Олимпиада по истории России
I. Тестовые задания (каждый правильный ответ оценивается 1 балл)
1. О процессе зарождения государства у славян свидетельствует
1. складывание всероссийского рынка
2. появление родовой общины
3. появление земледелия и скотоводства
4. образование племенных союзов
5. появление сословно-представительных органов власти
2. Нашествию монголо-татар на русские земли предшествовало
1. сражение на реке Калке
2. Ледовое побоище
3. Невское сражение
4. вторжение Батыя в Польшу и Венгрию
5. сражение на Куликовом поле
3. В период средневековой Руси дворяне, в отличие от вотчинников
1. являлись противниками централизации государства
2. были наследственными владельцами земли
3. получали землю во временное пользование
4. использовали труд зависимых крестьян
4. Приказами в VI веке называли
1. органы центрального государственного управления
2. письменные распоряжения главы государства
3. документы, подтверждающие право перехода крестьянина в Юрьев день
4. собрание представителей сословий
5. налоговые органы, существующие при казне
5. По какому принципу приведены эти даты:
1487 г., 1552 г., 1556 г., 1581 г.
6. С каким процессом связаны эти даты?
1497 г., 1550 г., 1581 г., 1592/93 г.г., 1597 г.
7. Соотнесите событие с датой:
1856 г. | 1.Создание Священного Союза |
1821 г. | 2.Польское восстание |
Ноябрь 1812 г. | 3.Создание Южного общества декабристов |
1830-1831 г. | 4.Сражение на р. Березине |
1864 г. | 5.Подписание Парижского мирного договора |
1815 г. | 6.Судебная реформа |
1807 г. | 7.Указ о вольных хлебопашцах |
1803 г. | 8.Отмена крепостного права |
Август 1812 г. | 9.Кавказская война |
1817-1864 г. | 10.Тильзитский мирный договор |
1801-1803 г. | 11.Работа Негласного комитета |
1861 г. | 12.Бородинское сражение |
8.Военная история России. Соотнесите имя полководца, войну, в которой он принимал участие, и годы этой войны:
Война | Годы | Полководец |
| 1904-1905 | |
| 1914-1918 | |
| 1918-1920 | |
| 1939-1940 | |
| 1941-1945 | |
| 1979-1989 | |
Русско-японская, Первая мировая, Гражданская, советско-финляндская, Великая Отечественная, афганская.
А.А.Брусилов, А.М. Василевский, А.Н.Куропаткин, М.Ф. Фрунзе, В.С.Папутин, К.А.Мерецков.
9. Что было главным последствием Московской битвы в ходе Великой Отечественной войны?
1. срыв плана «молниеносной войны» Германии против СССР
2. открытие Второго фронта в Европе
3. завершение коренного перелома в войне
4. переход инициативы в руки советского командования
10. Установите соответствие между именами и событиями?
А.П.Волынский | Участие в дворцовом перевороте 1762 г. |
Князь В.В.Голицын | Создал новую военную тактику колонн и рассыпного строя |
Е.Р.Дашкова | В его доме собираются противники Анны Ивановны |
П.А.Румянцев | Среди прочих изменений он планировал отмену крепостного права |
II. Задания оцениваются в 2 балла
1.Что объединяет эти имена?
Аристотель Фиорованти, Алевиз Новый, Антонио Солари, Марко Руффо?
2. Какое произведение считается первым откликом на Куликовскую битву?
3.Определите значение слов и выражений:
Ассамблеи, губернии, «Табель о рангах», уложенная комиссия, фаворит.
4.Вычеркните лишнее имя:
В.И.Истомин, В.А.Корнилов, Н.Н.Раевский, Э.И.Тотлебен
5.Из приведённых имён составьте пары «противников».
Объясните свой выбор:
А.А.Аракчеев, А.И.Желябов, М.Т.Лорис - Меликов, Н.Муравьёв.
III. Задания оцениваются в 4 балла в зависимости от полноты ответа
1. Проанализируйте исторический источник и ответьте на вопросы:
«Зачем царь, воевод, дарованных тебе Богом для борьбы с врагами, различным казням предал и на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, не слыханное от начала мира муки…. Измыслил, обвиняя невинных православных в изменах и чародействе?... В чем же провинились перед тобой и чем прогневили тебя христиане-соратники твои? Не они ли разгромили прегордые царства? Не сдались ли Тебе крепости немецкие, по мудрости их, и от Бога дарованной?»
Как звали автора? В чем суть его мнения? Как автор аргументирует свою точку зрения?
2. Определите о ком идет речь?
«В одном очень знаменитом историческом романе первой половиныXIX века он предстает рыцарем без страха и упрека, настоящим романтическим героем. Однако реальный образ весьма далек от совершенства. Начинал службу он еще при Петре I, который ценил его за храбрость и ум. Впрочем, это не помешало императору собственноручно высечь вельможу за злоупотребление и взятки. Позднее, при одной из императриц, он стал губернатором Казани и опять попал под суд за взятки.
При другой императрице был обвинен в антиправительственном заговоре: в ходе следствия выяснилось, что он был противником самодержавия, сторонником шведской системы управления, критиковал императрицу и ее фаворита. Во время следствия держался достойно и никого из друзей не выдал. За подобные мысли он и его единомышленники были казнены.»
3. Заполните пропуски в тексте соответствующими фамилиями. Как называется период, описанный в данном отрывке?
«Вельможи делились на 2 партии : 1) ссылающих и 2) ссылаемых в Сибирь. Очень часто в одну ночь ссылающие переходили в партию ссылаемых и наоборот.
________________ ссылал, ссылал пока нечаянно не был сослан в Сибирь Долгорукими. Долгоруких сослал в страну, куда Макар телят не гонял и ___________, Миниха сослал перешедший из партии ссылаемых в партию ссылающих Бестужев-Рюмин.»
4. Литература истории.
Это стихотворение А.С.Пушкина посвящается одному из героев войны 1812 года. Назовите его имя и объясните свой выбор.
| О вождь несчастливый! Суров был жребий твой: Все в жертву ты принес земле чужой. Непроницаемый для взгляда черни дикой, В молчаньи шел ты с мыслью великой, И , в имени твоем звук чуждый невзлюбя Своими криками преследуют тебя, Народ, таинственно спасаемый тобою, Ругался над твоей священной сединою. | |
5. Проанализируйте данные статистики. О каких процессах в экономике и социальной жизни говорят эти факты?
В середине 19 в.:
3,5% дворян ( а это около 3,6 тыс. человек) не имели поместье вообще.
3,9% ( более 41 тыс. дворян) имели в своем распоряжении имения менее 20 душ.
7 мин. Крепостных мужского пола (66%) были заложены помещиками в банке.
В 1861 году в Европейской части России было 123,6 тыс. дворянских имений, а в 1892 году- 101,9 тыс.
6. Какие события получили названия, перечисленные ниже?
«дело врачей», «зимняя война», «кровавое воскресенье», «оттепель», «парад суверенитетов»?
7. Прочтите частушки и напишите правильные ответы на вопросы:
| Мы в колхоз пошли, товарка,- Были юбки складками. А теперь мы щеголяем На заду заплатками. Хорошо тому живется, Кто записан в бедноту,- Хлеб на печку подается, Как ленивому коту. Мы с миленком расставались В это воскресенице: Меня приняли в колхоз, Его - на выселеньице | |
1. Когда могли появиться частушки с подобным содержанием?
2. Какие события нашли в них отражение?
8. Проанализируйте исторические документы и ответьте на вопросы.
А Окиньте взглядом все пережитые нами века…Вы не найдете ни одного приковывающего к себе воспоминания. Мы живем лишь в самом ограниченном, настоящем, без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя…Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли… Сначала дикое варварство, затем -грубое суеверие, далее – иноземное владычество, жесткое, унизительное, дух которого национальная власть потом унаследовала,- вот печальная история нашей юности…Когда затем, освободившись от чужеземного ига, мы могли воспользоваться идеями, расцветшими в это время среди наших братьев на Западе…мы подпали рабству еще более тяжелому. До нас же, замкнутых в своей схизме, ничего из происходившего в Европе не доходило. Нам не было дело до всемирной работы. Нам незачем бежать за другими; нам следует откровенно оценивать себя; понять, что мы такое , выйти из лжи и утвердиться в истине.
1.Какая общая проблема?
9. Проблемные вопросы:
-Во времена опричнины «народ безмолвствовал», несмотря на страшные публичные казни и поражения в войне. А в XVII в. Поднял восстание, стоило только повысить налог на соль. Почему?
-Есть свидетельство, что Наполеон собирался отменить крепостное право в России так, как он делал это в других странах. Такой шаг обеспечивал ему на время поддержку.
Почему же Наполеон не решился освободить русских крестьян?
Правильные ответы к олимпиадным заданиям по истории России
l. Тестовые задания
1. 4
2. 1
3. 3
4. 1
5. Поход Москвы против Новгорода
6. Процесс закрепощения крестьян
7. 1856-создание Священного союза
Ноябрь 1812-сражение на реке Березине
1830-1831- Польское восстание
1864- судебная реформа
1815- подписание Парижского мирного договора
1807- Тильзитский мирный договор
1803- указ о вольных хлебопашцах
Август 1812- Бородинское сражение
1817-1864- Кавказская война
1801-1803- Работа Негласного комитета
1861- отмена крепостного права
8. Русско-Японская война- 1904-1905- Куропаткин А.Н.
Первая мировая война-1914-1918- Брусилов А.А.
Гражданская война- 1918-1920- Фрунзе М.В.
Советско - финляндская война- 1939-1940- Мерецков К.А.
Великая Отечественная война- 1941-1945- Василевский А.В.
Афганская война- 1979-1989- Папутин В.С.
9. 1
10. Волынский А.П.- в его доме собираются противники Анны Иоанновны.
Князь Голицын В.В.- среди прочих изменений планировал отмену крепостного права
Дашкова Е.Р.- участие в дворцовом перевороте 1762г.
Румянцев П.А. – создал новую военную тактику колонн и рассыпного строя
ll. 1. Итальянские архитекторы, работающие в разное время в Москве
2. «Задонщина»
3. «Ассамблея»- общественное мероприятие, одно из составляющихся частей которого был бал
Губерния- административно- территориальная единица Российской империи с XVIII века.
«Табель о рангах»-документ, регламентирующий порядок прохождения государственной службы и государственные чины, приняты при Петре I
«Уложенная комиссия» - представители разных сословий, собранные по инициативе Екатерины II для составления и написания нового сборника законов («уложения»)
Фаворит- человек, находящийся в особой милости у монарха и оказывающий на него особое влияние
4. Раевский А.Н.
5.Аракчеев – Муравьев – консерватор – демократ, разные взгляды
Лорис - Меликов Л.Т. – Желябов А. И.- министр внутренних дел, стремился привести Россию к парламентской монархии – руководитель подпольной организации «Народная воля», ставил цель – организация и проведение соц.революции
III. 1. А.Курбский. Требует уважения к подданным, прежде всего к боярам и подданным царя. Автор аргументирует свою точку зрения с позиции божественного установления.
2. Волынский
3. Меньшиков, Миних
4. Барклай де Толли
5. Статистика говорит о том, что дворянство сдает позиции, перестает быть экономической силой, беднеет
6. «Дело врачей»- процесс по делу врачей, обвиненных в убийстве партийных и государственных деятелей в кон. 40-нач. 50-х гг. ХХ века.
«Зимняя война»- советско – финляндская война 1939-1940 гг
«Кровавое воскресенье»- разгон мирной демонстрации 9 января 1905года
«Оттепель»- период нач. 60-х годов ХХ века, связанных с некоторым ослаблением тоталитарного контроля
«Парад суверенитетов»- объявления республик СССР о своем выходе из союза
7. 1921-1927гг. Период НЭПа, процессы коллективизации и раскулачивания.
8. Общая проблема – рассуждение о судьбе России, ценности ее исторического пути
9. Соль- важный продукт необходимый во всех случаях.
Испугался нравов русских, беспорядков, убийств.