Итак, мы переходим к изучению новой темы. Звучит «Интернационал» и на партах у учеников лежит отрывок из гимна коммунистических партий, чтобы дети понимали, о чем поется. Вставай, проклятьем заклейменный, Весь мир голодных и рабов Кипит наш разум возмущенный И в светлый бой вести готов… Никто не даст нам избавлений: Не бог. Не царь и не герой, Добьёмся мы освобождения Своею собственной рукой…. Только что прозвучал гимн. Подумайте, о чем он? О каких событиях идет речь? (дети высказывают свое мнение и предположения) О чем же будет идти речь на сегоднешнем уроке? (отвечают на вопрос) Дети определяют тему урока и учитель ставит проблемный вопрос: Октябрь 1917 – революция или переворот? На протяжении всего урока мы с вами должны будем на него ответить. Учитель начинает рассказ. Весной и летом 1917 года Временное правительство показало свою неспособность управлять страной. Три кризиса Временного правительства, рост недовольства народных масс, ухудшение социально-экономической ситуации в стране, скатывание к открытой диктатуре –все это привело к росту авторитета партии большевиков. Летом 1917 года обстановка в стране дошла до предела. Керенский, чтобы сплотить поддержавшее правительство силы, заявил о созыве в Москве Государственного совещания с участием представителей армии, ведущих политических и общественных организаций, депутатов всех государственных дум. Большевики это совещание проигнорировали и в этот день, 12 августа организовали забастовку. На заседании выступил популярный генерал Лавр Георгиевич Корнилов, который был назначен временным правительством Верховным главнокомандующим русской армии. Откройте страницу 42 в учебнике и прочитайте документ: «Из воззвания генерала Корнилова. Август 1917 г.» Дети читают документ и отвечают на вопросы: Какую проблему видел Корнилов в положении страны? Почему А.Ф. Керенский назвал его выступление мятежом? В своей речи он предложил немедленные и решительные меры для наведения дисциплины на фронте и в тылу. Было решено подтянуть к Петрограду 3-й конный корпус генерала Александра Михайловича Крымова. Однако Керенский испугался, что военные предпочтут увидеть на посту диктатора не его, а Корнилова и 27 августа он объявил его изменником и сместил его с поста Верховного главнокомандующего. Корнилов не подчинился и и приказал войскам генерала Крымова двигаться на Петроград. Обстановка в столице была напряжена. К вечеру 27 августа ВЦИК Советов создал чрезвычайный орган орган – Комитет народной борьбы с контрреволюцией. В него вошли и большевики. На помощь Петроградскому гарнизону прибыли тысячи революционно настроенных матросов и солдат. 30 августа практически без единого выстрела войска Корнилова были остановлены. Крымов застрелился, Корнилов был арестован. 1 сентября 1917 года Керенский объявил о создании Директории («Совета пяти») для оперативного руководства страной в период кризиса. Итак, какие вы можете выделить цели Корниловского мятежа из моего рассказа? Предполагаемые ответы: Цели: 1. Установление военной диктатуры. 2. Подавление революционного движения. 3. Доведение войны до победного конца. 4. Вывод страны из кризиса. Были ли достигнуты цели, которые поставил перед собой Корнилов? Каковы были последствия мятежа? Последствия: 1.Углубление социально-экономического и политического кризиса в стране 2. Усиление позиций большевиков и начало большевизации Советов 3. Паралич власти Сейчас я прочитаю высказыванию современников тех событий, вы должны будете ответить на вопрос: Как оценивали ситуацию в стране эсер Н.Д. Авксентьев и английский писатель С. Моэм? 1. эсер Н. Д. Авксентьев:«Мы можем охарактеризовать внутреннее положение России как положение развала, распыленности власти, распыленности воли». 2. Английский писатель С. Моэм отмечал: «Дела в России ухудшились, Керенский, глава Временного правительства, был съедаем тщеславием, и увольнял любого министра, который, как ему казалось, представлял угрозу для его положения. Он произносил речи. Был момент, когда возникла опасность того, что немцы движутся на Петроград. Керенский произносил речи. Нехватка продовольствия становилась все более угрожающей, приближалась зима и не было топлива. Керенский произносил речи...» Что было общего в их взглядах? Политическая ситуация к осени 1917 года обостряется. В самом начале сентября происходят довыборы в Петроградский Совет. Большинство мест получили большевики. Председателем назначен Л.Д. Троцкий. Решение об изменении тактики большевиков и переориентации с мирных средств борьбы на вооруженный захват власти большевики приняли на 6 съезде своей партии в июле-августе 1917г. Как реальный политический курс это решение было оформлено не на партийном съезде, как этого требовал устав партии, на узком заседании членов ЦК 10 октября 1917г., причем не все эту идею поддержали. 12 октября 1917 г. при Петросовете был создан Военно-революционный комитет (ВРК). Выполнявший роль штаба по подготовке восстания, в него помимо большевиков вошли представители левого крыла эсеровской партии. Во главе ВРК стал Л.Д. Троцкий. 22 октября ВРК направил своих представителей во все воинские части Петроградского гарнизона. В это же время во всех районах города большевики организовали многочисленные митинги. В отличие от Февральской революции, которая вспыхнула стихийно, новое выступление готовилось большевиками тщательно, и об этом знали все силы. 24 октября вооруженные отряды Красной гвардии и революционных солдат Петрограда начали захватывать мосты, почту, телеграф, вокзалы. Никто не оказал им сопротивления. Центром восстания стал Смольный, где размещался штаб большевистской партии. К утру 25 октября столица оказалась в руках восставших. ВРК в обращении к гражданам России объявил о взятии власти. Небольшая заминка произошла лишь с захватом Зимнего дворца, защищать который остались небольшой юнкерский отряд и добровольческий женский батальон. Сигналом к началу штурма Зимнего дворца послужил холостой залп с крейсера «Аврора». В ночь на 26 октября Временное правительство, находившееся в Зимнем дворце было арестовано. Керенский еще до штурма сумел выехать на фронт. Приход к власти большевиков означал крах буржуазно-либеральной альтернативы. |