СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА для 10-11 классов

Цель игры:

  1. Определение уровня образовательных достижений учащихся 10-11

      класса

  1. Выявление заданий, тем, вызывающих наибольшие затруднения при выполнении  игровых заданий по предмету.
  2. Формирование ключевых компетентностей .
  3. Неформальный срез  знаний   учащихся 10-11 классов в ходе решение задач   по предмету  биология.

Задачи:

Образовательные:

  • Выработать умение давать правильные ответы , учитывая особенности подготовки и закрепления знаний по темам , входящих в ЕГЭ части А и В.
  • Развитие навыков  групповой ,индивидуальной работы  и работы в парах.
  •  Научить анализировать по разному каждый блок заданий (части А, части В и части С)
  • Научить правильно выбирать аргументы к заданиям части С и выбирать правильный алгоритм решения для заданий части С.
  •  Давать ответы по каждой части ЕГЭ (А,В,С) и делать акценты на то , что в части В есть задания на соответствие и задания с выбором ответа  и этот ответ верный не один, а несколько.

Воспитательные:

  • Воспитывать познавательный интерес к биологии через игру

  • способность выслушать ответы своих товарищей и вместе   принять правильное решение
  • этику взаимоотношений
  • культуру устной речи

Развивающие:

  • развивать память
  • развивать речь на  биологическом языке
  • логическое мышление
  • уметь выделять главное

Формы работы: индивидуальная (фронтальная), парная, групповая

Методы работы: поисково-исследовательский, информационно-развивающий, проблемный, наглядный.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по биологии»



БИОЛОГИЧЕСКАЯ ОЛИМПИАДА для 10-11 классов

Цель игры:

  1. Определение уровня образовательных достижений учащихся 10-11

класса

  1. Выявление заданий, тем, вызывающих наибольшие затруднения при выполнении игровых заданий по предмету.

  2. Формирование ключевых компетентностей .

  3. Неформальный срез знаний учащихся 10-11 классов в ходе решение задач по предмету биология.

Задачи:

Образовательные:

  • Выработать умение давать правильные ответы , учитывая особенности подготовки и закрепления знаний по темам , входящих в ЕГЭ части А и В.

  • Развитие навыков групповой ,индивидуальной работы и работы в парах.

  • Научить анализировать по разному каждый блок заданий (части А, части В и части С)

  • Научить правильно выбирать аргументы к заданиям части С и выбирать правильный алгоритм решения для заданий части С.

  • Давать ответы по каждой части ЕГЭ (А,В,С) и делать акценты на то , что в части В есть задания на соответствие и задания с выбором ответа и этот ответ верный не один, а несколько.

Воспитательные:

  • Воспитывать познавательный интерес к биологии через игру

  • способность выслушать ответы своих товарищей и вместе принять правильное решение

  • этику взаимоотношений

  • культуру устной речи

Развивающие:

  • развивать память

  • развивать речь на биологическом языке

  • логическое мышление

  • уметь выделять главное

Формы работы: индивидуальная (фронтальная), парная, групповая

Методы работы: поисково-исследовательский, информационно-развивающий, проблемный, наглядный.



















Ход игры:

1. ОТБОРОЧНЫЙ ТУР:

1. Начало – нота, потом оленя украшение,

А вместе – место оживленного движения. ( до + рога = дорога)


2. Как инструмент меня ты ценишь

В искусной плотничьей руке.

Но если «д» на «б» ты сменишь,

Во мне утонешь, как в реке. ( долото – болото )


3. Я по России протекаю,

Я всем известна, но когда

Ко мне прибавишь букву с краю,

Свое значенье я меняю

И птицей становлюсь тогда. ( и + Волга = иволга )


4. Два слога первые – цветок,

Татарский царь – мой третий слог,

А «ь» поставь в конец

Коль отгадаешь – молодец! (астра + хан = Астрахань)


5. На берегу морском я круглый год валяюсь,

Отнимешь «ь», и вверх я устремляюсь. (галька – галка)


6. Какие птицы выводят птенцов зимой ? (клесты)


7. Какие птицы не садятся ни на воду, ни на землю ? (стрижи, ласточки)


8. С буквой «к» живу в лесу,

С буквой «ч» овец пасу. (кабан – чабан )


  1. Ты бормотушка, как ( сорока )

  2. Ты трудолюбивая, как (пчела, муравей)

  3. Ты легкомысленная ,как (стрекоза, трясогузка )

  4. Ты хищная. Как (акула, орлица)

  5. Ты сидишь тихо, как (мыши, сова )

  6. Ты хитрая, как ( лиса, волчица)

  7. Ты порхаешь, как ( бабочка. стрекоза)

  8. Ты неповоротливый. Как (медведь, слон )

  9. Ты возишься, как ( жук, червяк)

  10. Ты пищишь, как ( комар, мышь )


Приветствие команд. Название.

  1. ОСНОВНАЯ ИГРА

    1. Разминка команд: «Кто быстрее»

Ведущий задает командам вопросы. Отвечает та команда, капитан которой первым поднял руку. За каждый правильный ответ 1 балл. (Правильные ответы выделены жирным шрифтом)

Вопросы командам:

1. Растительную клетку относят к группе эукариотных клеток, так как она имеет

А) оформленное ядро

Б) плазматическую мембрану

В) оболочку

Г) пластиды

3. В организме человека соляная кислота входит в состав:

А) желудочного сока

Б) слюны

В) сок поджелудочной железы

Г) желчи печени


    1. Конкурс для команд.

Задание 1.: каждая команда отвечает на вопросы. За каждый правильный ответ 2 балла

  1. Почему эвглену относят к царству животных, несмотря на присутствие хлорофилла в ее клетке? ( Ответ: может питаться гетеротрофно)

2. В древней Индии подозреваемому в преступлении предлагали проглотить горсть сухого риса. Если ему это не удавалось, виновность считалась доказанной. Дайте физиологическое объяснение этому факту. ( Ответ: при сильном волнении резко тормозится слюноотделение, во рту становится сухо и не возникает глотательный рефлекс.)

3. Большая часть видов птиц на зиму из северных районов, несмотря на их теплокровность. Каковы причины перелетов? ( Ответ: недостаток корма, изменение продолжительности дня)

4. В семье родился сын, страдающий гемофилией. Определите генотипы родителей, если известно, что его отец и мать были здоровы, а его дедушка, отец матери, страдал гемофилией. ( Ответ: Мать носительница гена гемофилии, передала этот ген своему сыну.)

5. Почему отношения между щукой и окунем можно считать конкурентными? (Ответ: они оба хищники, используют одинаковые пищевые ресурсы.)

6. Почему при взлете и посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы? (Ответ:1.Быстрое изменение давления при взлете или посадке самолета вызывают неприятные ощущения2.Глотательное движение улучшает доступ воздуха к слуховой трубе, через которую давление в полости среднего уха выравнивается с давлением в окружающей среде.)

Задание 2. : превратите выражение в известную пословицу или поговорку.(раздаются листы с распечаткой)


  1. Корневище крестоцветного содержит глюкозы не больше, чем другой представитель этого же семейства. (Хрен редьки не слаще).

  2. Сбился с азимута среди трех голосеменных. (Заблудился в трех соснах).

  3. На один из органов кровообращения не распространяется влияние дисциплинарного устава. (Сердцу не прикажешь).

  4. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все в лес смотрит)

  5. Кровососущее насекомое не может сделать более острым ротовой аппарат. (Комар носу не подточит).

  6. Престарелое непарнокопытное не приведет в негодность сельскохозяйственные угодья. (Старый конь борозды не испортит).

  7. Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не имеет возможности скрыться в направлении лесного массива. (Работа- не волк, в лес не убежит).

  8. Если особа женского пола покидает транспортное средство, то движущая сила транспорта испытывает определенные положительные эмоции. (Баба с возу – кобыле легче).

  9. При желании продолжения обмена веществ в организме необходимо иметь навыки

движения вокруг своей оси. (Хочешь жить – умей вертеться ).

  1. Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщения

кислородом его организма, доходит до того, что пытается зажать в руке высохший

злачный стебель. ( Утопающий хватается за соломинку ).


    1. Конкурс для болельщиков.

Задание: найдите ответ на вопрос и соедините их.

1. Кто ходит охотиться с сочком?

2. Кто имеет второе имя – бомбондир?

3. Им нужны инфракрасные лучи, чтоб найти пищу и друг друга?

4. Кто любит играть в баскетбол?

5. Свой дом лепит из глины?

6. Кто такой хвостокол?

7. Кто имеет «занавеску»?

8. Среди травы можно найти слюни. Кому они принадлежат?

9. Кто слушает коленками?

10. Кто строит бумажный дом?


ОТВЕТЫ: 1. –паук 2. – жук 3. - Бабочке 4. – рыба 5 – ласточка 6 – рыба 7 – крокодил 8 – бабочке 9. – кузнечик 10 – оса


    1. «Чёрный ящик»

Необходимо отгадать, что лежит в ящике (1 балл)

    1. Для него солнце ласковый и нежный друг. Он спасает людей в экстренных ситуациях. Это растение. Он относится к группе растений - суккулентов. Он имеет видоизменённые листья – иголки. (ОТВЕТ: кактус).


  1. Какую кашу и почему необходимо тщательно пережевывать? (ОТВЕТ: манная каша. манка – это пшеница, а в пшенице много крахмала, а крахмал расщепляется только ферментами слюны)


  1. Животное, который может прыгнуть на расстояние, превышающее свои размеры в 200-500 раз? Кто это? (ОТВЕТ: блоха)




  1. Это хищное животное, обитатель амазонской сельвы, в длину достигает 2 метров, весит до 120 кг. Имеет сильное тело, сильные и стройные ноги. Отлично бегает и плавает, хорошо залезает на деревья, охотится на любых животных (от мышей до обезьян), на домашних животных нападает редко. Имеет два названия. Одно из них позаимствовала английская автомобильная фирма, другое – фирма по производству спортивной одежды и обуви в США. Назовите это животное. (ОТВЕТ: Ягуар, или пума).


  1. Если верить древнему историку, то во времена похода Александра Македонского в Индию офицеры его армии гораздо реже болели желудочно-кишечными заболеваниями, чем солдаты. Еда и питье у низ были одинаковые, но вот посуда – разная. Из какого металла была изготовлена посуда для офицеров ? ОТВЕТ: Серебро.)


  1. Эта водоросль была отправлена вместе с другими живыми растениями в кабине космического корабля «Восток-2». Она и сейчас постоянно используется в биологических экспериментах на космических станциях. С чем связано ее использование в условиях космоса? (ОТВЕТ: Хлорелла. Она является самой продуктивной водорослью – улавливает 7-12 % солнечного света, вместо 1-2% цветковых.)


2.5. Конкурс капитанов. (Каждый капитан отвечает на вопрос. За каждый правильный ответ 2 балла.

1.Ее можно назвать короткой и длинной, светлой и темной, ее можно потерять и вернуть, но без нее невозможна мыслительная деятельность человека. Что это? (Ответ: Память)

2. В пробирку с кровью введены микроорганизмы. В каких клетках крови мы их найдем? (Ответ: В лейкоцитах.)

3. Какую туфельку не надеть даже Золушке? (Ответ: Инфузорию)

4. Заболевание, при котором нарушается цветоощущение. (Ответ: Дальтонизм)

5.. Что в переводе с латинского означает слово «вирус»? (Ответ: Яд)

2.6. Игровая пауза: «ПЕРЕВЕДИТЕ ТЕРМИНЫ».


  1. На греческий – «учение о жилище». (экология).

  2. На латинский – «восстановление».(регенерация).

  3. На латинский – «окраска». (пигмент).

  4. На латинский – «помесь». (гибрид).

  5. На латинский – «народ, население». (популяция).

  6. На греческий – «совместная жизнь». (симбиоз).

  7. На греческий – «учение о животных». (зоология).

  8. На греческий – «сам питаюсь». (автотроф).

  9. На греческий – «слово (учение) о жизни». (биология).

  10. На латинский – «уничтожение, народ». (депопуляция).




3 ЭТАП. Заключительный. Подведение итогов.

Общее количество баллов.

Награждение команд.







Приложение 4.

Ответы конкурса для болельщиков: найдите ответ на вопрос и соедините их.

1. Кто ходит охотиться с сочком?

2. Кто имеет второе имя – бомбондир?

3. Им нужны инфракрасные лучи, чтоб найти пищу и друг друга?

4. Кто любит играть в баскетбол?

5. Свой дом лепит из глины?

6. Кто такой хвостокол?

7. Кто имеет «занавеску»?

8. Среди травы можно найти слюни. Кому они принадлежат?

9. Кто слушает коленками?

10. Кто строит бумажный дом?

ОТВЕТЫ: 1. –паук 2. – жук 3. - Бабочке 4. – рыба 5 – ласточка 6 – рыба 7 – крокодил 8 – бабочке 9. – кузнечик 10 – оса


Ответы конкурса «ПЕРЕВЕДИТЕ ТЕРМИНЫ».


  1. На греческий – «учение о жилище». (экология).

  2. На латинский – «восстановление».(регенерация).

  3. На латинский – «окраска». (пигмент).

  4. На латинский – «помесь». (гибрид).

  5. На латинский – «народ, население». (популяция).

  6. На греческий – «совместная жизнь». (симбиоз).

  7. На греческий – «учение о животных». (зоология).

  8. На греческий – «сам питаюсь». (автотроф).

  9. На греческий – «слово (учение) о жизни». (биология).

  10. На латинский – «уничтожение, народ». (депопуляция).


Ответы конкурса: превратите выражение в известную пословицу или поговорку.


1.Корневище крестоцветного содержит глюкозы не больше, чем другой представитель этого же семейства. (Хрен редьки не слаще).

2.Сбился с азимута среди трех голосеменных. (Заблудился в трех соснах).

3. На один из органов кровообращения не распространяется влияние дисциплинарного устава. (Сердцу не прикажешь).

4.Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество. (Сколько волка не корми, он все в лес смотрит)

5.Кровососущее насекомое не может сделать более острым ротовой аппарат. (Комар носу не подточит).

6.Престарелое непарнокопытное не приведет в негодность сельскохозяйственные угодья. (Старый конь борозды не испортит).

7.Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не имеет возможности скрыться в направлении лесного массива. (Работа- не волк, в лес не убежит).

8.Если особа женского пола покидает транспортное средство, то движущая сила транспорта испытывает определенные положительные эмоции. (Баба с возу – кобыле легче).

9.При желании продолжения обмена веществ в организме необходимо иметь навыки

движения вокруг своей оси. (Хочешь жить – умей вертеться ).

10.Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщения

кислородом его организма, доходит до того, что пытается зажать в руке высохший

злачный стебель. ( Утопающий хватается за соломинку ).






Приложение 1.

Задание: превратите выражение в известную пословицу или поговорку.

1. Корневище крестоцветного содержит глюкозы не больше, чем другой представитель этого же семейства.


2. Сбился с азимута среди трех голосеменных.


3. На один из органов кровообращения не распространяется влияние дисциплинарного устава.


4. Сколько это млекопитающее не снабжай питательными веществами, оно постоянно смотрит в растительное сообщество.


5. Кровососущее насекомое не может сделать более острым ротовой аппарат


6. Престарелое непарнокопытное не приведет в негодность сельскохозяйственные угодья


7. Процесс создания материальных ценностей несопоставим с представителем семейства волчьих, поэтому не имеет возможности скрыться в направлении лесного массива.


8. Если особа женского пола покидает транспортное средство, то движущая сила транспорта испытывает определенные положительные эмоции


9. При желании продолжения обмена веществ в организме необходимо иметь навыки движения вокруг своей оси.


10. Человек, которому в самом ближайшем будущем грозит прекращение насыщения кислородом его организма, доходит до того, что пытается зажать в руке высохший злачный стебель.

Приложение 2.

Задание: «ПЕРЕВЕДИТЕ ТЕРМИНЫ».

1. На греческий – «учение о жилище». ________________

2. На латинский – «восстановление».____________________

3. На латинский – «окраска». ____________________

4. На латинский – «помесь». __________________

5. На латинский – «народ, население». ___________________

На греческий – «совместная жизнь». _________________

7. На греческий – «учение о животных». _______________

8. На греческий – «сам питаюсь».__________________

9. На греческий – «слово (учение) о жизни». _____________

10. На латинский – «уничтожение, народ». ___________________








Приложение 3.


Задание: найдите ответ на вопрос и соедините их.

ВОПРОСЫ:

      1. Кто ходит охотиться с сочком?

      2. Кто имеет второе имя – бомбондир?

      3. Им нужны инфракрасные лучи, чтоб найти пищу и друг друга?

      4. Кто любит играть в баскетбол?

      5. Свой дом лепит из глины?

      6. Кто такой хвостокол?

      7. Кто имеет «занавеску»?

      8. Среди травы можно найти слюни. Кому они принадлежат?

      9. Кто слушает коленками?

      10. Кто строит бумажный дом?


ОТВЕТЫ:

паук

жук

ласточка рыба

Бабочка

оса

кузнечик

крокодил

бабочка

рыба


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!