Олимпиада по литературе
11 класс
Задание №1. Дайте интерпретацию стихотворения Саши Чёрного «Утешение», используя следующие вопросы и задания или предложив свой путь анализа.
Каков облик лирического героя в этом стихотворении?
Какими способами автор выражает его чувства и настроение?
Как элементы художественной структуры стихотворения помогают понять его содержание?
В чём философский подтекст стихотворения?
Саша Чёрный
Утешение
Жизнь бесцветна? Надо, друг мой,
Быть упорным и искать:
Раза два в году ты можешь,
Как король, торжествовать…
Если где-нибудь случайно,-
В маскараде иль в гостях,
На площадке ли вагона,
Иль на палубных досках,-
Ты столкнёшься с человеком
Благородным и простым,
До конца во всём свободным,
Сильным, умным и живым,
Накупи бенгальских спичек,
Закажи оркестру туш,
Маслом розовым намажься
И прими ликёрный душ!
Десять дней ходи во фраке,
Нищим сто рублей раздай,
Смейся в горьком умиленье
И от радости рыдай…
Раза два в году – не шутка,
А при счастье – три и пять.
Надо только, друг мой бедный,
Быть упорным и искать.
1922 г.
Задание №2. Определите, что означают крылатые выражения. Укажите их авторов.
Тришкин кафтан, демьянова уха, гомерический хохот, эзопов язык, вавилонское столпотворение, гордиев узел, буриданов осёл, дамоклов меч, нить Ариадны.
Задание №3. Не секрет, что поэты, люди чуткие к языку, умеют «обрабатывать» известные фразы, обороты: заменяют или добавляют в них какие-то слова, включают в необычный контекст. Определите, какие строки переделаны авторами:
Люблю я земщину, но странною любовью (М. Салтыков-Щедрин).
Причёсываться? Зачем же? На время не стоит труда, а вечно причёсанным быть невозможно (В. Маяковский).
Не так страшен чёрт, как его малютки; на чужую кровать рот не разевать; пуганая корова на куст садится (В. Шишков).
Задание №4. С жизнью каких писателей связаны следующие места:
- Мелихово - Карабиха
- Тригорское - Спасское-Лутовиново
- Орёл - Тарханы
- Тула - Курск
Задание №5. Напишите сочинение-миниатюру «Я хочу сказать вам…» (монолог компьютера).
Задание №6. Какие герои, из каких произведений и каких авторов мечтали:
о своём Тулоне,
изобрести перпетуум-мобиле,
«через пруд выстроить каменный мост, на котором были бы лавки и чтоб в них сидели купцы…»,
«мне только бы досталось в генералы»,
«в Европу прорубить окно»,
«на Руси жить хорошо».
Задание №7. Найдите и объясните ошибки в определении термина эпиграмма.
Эпиграмма – поэтическая фигура торжественного содержания, прославляющая царей и государственных деятелей. Возникла в ХХ веке и нашла отражение в творчестве А. Блока и А. Ахматовой. Напишите исправленный вариант определения термина эпиграмма.