СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОЛИМПИАДА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3-4 классы

Нажмите, чтобы узнать подробности

ОЛИМПИАДА  МЛАДШИХ  ШКОЛЬНИКОВ

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

3-4 классы

Просмотр содержимого документа
«ОЛИМПИАДА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3-4 классы»

ОЛИМПИАДА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

3-4 классы

II тур


ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

1. Какой материк омывается всеми четырьмя океанами? ________________________________

2. Моря какого из океанов не омывают берега России? _________________________________


2. Полезные ископаемые

Что называют «черным золотом», «солнечным камнем», «коричневым углем»? ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Кроссворд

По горизонтали:

1. Какая сторона горизонта находится слева от полуденной тени?

2. Как называется умение находить стороны горизонта?

По вертикали:

1. Какая сторона горизонта находится справа от полуденной тени?

2. Как называется линия, ограничивающая видимость земной поверхности?

3. С помощью чего мелкие объекты на карте можно увеличить или уменьшить?

4. С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду?

5. Какую сторону горизонта можно найти с помощью тени в полдень?







3





4






2


1
























1













5

2







































































4. Разнообразие растений

1). Растения, живущие в воде. Они не имеют корня, стебля, листьев и цветков. Все необходимое для жизни они поглощают всей поверхностью своего тела.










2). Многолетние растения, состоящие из стебля и листьев, живущие на болотах и сильно увлажненных участках леса.




3). Обитатели влажных тенистых мест. Имеют корень, стебель и листья. Размножаются спорами, т.к. не имеют цветков и плодов. Стебель находится в почве. Листья темно-зеленые, резные на длинных черешках.












Какие условия необходимы для жизни растений? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Разнообразие животных

1. Самая многочисленная группа животных. Их тело состоит из головы, груди и брюшка.










2. Их конечностями являются плавники, а тело большинства из них покрыто чешуей.





3. Эти животные могут жить и на суше и на воде. Зимой они впадают в спячку.












4. На какие группы можно разделить этих животных: суслик, песец, белая куропатка, дрофа, сурок, сокол, полярная сова, лемминг? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Человек и его здоровье. Что такое «здоровый образ жизни»? Запиши не менее 5 признаков, которые характеризуют здоровый образ жизни.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

История

1. Первое славянское государство на территории нашей страны называлось _________________________________________. Оно образовалось в ___ веке.

2 . Основателем первого русского музея был ____________________________ . а назывался этот музей _______________________________________________________.

3. Какие события в жизни России связаны с именами Кирилла и Мефодия?

________________________________________________________________________________


КРАЕВЕДЕНИЕ. Воронежская область

  1. Что добывают в Воронежской области (подчеркни нужное): нефть, газ, уголь, торф, известняк, глину, гранит.

2. На территории Воронежской области протекают реки (подчеркни нужное):

Волга, Дон, Усманка, Нева, Воронеж, Кама, Битюг, Хопер, Лена.

3. Чье имя носит Воронежский областной музей изобразительных искусств? ________________________________________________________________________________

4. Одна из площадей в Воронеже носит имя Черняховского. Какие события в истории города связаны с Черняховским?__________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Е.А. Болховитинов.

1) По инициативе Е.Болховитинова в Воронеже был создан кружок (нужное подчеркни)

а) исторический; б) литературный; в) богословский.

2) В 1799 г. вышла книга Е.А. Болховитинова по истории а) России, б) Воронежской губернии (нужное подчеркни).

3) Почему Воронежская областная типография носит имя Е.А. Болховитинова? ____________________________________________________________________________

Ключ к заданиям по окружающему миру

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

1. Какой материк омывается всеми четырьмя океанами? _____________________________

Моря какого из океанов не омывают берега России? ________________________________


2. Полезные ископаемые

«Черным золотом» - уголь, «солнечным камнем» - янтарь, «коричневым углем»- торф.


3. Кроссворд

По горизонтали:

1. Какая сторона горизонта находится слева от полуденной тени? (Запад.)

2. Как называется умение находить стороны горизонта? (Ориентирование.)

По вертикали:

1. Какая сторона горизонта находится справа от полуденной тени? (Восток.)

2. Как называется линия, ограничивающая видимость земной поверхности? (Горизонт.)

3. С помощью чего мелкие объекты на карте можно увеличить или уменьшить?(Масштаб.)

4. С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? (Компас.)

5. Какую сторону горизонта можно найти с помощью тени в полдень? (Север.)

















А

П

А

Д


О






О



С





М





Р



Ш





П



Р

И

Е

Н

Т

И

Р

О

В

А

Н

И

Ее

С


З



А





С



В

Т


О



Б








Е

О


Н











Р

К


Т














4. Разнообразие растений

1). Растения, живущие в воде. Они не имеют корня, стебля, листьев и цветков. Все необходимое для жизни они поглощают всей поверхностью своего тела.










2). Многолетние растения, состоящие из стебля и листьев, живущие на болотах и сильно увлажненных участках леса.

м

о

х

3). Обитатели влажных тенистых мест. Имеют корень, стебель и листья. Размножаются спорами, т.к. не имеют цветков и плодов. Стебель находится в почве. Листья темно-зеленые, резные на длинных черешках.












Какие условия необходимы для жизни растений? Ответ: условия необходимые для жизни: вода, воздух, минеральные вещества, солнечный свет.

5. Разнообразие животных

1. Самая многочисленная группа животных. Их тело состоит из головы, груди и брюшка.










Ответ: насекомые.

2. Их конечностями являются плавники, а тело большинства из них покрыто чешуей.





Ответ: рыбы.

3. Эти животные могут жить и на суше и на воде. Зимой они впадают в спячку.












Ответ: земноводные.

4. На какие группы можно разделить этих животных: суслик, песец, белая куропатка, дрофа, сурок, сокол, полярная сова, лемминг? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


6. Человек и его здоровье

Что такое «здоровый образ жизни»? Запиши не менее 5 признаков, которые характеризуют здоровый образ жизни.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

История

1. Первое славянское государство на территории нашей страны называлось КИЕВСКАЯ РУСЬ. Оно образовалось в IX веке.

2 . Ответ: основателем первого русского музея – Кунсткамеры – был Петр I.

3. Какие события в жизни России связаны с именами Кирилла и Мефодия?

Ответ: создание первой славянской азбуки.

КРАЕВЕДЕНИЕ

Воронежская область

1.Что добывают в Воронежской области (подчеркни нужное): нефть, газ, уголь, торф, известняк, глину, гранит. Ответ: известняк, глину, гранит


2. На территории Воронежской области протекают реки (подчеркни нужное):

Волга, Дон, Усманка, Нева, Воронеж, Кама, Битюг, Хопер, Лена.


3. Чье имя носит Воронежский областной музей изобразительных искусств? Ответ: имя Крамского.

4. Одна из площадей в Воронеже носит имя Черняховского. Какие события в истории города связаны с Черняховским?

Ответ: под командованием Черняховского проходило освобождение Воронежа от немецко-фашистских захватчиков.


Е.А. Болховитинов.

1) По инициативе Е.Болховитинова в Воронеже был создан кружок (нужное подчеркни)

а) исторический; б) литературный; в) богословский.

2) В 1799 г. вышла книга Е.А. Болховитинова по истории а) России, б) Воронежской губернии (нужное подчеркни).

3) Почему Воронежская областная типография носит имя Е.А. Болховитинова? Е,А._Болховитинов был ее основателем.


ОЛИМПИАДА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ – 2008

Шифр ______ Фамилия, имя участника олимпиады ______________________________

МОУСОШ №_______ класс _______ учитель _______________________


Задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

итого

баллы





















Задания олимпиады


ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

1. Какой материк омывается всеми четырьмя океанами? _____________________________

Моря какого из океанов не омывают берега России? ________________________________


2. Природные зоны

О какой природной зоне идет речь в стихотворении?

Белый мох на скале, а в расщелине лед.

Старый снег залежался, не тает.

Дикий камень везде черной массой встает.

Да поток по ущелью стекает.

А по скалам кругом все-то птицы во мгле

Все-то серые гаги рядами.

Взглянешь сверху на них, будто марь на скале.

Словно туча лежит над волнами.

_____________________________________________________________________________

Каких еще обитателей этой природной зоны ты знаешь?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


На какие группы можно разделить этих животных: суслик, песец, белая куропатка, дрофа, сурок, сокол, полярная сова, лемминг? ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Разнообразие растений

1). Растения, живущие в воде. Они не имеют корня, стебля, листьев и цветков. Все необходимое для жизни ( воду, воздух и минеральные вещества) они поглощают всей поверхностью своего тела.










2). Многолетние растения, состоящие из стебля и листьев, живущие на болотах и сильно увлажненных участках леса.




3). Обитатели влажных тенистых мест. Имеют корень, стебель и листья. Размножаются спорами, т.к. не имеют цветков и плодов. Стебель находится в почве. Листья темно-зеленые, резные на длинных черешках.












4). В старину появилась такая загадка: «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья: от тьмы – свет, разбитому – связь, больному – здоровье, всем людям – некопаный колодец». О каком дереве так говорят и почему?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какие условия необходимы для жизни растений? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


3. Разнообразие животных

1. Самая многочисленная группа животных. Их тело состоит из головы, груди и брюшка.










Ответ: насекомые.

2. Их конечностями являются плавники, а тело большинства из них покрыто чешуей.





Ответ: рыбы.

3. Эти животные могут жить и на суше и на воде. Зимой они впадают в спячку.












Ответ: земноводные.

4. Их тело покрыто сухой кожей с роговыми чешуями. Они ползают и несколько раз за лето линяют.















Ответ: пресмыкающиеся.

5. Тело этих животных покрыто перьями:






Ответ: птицы.

6. Животные, которые вскармливают своих детенышей молоком:















4. Полезные ископаемые

Что называют «черным золотом», «солнечным камнем», «коричневым углем»? ____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Пословицы и поговорки о месяцах. Запиши по одной пословице о каждом из месяцев

Январь

__________________________________________________________________

Февраль

__________________________________________________________________

Март

__________________________________________________________________

Апрель

__________________________________________________________________

Май

__________________________________________________________________


Природа и экология

Построй экологическую цепочку по сказке В.Бианки «Сова»:

Жил-был дед, жил да был бобыльком.

Чай любил этот дед, только чай с молоком.

Но с ночною совой дед дружить не хотел,

На нее этот дед с гордым видом глядел.

И решила сова проучить старика,

Из дупла не летать на охоту пока

И мышей не ловить: уж терпеть так терпеть.

Вот посмотрим, старик, что потом будешь петь.

Нет совы. На лугу стали мыши смелей,

И охота у них началась на шмелей.

И не стали тогда шмели к лугу летать,

И на том лугу клевер стал пропадать.

А без клевера стала буренка тощать,

Молоко у коровы стало вдруг исчезать.

Испугался старик: вот беда велика!

Как же мне теперь чай пить да без молока?

И страстей, и сомнений, и дум полон он,

И отправился дед наш к сове на поклон:

– Ты, сова-голова, уж прости старика,

Не гневись, не бранись на меня, дурака.

Будем мы с тобой, совушка, дружненько жить,

Будешь в гости ходить, молоком чай белить.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


5. Человек и его здоровье

Что такое гигиена? Запиши не менее 5 правил гигиены.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


ИСТОРИЯ

1. Первое славянское государство на территории нашей страны называлось _________________________________________. Оно образовалось в ___ веке.

2 . За что русский князь Дмитрий получил почетное имя Донской?

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Какие преобразования в России связаны именем Петра I?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Кому из русских полководцев принадлежат слова: «Тяжело в учении, легко в бою»?________________________________________________________________________

5. Чем знаменит Михаил Ломоносов?

_____________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


КРАЕВЕДЕНИЕ

Воронежская область

  1. Что добывают в Воронежской области (подчеркни нужное): нефть, газ, уголь, торф, известняк, глину, гранит.


  1. Назовите 5 имен поэтов и писателей, наших земляков.

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________


  1. Имя какого художника, нашего земляка носит воронежский областной музей изобразительных искусств? _____________________________________________________


4. Под чьим командованием проходило освобождение Воронежа от немецко-фашистских захватчиков?

________________________________________________________________________

5. На территории Воронежской области протекают реки (продчеркни):

Волга, Дон, Усманка, Нева, Воронеж, Кама, Битюг, Хопер, Лена.


6. Подчеркните из предложенных фамилий фамилию нашего земляка писателя – натуралиста:

1). И. Бунин. 2). Г. Троепольский. 3).Н. Семаго 4). И. Мичурин. 5). Пятницкий

_____________________________________________________________________________


Какие музеи можно посетить в нашем городе? Перечисли.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

ОЛИМПИАДА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ – 2007

ЛЕНИНСКОГО РАЙОНА

Ключ к заданиям

ПРИРОДОВЕДЕНИЕ

1. Планеты Солнечной системы. Узнай планету.

1). На этой плане такая жара,

Что там оказаться опасно, друзья. (Меркурий, самая ближняя к Солнцу планета.)

2). Эту планету холод сковал,

Теплом ее солнечный луч не достал. (Плутон, самая дальняя от Солнца планета.)

3). Эта планета гордится собой,

Поскольку считается самой большой. (Юпитер.)

4). Природа ее красотой наградила

И жизнь нам планета та подарила. (Земля.)

5). К планете Земля две планеты близки,

Дружок, имена их скорей назови. (Марс и Венера)

6). А что за планета зеленого цвета?

Имя морского царя ей дано,

Об этом известно людям давно. (Нептун.)

7). Мы эту планету по кольцам узнаем.

Название этой планеты мы знаем. (Сатурн.)

8). У каких планет Солнечной системы нет спутников?

Ответ: У Меркурия и Венеры спутников нет.

9). Какая из планет Солнечной системы имеет наибольшее количество спутников?

Ответ: У Сатурна 21 спутник. Семь из них не имеют еще имени.

10). Какая планета самая теплая? А какая самая холодная?

Тут вроде и думать не о чем! Та, что ближе к Солнцу. Таков Меркурий. Поверхность его разогрета до + 410 градусов по Цельсию. Однако Меркурий в то же время считается и … одной из самых холодных планет Солнечной системы.

И нет причин удивляться. Ведь Меркурий подставляет Солнцу только один бок. А на другой стороне планеты температура минус 273 градуса. На Плутоне, самой удаленной от Солнца планете, и то теплее – минус 230 градусов.

2. Кроссворд «Ориентирование»

По горизонтали:

1. Какая сторона горизонта находится слева от полуденной тени? (Запад.)

2. Как называется умение находить стороны горизонта? (Ориентирование.)

По вертикали:

1. Какая сторона горизонта находится справа от полуденной тени? (Восток.)

2. Как называется линия, ограничивающая видимость земной поверхности? (Горизонт.)

3. С помощью чего мелкие объекты на карте можно увеличить или уменьшить?(Масштаб.)

4. С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? (Компас.)

5. Какую сторону горизонта можно найти с помощью тени в полдень? (Север.)







м





к






г


з

а

п

а

д


о






о



с





м




в


р



ш





п



с

о

р

и

е

н

т

и

р

о

в

а

н

и

е

с


з



а





с



в

т


о



б








е

о


н











р

к


т













3. Реки России. Напиши названия рек нашей Родины и прочитай по диагонали название части речной долины.

Ответ:


А

н

г

а

р

а








А

м

у

р







Е

н

и

с

е

й







В

о

л

г

а








Д

о

н


4. Полезные ископаемые

Что называют «черным золотом», «солнечным камнем», «коричневым углем»?

Ответы: нефть, каменный уголь, торф.

5. Пословицы и поговорки о месяцах. Запиши по одной пословице о каждом из месяцев

Ответы (возможные варианты):

Январь

  • Январь - году начало, зиме середина.

  • Январю-батюшке - морозы, февралю - метели.

Февраль

  • Февраль богат снегом, апрель - водой.

  • Февраль – месяц лютый, спрашивает, как обутый.

  • В феврале зима с весной встречаются впервой.

Март

  • Март – не весна, а предвесенье.

  • В марте мороз скрипуч, да не жгуч.

  • В марте день с ночью меряется, равняется.

Апрель

  • Апрель с водой, а май с травой.

  • Апрельский цветок ломает снежок.

  • Где в апреле река, там в июле лужица.

Май

  • Месяц май теплее, да голоден.

  • Май леса наряжает, лето в гости ожидает..

  • Май – радость, а июнь – счастье.

  • Май творит хлеба, а июнь – сено.

6. Растительный и животный мир природы

«Слово рассыпалось»

  1. Растительный мир природы - флора.

  2. Животный мир природы – фауна.

  3. Наука, которая изучает животных – зоология.

  4. Наука, которая изучает растения – ботаника.

7. Разнообразие растений

1). Растения, живущие в воде. Они не имеют корня, стебля, листьев и цветков. Все необходимое для жизни ( воду, воздух и минеральные вещества) они поглощают всей поверхностью своего тела.










Ответ: водоросли.

2). Многолетние растения, состоящие из стебля и листьев, живущие на болотах и сильно увлажненных участках леса.




Ответ: мхи.

3). Обитатели влажных тенистых мест. Имеют корень, стебель и листья. Размножаются спорами, т.к. не имеют цветков и плодов. Стебель находится в почве. Листья темно-зеленые, резные на длинных черешках.












Ответ: папоротники.

4). В старину появилась такая загадка: «Стоит дерево, цветом зелено. В этом дереве четыре угодья: от тьмы – свет, разбитому – связь, больному – здоровье, всем людям – некопаный колодец». О каком дереве так говорят?

Ответ: береза.

Почему про березу говорят, что в этом дереве четыре угодья?

Ответ: Четыре угодья: от тьмы – свет (лучина, которой в старину освещали крестьянские избы), разбитому – связь (гибкая и прочная береста служила вместо веревки для связывания разбитых вещей), больному – здоровье (из березовых почек и бересты готовили лекарство, а березовый веник служил для изгнания хвори), некопаный колодец – березовый сок (весной дерево угощало людей и лесных обитателей живительной влагой).


  1. Какие приметы, связанные с деревьями тебе известны. Запиши одну из них.

Ответы (возможные варианты):

    • Если выпадет снег, когда деревья еще не сбросили листву, то он скоро растает.

    • Поздний листопад — на неурожайный год.

    • Если листья, осыпаясь, лягут изнанкою вверх — к урожаю и теплой зиме, лицевой стороной вверх — к холодной зиме.

    • Если береза оденется листвой раньше ольхи, то лето будет засушливым и жарким, а если позже – холодным и дождливым.

    • Если черемуха сверху донизу усыпана цветами, лето будет прохладным и дождливым.

    • Коли урожай на черемуху, так будет урожай и на рожь.

    • Если рябины уродилось много, осень будет дождливая, а зима морозная.

    • Зацвела рябина – жди тепла.

    • Когда дуб цветет, жди холода.

    • Много желудей на дубе – к теплой зиме и плодородному лету.

    • Когда лист с дуба и березы опал чисто, то год бу­дет хорошим, урожайным.

    • Где вода – там и верба; где верба – там и вода.

    • Коли осина в сережках (цветет богато), то будет богатый урожай овса.

    • Не сей пшеницы прежде дубового листа.

    • Когда береза станет распускаться, сей овес.

    • Хорошо рябина цветет — к урожаю льна.

    • Когда верба зацветет, пора пчел выносить на пасеку.

    • Зазеленела черемуха — пора сеять картофель.

    • Верба распутицу ведет, гонит с реки последний лед.

    • Зацвела осина — пора сеять морковь!

    • Если черемуха рано зацвела, то лето будет теп­лое.

    • Когда лист березы развернется полностью, то можно сеять картошку.

    • Когда черемуха цветет, всегда холод живет.

    • Почки черемухи лопнули — весна в полной силе.

    • Если на черемухе много цветов, то лето будет мокрое.

    • Взмахнул тополь изумрудным листочком — быть теплу.

    • Хорошо рябина цветет к урожаю льна.

    • Если в пору цветения рябины тепло — все лето будет сухим и погожим.

    • Если дуб раньше ясеня лист развернет, то лето будет сухое.

    • Когда дуб цветет, холод живет.

    • Много сосновых шишек уродилось к богатому урожаю ячменя.

    • Поздний расцвет рябины — к долгой осени.

    • Среди лета появляются на деревьях желтые ли­стья — к ранней осени и зиме.

    • Если алой рябины много уродилось, осень будет сырая, а зима — морозная.

    • Если лист осины ложится лицом вверх — к сту­деной зиме, изнанкой кверху — зима будет теп­лая, а если и так и сяк — зима будет умеренная.

    • Быть зиме суровой, если в середине октября на березах и дубах еще есть листья.

    • Если выпадет снег, когда деревья еще не сбро­сили листву, то он скоро растает.

Из книги ВА. Миронова. Месяцеслов — народный ка­лендарь (М.: Издательский дом «Гранд», 1997)

9. Разнообразие животных

1. Самая многочисленная группа животных. Их тело состоит из головы, груди и брюшка.










Ответ: насекомые.

2. Их конечностями являются плавники, а тело большинства из них покрыто чешуей.





Ответ: рыбы.

3. Эти животные могут жить и на суше и на воде. Зимой они впадают в спячку.












Ответ: земноводные.

4. Их тело покрыто сухой кожей с роговыми чешуями. Они ползают и несколько раз за лето линяют.















Ответ: пресмыкающиеся.

5. Тело этих животных покрыто перьями:






Ответ: птицы.

6. Животные, которые вскармливают своих детенышей молоком:














7. Почему волки воют на луну? (Бытует мнение, что волки воют на луну, жалуясь на голод и холод. Однако, своим воем они передают сородичам важную информацию о добыче или сообщают, что данная лесная территория уже занята их стаей.)

8. В сказках русского народа кумушка лиса всегда обхитрит волка. А как на самом деле? (На самом деле волк – опасный враг для лисы. В тех лесах, где много волков, лисы почти не водятся).

10. Построй экологическую цепочку по сказке В.Бианки «Сова»:

Ответ: Сова – мыши – шмели – клевер – корова – дед

11. Природа и экология

  1. Что такое «парниковый эффект»?

Ответ: тепло поступает на Землю в виде солнечной энергии. Большая его часть отражается и возвращается в космос. Но некоторые газы задерживают тепло в земной атмосфере, внутри которой повышается температура как в парнике или теплице. Это и называется парниковым эффектом

  1. Что такое «кислотный дождь»?

Ответ: промышленные предприятия и электростанции выбрасывают в атмосферу вредные химические вещества. Некоторые из них, например сера, оседает на поверхности земли в виде крохотных частичек. Другие вступают в реакцию с атмосферной влагой и образуют кислоты. С дождем они возвращаются на землю. Дождь, содержащий химические вещества, называется кислотным

12. Что такое гигиена? Запиши не менее 5 правил гигиены.

Ответы: В древние времена люди считали причиной болезней неблагосклонность богов. Однако уже тогда они создали правила, которые надо было соблюдать, чтобы сохранить здоровье. Такие правила называются гигиеной.

ПРАВИЛА ГИГИЕНЫ (возможный вариант)

  • Для того чтобы обезопасить себя от заражения кишечными паразитами и болезнетворными микроорганизмами, надо соблюдать простейшие правила гигиены.

  • Не следует пить сырую воду из рек и озер.

  • Перед каждым приемом пищи надо мыть руки с мылом.

  • Есть можно только мытые овощи и фрукты.

  • Ногти надо регулярно подстригать, для того чтобы не создавать под ними для бактерий бесплатный санаторий.

  • И, конечно, два раза в день чистить зубы.

  • Ранку, возникшую в результате пореза, рекомендуется промыть перекисью водорода; ее края надо обработать раствором йода. Поверхность ранки следует залепить бактерицидным пластырем. Он содержит вещества, убивающие попавших в ранку бактерий.

ИСТОРИЯ

13. Что означает каждый из цветов государственного флага России

Трехцветный бело-сине-красный горизонтальный флаг России был утвержден царем Петром I. Каждый цвет имеет свое толкование:

белый цвет обозначает чистоту, синий – волю к миру, а красный – готовность сражаться за Родину.

14. Что такое государственный гимн?

Ответ: Гимн – это торжественная мелодия, исполняемая в особых случаях.

15. Первое славянское государство на территории нашей страны называлось Киевская Русь. Оно образовалось в IX веке.

16. Русский князь Дмитрий получил почетное имя Донской за победу на берегах реки Дон в сражении с монголо-татарамив в 1380 г. (Куликовская битва).

КРАЕВЕДЕНИЕ

17. Какие памятники нашим землякам установлены в Воронеже?

18. Какие музеи можно посетить в нашем городе?