“Русский язык” и “Русская литература”
2024/2025 учебный год
5 класс
Время, отведенное на выполнение заданий, - 2 астрономических часа
Задание 1. Поставьте ударение в словах.
Крапива, каталог, кухонный, баловать, щавель, простыня, столяр, подошва, средства, жалюзи.
Задание 2. Выпишите слова, в которых количество букв не совпадает с количеством звуков.
Отъезд, июль, ящик, ёлка, вкусный, грустный, бельё, вальс, майонез, змея.
_________________________________________________________________________
Задание 3. Из букв слова жаворонок составьте 10 существительных и запишите.
Задание 4. Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный, золотой будут употреблены в прямом и переносном значении. (Окончания прилагательных можно изменять).
Задание 5. Соотнесите содержание ячеек левого и правого столбцов таблицы.
1. Правильность произношения слов устанавливает | а) орфографическая норма |
2. Правильность образования слов устанавливает | б) синтаксическая норма |
3. Правильность образования форм слов различных частей речи устанавливает | в) пунктуационная норма |
4. Правильность построения словосочетаний и предложений устанавливает | г) морфологическая норма |
5. Правильность написания слов устанавливает | д) орфоэпическая норма |
6. Правильность постановки знаков препинания устанавливает | е) словообразовательная норма |
1-___ 2-___ 3-___ 4-___ 5-___ 6-___
Задание 6. Запишите, как называется место, где:
продают хлеб – _____________________ дают на время книги – __________________
стригут – _________________________ зимой выращивают овощи – ______________
принимают в стирку бельё – _______________ хранят автомобили – ____________________
шьют одежду – __________________________ держат самолёты – ______________________
работают клоуны – _______________________
Задание 7. Вставьте пропущенные буквы.
Счас…лив, ш…в, серебря…ый, ч…лка, зал…зать на дерево, еж…вый, во…зал, чуж…му, рано пос…деть, а(п,пп)арат, тр…пический, пч…лы, побл…днеть, печ…нка, раск…лить докрасна, параш…т, лес…ница, крюч…к, ф…нтан, ш…колад, г…рдиться, г…ризонт, те(р,рр)аса, вест…бюль.
Задание 8. Перед вами три вида текста. Прочитайте их. Определите, какому типу речи они соответствуют.
Вчера я был в цирке и видел тигров. Какие они красивые и сильные! Шкура у них полосатая и яркая. Глаза горят зелёным огнём. Лапы упругие. А когда тигры рычат, видны белые клыки.
_____________________________________
Вчера я был в цирке и видел тигров. Почему такие сильные звери слушаются дрессировщика? Может, потому что человек их не боится? Или потому что дрессировщик заботится о них? А как вы думаете?
____________________________________
Вчера я был в цирке и видел тигров. Что они только не выделывали! Сначала вставали на задние лапы, потом прыгали с тумбы на тумбу и даже через горящие кольца.
____________________________________
Задание 9. Соотнесите термин и его определение.
Описание природы в литературном произведении. | а) рифма |
Разговор двух и более лиц. | б) пейзаж |
Созвучие концов строк. | в) диалог |
Иносказательно описывает предмет, учит угадывать задуманное. | г) басня |
Небольшое художественное произведение, изображающее отдельное событие в жизни человека. | д) загадка |
Небольшое произведение повествовательного характера с нравоучительным содержанием. | е) рассказ |
1-___ 2-___ 3-___ 4-___ 5-___ 6-___
Задание 10. Заполните таблицу.
Произведение | Автор | Жанр |
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | | |
«С добрым утром!» | | |
«Детство Никиты» | | |
«Дети подземелья» | | |
Ответы
5 класс
Задание 1. Поставьте ударение в словах.
КрапИва, каталОг, кУхонный, баловАть, щавЕль, простынЯ, столЯр, подОшва, срЕдства, жалюзИ.
(5 баллов – по 0,5 б. за правильный ответ)
Задание 2. Выпишите слова, в которых количество букв не совпадает с количеством звуков.
Ящик, ёлка, грустный, вальс, змея.
(5 баллов – по 1 б. за каждый правильный ответ)
Задание 3. Из букв слова жаворонок составьте 10 существительных и запишите.
Ворона, вор, жар, корона, ров, ворон, рожок, окно, корова, кожа, нож, рок, кров, крона, кран, нора, ор.
(5 баллов – по 0,5 б. за каждый правильный ответ)
Задание 4. Составьте словосочетания, в которых слова седой, бархатный, золотой будут употреблены в прямом и переносном значении. (Окончания прилагательных можно изменять).
Седая старушка – седой туман, бархатное платье – бархатный сезон, золотое кольцо – золотые руки.
(6 баллов – по 1 б. за каждый правильный ответ)
Задание 5. Соотнесите содержание ячеек левого и правого столбцов таблицы.
1-д 2-е 3-г 4-б 5-а 6-в
(6 баллов – по 1 б. за каждый правильный ответ)
Задание 6. Запишите, как называется место, где:
Булочная, парикмахерская, прачечная, ателье, цирк, библиотека, теплица, гараж, ангар.
(9 баллов – по 1 б. за правильный ответ)
Задание 7. Вставьте пропущенные буквы.
Счастлив, шов, серебряный, чёлка, залезать на дерево, ежовый, вокзал, чужому, рано поседеть, аппарат, тропический, пчёлы, побледнеть, печёнка, раскалить докрасна, парашют, лестница, крючок, фонтан, шоколад, гордиться, горизонт, терраса, вестибюль.
(12 баллов – по 0,5 б. за каждый правильный ответ)
Задание 8. Перед вами три вида текста. Прочитайте их. Определите, какому типу речи они соответствуют.
Описание. 2. Рассуждение. 3. Повествование.
(3 балла – по 1 б. за каждый правильный ответ)
Задание 9. Соотнесите термин и его определение.
1-б 2-в 3-а 4-д 5-е 6-г
(3 балла – по 0,5 б. за каждый правильный ответ)
Задание 10. Заполните таблицу.
Произведение | Автор | Жанр |
«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» | А.С. Пушкин | сказка |
«С добрым утром!» | С. Есенин | стихотворение |
«Детство Никиты» | А.Н. Толстой | повесть |
«Дети подземелья» | В.Г. Короленко | рассказ |
(4 балла – по 0,5 б. за каждый правильный ответ)
Максимальное количество баллов – 58
За каждую допущенную орфографическую, грамматическую и др. ошибки рекомендуется снимать 0,1 б.