СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Октябрьская революция: трагическая случайность или величайшее событие ХХ века?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Эта разработка поможет вам в дополнение к вашему урок, или может послужить целостным уроком.

Просмотр содержимого документа
««Октябрьская революция: трагическая случайность или величайшее событие ХХ века?»»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

урока



«Октябрьская революция: трагическая случайность или величайшее событие







Конспект урока по учебному предмету «История» в 10-ом классе на тему «Октябрьская революция: трагическая случайность или величайшее событие ХХ века?»

Тип урока: изучение нового материала

Авторы УМК: УМК по истории России под редакцией Торкунова А.В.

Цели урока:

1. Образовательная – Проверка и коррекция знаний. Закрепление и систематизация изученного материала.
2. Развивающая – Развитие познавательных способностей, внимания и умения работать в группе. Способствовать развитию речи, мышления, интеллекта.

3. Воспитательная – Дальнейшее формирование у обучающихся коммуникативных умений, воспитание интереса к истории своей страны. 

Планируемые результаты:

Личностные:

    • умение работать с историческими документами и текстом учебника;

Метапредметные:

  • формирование познавательных интересов и интеллектуальных способностей учащихся;

  • формирование способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений;

  • умения управлять своей познавательной деятельностью;

Предметные:

  • развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

  • освоение общих принципов постановки и решения проблем;

Оборудование: мультимедиа, презентация

Образовательные ресурсы: исторические документы



































Технологическая карта урока

Класс: 10

Предмет: История России

Тема урока: «Октябрьская революция: трагическая случайность или величайшее событие ХХ века?»

Тип урока: изучение нового материала с использованием проблемно-диалоговой технологии.

Учитель: Терещенко Я.А., Нагорная Е.Д.

Цель урока

Выявить причины, которые способствовали проведению революции, переходу власти к большевикам и установлению советской власти. Рассмотреть основные события октября 1917 года.

Планируемый результат обучения

В результате изучения темы учащиеся должны

знать:

-понятие «Революция»;

-причины октябрьской революции 1917 года;

-основные события октября 1917 года.

уметь:

- уметь характеризовать явления и события по тексту учебника, работать с книгой;

- развить навыки работы с историческими документами;

- осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

- аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным вопросам;

- систематизировать и анализировать исторические факты, определять причинно-следственные связи, выявлять историческую и методологическую обусловленность различных оценок событий прошлого.

Основные понятия и даты

Понятия: «революция», «ВРК», «СНК».

Даты:

лето 1917 – созыв в Москве Государственного совещания;

12 августа 1917 – забастовка большивиков;

27 августа 1917 – создание Комитета народной борьбы с контрреволюцией;

1 сентября 1917 – создание «Совета пяти»;

12 октября 1917 – создание ВРК;

25 октября 1917 – взятие власти большевиками, II Всероссийский съезд Советов рабочих и солдатских депутатов.

Межпредметные связи

Литература

Ресурсы

- История России. Учебник. Ч.1. 10 класс. Под редакцией Торкунова А.В.;

- тест, фрагменты исторических документов.



Этап                              

Деятельность учителя                      



Деятельность учащихся                                     

Формируемые УУД

1.Организационный и мотивационный момент

Здравствуйте, ребята. Давайте отметим, кого сегодня нет на уроке.

Подготовка класса к работе.  Дети приветствуют учителя и сообщают, кого нет на уроке.               


2. Актуализация знаний

Итак, для того, чтобы перейти к новой теме, нам необходимо вспомнить, что мы проходили на предыдущем занятии.

Учитель задает вопросы.

Каковы были причины февральской революции 1917 года?

Предполагаемые ответы:

  • Несчастливое участие России в первой мировой войне, сопровождающееся поражениями на фронтах, дезорганизацией жизни тыла

  • Неспособность императора Николая II править Россией, что выражалось в неудачных назначениях министров и военачальников

  • Экономические трудности

  • Идеологическое разложение народных масс, которые перестали верить и царю, и церкви, и местным начальникам

  • Недовольство политикой царя представителями крупной буржуазии и даже его ближайшими родственниками.

Кто был председателем Петроградского Совета в марте-августе 1917 г?

Ответ: Николай Семенович Чхеидзе

Кому принадлежат слова:  «Кругом измена, и трусость, и обман...» ?

Ответ: Николай II.

Ученики отвечают на вопросы с места, поднимая руку.

Регулятивные: умение выполнять задание по ранее пройденной теме.

Когнитивные: уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Коммуникативные: умение

выражать свои мысли, владение

монологической и диалогической

формой речи.

3. Изучение нового материала

 

Итак, мы переходим к изучению новой темы.

Звучит «Интернационал» и на партах у учеников лежит отрывок из гимна коммунистических партий, чтобы дети понимали, о чем поется.

Вставай, проклятьем заклейменный,

Весь мир голодных и рабов

Кипит наш разум возмущенный

И в светлый бой вести готов…

Никто не даст нам избавлений:

Не бог. Не царь и не герой,

Добьёмся мы освобождения

Своею собственной рукой….

Только что прозвучал гимн. Подумайте, о чем он? О каких событиях идет речь? (дети высказывают свое мнение и предположения)

О чем же будет идти речь на сегоднешнем уроке? (отвечают на вопрос)

Дети определяют тему урока и учитель ставит проблемный вопрос: Октябрь 1917 – революция или переворот?

На протяжении всего урока мы с вами должны будем на него ответить.

Учитель начинает рассказ.

Весной и летом 1917 года Временное правительство показало свою неспособность управлять страной. Три кризиса Временного правительства, рост недовольства народных масс, ухудшение социально-экономической ситуации в стране, скатывание к открытой диктатуре –все это привело к росту авторитета партии большевиков.

Летом 1917 года обстановка в стране дошла до предела. Керенский, чтобы сплотить поддержавшее правительство силы, заявил о созыве в Москве Государственного совещания с участием представителей армии, ведущих политических и общественных организаций, депутатов всех государственных дум. Большевики это совещание проигнорировали и в этот день, 12 августа организовали забастовку.

На заседании выступил популярный генерал Лавр Георгиевич Корнилов, который был назначен временным правительством Верховным главнокомандующим русской армии.

Откройте страницу 42 в учебнике и прочитайте документ: «Из воззвания генерала Корнилова. Август 1917 г.» Дети читают документ и отвечают на вопросы: Какую проблему видел Корнилов в положении страны? Почему А.Ф. Керенский назвал его выступление мятежом?

В своей речи он предложил немедленные и решительные меры для наведения дисциплины на фронте и в тылу. Было решено подтянуть к Петрограду 3-й конный корпус генерала Александра Михайловича Крымова.

Однако Керенский испугался, что военные предпочтут увидеть на посту диктатора не его, а Корнилова и 27 августа он объявил его изменником и сместил его с поста Верховного главнокомандующего. Корнилов не подчинился и и приказал войскам генерала Крымова двигаться на Петроград.

Обстановка в столице была напряжена. К вечеру 27 августа ВЦИК Советов создал чрезвычайный орган орган – Комитет народной борьбы с контрреволюцией. В него вошли и большевики. На помощь Петроградскому гарнизону прибыли тысячи революционно настроенных матросов и солдат. 30 августа практически без единого выстрела войска Корнилова были остановлены. Крымов застрелился, Корнилов был арестован.

1 сентября 1917 года Керенский объявил о создании Директории («Совета пяти») для оперативного руководства страной в период кризиса.

Итак, какие вы можете выделить цели Корниловского мятежа из моего рассказа?

Предполагаемые ответы:

Цели:

1. Установление военной диктатуры.

2. Подавление революционного движения.

3. Доведение войны до победного конца.

4. Вывод страны из кризиса.

Были ли достигнуты цели, которые поставил перед собой Корнилов?

Каковы были последствия мятежа?

Последствия:

1.Углубление социально-экономического и политического кризиса в стране

2. Усиление позиций большевиков и начало большевизации Советов

3. Паралич власти

Сейчас я прочитаю высказыванию современников тех событий, вы должны будете ответить на вопрос: Как оценивали ситуацию в стране эсер Н.Д. Авксентьев и английский писатель С. Моэм?

1. эсер Н. Д. Авксентьев:«Мы можем охарактеризовать внутреннее положение России как положение развала, распыленности власти, распыленности воли».

2. Английский писатель С. Моэм отмечал: «Дела в России ухудшились, Керенский, глава Временного правительства, был съедаем тщеславием,  и увольнял любого министра, который, как ему казалось, представлял угрозу для его положения. Он произносил речи. Был момент, когда возникла опасность того, что немцы движутся на Петроград. Керенский произносил речи. Нехватка продовольствия становилась все более угрожающей, приближалась зима и не было топлива. Керенский произносил речи...»

Что было общего в их взглядах?

Политическая ситуация к осени 1917 года обостряется.

В самом начале сентября  происходят довыборы в Петроградский Совет. Большинство мест получили большевики. Председателем назначен Л.Д. Троцкий. Решение об изменении тактики большевиков и переориентации с мирных средств борьбы на вооруженный захват власти большевики приняли на 6 съезде своей партии в июле-августе 1917г.

Как реальный политический курс это решение было оформлено не на партийном съезде, как этого требовал устав партии, на узком заседании членов ЦК 10 октября 1917г., причем не все эту идею поддержали. 12 октября 1917 г. при Петросовете был создан Военно-революционный комитет (ВРК).

Выполнявший роль штаба по подготовке восстания, в него помимо большевиков вошли представители левого крыла эсеровской партии. Во главе ВРК стал Л.Д. Троцкий. 22 октября ВРК направил своих представителей во все воинские части Петроградского гарнизона.

 В это же время во всех районах города большевики организовали многочисленные митинги. В отличие от Февральской революции, которая вспыхнула стихийно, новое выступление готовилось большевиками тщательно, и об этом знали все силы.

24 октября вооруженные отряды Красной гвардии и революционных солдат Петрограда начали захватывать мосты, почту, телеграф, вокзалы. Никто не оказал им сопротивления.

Центром восстания стал Смольный, где размещался штаб большевистской партии. К утру 25 октября столица оказалась в руках восставших. ВРК в обращении к гражданам России объявил о взятии власти.

Небольшая заминка произошла лишь с захватом Зимнего дворца, защищать который остались небольшой юнкерский отряд и добровольческий женский батальон.

Сигналом к началу штурма Зимнего дворца послужил холостой залп с крейсера «Аврора». В ночь на 26 октября Временное правительство, находившееся в Зимнем дворце было арестовано.

Керенский еще до штурма сумел выехать на фронт.

Приход к власти большевиков означал крах буржуазно-либеральной альтернативы.


Слушают рассказ, основные моменты записывают. Работают с историческим источником. Решение проблемных ситуаций.

Когнитивные: работа с информацией, анализ, выбор главного, понимание закономерностей.

Коммуникативные: умение

выражать свои мысли, владение

монологической и диалогической

формой речи.

Регулятивные: планирование своих действий.

Личностные: оценка сложившейся ситуации в России.

4. Первичное закрепление материала.

 

В конце учитель, для того чтобы закрепить новый материал, раздает задания каждому на парту.

Задание:  проанализируйте высказывания известных исторических деятелей – современников событий октября 1917, какую оценку они давали произошедшей революции. Что общего и что различного в их мнениях? Каково ваше мнение по событиям октября 1917 года?                                                                                             

Оценка событий Октября современниками и историками.

П. Н. Милюков. «История Второй русской революции»:

«Начало той бесконечной цепи страданий неорганизованных масс от вооруженного господства организованных шаек, в которой погибла русская государственность».

А.И.. Деникин. «Очерки русской смуты»:

    «Власть падала из слабых рук Временного правительства, и во всей стране не оказалось, кроме большевиков, ни одной действенной организации, которая могла бы предъявить свои права на тяжкое наследие во всеоружии реальной силы. Этим фактом в октябре 1917 года был произнесен приговоров стране, народу и революции».

А. Рид. Из приложений к книге «Десять дней, которые потрясли мир»:

«Нет! Эти люди — не заговорщики. Они не конспирируют. Наоборот, они действуют смело, открыто, без смягчающих слов, без маскировки намерений; они всеми силами ведут открытую агитацию, усиливаемую пропагандой на заводе, в казармах. На фронте, В стране — повсюду. Они вперед открыто назначают день вооруженного восстания, день захвата власти… Они - заговорщики? Никогда!»

Р. Пайпс. «Незамеченная революция»:

«Это был переворот, путч... Революцию же запланировать нельзя, она всегда спонтанна, стихийна. Февраль 1917-го никто предсказать не мог — и это была революция. А Октябрь — хорошо подготовленный классический путч... Люди даже и не поняли, что произошел переворот. Большевиков считали утопистами, фантазерами, не способными удержаться у власти дольше двух месяцев. Любопытно, что даже биржа не отреагировала на «революцию»... А потом стало уже поздно...».

Н. Верт. «История Советского государства. 1900-1991»:

«В условиях организационного вакуума осени 1917 года, когда государственная власть уступила место соцветию комитетов, советов и совещаний, оспаривающих друг у друга крохи власти и законности, было достаточно энергичных действий одной группы, пусть даже малочисленной, но организованной и решительной, чтобы авторитет ее немедленно вырос до размеров, несопоставимых с ее реальной силой... Власть перешла от общества к государству, а в государстве к партии большевиков...»

М. Геллер, А. Некрич. «Утопия у власти. 1917 — 1945»:

«Октябрьский переворот был завершен... Дважды на протяжении 1917 года власть в России, пораженная бессилием, падала от толчка. Как в феврале, так и в октябре в критический момент правительство обнаруживало, что не имеет никакой поддержки, не имеет защитников».

Сегодня мы с вами на уроке рассмотрели события осени 1917 года, познакомились с первыми декретами Советов, рассмотрели характеристику нового политического режима. Сегодня существуют различные точки зрения на революционные события 1917 года:

- Сторонники монархических взглядов считали, что Февраль положил начало катастрофе, а в Октябре страна рухнула в пропасть. Власть большевиков ввергла Россию в анархию, а в дальнейшем привела к миллионам смертей, духовному распаду

.- Либералы, эсеры и меньшевики полагали, что Советская власть установила не диктатуру пролетариата, а “диктатуру над пролетариатом”.

- Сами большевики считали, что только советская власть отвечает коренным интересам народа, только она обеспечила спасение от экономической катастрофы, ликвидировала эксплуатацию, открыла путь к демократии и социальной справедливости.

- Многие историки склоняются к тому, чтобы не разделять “Февральскую” и “Октябрьскую” революции. Целесообразнее говорить о Российской революции 1917 года. Наша Родина стала полем для невиданного эксперимента. Было положено начало новому государству – советскому.

Итак, что же все-таки такое Октябрь 1917 – революция или переворот? Выскажите свою точку зрения?


Дети отвечают на вопросы по заданиям и размышляют над проблемным вопросом.

Когнитивные: первичное запоминание нового материала.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения, улучшение навыка самоконтроля.

Личностные: умение высказывать свою точку зрения.

5. Домашнее задание

 

Параграф 4, написать эссе на тему: «Октябрь 1917 – революция или переворот?»

Учащиеся записывают домашнее задание, задают вопросы, если что-то не понятно.


















Приложение 1

Вставай, проклятьем заклейменный,

Весь мир голодных и рабов

Кипит наш разум возмущенный

И в светлый бой вести готов…

Никто не даст нам избавлений:

Не бог. Не царь и не герой,

Добьёмся мы освобождения

Своею собственной рукой….

































Приложение 2

Задание:  проанализируйте высказывания известных исторических деятелей – современников событий октября 1917, какую оценку они давали произошедшей революции. Что общего и что различного в их мнениях? Каково ваше мнение по событиям октября 1917 года?                                                                                             

Оценка событий Октября современниками и историками.

П. Н. Милюков. «История Второй русской революции»:

«Начало той бесконечной цепи страданий неорганизованных масс от вооруженного господства организованных шаек, в которой погибла русская государственность».

А.И.. Деникин. «Очерки русской смуты»:

    «Власть падала из слабых рук Временного правительства, и во всей стране не оказалось, кроме большевиков, ни одной действенной организации, которая могла бы предъявить свои права на тяжкое наследие во всеоружии реальной силы. Этим фактом в октябре 1917 года был произнесен приговоров стране, народу и революции».

А. Рид. Из приложений к книге «Десять дней, которые потрясли мир»:

«Нет! Эти люди — не заговорщики. Они не конспирируют. Наоборот, они действуют смело, открыто, без смягчающих слов, без маскировки намерений; они всеми силами ведут открытую агитацию, усиливаемую пропагандой на заводе, в казармах. На фронте, В стране — повсюду. Они вперед открыто назначают день вооруженного восстания, день захвата власти… Они - заговорщики? Никогда!»

Р. Пайпс. «Незамеченная революция»:

«Это был переворот, путч... Революцию же запланировать нельзя, она всегда спонтанна, стихийна. Февраль 1917-го никто предсказать не мог — и это была революция. А Октябрь — хорошо подготовленный классический путч... Люди даже и не поняли, что произошел переворот. Большевиков считали утопистами, фантазерами, не способными удержаться у власти дольше двух месяцев. Любопытно, что даже биржа не отреагировала на «революцию»... А потом стало уже поздно...».

Н. Верт. «История Советского государства. 1900-1991»:

«В условиях организационного вакуума осени 1917 года, когда государственная власть уступила место соцветию комитетов, советов и совещаний, оспаривающих друг у друга крохи власти и законности, было достаточно энергичных действий одной группы, пусть даже малочисленной, но организованной и решительной, чтобы авторитет ее немедленно вырос до размеров, несопоставимых с ее реальной силой... Власть перешла от общества к государству, а в государстве к партии большевиков...»

М. Геллер, А. Некрич. «Утопия у власти. 1917 — 1945»:

«Октябрьский переворот был завершен... Дважды на протяжении 1917 года власть в России, пораженная бессилием, падала от толчка. Как в феврале, так и в октябре в критический момент правительство обнаруживало, что не имеет никакой поддержки, не имеет защитников».