СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по истории для 1 курса

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

I. Тестовые задания (каждый правильный ответ оценивается 1 балл)

1. О процессе зарождения государства у славян свидетельствует

1.​ складывание всероссийского рынка

2.​ появление родовой общины

3.​ появление земледелия и скотоводства

4.​ образование племенных союзов

5.​ появление сословно-представительных органов власти

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по истории для 1 курса»

Олимпиада по истории России

I. Тестовые задания (каждый правильный ответ оценивается 1 балл)

1. О процессе зарождения государства у славян свидетельствует

1.​ складывание всероссийского рынка

2.​ появление родовой общины

3.​ появление земледелия и скотоводства

4.​ образование племенных союзов

5.​ появление сословно-представительных органов власти

2. Нашествию монголо-татар на русские земли предшествовало

1.​ сражение на реке Калке

2.​ Ледовое побоище

3.​ Невское сражение

4.​ вторжение Батыя в Польшу и Венгрию

5.​ сражение на Куликовом поле

3. В период средневековой Руси дворяне, в отличие от вотчинников

1.​ являлись противниками централизации государства

2.​ были наследственными владельцами земли

3.​ получали землю во временное пользование

4.​ использовали труд зависимых крестьян

4. Приказами в VI веке называли

1.​ органы центрального государственного управления

2.​ письменные распоряжения главы государства

3.​ документы, подтверждающие право перехода крестьянина в Юрьев день

4.​ собрание представителей сословий

5.​ налоговые органы, существующие при казне

5. По какому принципу приведены эти даты:

1487 г., 1552 г., 1556 г., 1581 г.

6. С каким процессом связаны эти даты?

1497 г., 1550 г., 1581 г., 1592/93 г.г., 1597 г.

7. Соотнесите событие с датой:

1856 г.

1.Создание Священного Союза

1821 г.

2.Польское восстание

Ноябрь 1812 г.

3.Создание Южного общества декабристов

1830-1831 г.

4.Сражение на р. Березине

1864 г.

5.Подписание Парижского мирного договора

1815 г.

6.Судебная реформа

1807 г.

7.Указ о вольных хлебопашцах

1803 г.

8.Отмена крепостного права

Август 1812 г.

9.Кавказская война

1817-1864 г.

10.Тильзитский мирный договор

1801-1803 г.

11.Работа Негласного комитета

1861 г.

12.Бородинское сражение

8.Военная история России. Соотнесите имя полководца, войну, в которой он принимал участие, и годы этой войны:

Война

Годы

Полководец


1904-1905



1914-1918



1918-1920



1939-1940



1941-1945



1979-1989


Русско-японская, Первая мировая, Гражданская, советско-финляндская, Великая Отечественная, афганская.

А.А.Брусилов, А.М. Василевский, А.Н.Куропаткин, М.Ф. Фрунзе, В.С.Папутин, К.А.Мерецков.

9. Что было главным последствием Московской битвы в ходе Великой Отечественной войны?

1.​ срыв плана «молниеносной войны» Германии против СССР

2.​ открытие Второго фронта в Европе

3.​ завершение коренного перелома в войне

4.​ переход инициативы в руки советского командования

10. Установите соответствие между именами и событиями?

А.П.Волынский

Участие в дворцовом перевороте 1762 г.

Князь В.В.Голицын

Создал новую военную тактику колонн и рассыпного строя

Е.Р.Дашкова

В его доме собираются противники Анны Ивановны

П.А.Румянцев

Среди прочих изменений он планировал отмену крепостного права

II. Задания оцениваются в 2 балла

1.Что объединяет эти имена?

Аристотель Фиорованти, Алевиз Новый, Антонио Солари, Марко Руффо?

2. Какое произведение считается первым откликом на Куликовскую битву?

3.Определите значение слов и выражений:

Ассамблеи, губернии, «Табель о рангах», уложенная комиссия, фаворит.

4.Вычеркните лишнее имя:

В.И.Истомин, В.А.Корнилов, Н.Н.Раевский, Э.И.Тотлебен

5.Из приведённых имён составьте пары «противников».

Объясните свой выбор:

А.А.Аракчеев, А.И.Желябов, М.Т.Лорис - Меликов, Н.Муравьёв.

III. Задания оцениваются в 4 балла в зависимости от полноты ответа

1.​ Проанализируйте исторический источник и ответьте на вопросы:

«Зачем царь, воевод, дарованных тебе Богом для борьбы с врагами, различным казням предал и на доброхотов твоих, душу свою за тебя положивших, не слыханное от начала мира муки…. Измыслил, обвиняя невинных православных в изменах и чародействе?... В чем же провинились перед тобой и чем прогневили тебя христиане-соратники твои? Не они ли разгромили прегордые царства? Не сдались ли Тебе крепости немецкие, по мудрости их, и от Бога дарованной?»

Как звали автора? В чем суть его мнения? Как автор аргументирует свою точку зрения?

2.​ Определите о ком идет речь?

«В одном очень знаменитом историческом романе первой половиныXIX века он предстает рыцарем без страха и упрека, настоящим романтическим героем. Однако реальный образ весьма далек от совершенства. Начинал службу он еще при Петре I, который ценил его за храбрость и ум. Впрочем, это не помешало императору собственноручно высечь вельможу за злоупотребление и взятки. Позднее, при одной из императриц, он стал губернатором Казани и опять попал под суд за взятки.

При другой императрице был обвинен в антиправительственном заговоре: в ходе следствия выяснилось, что он был противником самодержавия, сторонником шведской системы управления, критиковал императрицу и ее фаворита. Во время следствия держался достойно и никого из друзей не выдал. За подобные мысли он и его единомышленники были казнены.»

3.​ Заполните пропуски в тексте соответствующими фамилиями. Как называется период, описанный в данном отрывке?

«Вельможи делились на 2 партии : 1) ссылающих и 2) ссылаемых в Сибирь. Очень часто в одну ночь ссылающие переходили в партию ссылаемых и наоборот.

________________ ссылал, ссылал пока нечаянно не был сослан в Сибирь Долгорукими. Долгоруких сослал в страну, куда Макар телят не гонял и ___________, Миниха сослал перешедший из партии ссылаемых в партию ссылающих Бестужев-Рюмин.»

4.​ Литература истории.

Это стихотворение А.С.Пушкина посвящается одному из героев войны 1812 года. Назовите его имя и объясните свой выбор.


О вождь несчастливый! Суров был жребий твой:

Все в жертву ты принес земле чужой.

Непроницаемый для взгляда черни дикой,

В молчаньи шел ты с мыслью великой,

И , в имени твоем звук чуждый невзлюбя

Своими криками преследуют тебя,

Народ, таинственно спасаемый тобою,

Ругался над твоей священной сединою.


5.​ Проанализируйте данные статистики. О каких процессах в экономике и социальной жизни говорят эти факты?

В середине 19 в.:

3,5% дворян ( а это около 3,6 тыс. человек) не имели поместье вообще.

3,9% ( более 41 тыс. дворян) имели в своем распоряжении имения менее 20 душ.

7 мин. Крепостных мужского пола (66%) были заложены помещиками в банке.

В 1861 году в Европейской части России было 123,6 тыс. дворянских имений, а в 1892 году- 101,9 тыс.

6.​ Какие события получили названия, перечисленные ниже?

«дело врачей», «зимняя война», «кровавое воскресенье», «оттепель», «парад суверенитетов»?

7.​ Прочтите частушки и напишите правильные ответы на вопросы:


Мы в колхоз пошли, товарка,-

Были юбки складками.

А теперь мы щеголяем

На заду заплатками.

Хорошо тому живется,

Кто записан в бедноту,-

Хлеб на печку подается,

Как ленивому коту.

Мы с миленком расставались

В это воскресенице:

Меня приняли в колхоз,

Его - на выселеньице


1. Когда могли появиться частушки с подобным содержанием?

2. Какие события нашли в них отражение?

8.​ Проанализируйте исторические документы и ответьте на вопросы.

А Окиньте взглядом все пережитые нами века…Вы не найдете ни одного приковывающего к себе воспоминания. Мы живем лишь в самом ограниченном, настоящем, без прошедшего и без будущего, среди плоского застоя…Одинокие в мире, мы миру ничего не дали, ничего у мира не взяли… Сначала дикое варварство, затем -грубое суеверие, далее – иноземное владычество, жесткое, унизительное, дух которого национальная власть потом унаследовала,- вот печальная история нашей юности…Когда затем, освободившись от чужеземного ига, мы могли воспользоваться идеями, расцветшими в это время среди наших братьев на Западе…мы подпали рабству еще более тяжелому. До нас же, замкнутых в своей схизме, ничего из происходившего в Европе не доходило. Нам не было дело до всемирной работы. Нам незачем бежать за другими; нам следует откровенно оценивать себя; понять, что мы такое , выйти из лжи и утвердиться в истине.

1.Какая общая проблема?

9.​ Проблемные вопросы:

-Во времена опричнины «народ безмолвствовал», несмотря на страшные публичные казни и поражения в войне. А в XVII в. Поднял восстание, стоило только повысить налог на соль. Почему?

-Есть свидетельство, что Наполеон собирался отменить крепостное право в России так, как он делал это в других странах. Такой шаг обеспечивал ему на время поддержку.

Почему же Наполеон не решился освободить русских крестьян?





































Правильные ответы к олимпиадным заданиям по истории России

l. Тестовые задания

1. 4

2. 1

3. 3

4. 1

5. Поход Москвы против Новгорода

6. Процесс закрепощения крестьян

7. 1856-создание Священного союза

Ноябрь 1812-сражение на реке Березине

1830-1831- Польское восстание

1864- судебная реформа

1815- подписание Парижского мирного договора

1807- Тильзитский мирный договор

1803- указ о вольных хлебопашцах

Август 1812- Бородинское сражение

1817-1864- Кавказская война

1801-1803- Работа Негласного комитета

1861- отмена крепостного права

8. Русско-Японская война- 1904-1905- Куропаткин А.Н.

Первая мировая война-1914-1918- Брусилов А.А.

Гражданская война- 1918-1920- Фрунзе М.В.

Советско - финляндская война- 1939-1940- Мерецков К.А.

Великая Отечественная война- 1941-1945- Василевский А.В.

Афганская война- 1979-1989- Папутин В.С.

9. 1

10. Волынский А.П.- в его доме собираются противники Анны Иоанновны.

Князь Голицын В.В.- среди прочих изменений планировал отмену крепостного права

Дашкова Е.Р.- участие в дворцовом перевороте 1762г.

Румянцев П.А. – создал новую военную тактику колонн и рассыпного строя

ll. 1. Итальянские архитекторы, работающие в разное время в Москве

2. «Задонщина»

3. «Ассамблея»- общественное мероприятие, одно из составляющихся частей которого был бал

Губерния- административно- территориальная единица Российской империи с XVIII века.

«Табель о рангах»-документ, регламентирующий порядок прохождения государственной службы и государственные чины, приняты при Петре I

«Уложенная комиссия» - представители разных сословий, собранные по инициативе Екатерины II для составления и написания нового сборника законов («уложения»)

Фаворит- человек, находящийся в особой милости у монарха и оказывающий на него особое влияние

4. Раевский А.Н.

5.Аракчеев – Муравьев – консерватор – демократ, разные взгляды

Лорис - Меликов Л.Т. – Желябов А. И.- министр внутренних дел, стремился привести Россию к парламентской монархии – руководитель подпольной организации «Народная воля», ставил цель – организация и проведение соц.революции

III. 1. А.Курбский. Требует уважения к подданным, прежде всего к боярам и подданным царя. Автор аргументирует свою точку зрения с позиции божественного установления.

2. Волынский

3. Меньшиков, Миних

4. Барклай де Толли

5. Статистика говорит о том, что дворянство сдает позиции, перестает быть экономической силой, беднеет

6. «Дело врачей»- процесс по делу врачей, обвиненных в убийстве партийных и государственных деятелей в кон. 40-нач. 50-х гг. ХХ века.

«Зимняя война»- советско – финляндская война 1939-1940 гг

«Кровавое воскресенье»- разгон мирной демонстрации 9 января 1905года

«Оттепель»- период нач. 60-х годов ХХ века, связанных с некоторым ослаблением тоталитарного контроля

«Парад суверенитетов»- объявления республик СССР о своем выходе из союза

7. 1921-1927гг. Период НЭПа, процессы коллективизации и раскулачивания.

8. Общая проблема – рассуждение о судьбе России, ценности ее исторического пути

9. Соль- важный продукт необходимый во всех случаях.

Испугался нравов русских, беспорядков, убийств.