2016-2017 учебный год
Всероссийская олимпиада школьников по биологии
Школьный этап
5 класс
Время выполнения работы – 60 минут. Желаем успеха!
Часть I.
Задания, оцениваемые в 1 балл.
1. Жизнь на планете зародилась:
А) в океане Б) в горах В) в лесах Г) на вулканах
2. Наука, изучающая отношения организмов между собой и окружающей средой, называется:
А) эволюция Б) фенология В) экология Г) биосфера
3. Только к одноклеточным организмам относятся:
А) бактерии Б) грибы В) растения Г) животные
4. К ядерным организмам относятся:
А) растения, животные, грибы В) бактерии, цианобактерии, грибы
Б) растения, цианобактерии, животные Г) животные, грибы, бактерии
5. Какая из перечисленных пар является частью живой природы?
А) растения и горные породы Б) вода и животные В) грибы и бактерии
Г) животные и горные породы.
6. Клеточное строение имеют:
А) некоторые растения Б) некоторые животные В) все растения и животные
Г) только растения
7. Процесс образования питательных веществ и кислорода из углекислого газа и воды в клетках зеленого растения на свету называется:
А) фотосинтез Б) пищеварение В) дыхание Г) выделение
8. Какие из перечисленных экологических факторов не относятся к факторам неживой природы?
А) освещенность и влажность Б) давление и соленость воды
В) температура и влажность Г) распашка лугов и вырубка леса
9. Клетка живая, так как она:
А) видна только в микроскоп Б) содержит органические вещества
В) дышит, питается и растет Г) покрыта оболочкой
10. Все условия живой и неживой природы, при которых существует организм и которые прямо или косвенно влияют на него, называются:
А) экологические факторы Б) среда обитания В) экология Г) биосфера
11. Во сколько раз увеличивает микроскоп, если окуляр увеличивает в 7 раз, а объектив – в 20 раз?
А) в 27 Б) в 13 В) в 14 Г) в 140
12. Живые организмы отличаются от тел неживой природы:
А) составом атомов В) малым содержанием воды
Б) клеточным строением Г) минеральными веществами
13. Размножение — это:
А) увеличение количества организмов В) увеличение объема организма
Б) увеличение размера организма Г) потребление питательных веществ
14. Хромосомы в клетке находятся:
А) в цитоплазме В) в вакуолях
Б) в ядре Г) в хлоропластах
15. К органическим веществам не относится:
А) углеводы В) вода
Б) белки Г) жиры
16. Часть растительной клетки, в которой накапливается клеточный сок, - это:
А) клеточный центр В) вакуоль
Б) цитоплазма Г) пластиды
17. Как называется метод в биологии подтверждающий наличие крахмала в растительных клетках.
А) эксперимент; Б) измерение; В) наблюдение; Г) описание.
18. Какое открытие сделал Роберт Гук:
А) впервые обнаружил клетки растений;
Б) создал учение о биосфере;
В) объяснил происхождение видов животных и растений;
Г) открыл кровообращение.
19. Антропогенным фактором являются:
А) извержение вулкана; Б) выбросы предприятий; В) лавина; Г) вырубка леса.
20. Школьник взял для исследования сорванный с дерева лист. Он пытался увидеть под микроскопом хлоропласты в его клетках. Он увидел сплошную зеленую массу. В чем была его ошибка?
А) в неправильной установке света
Б) нужно было поставить большее увеличение
В) нужно было сделать тонкий срез листа
Г) нужно было подкрасить лист красителем
Часть II.
1. Установите последовательность приготовления препарата:
А. При помощи препаровальной иглы снять кусочек кожицы чешуи лука
Б. Пипеткой нанести1-2 капли воды на предметное стекло
В. Положить кусочек кожицы в каплю воды и расправить кончиком иглы
Г. Накрыть покровным стеклом
Д. Тщательно протереть предметное стекло марлей
2. Подчеркни совершенно бесполезных, по твоему мнению, животных:
зайцы, комары, мухи, воробьи, сороки, тли, стрекозы, волки, муравьи, лисицы...
3. . Назови рыб, в названиях которых есть орудия труда.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Какие функции у перечисленных ниже животных выполняет хвост?
Белка, ящерица, рыба, бобр, обезьяна
5. Составьте правильную пищевую цепь :
Короед, дятел, кора, коршун
Укажите :
А) насекомоядное животное
Б) плотоядное животное
Ответы на задания школьного этапа олимпиады по биологии
5 класс
2016-2017 учебный год
Часть I.
Задания, оцениваемые на 1 балл
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
а | в | а | а | в | в | а | г | в | а | г | б | а | б | в | в | а | а | г | в |
Всего 20 баллов
Часть II.
Д, Б, А, В, Г (по 1 баллу за букву – всего 5 баллов)
Бесполезных животных не бывает в природе. ( 2 балла за ответ)
Рыба-пила, акула-молот, рыба-игла, меч-рыба
(по 1 баллу за каждое название – 4 балла)
Руль и «обманщик» – у всех (5 баллов); согревает – белка(1 балл);
отложение жира – бобр(1 балл); удержание на ветках или «рука» - обезьяна(1 балл)
Всего 8 баллов
Кора-короед-дятел-коршун (по 1 баллу за каждого)
А) дятел (1 балл)
Б) коршун (1 балл) Всего 6 баллов
За II часть – 25 баллов
Всего за всю работу – 45 баллов
Призеры и победители – 25,5 и более баллов
Составила Непеина В.В.