СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для учителей

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по биологии»

Задания
муниципального этапа XXXI Всероссийской олимпиады
школьников по биологии. Московская область – 2014-15 уч. год

9 класс

Ч асть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 40
(по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

  1. Мицелий не имеет клеточных перегородок у гриба:
    а) мукора;
    б) пеницилла;
    в) головни;
    г) трутовика.

  2. Рисунок справа иллюстрирует пример проявления у растений жизненного свойства:
    а) обмен веществ;
    б) размножение;
    в) движение;
    г) рост.

  3. Заросток папоротника Щитовника мужского имеет вид:
    а) комочка;
    б) сердцевидной пластинки;
    в) нити;
    г) улиткообразно закрученного листа.

  4. Стержневая корневая система характерна для:
    а) подсолнечника;
    б) лука;
    в) пшеницы;
    г) подорожника.

  5. У папоротника щитовника мужского (Dryopteris filix-mas) гаметы образуются путем:
    а) образуются путем только мейоза;
    б) образуются путем только митоза;
    в) образуются путем как митоза, так и мейоза;
    г) никогда не образуются, а в размножении участвуют только споры.

  6. Наиболее крупная систематическая категория в которую объединяют высшие растения:
    а) вид;
    б) класс;
    в) царство;
    г) отдел.

  7. Если сравнить агротехнические приемы окучивание и пикировку, то можно утверждать, что:
    а) при окучивании удаляется верхушка главного корня, а при пикировке удаляются боковые корни;
    б) после пикировки усиленно растет главный корень вглубь почвы, а после окучивания – растут боковые и придаточные корни.
    в) при окучивании присыпают почву к стеблю растения, а при пикировке удаляют верхушку главного корня.
    г) при окучивании удаляют верхушку главного корня растения, а во время пикировки присыпают почву к стеблю растения, что дает усиленный рост придаточных корней.

  8. Формула цветка Ок6Т6П1 характерна для семейства:
    а) пасленовых;
    б) злаковых;
    в) лилейных;
    г) мотыльковых (бобовых).

  9. Запасное вещество крахмал накапливается у растений в:
    а) бесцветных пластидах;
    б) вакуолях;
    в) цитоплазме;
    г) клеточной стенке.

  10. К длиннокорневищным растениям относят:
    а) костер безостый и пырей ползучий;
    б) горошек мышиный и костер безостый;
    в) горошек мышиный и пырей ползучий;
    г) все перечисленное верно.

  11. Голосеменные растения, имеющие чешуевидные листья:
    а) лиственница;
    б) секвойя;
    в) эфедра;
    г) гинкго.

  12. Пенициллин подавляет у бактерий:
    а) синтез ДНК;
    б) синтез РНК;
    в) синтез белка;
    г) синтез клеточной стенки.

  13. Способностью к фиксации атмосферного азота обладают:
    а) зеленые водоросли;
    б) сине-зеленые водоросли (цианобактерии);
    в) бурые водоросли;
    г) эвгленовые водоросли.

  14. К грибам-паразитам относят:
    а) опенок летний;
    б) опенок осенний;
    в) опенок луговой;
    г) шампиньон.

  15. Возбудители заболеваний человека не встречаются среди:
    а) лишайников;
    б) водорослей;
    в) простейших;
    г) грибов.

  16. Нектарники, располагающиеся в виде диска или кольца у основания завязи, имеются у растений семейства:
    а) гвоздичные;
    б) маревые;
    в) пасленовые;
    г) астровые.

  17. Эндосперм в семени голосеменных растений образован клетками:
    а) только гаплоидными;
    б) гаплоидными на раннем этапе формирования семени, а после созревания диплоидными;
    в) только диплоидными;
    г) только триплоидными.

  18. С теблевое (побеговое) происхождение имеют колючки у:
    а) кактуса;
    б) белой акации;
    в) чертополоха;
    г) лимона трехлисточкового.

  19. На рисунке справа представлены различные представители членистоногих.
    Насекомые представлены под номерами:
    а) 2 и 3;
    б) 4 и 5;
    в) 5 и 6;
    г) 1, 4 и 6.

  20. Р егенерация тела у гидр происходит при помощи клеток:
    а) железистых;
    б) промежуточных;
    в) вставочных;
    г) стрекательных.

  21. Ротовой аппарат насекомого, изображенный на рисунке справа:
    а) грызуще-лижущий;
    б) колющий;
    в) жалящий;
    г) сосущий.

  22. Кровососами являются личинки у таких членистоногих, как:
    а) тараканы;
    б) иксодовые клещи;
    в) блохи;
    г) мухи-жигалки.

  23. У изображенного на рисунке справа членистоногого животного первая пара ротовых придатков, соответствующая первой паре антенн ракообразных, называется:
    а) максиллы;
    б) мандибулы;
    в) хелицеры;
    г) педипальпы.

  24. В случае нападения хищной рыбы на осьминога последний:
    а) приобретает маскирующую окраску и затаивается;
    б) приобретает яркую предупреждающую окраску и принимает угрожающую позу;
    в) выбрасывает облако чернильной жидкости и спасается бегством;
    г) всегда нападает сам, нанося ядовитый укус роговым клювом.

  25. Из перечисленных животных к членистоногим не относится:
    а) трубочник;
    б) палочник;
    в) ручейник;
    г) мокрица.

  26. М ожно утверждать, что у трехиглой колюшки большую заботу о потомстве проявляет:
    а) самец;
    б) самка;
    в) оба родителя;
    г) забота отсутствует.

  27. В дуплах деревьев гнездится:
    а) зимородок;
    б) козодой;
    в) гоголь;
    г) зяблик.

  28. На рисунке представлен скелет позвоночного животного.

    В его строении нельзя обнаружить:
    а) черепную коробку;
    б) грудную клетку;
    в) шейные позвонки;
    г) ребра.

  29. Согласно результатам генетического анализа диким предком домашней кошки
    являются, как минимум, пять представительниц одного из подвидов:

    а) европейской кошки;
    б) лесной кошки;
    в) камышовой кошки;
    г) китайской кошки.

  30. Птицами, имеющими птенцовый тип развития, являются:
    а) овсянка, горлица, зеленый дятел;
    б) мухоловка-пеструшка, перепел, галка;
    в) скворец, зимородок, куропатка;
    г) бекас, жаворонок, садовая славка.

  31. Морские змеи способны много часов находиться под водой благодаря:
    а) большому запасу воздуха в легких и замедленному обмену веществ;
    б) кожному дыханию;
    в) дыханию с помощью наружных жабр;
    г) дыханию через слизистую оболочку глотки.

  32. Из перечисленных ферментов в состав слюны входит:
    а) пепсин;
    б) трипсин;
    в) липаза;
    г) амилаза.

  33. Какова кислотность (значение рН) кишечного сока, выделяемого в двенадцатиперстной кишке:
    а) 3,5 (слабокислая);
    б) 7,0 (нейтральная);
    в) 8,2 (слабощелочная);
    г) 9,5 (щелочная).

  34. Поперечно-полосатые волокна свойственны мышечным тканям, которые обеспечивают:
    а) повороты глазного яблока;
    б) сжатие стенок лимфатических сосудов;
    в) сужение зрачка;
    г) расширение зрачка.

  35. Среднее ухо человека заполнено:
    а) перилимфой;
    б) эндолимфой;
    в) плазмой крови;
    г) воздухом.

  36. Гематокрит это:
    а) древнегреческий философ, основатель принципов врачебной этики;
    б) критический уровень кровопотери;
    в) часть общего объема крови, приходящаяся на ее форменные элементы;
    г) массовая доля эритроцитов в крови.

  37. Аксон (отросток нейрона) может достигать длины:
    а) не более 1 мм;
    б) не более 1 см;
    в) не более 10 см;
    г) более 1 м.

  38. Жизненная емкость легких – это:
    а) количество воздуха, которое способен выдохнуть человек после максимального вдоха;
    б) количество воздуха, которое способен выдохнуть человек после максимального выдоха;
    в) количество воздуха, остающееся в легких после максимального выдоха;
    г) общая емкость легких живого человека.

  39. Известно, что у разных представителей рода Homo (Человек) средний объём головного мозга различался. Современные люди относятся к виду человек разумный (Homo sapiens), для которого средний объём мозга составляет:
    а) 900 см3;
    б) 1150 см3;
    в) 1450 см3;
    г) 1600 см3.

  40. Что не характерно для безусловных рефлексов:
    а) осуществляются на любое воспринимаемое организмом раздражение;
    б) они характерны для вида;
    в) передаются по наследству;
    г) относительно постоянны.



Часть 2. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.

  1. Камбий отсутствует в стеблях:
    1) кукурузы;

    2) берёзы;
    3) драцены;

    4) финиковой пальмы;

    5) сосны.

    а) 1, 2, 3;
    б) 1, 2, 4;
    в) 1, 3, 4;
    г) 2, 3, 4;
    д) 2, 3, 5.

  2. Цветок – генеративный орган растения, который обеспечивает:
    1) образование мужских половых клеток - сперматозоидов;
    2) образование женских половых клеток - яйцеклеток;

    3) процесс оплодотворения;

    4) рост апикальной меристемы;
    5) развитие женского гаметофита.

    а) 1, 2, 4;
    б) 1, 3, 5;
    в) 2, 3, 4;
    г) 2, 3, 5;
    д) 3, 4, 5.

  3. Грибы с животными сближают признаки:
    1) единственный задний жгутик у подвижных клеток;

    2) автотрофный тип питания;
    3) запасают гликоген;

    4) способность к неограниченному росту;
    5) наличие хитина.

    а) 1, 2, 3;
    б) 1, 2, 4;
    в) 1, 3, 5;
    г) 2, 3, 4;
    д) 2, 3, 5.

  4. Для Плоских червей характерно:
    1) половое размножение;

    2) бесполое размножение путем поперечного деления;

    3) самооплодотворение;

    4) гермафродитизм;

    5) раздельнополость.
    а) 1, 2, 3, 4;
    б) 1, 2, 3, 5;
    в) 1, 2, 4, 5;
    г) 1, 3, 4, 5;
    д) 2, 3, 4, 5.

  5. Печень имеется в пищеварительной системе у:
    1) ракообразных;

    2) паукообразных;

    3) многоножек;
    4) насекомых;
    5) моллюсков.

    а) 1, 2, 3;
    б) 1, 2, 5;
    в) 1, 3, 4;
    г) 1, 3, 5;
    д) 2, 3, 4.

  6. По два пальца на каждой ноге имеет:
    1) кабан;
    2) верблюд;

    3) буйвол;
    4) олень;
    5) жираф.

    а) 1, 2;
    б) 2, 3;
    в) 2, 5;
    г) 3, 5;
    д) 4, 5.

  7. На рисунке представлены изображения речных и нырковых уток.
    Изображениями, на которых представлены речные утки, являются:
    а) 1, 3, 4;
    б) 1, 3, 5;
    в) 2, 3, 4;
    г) 2, 3, 5;
    д) 3, 4, 5.

  8. Верхними дыхательными путями у человека принято считать:
    1) носовую полость;

    2) альвеолы легких;
    3) гортань;

    4) плевру;
    5) бронхиолы.
    а) только 1, 2;
    б) только 1, 3;
    в) только 1, 5;
    г) только 2, 3;
    д) 1, 3, 4.

  9. В регуляции уровня сахара в крови принимают участие следующие соединения:
    1) глюкагон;

    2) инсулин;

    3) пролактин;
    4) тестостерон;
    5) эстрадиол.
    а) только 1, 2;
    б) только 1, 5;
    в) только 2, 3;
    г) только 2, 4;
    д) 1, 2, 3.

  10. Правое предсердие человека выполняет функции:
    1) выталкивает венозную кровь в правый желудочек;

    2) обеспечивает возникновение потенциала действия в сердце;

    3) выделяет гормоны;

    4) выталкивает артериальную кровь в правый желудочек;
    5) выделяет жидкость.
    а) 1, 2, 3;
    б) 1, 2, 4;
    в) 1, 2, 5;
    г) 2, 3, 4;
    д) 2, 4, 5.

Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 15 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).

  1. Окраска красных водорослей является приспособлением к фотосинтезу.

  2. Все мхи относятся к низшим растениям.

  3. Растения не способны усваивать свободный азот.

  4. Партеногенетические самки тли всегда бескрылы, а размножающиеся половым путем – крылаты.

  5. Нематоды лишены способности к регенерации.

  6. У различных сумчатых животных выводковая сумка может располагаться как на животе, так и на спине, и открываться вперед или назад.

  7. Первые крокодилы были сухопутными рептилиями.

  8. Все представители типа Хордовые раздельнополые животные.

  9. При сильном похолодании некоторые птицы могут впадать в спячку.

  10. Только что отложенное яйцо легче уже насиженного яйца с развитым зародышем.

  11. Обычно у самок девятипоясного броненосца рождается по четыре детеныша, являющихся однояйцевыми близнецами.

  12. Если сложить усилие, развиваемое всеми мышцами человека вместе, получится около 30 тонн.

  13. При тяжелой физической работе температура тела человека может подниматься до 39 градусов.

  14. Кожа человека состоит только из эпителиальной ткани.

  15. Лимфатические сосуды, в отличие от венозных, не имеют клапанов.



Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 7,5. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.

    1. [мах. 2,5 балла] Соотнесите систематические группы растений (А–Б) с их
      признаками (1–5).


      Признаки:

      1. Гаметофит раздельнополый.

      2. Гаметофит обоеполый, на нем развиваются
      и мужские и женские гаметы.

      3. Гаметофит представлен заростком.

      4. Для оплодотворения необходима водная среда.

      5. Для оплодотворения не нужна водная среда.

      Систематическая группа:

      А. Покрытосеменные

      Б. Папоротниковидные

      Признаки

      1

      2

      3

      4

      5

      Систематическая группа






    2. [мах. 2,5 балла] Соотнесите органы моллюска (А–К) с их обозначениями на рисунке (1 – 5).

А) кишечник

Б) перикард

В) жабра

Г) почка

Д) предсердие

Е) мускул-замыкатель

Ж) нервный ганглий

З) сифон

И) желудочек

К) печень





Обозначение

1

2

3

4

5

Орган






    1. [мах. 2,5 балла] Установите соответствие между особенностями обмена веществ и организмами, для которых эти особенности характерны.

Особенности обмена веществ:

Организмы:

1. Использование энергии солнечного света для синтеза АТФ.

А. Автотрофы

2. Использование энергии, заключённой в пище для синтеза АТФ.

Б. Гетеротрофы

3. Использование только готовых органических веществ.


4. Синтез органических веществ из неорганических веществ.


5. Выделение кислорода в процессе фотосинтеза.


Особенности обмена веществ

1

2

3

4

5

Организмы










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!