ЗАДАНИЯ ШКОЛЬНОГО ЭТАПА
ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ
2020-2021 учебный год
ЛИТЕРАТУРА
10 класс
Дорогой друг! Ты стал участником первого этапа Всероссийской олимпиады школьников! Желаем тебе творческих успехов!
I. Знание текста и фактов истории литературы
Кто из русских писателей совершил кругосветное путешествие? Назовите произведение, в котором отразились его впечатления.
Сюжеты каких произведений подарил А.С. Пушкин Н.В.Гоголю?
Прочитав это произведение, Екатерина II пришла к выводу, что его автор – бунтовщик хуже Пугачева. О каком произведении идет речь?
Каким персонажам комедии «Горе от ума» принадлежат следующие афоризмы:
«Счастливые часов не наблюдают».
«И дым Отечества нам сладок и приятен».
«Служить бы рад, прислуживаться тошно».
«С чувством, с толком, с расстановкой»
Назовите три романа И.А. Гончарова.
Кто из помещиков подарил Чичикову «мертвые души»?
Назовите статьи Н. А. Добролюбова о драме А.Н. Островского «Гроза».
Назовите имя и отчество следующих литературных персонажей:
Кабанова, Печорин, Чичиков, Башмачкин, Фамусов, Обломов.
Какое произведение М. Ю. Лермонтова можно назвать «историей души человеческой»?
Назовите жанр произведений «Недоросль», «Ревизор», «Горе от ума».
II. Теория литературы.
Назовите литературоведческие термины по его толкованию:
Вид тропа, художественно обоснованное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета.
Элемент сюжета, момент наивысшего напряжения действия, пик конфликта.
Созвучие окончаний стихов.
Двусложный размер стиха, в котором первый слог ударный, а второй – безударный.
Какой художественный прием использует Ф. Тютчев в следующих строках:
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Четвертое «лишнее»
Метафора, завязка, кульминация, развязка
Драма, эпилог, комедия, трагедия
Строфа из 14 строк 4-стопного ямба?
III. Литература и другие виды искусства
Назовите имена художников, создавших портреты А.С.Пушкина. (По одному баллу за каждый правильный ответ)
IV. Анализ текста
Проанализируйте стихотворение Н. Заболоцкого «Кто мне откликнулся в чаще лесной?..» Какую роль играет в лирической медитации (размышлении) поэта образ леса? Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.
* * *
Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Старый ли дуб зашептался с сосной,
Или вдали заскрипела рябина,
Или запела щегла окарина,
Или малиновка, маленький друг,
Мне на закате ответила вдруг?
Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Ты ли, которая снова весной
Вспомнила наши прошедшие годы,
Наши заботы и наши невзгоды,
Наши скитанья в далеком краю,—
Ты, опалившая душу мою?
Кто мне откликнулся в чаще лесной?
Утром и вечером, в холод и зной,
Вечно мне слышится отзвук невнятный,
Словно дыханье любви необъятной,
Ради которой мой трепетный стих
Рвался к тебе из ладоней моих...
1957
* Окарина — духовой музыкальный инструмент, род флейты.
V. Творческое задание
Напишите небольшую творческую работу на тему: «Какое произведение русской классической прозы вы предложили бы для телеверсии и почему?» Дайте обоснование вашему выбору.