.В., Поздеев А.В. Поурочные разработки по истории России ХХ – начало ХХI вв. Универсальное издание. – М.: ВАКО, 2005.

  2. Данилов А.А. История России, ХХ – ХХI века: учеб. для 9 кл. – М. 2014.

  3. Данилов А.А. Рабочая тетрадь по истории России ХХ – начало ХХI века: пособие для учащихся 9 класса – М.: Просвещение, 2010.

  4. Данилов А.А. История России, ХХ – начало ХХI века: метод. Рекомендации: 9 кл.: пособие для учителя – М.: Просвещение, 2005.

  5. История России ХХ века: Пособие для учителя/ А.О. Чубарьян, Е.И. Пивовар, А.В. Пыжиков и др.; - М.: Просвещение, 2003.

  6. Коваль Т.В. Конспекты уроков по истории России ХХ в.: 9 кл.: Метод. Пособие. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002.

  7. Лукьянов М.Н. Россия. 1917-1941. Документы. Материалы. Комментарии. Книга для тех, кто изучает историю Отечества. — Пермь, ЛГУ, 1993.

  8. https://www.youtube.com/watch?v=Hig4zwidQV4








17