СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Октябрьская революция 1917г.

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном архиве содержится разработка  и презентация урока истории в 9 классе на тему "Октябрьская революция 1917г." На данном уроке предусмотрено решение проблемы учащимися, для решения которой понадобится изучение исторических документов.

Просмотр содержимого документа
«9кл.»

Тема: Октябрьская революция


Цель: способствовать пониманию учащимися исторических закономерностей Октябрьской революции 1917г., ее объективных и субъективных предпосылок и характера; общенационального кризиса, который назрел в России осенью 1917г., и расстановку политических сил в стране. Развитие навыков работы с историческими источниками у учащихся.

Тип урока: урок открытия нового знания

Проблема: Почему большевики смогли захватить власть?

Понятия: аннексия, контрибуция.

Домашнее задание: п.12

Ход урока

Сегодня на уроке мы должны выяснить предпосылки Октябрьской революции; рассмотреть подготовку и проведение вооруженного восстания в Петрограде, а также познакомиться с важными документами большевиков, которые помогли им закрепиться у власти.

  1. Актуализация опорных знаний

Но прежде, чем мы с Вами перейдем к изучению Октябрьской революции, давайте вспомним: 1)причины Февральской революции (рост недовольства народных масс войной, рост цен, инфляция, правительство не могло управлять страной старыми методами, бездарность военного руководства). 2)известно такое выражение, что «Февраль породил Октябрь», давайте вспомним основные кризисы власти, в чем они заключались (6 мая – первое коалиционное правительство, выступление Ленина с «Апрельскими тезисами» - установление диктатуры пролетариата, лозунг «вся власть Советам»; 25 июля – второе коалиционное правительство во главе Керенский – завершение двоевластия, РСДРП (б) – курс на вооруженное восстание).

В результате после совершения Февральской революции основные проблемы не были решены, Временное правительство продолжало вести войну.

  1. Изучение нового материала

В связи с вышесказанным выдвигаю проблему нашего урока: Почему большевики смогли захватить власть?

Работать нам предстоит по следующему плану:

1.Последний этап кризиса власти

2.Социально-экономическая ситуация

3.Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде

4.II съезд Советов. Декреты о мире и земле


1,2) Заполнение схемы

Давайте с Вами по первым двум вопросам нашего плана составим схему и выясним главные проблемы перед Октябрьской революцией (с.89-90).

Политический кризис Экономический кризис

1.Третье коалиционное правительство 1.Огромные расходы на ведение войны

2.Не решило основных вопросов 2.Введены продуктовые карточки

3.Затягивался созыв учредительного собрания 3.Выпуск бумажных денег продолжался

4.Рост недовольства

5.Критическое положение на фронте

Вывод: Вооруженное восстание в Петрограде, свержение власти Временного правительства и установление власти Советов.


  1. Подготовка вооруженного восстания:

В начале сентября 1917г. – выбор в Петроградский Совет (большевики получили большинство). Председатель Исполкома Петроградского Совета – Троцкий Л.Д. Лозунг «Вся власть Советам»: вооруженное восстание, завоевание власти, свержение правительства. 10 октября – Ленин провел тайное заседание ЦК, против выступили Каменев и Зиновьев. 22 октября – митинги. 24 октября – закрыта типография, где печаталась газета большевиков «Рабочий путь!»

На заседаниях ЦК РКП(б) был разработан план вооруженного восстания. Создан ВРК – штаб по подготовке восстания. В ночь с 24 на 25 октября – под предлогом защиты революции силами красногвардейцев, кронштадтских моряков заняты почтамт, городская электростанция, Центральный телеграф, Главная контора Госбанка, мосты. 25 октября – обнародовано воззвание ВРК «К гражданам России!», в котором было объявлено о низложении Временного правительства и переходе власти в руки Советов. В ночь с 25 на 26 октября – штурм Зимнего дворца, арест членов Временного правительства (просмотр видео).

2 ноября 1917г. советская власть была провозглашена в Москве.

Р. Пайпс «Незамеченная революция»:

«Это был переворот, путч… Революцию же запланировать нельзя, она всегда спонтанна, стихийна. Февраль 1917-го никто предсказать не мог – и это была революция. А Октябрь – хорошо подготовленный классический путч… Люди даже и не поняли, что произошел переворот. Большевиков считали утопистами, фантазерами, не способными удержаться у власти дольше двух месяцев. Любопытно, что даже биржа не отреагировала на «революцию»… А потом стало уже поздно…»


  1. Вечером 25 октября открылся II съезд Советов: политическая борьба на съезде – меньшевики и правые эсеры ушли со съезда в знак протеста; провозглашение власти Советов; принятие Декретов о мире, о земле, постановление об отмене смертной казни на фронте.

Работа с документами.

Декрет о земле (извлечение)

1.Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа.

2.Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных земельных Комитетов и уездных Советов Крестьянских депутатов впредь до Учредительного собрания.

3.Какая бы то ни была порча конфискуемого имущества, принадлежащего отныне всему народу, объявляется тяжким преступлением, караемым революционным судом…

4.Земля рядовых казаков и крестьян не конфискуется.


Декрет о мире (извлечение)

…Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощенных, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран… - таким миром правительство считает немедленный мир без аннексий (то есть без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чужих народностей) и контрибуций. Такой мир предлагает правительство России заключить всем воюющим народам немедленно…

Тайную дипломатию Правительство отменяет, со своей стороны выражая твердое намерение вести все переговоры совершенно открыть, перед всем народом, приступая к полному опубликованию тайных договоров, подтвержденных или заключенных правительством помещиков и капиталистов с февраля по 25 октября 1917г….

Правительство предлагает всем правительствам и народам воюющих стран немедленно заключить перемирие…


Вопросы к документам

1.Можно ли считать, что Декрет о земле выполнил требования крестьян, сформировавшиеся после отмены крепостного права?

2.В чем, на ваш взгляд, состояла политическая привлекательность декретов?


Прокомментировать мнение ученого Булдакова В. и цитату, приведенную им из газеты того времени: «Выступления большевиков ждали даже те, кто их ненавидел. Полагали, что их победа станет лучшим средством пропаганды против них. «Сегодня понедельник – день сенсационных слухов: выступают большевики, подступает немец, бежит армия, остались без хлеба… - флегматично отмечал отнюдь не поклонник Ленина. – И хуже всего, что все это почти действительность, что ничем уже не удивишь… Думаю, что если бы большевики серьезно захотели захватить власть, им не нужно было бы готовиться к восстанию – серьезного сопротивления они бы не встретили (во имя чего стали бы защищать нынешнее правительство широкие массы)?»

Вопрос: Как свидетельство современника характеризует политическую ситуацию осени 1917г.?

  1. Закрепление пройденного материала

Решение проблемы: Почему большевики смогли захватить власть?

  1. Провозглашение лозунгов, понятных и выражающих интересы народа

  2. Работа «в массах», то есть в различных организациях, выступления на митингах и демонстрациях

  3. Активность и решительность лидеров

  4. Участие в подавлении корниловского мятежа

  5. Тщательная подготовка к выступлению

  6. Слабость политических противников

Просмотр содержимого документа
«доки 9кл»

Декрет о земле (извлечение)

1.Помещичья собственность на землю отменяется немедленно без всякого выкупа.

2.Помещичьи имения, равно как все земли удельные, монастырские, церковные со всем их живым и мертвым инвентарем, усадебными постройками и всеми принадлежностями переходят в распоряжение волостных земельных Комитетов и уездных Советов Крестьянских депутатов впредь до Учредительного собрания.

3.Какая бы то ни была порча конфискуемого имущества, принадлежащего отныне всему народу, объявляется тяжким преступлением, караемым революционным судом…

4.Земля рядовых казаков и крестьян не конфискуется.


Декрет о мире (извлечение)

…Справедливым или демократическим миром, которого жаждет подавляющее большинство истощенных, измученных и истерзанных войной рабочих и трудящихся классов всех воюющих стран… - таким миром правительство считает немедленный мир без аннексий (то есть без захвата чужих земель, без насильственного присоединения чужих народностей) и контрибуций. Такой мир предлагает правительство России заключить всем воюющим народам немедленно…

Тайную дипломатию Правительство отменяет, со своей стороны выражая твердое намерение вести все переговоры совершенно открыть, перед всем народом, приступая к полному опубликованию тайных договоров, подтвержденных или заключенных правительством помещиков и капиталистов с февраля по 25 октября 1917г….

Правительство предлагает всем правительствам и народам воюющих стран немедленно заключить перемирие…


Вопросы к документам

1.Можно ли считать, что Декрет о земле выполнил требования крестьян, сформировавшиеся после отмены крепостного права?

2.В чем, на ваш взгляд, состояла политическая привлекательность декретов?

Резолюция ЦК РСДРП (объединенной) о власти.

13 ноября 1917г.

Признавая, что:

Захват власти большевистской партией, произведенный путем военного заговора, и установление ею политического террора создали господство анархии, положив начало распаду страны, вызвали неизбежный голод на фронте и в тылу, дезорганизацию промышленности и транспорта и ставят страну в совершенно беззащитное положение перед внешним врагом.

Что, не имея ничего общего с классовой диктатурой пролетариата, большевистский режим, опирающийся на штыки, ведет лишь к изоляции и последующему кровавому подавлению пролетариата, своими же анархическими попытками осуществления социализма может только дезорганизовать народное хозяйство и скомпрометировать в глазах трудящихся масс самую идею социализма.

Что страна не признает и не может признать этой власти, навязываемой ей силой штыков, - Центральный Комитет, призывая пролетариат отказать в поддержке партии, захватившей власть, и вместе со всей демократией мобилизовать свои силы для политической борьбы с ней за создание общедемократической власти, считает, что только немедленный созыв Учредительного собрания усилиями местных органов самоуправления восстановит нормальные условия развития революции. Рекомендуя партийным организациям стремиться сосредоточить до Учредительного собрания всю власть на местах в руках объединенных органов местного самоуправления и всех демократических организаций, Центральный Комитет признает задачей демократии на местах и в центре:

  1. Охранять завоеванные революцией свободы и организовать отпор политическому террору и попыткам захватов и насилий

  2. Подготовлять создание общедемократической власти для восстановления гражданских свобод, приступить к переговорам о всеобщем, демократическом мире, а не о том мире, который изолирует Россию и отдает ее народы на поток и разграбление германскому империализму, передачи земли в ведение земельных комитетов и организации государственного контроля и регулирования промышленности и торговли.


Вопросы к документу

1.Какова была реакция меньшевиков на захват власти большевиками?

2.В чем обвиняли меньшевики большевиков? Какие у них были для этого основания?

3.С какими выводами меньшевиков вы согласны, а с какими можете поспорить?

4.Какой выход видели меньшевики из создавшейся политической ситуации осени 1917г.?

Просмотр содержимого презентации
«октябрь»

Октябрьская революция 1917г .

Октябрьская революция 1917г .

Горсточка людей может сделать революцию.., небольшим толчком заставить рухнуть целую систему, находящуюся в более чем неустойчивом равновесии…        Ф.Энгельс

Горсточка людей может сделать революцию.., небольшим толчком заставить рухнуть целую систему, находящуюся в более чем неустойчивом равновесии… Ф.Энгельс

Почему большевики смогли захватить власть?

Почему большевики смогли захватить власть?

Это был переворот, путч… Революцию же запланировать нельзя, она всегда спонтанна, стихийна. Февраль 1917-го никто предсказать не мог – и это была революция. А Октябрь – хорошо подготовленный классический путч… Люди даже и не поняли, что произошел переворот. Большевиков считали утопистами, фантазерами, не способными удержаться у власти дольше двух месяцев. Любопытно, что даже биржа не отреагировала на «революцию»… А потом стало уже поздно…

Это был переворот, путч… Революцию же запланировать нельзя, она всегда спонтанна, стихийна. Февраль 1917-го никто предсказать не мог – и это была революция. А Октябрь – хорошо подготовленный классический путч… Люди даже и не поняли, что произошел переворот. Большевиков считали утопистами, фантазерами, не способными удержаться у власти дольше двух месяцев. Любопытно, что даже биржа не отреагировала на «революцию»… А потом стало уже поздно…

Почему большевики смогли захватить власть?

Почему большевики смогли захватить власть?

  • Провозглашение лозунгов, понятных и выражающих интересы народа
  • Работа «в массах», то есть в различных организациях, выступления на митингах и демонстрациях
  • Активность и решительность лидеров
  • Участие в подавлении корниловского мятежа
  • Тщательная подготовка к выступлению
  • Слабость политических противников