СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по биологии. 10 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлены задания школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологи для обучающихся 10 класса. 

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по биологии. 10 класс»

Задания школьного этапа олимпиады по биологии. 10 класс

2022 – 2023 учебный год


Часть 1.

При выполнении заданий этой части (1 – 15) выберите один правильный ответ из четырех предложенных.


1. Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии?

1) клеточный 3) биогеоценотический

2) популяционно-видовой 4) биосферный

2. О единстве органического мира свидетельствует

1) наличие ядра в клетках живых организмов

2) клеточное строение организмов всех царств

3) объединение организмов всех царств в систематические группы

4) разнообразие организмов, населяющих Землю

3. Гликокаликс – это

1) оболочка растительных клеток

2) оболочка животных клеток

3) структурный компонент ЭПС

4) часть ядра

4. Хроматиды – это

1) две цепи одной молекулы ДНК

2) кольцевые молекулы ДНК

3) участки хромосомы в неделящейся клетке

4) две субъединицы хромосомы делящейся клетки

5. В клетках животных запасным углеводом является:

1) целлюлоза 3) глюкоза

2) крахмал 4) гликоген

6. В благоприятных условиях спора бактерии:

1) делится, образуя 3 – 6 новых спор

2) сливается с другой спорой с последующим делением
3) прорастает в новую бактериальную клетку

4) погибает

7. Совокупность внешних признаков особей относят к критерию вида

1) географическому 3) экологическому

2) генетическому 4) морфологическому

8. Пример внутривидовой борьбы за существование −
1) соперничество самцов из-за самки

2) “борьба с засухой” растений пустыни
3) сражение хищника с жертвой
4) поедание птицами плодов и семян
9. Опорную функцию в организме человека выполняет ткань

  1. соединительная 3) эпителиальная

  2. мышечная 4) нервная

10. Грибы опята, питающиеся мертвыми органическими остатками пней, поваленных деревьев, относят к группе

1) паразитов 3) автотрофов

2) сапротрофов 4) симбионтов

11. Укажите признак, характерный только для царства растений.

1) имеют клеточное строение

2) дышат, питаются, растут, размножаются

3) имеют фотосинтезирующую ткань

4) питаются готовыми органическими веществами

12. Яблоню, вишню, шиповник объединяют в одно семейство розоцветных, так как у них

1) одинаковые потребности в воде и освещении

2) цветки имеют сходное строение

3) стержневая корневая система

4) сходное строение побегов

13. Среди беспозвоночных животных более высокий уровень организации имеют

1) кольчатые черви 3) членистоногие

2) плоские черви 4) кишечнополостные

14. Признак приспособленности птиц к полету –

1) появление четырехкамерного сердца

2) образование роговых щитков на ногах

3) наличие полых костей

4) наличие копчиковой железы

15. Сколько видов названий растений приведено в списке: мятлик луговой, василек синий, ромашка, ландыш майский, береза, дуб, редька дикая, шиповник коричный?

  1. 5 2) 2 3) 3 4) 8


Часть 2. При выполнении этой части Вам необходимо либо согласиться, либо отклонить предложенные суждения.

        1. Печеночные мхи – низшие растения.

        2. Гаметы у мхов образуются в результате мейоза.

        3. Крахмальные зерна – это лейкопласты с накопленным в них крахмалом.

        4. Двойное оплодотворение характерно для голосеменных и покрытосеменных растений

        5. У всех беспозвоночных животных оплодотворение внешнее.

        6. Гемолимфа насекомых выполняет те же функции, что и кровь позвоночных животных.

        7. У всех представителей отряда пресмыкающихся сердце трехкамерное.

        8. Клубень картофеля – представляет собой видоизмененный корень

        9. Первые крокодилы были сухопутными рептилиями.

        10. Характерной особенностью всех млекопитающих является живорождение.

        11. Инсулин – это гормон поджелудочной железы

        12. В желудочно-кишечном тракте человека все белки перевариваются полностью.

        13. В пчелиной семье путем партеногенеза появляются самцы-трутни

        14. С вирусными инфекциями обычно борются с помощью антибиотиков

        15. При тяжелой физической работе температура тела может подниматься до 39 градусов.


Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора.


1. Какова роль витамина С в организме человека:

I. участвует в процессе кроветворения

II. повышает сопротивляемость организма к заболеваниям

III. участвует в обмене кальция и фосфора

IV. стимулирует гормональную регуляцию

V. стимулирует процессы развития организма

VI. входит в состав ферментов и гормонов

А) I, II, III Б) II, IV, V В) II, III,VI Г) I, IV, V

2. К рудиментарным органам животных относятся:

I. Задние конечности питона

II. Крылышко у киви

III. Дополнительные пальцы ног у лошадей

IV. Роговые образования кожи - чешуи у ящериц

V. Тазовые кости кита

А) I, III, V Б) I, II, V В) I, II, IV Г) I, II, III, IV, V

3. Каковы характеристики энергетического обмена веществ в клетке:

I. Противоположен по результатам биосинтезу

II. Завершается образованием углеводов и кислорода

III. Сопровождается синтезом большого количества АТФ

IV. Идет с поглощением энергии

V. Хим. процессы обмена происходят в цитоплазме, митохондриях, хлоропластах

VI. Хим. процессы обмена происходят в митохондриях и хлоропластах

А) I, III, V Б) I, II, VI В) I, II, IV, V Г) III, IV, V

4. У взрослого человека могут отсутствовать ферменты, расщепляющие до мономеров следующие соединения:

I. Целлюлоза

II. Лактоза

III. Сахароза

IV. Крахмал

V. Гликоген

А) I, II Б) I, III В) II, III, IV Г) III, IV, IV

5. Общими признаками для рептилий и птиц являются:

I. Эмбрион защищен зародышевыми оболочками

II. На коже есть роговые чешуи

III. Продуктом выделения является мочевая кислота

IV. Имеют постоянную температуру тела

V. Дышат только легкими

А) I, II, IV, V Б) I, IV, V В) I ,II, III, V Г) I, III, V



Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15.


    1. Установите соответствие между отделами и способами расселения.

Отдел

Способ расселения

А) Моховидные

Б) Плауновидные

В) Хвощевидные

Г) Папоротниковидные

Д) Голосеменные

Е) Покрытосеменные

1) споровые

2) семенные


  1. Установите соответствие между признаками и организмами

Признаки

Организмы

А) автотрофный способ питания

Б) гетеротрофный способ питания

В) запасное питательное вещество крахмал

Г) запасное питательное вещество гликоген

Д) наличие в клеточных стенках хитина

Е) наличие в клеточных стенках целлюлозы

1) Грибы

2) Растения


  1. Установите соответствие между возбудителями и заболеваниями, которые они вызывают.

Заболевания

Возбудители

А) столбняк

Б) дифтерия

В) бешенство

Г) оспа

Д) гепатит

Е) ботулизм

1) Вирусы

2) Бактерии





  1. Установите соответствие между типами рефлексов и их характеристиками

Характеристика

Типы рефлексов

А) врожденные, передающиеся по наследству

Б) приобретенные организмом в течение индивидуального развития

В) видовые

Г) индивидуальные

Д) относительно постоянные, мало изменяющиеся

Е) непостоянные, могут вырабатываться и угасать

1) безусловные

2) условные


  1. Установите соответствие между признаками и видами изменчивости, которыми они характеризуются

Характеристика

Виды изменчивости

А) носит случайный характер

Б) генотип не изменяется

В) носит приспособительный характер

Г) изменяет генотип

Д) по наследству не передаётся

Е) происходят изменения в генах и хромосомах

1) наследственная

2) ненаследственная



Часть 5. Дайте полный развёрнутый ответ.

С1. Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы? (2 балла)

С2. В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных. (3 балла)







Ответы:


Часть 1. (15 баллов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

1

2

2

4

4

3

4

1

1

2

3

2

3

3

1


Часть 2. (15 баллов)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

"да"



Х






Х


Х


Х


Х

"нет"

Х

Х


Х

Х

Х

Х

Х


Х


Х


Х



Часть 3. (по 2 балла за каждое тестовое задание. Максимально 20 баллов)

1

2

3

4

5

Б

Б

А

А

В


Часть 4. (2 балла за задание. Максимальное количество баллов - 10)

1.

А

Б

В

Г

Д

Е

1

1

1

1

2

2

2.

А

Б

В

Г

Д

Е

2

1

2

1

1

2

3.

А

Б

В

Г

Д

Е

2

2

1

1

1

2

4.

А

Б

В

Г

Д

Е

1

2

1

2

1

2

5.

А

Б

В

Г

Д

Е

1

2

2

1

2

1


Часть 5.

1. Почему при взлете или посадке самолета пассажирам рекомендуют сосать леденцы?

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1) быстрое изменение давления при взлёте или посадке самолёта вызывает неприятные ощущения в среднем ухе, где исходное давление на барабанную перепонку сохраняется дольше;

2) глотательные движения улучшают доступ воздуха к слуховой (евстахиевой) трубе, через которую давление в полости среднего уха выравнивается с давлением в окружающей среде.


Ответ включает 2 названных выше элемента, не содержит биологических ошибок

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов ответа, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

2


2. В некоторых лесных биоценозах для защиты куриных птиц проводили массовый отстрел дневных хищных птиц. Объясните, как отразилось это мероприятие на численности куриных.

Ответ:

Содержание верного ответа и указания к оцениванию
(допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысла)

Баллы

1) вначале численность куриных возросла, так как были уничтожены их враги (естественно регулирующие численность);

2) затем численность куриных сократилась из-за нехватки корма;

3) возросло число больных и ослабленных особей из-за распространения болезней и отсутствия хищников, что тоже повлияло на снижение численности куриных.


Ответ включает все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок

3

Ответ включает 2 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 3 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

2

Ответ включает 1 из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, ИЛИ ответ включает 2 из названных выше элементов, но содержит негрубые биологические ошибки

1

Ответ неправильный

0

Максимальный балл

3

Матрица ответов

Фамилия, имя _______________________________________________


Часть 1.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

















Часть 2.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

"да"
















"нет"

















Часть 3.

1

2

3

4

5







Часть 4.

1.

А

Б

В

Г

Д

Е







2.

А

Б

В

Г

Д

Е







3.

А

Б

В

Г

Д

Е







4.

А

Б

В

Г

Д

Е







5.

А

Б

В

Г

Д

Е










Часть 5.


        1. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

        2. _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!