Организация работы по подготовке учащихся к предметной олимпиаде по русскому языку и литературе.
Для изучения языка гораздо важнее свободная любознательность,
чем грозная необходимость.
Августин Аврелий
Сейчас уделяется серьезное внимание обучению и воспитанию одаренных детей и молодежи, являющихся существенным резервом развития и интеллектуальным потенциалом Республики Казахстан . Работа с ними, позволяющая раскрыть и развивать возможности творческой личности, становится одним из основных направлений государственной политики в области образования.
Выявить и поддержать наиболее способных учащихся помогают республиканские олимпиады, соревнования научных проектов, конкурсы, интеллектуальные марафоны. Многие учителя выработали содержательные педагогическое подходы, позволяющие формировать самостоятельность и активность одаренных детей, развивать их творческое способности стимулировать учебное- познавательную и научно- исследовательскую деятельность школьников, создавать условия для самореализации личности.
Прежде всего, учителям, работающим с такими детьми, важно провести отбор содержания образования, в котором разумно сочетался бы базисный и дополнительный материал, составить специальную программу, отличную от тех, по которым занимаются ученики в обычной массовой школе. Программа должна предусматривать систему усложняющихся заданий, направленных на развитие творческих способностей, логического мышления, устойчивой мотивации к учению и самообразованию, формирование гуманистического отношения к окружающему миру, нравственных основ личности.
Первое требование к программе – усложнение содержания за счет углубление материала.
Что нужно учителю и ученику при подготовке к олимпиаде?
Основные виды словарей
Тесты по русскому языку
Задания районных, городских, республиканских олимпиад по русскому языку
Справочник Розенталя о спорных случаях русской грамматики, орфографии, орфоэпии
Образцы лингвистического анализа текстов
Книги по стилистике
Научно-популярная литература по лексике, словообразованию, этимологии, синтаксису русского языка
Современные журналы по русскому языку
Основные виды разборов
Школьные учебники по русскому языку и т.д.
Углубление материала за счёт факультативных занятий. На дополнительных занятиях особое внимание уделяется максимально глубокой проработке изученной темы. В основном учащиеся выполняют домашние задания на специальных тетрадях.
Второй пункт специальной подготовки к предметной олимпиаде - задания должны быть не только однонаправленные, но и творческие, альтернативные. Например:
В последнее время широко практикуется использование регионального компонента при подготовке школьников к олимпиадам, конкурсам, научным конференциям. Поэтому для каждого конкретного региона Казахстана стала актуальной проблема его теоретической и практической разработки и реализации в содержании образования через обращение к истории, географии, языку, литературе родного края, использование духовных ценностей, которые были бы близки и доступны восприятию учащихся. Включение регионального компонента в содержание уроков и внеклассных занятий, бесспорно, вызывает интерес учащихся, дает богатый материал для исследовательской творческой деятельности, нацеливает на самостоятельный поиск.
Результаты опроса свидетельствуют о большом интересе школьников к такому материалу: как они живут, какова история родного края, сколько прекрасных легенд и мифов связано с малой родиной. Региональный компонент становится темой исследований, научных проектов, докладов, рефератов. Использование его в работе со школьниками служит благодатной почвой для воспитания настоящего гражданина, патриота своей страны.
Нужно подготовить задания для олимпиад, в которых предусмотрены вопросы с опорой на региональный компонент. Примерная тематика сочинений, темы для развития речи при подготовке к олимпиаде или научно-исследовательской работе, например такие: «Наши знаменитые земляки», «Литературная карта нашего края», «Улицы города говорят», «Певец земли казахской», «Наш край в судьбах замечательных людей».
Язык- одно из самых сложных явлений жизни человеческого общества.
Олимпиада по русскому языку в школах с казахским языком обучения традиционно провидится в два тура. Первый тур - «Письмо и Слушание», второй - «Чтение и Говорение». В совокупности оба тура должны актуализировать у участников все виды речевой деятельности: чтение, письмо, говорение, аудирование. Выявление знаний на уровне системно-структурных особенностей русского языка должно быть отнесено ко второму туру и не ограничено программным материалом старших классов.
В первом туре. «Письмо и Слушание» предлагается выполнение письменной работы - изложения. Высшая оценка данного тура - 50 баллов. 25 баллов за воспроизведение текста и 25 баллов за грамотное изложения текста. Обязательные требования к работам тура: минимум орфографических и пунктуационных ошибок, чистота, отсутствие исправлений.
ЗАДАНИЕ для тура «Письмо и Слушание»
Тексты для изложений в данном туре (во всех классах) в Республиканской олимпиаде обычно выбирают из произведений русских писателей XIX и XX в.в.
Задание - подробное изложение художественного текста. Перед написанием изложения важно напомнить участникам общую стилевую задачу, которую они, воссоздавая текст, решают вслед за писателем; для художественного текста это - нарисовать предметы, события, передавая определенное отношение, настроение.
При подготовке к письменному туру Задания, как правило, выполняются на основе текстов познавательного характера, интересных по содержанию и форме. Они могут быть такими:
Озаглавьте текст. Составьте его план.
Определите тему, идею, тип, стиль, речи. Обоснуйте свое мнение.
Докажите, что данный текст – повествование с элементами описания.
Какие художественно-изобразительные средства использовал автор?
Приведите примеры.
Какие из приведенных слов являются нейтральными, а какие имеют стилистическую окраску (мальчуган, струхнуть, автобус и т.д). Найдите такие слова в тексте.
Поставьте ударения в словах.
Выберите правильный вариант произношения.
Объясните значение фразеологизмов.
Замените фразеологизмы одним словом.
Подберите однокоренные слова и формы слова.
Подберите антонимы , а затем синонимы, к заданным словам.
Подберите к 2-3 глаголам синонимы, образуйте синонимические ряды.
Сделайте перевод одного абзаца на казахский язык.
Чтобы воспроизвести текст, связанный с описанием предмета, необходимо задать себе вопросы:
- Какие детали предмета и почему именно они выбраны для его показа?
- Какие признаки этих деталей рисуются в тексте?
- Как эти признаки сгруппированы (сравниваются)?
- Какие средства языка использованы?
В ответах на эти вопросы и заключается подготовка к изложению-описанию. Работа над ним связана с умением различать признаки существенные и несущественные; описывать их надо в строгом единстве, рисующем целостную картину. Если речь идет, например, о собрании книг, картин, коллекциях марок, значков и т. п., библиотеках, музеях, достопримечательностях родного края и если во время работы над их описанием память «подвела» и текст запечатлен не полностью, может выручить эрудиция: личные впечатления или дополнительные знания в этой области помогут в написании изложения.
Последний вид – изложение-рассуждение.
Этот вид работы больше всего затрудняет учащихся. Здесь очень может помочь аналитичность мышления, способность ответить не только на вопрос «Что и где происходит?», но и на вопросы «Почему происходит?», «Каковы истоки происходящего?», «Что в перспективе?».
Работа над такого типа изложением предусматривает решение нескольких задач:
- выделение в тексте всех компонентов рассуждения;
- уточнение основной мысли высказывания;
- построение рассуждений со сложной аргументацией;
- отбор языковых средств;
- воспроизведение текста от третьего лица;
- построение собственных рассуждений, обосновывающих вывод из сказанного.
Изложение-рассуждение помогает развитию логического мышления, приучает учащихся к развертыванию аргументации, обоснованию своих положений, а также к точным формулировкам выдвинутых в работе тезисов, четко определяющих цель высказывания.
Кратко или подробно нужно излагать текст?
Если учащийся наделен хорошей памятью, способен расставить логические акценты в предлагаемых текстом фрагментах, хорошо владеет речевыми средствами, он может позволить себе пространное и подробное изложение прочитанного.
Учащийся вынужден писать кратко, если:
- не умеет отличить главное от второстепенного, заполняет текст ненужными подробностями, упуская суть рассказа;
- обладает слабой памятью и не в состоянии передать все аспекты прочитанного текста.
На олимпиаде требуется изложить текст довольно точно, последовательно, логично, без пропуска существенных деталей описываемых событий, примерно на двух (как минимум) – трех стандартных страницах.
Общие положения
Три этапа изложения:
- первое прослушивание (2 минуты)
- перерыв (3-4 минуты)
- второе прослушивание (2 минуты)
итого: 7-8 минут на написание изложения в черновик.
Как записать? Пути решения:
- Вы не успеваете писать быстро, то во время записи пропускаете ненужные слова и записываете только ключевые слова, без которых текст не будет понятен.
- Использовать разные сокращения, различные символы и другие способы.
Символы и сокращающие слова:
- например: который- /. Это слово часто встречается в предложениях, заменив его на знак, вы значительно сократите время.
- Например: дружба- Др., Земля- З., Любовь- Л., Война- В.
- Например- совершенствоваться- соверш-ся, делать- де-ть и так далее.
- Не придумывайте много сокращений, так как можете забыть их знчение.
Способы обобщения:
Мужчины и женщины, старики и подростки вышли на защиту города. →Все вышли на защиту города.
1. После прослушиваний и вашей записи изложения в черновик точно определите микротемы (абзацы).
2. Прочитать внимательно текст, убрать лишнее и определите, где заканчивается определенная мысль и начинается новая (каждый абзац имеет определенную мысль).
3. Разделив на абзацы, ещё раз прочитайте текст и задайте себе вопросы:
Передаёт ли первый (2) (3) абзац определённую мысль?
Полностью ли отражает моё изложение смысл текста (мысль автора)?
4. После этого проверьте изложение на грамматические и орфографические ошибки.
5. Перепишите изложение на чистовик.
В республиканском семинаре, который проходил в Таразе весной 2015 года, учителям сделали замечание насчет синтаксического разбора. Не всегда соблюдается порядок данного разбора. Предлагаю вашему вниманию порядок синтаксического разбора сложного предложения.
Я пожалел, что я не художник, который может отобразить всю прелесть весеннего утра.
1. Данное предложение по цели высказывания повествовательное, по интонации не восклицательное, по количеству грамматических основ сложное, союзное, сложноподчиненное, состоит из главного предложения (Я пожалел…) и двух придаточных предложений: изъяснительного (… что я не художник…) и определительного (…который может отобразить всю прелесть весеннего утра.) средством связи придаточного изъяснительного с главным является подчинительный союз «что, перед которым ставится запятая, придаточного определительного с придаточным изъяснительным – союзное слово «который», перед которым ставится запятая. Вид подчинения последовательный.
2. Первое простое предложение (главное) по составу грамматической основы двусоставное, по наличию или пропуску второстепенных членов нераспространенное, по наличию или пропуску каких-либо членов полное, неосложненное.
(кто?) я – подлежащее, выраженное личным местоимением;
(что я сделал?) пожалел – простое глагольное сказуемое, выраженное глаголом в изъявительном наклонении.
Второе простое предложение (придаточное изъяснительное) по составу грамматической основы двусоставное, по наличию или пропуску второстепенных членов нераспространенное, по наличию или пропуску каких-либо членов полное, неосложненное.
(кто?) я - подлежащее, выраженное личным местоимением;
(кто я такой?) не художник – составное именное сказуемое, состоящее из нулевой связки именной части, выраженной именем существительным.
Третье простое предложение (придаточное определительное), по составу грамматической основы двусоставное, по наличию или пропуску второстепенных членов распространенное, по наличию или пропуску каких-либо членов полное, неосложненное.
(кто?) который – подлежащее, выраженное относительным местоимением;
который (что может сделать?) может отобразить – составное глагольное сказуемое, состоящее из вспомогательного глагола «может» и основного глагола, выраженного глаголом в форме инфинитива;
может отобразить (что?) прелесть – прямое дополнение, выраженное именем существительным;
прелесть (какую?) всю – согласованное определение, выраженное определительным местоимением;
прелесть (какую?) утра – несогласованное определение, выраженное именем существительным;
утра (какого?) весеннего – согласованное определение, выраженное относительным прилагательным.
3.
[ ], ( что ), (который ).
Синтаксические средства («Утро»)
Использованы в основном простые предложения с однородными членами, в основном сказуемые, которые выполняют очень важную роль: они представляют действие многогранно, значит, более точно; например: «меркнут и гаснут звёзды», «стоит, улыбается лес», «встаёт, блестит солнце».
Инверсия главных членов для выделения наиболее важных слов и повышения интонационной выразительности. Важные в речи слова переносятся в начало предложения.
«Дремлет чуткий камыш», « Пронеслись утки с шумом и скрылись», «Едет пахарь с косой». Инверсия второстепенных членов также способствуют выразительности:
«тропинка росистая», «роса серебристая»
Повтор: «Едет пахарь с косой, едет – песню поёт», птички – птички, далеко – далеко.
Морфологические средства
Имена существительные (их большинство)…
Прилагательные придают тексту выразительность…
Использованы глаголы, показывая жизнь в движении…
Использованы глаголы настоящего времени несовершенного вида, с помощью которых создаётся картина вечного движения в природе….
Использованные глаголы совершенного вида (заденешь, брызнул, потянул) подчеркивают результативность действия…
«Утро»
Фонетический строй стихотворения
Гласные [а], [э], [и], [о] будто помогают «увидеть», как белый пар по лугам расстилается, «услышать», как далеко-далеко колокол звенит.
Согласные передают шум, шуршание летнего утра[с], [с'], [ш]
Лексические средства: олицетворение, эпитеты, метафоры.
Если работа участника отборочного этапа не будет отвечать данным требованиям, то она не будет включена в состав конкурсных работ заключительного этапа.