Предмет: окружающий мир 3 класс УМК «Школа России», «Окружающий мир» 3 класс А.А. Плешаков
Тема: «Природа и наша безопасность»
Педагогическая цель: создать условия для знакомства детей с опасными природными явлениями.
Планируемые результаты:
-предметные: приводить примеры опасных растений и животных; научиться правильно себя вести во время грозы; распознавать ядовитые растения и грибы.
-личностные: развитие навыков сотрудничества со сверстниками при работе в группе; развитие самостоятельности, развитие внимания; наблюдают, делают выводы.
-метапредметные:
Познавательные: делать выводы на основе обобщения; определять последовательность действий для решения предметной задачи.
Регулятивные: участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения; сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и одноклассников;
Коммуникативные: подтверждать аргументы фактами; сотрудничать с одноклассниками при работе в группе; участвовать в учебном диалоге.
Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 часть автор А.А. Плешаков, мультимедийная презентация, дополнительный материал.
У: Ребята посмотрите на экран и прочитайте пословицу. Как вы понимаете значение этой пословицы?
Без хорошего труда нет плода.
О: Значение заключается в том, что каждая работа должна приносить результат
У: Как вы думаете, эта пословица может относится к нашему уроку?
У: какие качества нам сегодня пригодятся для хорошей работы на уроке?
О: трудолюбие, внимание, умение работать вместе
У: Правильно, молодцы, желаю вам успехов на уроке сегодня! Я очень надеюсь, что наш с вами урок пройдет интересно, продуктивно и активно. Вы на уроке будите внимательны и узнаете много нового
Актуальность
У.- Я предлагаю вам отправиться в путешествие. Чтобы узнать куда, отгадайте загадку
Она богаче всех людей,
И все дары найдутся в ней.
Вода, еда, животный мир,
Тепло и свет, и красок пир.
О: Природа
У: Сегодня мы отправимся в путешествие на природу. А определить тему нашего урока помогут загадки:
1.Раскалённая стрела
Дуб свалила у села. (молния)
2.Лежит верёвка
Шипит плутовка
Брать её опасно-
Укусит. Ясно? (змея)
3. А вот кто-то важный
На беленькой ножке.
Он с красной шляпкой,
На шляпке горошки.(мухомор)
У: Как можно, одним словом назвать эти предметы? (К чему мы их можем отнести?)
О: К опасностям
У: Давайте вспомним уроки русского языка и подберём антоним к слову опасность.
-Кто скажет, что такое антоним? (противоположное слово по значению)
О: Безопасность
У: Так как вы думаете будет звучать тема нашего урока сегодня если мы соединим 2 слова природа и безопасность?
О: «Природа и наша безопасность»- так звучит тема нашего урока.
У: Что бы вы хотели узнать по этой теме? Какую цель мы перед собой поставим?
О: познакомимся с правилами безопасного поведения в природе; узнать какие опасности может нести человеку природа.
У: Но перед тем как начать работу, давайте составим план
Узнаем, какие бывают опасности в природе
Научимся правильно вести себя в природе, чтобы избежать неприятностей
Применим полученные знания на практике
У: Выполним 1 пункт плана
Окружающий нас мир красив и интересен, но иногда мы сталкиваемся с различными опасностями, которые могут причинить нам вред. Если мы будем много об знать, то сумеем их избежать. Опасности могут подстерегать нас не только дома.
Мы с вами отправляемся в путешествие в лес.
В мире великом
Много чудес:
Разве не чудо задумчивый лес
С травкой зеленой и ягодой дикой?
Блеск изумруда
Крыльев жуков,
Плащ голубых мотыльков
– Разве не чудо?
У.- Может ли такая красота таить в себе опасность? (да, может)
У.- Мы должны знать об этих опасностях, чтобы сохранить своё здоровье.
Многие явления неживой природы опасны для здоровья и жизни человека. Как вы думаете, что это за явления?
О: К таким явлениям относятся буря, метель -можно отморозить части тела, гололед – можно упасть и получить травму, гроза – получить удар молнией
- А как вы думаете, что опасней, гром или молния?
О: Гром - это звук от летящей молнии. Он убить не может. А вот молния - это огромная электрическая искра. От удара молнии вспыхивают здания и деревья. Звук от неё мы называем громом. Главная наша задача – научиться правильно себя вести во время грозы, чтобы сохранить свое здоровье и жизнь
Мы с вами можем встретить в природе не только растения, но и животных.
Животных на Земле очень много. Среди них есть совершенно безобидные, а есть очень опасные. Опасными могут быть не только крупные, но и маленькие животные. Главное – правильно себя вести при встрече с ними.
- Каких опасных диких животных вы можете назвать?
О: Лось, кабан, змеи, медведь, волк, лиса
Ребята, сегодня к нам на урок пришла сказочная героиня. Отгадайте, кто это?
Бабушка девочку очень любила,
Красную шапочку ей подарила.
Девочка имя забыла своё,
Подскажите, как звали её?(Слайд 3)
- Правильно, ребята, это Красная Шапочка? А кто написал эту сказку? (Ответы детей)
- Шарль Перро – французский поэт, критик, юрист, основоположник литературной сказки. (Слайд 4)
- Вспомните, кого встретила Красная Шапочка? Какую ошибку она допустила, послушав волка? (Слайд 5)
- Но ведь, Красную Шапочку в лесу могли ждать и другие опасности.
III. Актуализация знаний
- Красная Шапочка задаёт нам вопрос: какая бывает природа? (неживая, живая) (Слайд 7)
- Приведите примеры объектов неживой природы.
- Что относится к живой природе?
IV. Открытие новых знаний
Фронтальная работа
А)Опасности неживой природы.
- Какие природные явления в неживой природе могут быть опасны в лесу? (Дождь, гроза, молния, сильный ветер) (Слайд 7)
- А если бы Красная Шапочка шла к бабушке зимой, давайте, подумаем, что может быть опасным в неживой природе в зимнем лесу? (Слайд 8). Ответы детей.
- Представим, что Красная Шапочка шла к бабушке через горы, какие явления неживой природы могли ей угрожать? (Слайд 9). Ответы детей.
Б)Опасности живой природы.
- А что может быть опасным в живой природе? (Слайд 10). Ответы детей: ядовитые растения, ядовитые грибы, дикие животные).
Знакомство с ядовитыми растениями.
- Ребята, а какие ядовитые растения вам известны? (Ответы детей)
Демонстрация (Слайды 11-14)
Знакомство с ядовитыми грибами.
- Назовите ядовитые грибы. (Ответы детей)
Демонстрация (Слайды 15-16)
Знакомство с опасными животными.
- Каких опасных животных вы знаете? (Ответы детей)
Демонстрация (Слайды 17-19)
Групповая работа
- Ребята, сейчас мы приступим к выполнению следующей задачи нашего урока: составлению правил безопасного поведения в природе. Для этого мы выполним задания, работая в группах.
1 группа
Как вести себя во время грозы?
Изучите материал учебника и представьте классу правила: как вести себя во время грозы.
2 группа
Опасные растения и грибы.
Изучите материал учебника и представьте классу правила безопасного обращения с незнакомыми растениями и грибами.
3 группа
Чем опасны дикие животные?
Изучите материал учебника и представьте классу правила предосторожности с дикими животными.
VI. Рефлексия (Слайд 21)
Какие опасности неживой природы могут быть летом?
Какие опасности могут подстерегать зимой в лесу?
Что может случиться зимой в горах?
Что может быть опасным в живой природе?
Где мы можем применить полученные знания?
Правила безопасности при общении с домашними животными.
- Возвращаемся с экскурсии домой , и встречают нас четвероногие друзья- это кто?
-Ребята, вы знаете, что человек может пострадать не только от диких, но и от домашних животных. У кого из вас есть домашние животные?
Ответы детей.
-Домашние животные, от которых мы не ожидаем никакой опасности, могут нанести серьёзный вред нашему здоровью. Поэтому, даже общаясь с любимыми нашими кошками и собаками, нужно соблюдать правила безопасности.
-Какие же это правила?
-Нужно мыть руки после общения с животными; нельзя убегать от собаки, а то она побежит за тобой и может укусить.
-Правильно, а вот какие еще есть правила, вы узнаете, посмотрев сюжет о кошках и собаках.
Просмотр сюжета о правилах безопасного общения с домашними животными.
-Что же вы узнали нового?
-Когда кошка или собака ест или охраняет детенышей, ее нельзя трогать. Нельзя заходить на чужую территорию, охраняемую собаками. В узких проходах лучше пропустить человека с собакой. Нельзя дергать животных за хвост. Нужно делать домашним животным профилактические прививки.
-Бывали ли в вашей жизни опасные встречи с собаками?
Выслушиваются ответы детей.
Заключительная беседа:
- Итак, мы выяснили, какие опасности нас поджидают в неживой и живой природе.
- Какие же правила нужно соблюдать, чтобы избежать опасности?
-Во время грозы:
1.Нельзя купаться во время грозы;
2.Нельзя прятаться во время грозы под высокие деревья, особенно отдельно стоящие;
3.Нельзя находиться возле металлических предметов и прикрываться от дождя металлическими предметами.
Чтобы не отравиться опасными растениями и грибами:
-Нельзя брать в рот незнакомые растения, не собирать незнакомые грибы.
При общении с животными:
Змея нападает на человека только ради самозащиты, поэтому в лесу нужно соблюдать осторожность. Если змея всё-таки укусила, нужно немедленно обратиться в больницу.
После общения с домашними животными нужно мыть руки; нельзя убегать от собаки, а то она побежит за тобой и может укусить. Когда кошка или собака ест или охраняет детенышей, ее нельзя трогать.
Виды работ:
Индивидуальная
Групповая
Парная
Обращать внимание:
На посадку детей
Хвалить детей
Ходить и смотреть на их работу
Вспомнить, не забыть!:
Правила работы в парах, группах, с доской
Распечатать всем карточки, разложить их правильно! (индивидуально-6, групповая-2, парная-3)
Обращаться к пунктам плана
На слайде если писать должна быть разлиновка(клетка, линейка)
Взаимопроверка
Спросить в конце достигли ли цели которую ставили
По-хорошему что бы было:
Проблемная ситуация в начале
Чтобы дети сами назвали тему, цель
Научность
Работа с учебником
Воспитательный момент
Межпредметная связь