СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по литературе

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Подобраны олимпиадные задания по литературе для учащихся 7-11 классов

Просмотр содержимого документа
«ЗАДАНИЯ ЛИТЕРАТУРА 11 КЛ»




«Олимпиадные задания по литературе

для обучающихся 11 класса»

В качестве первого задания участнику олимпиады предлагается провести целостный анализ текста – прозаического ИЛИ поэтического. Выбор типа текста – право ученика. Анализируя текст, ученик должен показать степень сформированности аналитических, филологических навыков – именно они и станут предметом оценки.

Ученик сам определяет методы и приемы анализа, структуру и последовательность изложения своих мыслей. Важно, чтобы анализ текста приводил ученика-читателя к главному – пониманию автора, смысла его высказывания, его позиции, способов, которыми он эту позицию выразил. Анализ текста проводится учеником для того, чтобы уточнить, углубить, развить первичное понимание, увидеть произведение как целостное единство элементов, несущее в себе смысл, – и на основе этого нового видения и понимания вступить в диалог с автором произведения.

Под «целостным анализом текста» мы понимаем не обязательный учет и скрупулёзное описание всех его структурных уровней –– от фонетической и ритмико- метрической стороны до контекста и интертекста: мы рекомендуем сосредоточиться на тех аспектах текста, которые актуализированы в нём и в наибольшей степени «работают» на раскрытие заложенных в нём смыслов. Специально оговариваем: анализ текста – это не повод демонстрировать знание филологической терминологии; цель его не в создании наукообразного текста о тексте художественном. Обилие терминов в работе ещё не означает научности. Гораздо важнее сказать о своём понимании ясно и точно, а термины использовать к месту и дозированно.



Аналитическое задание


Выполните целостный анализ рассказа И.А. Бунина «Холодная осень». Обратите внимание на особенности изображения художественной реальности произведения, входящего в знаменитый бунинский цикл «Тёмные аллеи»: они продиктовали своеобразие композиции, особую пространственно-временную структуру, повествовательную форму от первого лица героини и, в конечном счете, авторское отношение к индивидуальной судьбе, отразившей судьбу трагической эпохи. Работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.


И.А. Бунин

Холодная осень


В июне того года он гостил у нас в имении - всегда считался у нас своим человеком: покойный отец его был другом и соседом моего отца. Пятнадцатого июня убили в Сараеве Фердинанда. Утром шестнадцатого привезли с почты газеты. Отец вышел из кабинета с московской вечерней газетой в руках в столовую, где он, мама и я ещё сидели за чайным столом, и сказал:

- Ну, друзья мои, война! В Сараеве убит австрийский кронпринц. Это война!

На Петров день к нам съехалось много народу, - были именины отца, - и за обедом он был объявлен моим женихом. Но девятнадцатого июля Германия объявила России войну...

В сентябре он приехал к нам всего на сутки - проститься перед отъездом на фронт (все тогда думали, что война кончится скоро, и свадьба наша была отложена до весны). И вот настал наш прощальный вечер. После ужина подали, по обыкновению, самовар, и, посмотрев на запотевшие от его пара окна, отец сказал:

- Удивительно ранняя и холодная осень!

Мы в тот вечер сидели тихо, лишь изредка обменивались незначительными словами, преувеличенно спокойными, скрывая свои тайные мысли и чувства. С притворной простотой сказал отец и про осень. Я подошла к балконной двери и протёрла стекло платком: в саду, на чёрном небе, ярко и остро сверкали чистые ледяные звёзды. Отец курил, откинувшись в кресло, рассеянно глядя на висевшую над столом жаркую лампу, мама, в очках, старательно зашивала под её светом маленький шелковый мешочек, - мы знали какой, - и это было и трогательно и жутко. Отец спросил:

- Так ты всё-таки хочешь ехать утром, а не после завтрака?

- Да, если позволите, утром, - ответил он. - Очень грустно, но я ещё не совсем распорядился по дому.

Отец легонько вздохнул:

- Ну, как хочешь, душа моя. Только в этом случае нам с мамой пора спать, мы непременно хотим проводить тебя завтра...

Мама встала и перекрестила своего будущего сына, он склонился к её руке, потом к руке отца. Оставшись одни, мы еще немного побыли в столовой, я вздумала раскладывать пасьянс, - он молча ходил из угла в угол, потом спросил:

- Хочешь, пройдемся немного?

На душе у меня делалось все тяжелее, я безразлично отозвалась:

- Хорошо...

Одеваясь в прихожей, он продолжал что-то думать, с милой усмешкой вспомнил стихи Фета:

Какая холодная осень!

Надень свою шаль и капот...

- Капота нет, - сказала я. - А как дальше?

- Не помню. Кажется, так:

Смотри - меж чернеющих сосен

Как будто пожар восстает...

- Какой пожар?

- Восход луны, конечно. Есть какая-то деревенская осенняя прелесть в этих стихах: "Надень свою шаль и капот..." Времена наших дедушек и бабушек... Ах, боже мой, боже мой!

- Что ты?

- Ничего, милый друг. Все-таки грустно. Грустно и хорошо. Я очень, очень люблю тебя...

Одевшись, мы прошли через столовую на балкон, сошли в сад. Сперва было так темно, что я держалась за его рукав. Потом стали обозначаться в светлеющем небе чёрные сучья, осыпанные минерально блестящими звездами. Он, приостановясь, обернулся к дому:

- Посмотри, как совсем особенно, по-осеннему светят окна дома. Буду жив, вечно буду помнить этот вечер...

Я посмотрела, и он обнял меня в моей швейцарской накидке. Я отвела от лица пуховый платок, слегка отклонила голову, чтобы он поцеловал меня. Поцеловав, он посмотрел мне в лицо.

- Как блестят глаза, - сказал он. - Тебе не холодно? Воздух совсем зимний. Если меня убьют, ты всё-таки не сразу забудешь меня?

Я подумала: "А вдруг правда убьют, и неужели я всё-таки забуду его в какой-то короткий срок - ведь всё в конце концов забывается?" И поспешно ответила, испугавшись своей мысли:

- Не говори так! Я не переживу твоей смерти!

Он, помолчав, медленно выговорил:

- Ну что ж, если убьют, я буду ждать тебя там. Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне.

Я горько заплакала...

Утром он уехал. Мама надела ему на шею тот роковой мешочек, что зашивала вечером, - в нём был золотой образок, который носили на войне её отец и дед, - и мы перекрестили его с каким-то порывистым отчаянием. Глядя ему вслед, постояли на крыльце в том отупении, которое всегда бывает, когда проводишь кого-нибудь на долгую разлуку, чувствуя только удивительную несовместность между нами и окружавшим нас радостным, солнечным, сверкающим изморозью на траве утром. Постояв, вошли в опустевший дом. Я пошла по комнатам, заложив руки за спину, не зная, что теперь делать с собой и зарыдать ли мне или запеть во весь голос...

Убили его - какое странное слово! - через месяц, в Галиции. И вот прошло с тех пор целых тридцать лет. И многое, многое пережито было за эти годы, кажущиеся такими долгими, когда внимательно думаешь о них, перебираешь в памяти всё то волшебное, непонятное, непостижимое ни умом, ни сердцем, что называется прошлым. Весной восемнадцатого года, когда ни отца, ни матери уже не было в живых, я жила в Москве, в подвале у торговки на Смоленском рынке, которая все издевалась надо мной: "Ну, ваше сиятельство, как ваши обстоятельства?"

Я тоже занималась торговлей, продавала, как многие продавали тогда, солдатам в папахах и расстёгнутых шинелях кое-что из оставшегося у меня, то какое-нибудь колечко, то крестик, то меховой воротник, побитый молью, и вот тут, торгуя на углу Арбата и рынка, встретила человека редкой, прекрасной души, пожилого военного в отставке, за которого вскоре вышла замуж и с которым уехала в апреле в Екатеринодар. Ехали мы туда с ним и его племянником, мальчиком лет семнадцати, тоже пробиравшимся к добровольцам, чуть не две недели, - я бабой, в лаптях, он в истёртом казачьем зипуне, с отпущенной чёрной с проседью бородой, - и пробыли на Дону и на Кубани больше двух лет. Зимой, в ураган, отплыли с несметной толпой прочих беженцев из Новороссийска в Турцию, и на пути, в море, муж мой умер в тифу. Близких у меня осталось после того на всём свете только трое: племянник мужа, его молоденькая жена и их девочка, ребёнок семи месяцев. Но и племянник с женой уплыли через некоторое время в Крым, к Врангелю, оставив ребенка на моих руках. Там они и пропали без вести. А я ещё долго жила в Константинополе, зарабатывая на себя и на девочку очень тяжелым черным трудом. Потом, как многие, где только не скиталась я с ней! Болгария, Сербия, Чехия, Бельгия, Париж, Ницца...

Девочка давно выросла, осталась в Париже, стала совсем француженкой, очень миленькой и совершенно равнодушной ко мне, служила в шоколадном магазине возле Мадлэн, холёными ручками с серебряными ноготками завёртывала коробки в атласную бумагу и завязывала их золотыми шнурочками; а я жила и всё еще живу в Ницце чем бог пошлёт... Была я в Ницце в первый раз в девятьсот двенадцатом году - и могла ли думать в те счастливые дни, чем некогда станет она для меня!

Так и пережила я его смерть, опрометчиво сказав когда-то, что я не переживу её. Но, вспоминая всё то, что я пережила с тех пор, всегда спрашиваю себя: да, а что же всё-таки было в моей жизни? И отвечаю себе: только тот холодный осенний вечер. Ужели он был когда-то? Всё-таки был. И это всё, что было в моей жизни - остальное ненужный сон. И я верю, горячо верю: где-то он ждёт меня - с той же любовью и молодостью, как в тот вечер. "Ты поживи, порадуйся на свете, потом приходи ко мне..." Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду.




Выполните целостный анализ стихотворения Николая Степановича Гумилева «Лес». Обратите внимание на следующие особенности его содержания и формы (поэтики): изображение субъекта лирического высказывания и его адресата в стихотворении (соотношение «я», «ты»); объяснение символики образов; противопоставление и взаимосвязь прошлого и настоящего, живого и мертвого; средства сюжетной, композиционной, звуковой изобразительности и их функции в стихотворении Н. Гумилева. Работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.



Николай Гумилев

Лес

В том лесу белесоватые стволы
Выступали неожиданно из мглы.

Из земли за корнем корень выходил,
Точно руки обитателей могил.

Под покровом ярко-огненной листвы
Великаны жили, карлики и львы,

И следы в песке видали рыбаки
Шестипалой человеческой руки.

Никогда сюда тропа не завела
Пэра Франции иль Круглого Стола,

И разбойник не гнездился здесь в кустах,
И пещерки не выкапывал монах.

Только раз отсюда в вечер грозовой
Вышла женщина с кошачьей головой,

Но в короне из литого серебра,
И вздыхала и стонала до утра,

И скончалась тихой смертью на заре
Перед тем как дал причастье ей кюрэ.

Это было, это было в те года,
От которых не осталось и следа,

Это было, это было в той стране,
О которой не загрезишь и во сне.

Я придумал это, глядя на твои
Косы - кольца огневеющей змеи,

На твои зеленоватые глаза,
Как персидская больная бирюза.

Может быть, тот лес – душа твоя,
Может быть, тот лес – любовь моя,

Или может быть, когда умрём,
Мы в тот лес направимся вдвоём.

Критерии оценивания аналитического задания

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной для российского учителя четырёхбалльной системе: первая оценка – условная «двойка», вторая – условная «тройка», третья – условная «четвёрка», четвёртая – условная «пятерка». Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.

Пример использования шкалы. При оценивании работы по первому критерию ученик в целом понимает текст, толкует его адекватно, делает верные наблюдения, но часть смыслов упускает, не все яркие моменты подчёркивает. Работа по этому критерию в целом выглядит как «четвёрка с минусом». В системе оценок по критерию «четвёрке» соответствует 20 баллов, «тройке» – 10 баллов. Соответственно, оценка выбирается проверяющим по шкале из 16-19 баллов. Такое «сужение» зоны выбора и введение пограничных оценок-«зарубок», ориентированных на привычную модель оценивания, поможет избежать излишних расхождений в таком субъективном процессе, как оценивание письменных текстов.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр – оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.


Критерии:

Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30.

2. Композиционная стройность работы и ее стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.

Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15.

3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10.

4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок. Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10.

5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие речевых и грамматических ошибок). Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусматривается. Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, 30 затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трех ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов. Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5.

Итого: максимальный балл – 70 баллов.

Творческое задание


Ежегодно в России проводится конкурс иллюстраторов русской классики. В жюри входят известные искусствоведы и литературоведы. В задачу входит отбор лучших иллюстраций для изданий произведений русских писателей, в том числе иллюстраций для школьных учебников. Представьте, что вы включены в состав такого жюри по предложению Министерства образования как представитель ученической общественности и участвуете в отборе лучших работ художников-иллюстраторов по таким номинациям: иллюстрации лирических текстов, иллюстрации эпических произведений, иллюстрации драматических произведений. Как члену конкурсного жюри вам не известны имена художников, представивших свои работы на конкурс (работы зашифрованы для объективного судейства). Вам предстоит написать отзыв о трех работах в разных номинациях, которые вы отобрали и рекомендуете издательству «Просвещение» в качестве иллюстраций к хрестоматии по литературе для 11 класса. В своем отзыве вы должны:

1) коротко охарактеризовать понравившиеся иллюстрации;

2) описать достоинства каждой из трех иллюстраций, которые вызвали бы интерес ваших сверстников и которыми можно было бы привлечь их внимание к хрестоматии; кратко поясните, почему вы выбрали именно эти работы;

3) аргументировать, почему удачными на ваш взгляд представляются живописные или графические иллюстрации конкретного эпизода из хрестоматийного эпического произведения, отдельного лирического стихотворения поэта-классика и одной из сцен из драматургической классики;

4) дать комментарий особенностям композиционного, цветового истолкования эпизодов и сцен, тому, как их решение наиболее адекватно выражает идею эпизода или сцены, произведения в целом; объяснить, как проявился индивидуальный стиль писателя в создании портрета героя, пейзажа, других элементов прозаического, поэтического и драматического текстов, как изображён художником-иллюстратором общий (социальный, исторический, психологический) фон в иллюстрации, ведь он должен учесть целевую аудиторию будущей хрестоматии – выпускников школы.


Критерии оценки и комментарии

Задание носит творческий характер и одновременно ориентировано на проверку литературной эрудиции участников олимпиады, поскольку использованные в отзыве иллюстрации «созданы» на основе классических, хрестоматийных произведений ХХ века.

Рекомендуемое количество баллов – 30:

1) оригинальность, уместность, соответствие тезисов и формулировок задачам отзыва (с учетом понятности, четкости, точности описания каждой иллюстрации) – 10 баллов;

2) соответствие предложенных оценок конкурсных работ в каждой номинации, уместность комментариев – 9 баллов (если предложена оценка конкурсной работы только в 1 номинации – не более 3 баллов);

3) обоснованность выбора иллюстраций к конкретным произведениям писателей-классиков и точность характеристики их творчества, отраженной в иллюстрациях, – 6 баллов;

4) оригинальность, нешаблонность тезисов и выводов отзыва и его соотнесенность с конкретной задачей члена жюри – 5 баллов.


Таблица с баллами за каждое задание с указанием максимально итоговой суммы: 100 баллов

№ задания

1

2

Всего

Максимальный балл

70

30

100

Балл за выполнение





Просмотр содержимого документа
«ЗАДАНИЯ ЛИТЕРАТУРА 7-8 КЛ»


«Олимпиадные задания по литературе

для обучающихся 7-8 классов»


Время выполнения – не более трёх астрономических часов.


Задание №1

Перед вами фрагменты двух произведений – рассказов-миниатюр. Один из них принадлежит В.П. Астафьеву и взят из книги «Затеси», другой – писателю М.М. Пришвину (книга «Лесная капель»). Какой из них, на ваш взгляд, написан В.П. Астафьевым, а какой – М.М. Пришвиным? Объясните, почему вы так думаете, основываясь на наблюдениях о жанре и стиле двух рассказов-миниатюр. В каком из них имеются афоризмы или афористические выражения? Назовите их и объясните их использование особенностями стиля писателя. Напишите ответы на вопросы в виде единого текста (рекомендуемый объем текста – 1-1,5 тетрадной страницы).


Фрагмент рассказа 1. «Реки рождаются в блаженной, вечной тишине. Рождение не терпит суеты, рождению нужен покой. Низкое, скупое на тепло и щедрое на свет солнце все же оплавляет спрессованные, тяжёлые, как свинец, валы снегов, и разбегаются во все стороны юркие ручейки. Ещё малые, ещё хилые, тут же совсем близко сходятся они вместе и вперехлёст, весело заплетаясь на ходу, катятся вниз по камням и осыпям. Вниз! Вниз! С хохотом и звоном. И уже не остановить их, не вернуть. Реки, что человеческие судьбы, – у них много поворотов, но нет пути назад».

Фрагмент рассказа 2. «Опять ясный день с солнечным морозом, и ручьи по колеям на дороге, и жаркий час на сугробах в лесах, заваленных снегом. Вылез, по брюхо утопая в сугробах, на лесную поляну, где пробегает мой любимый ручей. Нашёл обнажение воды из-под снега возле берёз и это снимал, как начало весны года. Ночью мороз был так силён, что наст не везде проваливался, зато уж как провалишься, так здорово достаётся. Сейчас можно поутру забраться по насту глубоко в лес, и в полдень, когда разогреет, там в лесу и останешься, не вылезешь и будешь ждать ночного мороза, пока не намостит».


Задание №2

В последнее время во многих городах страны проводятся поэтические фестивали и конкурсы, например, Московский фестиваль свободного стиха (верлибра) или конкурс японских пятистиший (танка) на э/портале «Стихи.ру». Представьте, что вы участвуете в одном из таких мероприятий – конкурсе на лучшее стихотворение в жанре четверостишия. Вы уполномочены произнести речь перед участниками о роли этого жанра в русской поэзии. Поэта и его стихотворение в этом жанре выберите из предложенного списка. Объясните, почему вы отдали предпочтение ему с помощью сравнительной характеристики предложенных стихотворений. Предлагаете ли вы считать его образцом данной поэтической формы? Запишите вашу речь (ориентировочный объём – 1,5-2 тетрадные страницы).


Список стихотворений–четверостиший

Федор Глинка

Если хочешь жить легко
И быть к небу близко,
Держи сердце высоко,
А голову низко.


Фёдор Тютчев

Умом Россию не понять,
Аршином общим не измерить:
У ней особенная стать —
В Россию можно только верить.


Марина Цветаева

И если где прольются слёзы, —
Всех помирю, войдя!
Я – иволга, мой голос первый
В лесу, после дождя.


Анна Ахматова

А я иду, где ничего не надо,

Где самый милый спутник – только тень,

И веет ветер из глухого сада,

А под ногой могильная ступень.


И.А. Бунин

Чашу с тёмным вином подала мне богиня печали.

Тихо выпив вино, я в смертельной истоме поник.

И сказала бесстрастно, с холодной улыбкой богиня:

Сладок яд мой хмельной. Это лозы с могилы любви.


Николай Рубцов

В дверь из метели старик-водовоз
Утром вошёл, и Аленка сказала:
– Мама, ты видишь, пришёл Дед-Мороз,
Я его сразу-пресразу узнала!



Таблица с баллами за каждое задание с указанием максимальной итоговой суммы: 50 баллов


№ задания

1

2

Всего

Максимальный балл

30

20

50

Балл за выполнение






Просмотр содержимого документа
«ЗАДАНИЯ ЛИТЕРАТУРА 9 КЛ»



«Олимпиадные задания по литературе

для обучающихся 9 класса»

В качестве первого задания участнику олимпиады предлагается провести целостный анализ текста – прозаического ИЛИ поэтического. Выбор типа текста – право ученика. Анализируя текст, ученик должен показать степень сформированности аналитических, филологических навыков – именно они и станут предметом оценки.

Ученик сам определяет методы и приемы анализа, структуру и последовательность изложения своих мыслей. Важно, чтобы анализ текста приводил ученика-читателя к главному – пониманию автора, смысла его высказывания, его позиции, способов, которыми он эту позицию выразил. Анализ текста проводится учеником для того, чтобы уточнить, углубить, развить первичное понимание, увидеть произведение как целостное единство элементов, несущее в себе смысл, – и на основе этого нового видения и понимания вступить в диалог с автором произведения.

Под «целостным анализом текста» мы понимаем не обязательный учет и скрупулёзное описание всех его структурных уровней – от фонетической и ритмико-метрической стороны до контекста и интертекста: мы рекомендуем сосредоточиться на тех аспектах текста, которые актуализированы в нём и в наибольшей степени «работают» на раскрытие заложенных в нём смыслов. Специально оговариваем: анализ текста – это не повод демонстрировать знание филологической терминологии; цель его не в создании наукообразного текста о тексте художественном. Обилие терминов в работе ещё не означает научности. Гораздо важнее сказать о своём понимании ясно и точно, а термины использовать к месту и дозированно.


Аналитическое задание


Выполните целостный анализ рассказа В.М. Шукшина «Заревой дождь». Обратите внимание на следующие особенности его содержания и формы: средства изображения двух главных героев, динамика их взаимоотношений как особенность композиции, характеристика текста с точки зрения ассоциативного фона, образности, стилистических особенностей, способы выявления авторской позиции. Работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.


В.М. Шукшин

Заревой дождь

Был конец апреля. С карнизов домов срывались крупные капли, тёплый ветер сдувал их, они мягко шлепались в стекла окон и медленно стекали светлыми слезами. Ефим Бедарев лежал в районной больнице, в маленькой палате, на плоской койке. 
     Он почернел от болезни. Устал. 
     Часто заходил врач, молодой парень. 
     -- Ну, как дела? 
     -- Как сажа бела, -- с трудом отвечал Ефим; в тёмных провалившихся глазах его на миг вспыхивала странная весёлость. -- Подвожу баланс. 
     -- Бросьте вы!.. 
     -- Я шутейно, -- успокаивал Ефим. Ему нравился доктор: он был до смешного молодой и застенчивый, этот доктор. 
     -- Лекарство пили? 
     -- А как же! Лучше стало -- чую. 
     Доктор пытливо смотрел на больного. Тот спокойно выдерживал его взгляд. 
     -- Не веришь? Хэх, доктор!.. До чего же ты молодой еще. Прямо завидки берут. 
     Доктор краснел: 
     -- Как это не верю! Зачем вы так?.. 
     Ефим легонько хлопал его по руке: 
     -- Все в порядке, сынок: я понимаю. Я не жалуюсь... Мне бы только дочь... 
     -- Ей послали телеграмму. 
     -- Вот хорошо! -- Ефим хотел увидеть единственную дочь Нину. -- Это хорошо. 
     В полдень, когда в палате никого не было, в открытое окно, с улицы, заглянул человек в белом полушубке. Оглядел палату, снял с огромной головы мерлушковую шапку и лёг грудью на подоконник. В палате запахло талой землёй и овчиной. 
     -- Здорово, Ефим. 
     Больной повернул голову и от удивления округлил глаза. Пошевелился -- хотел приподняться, но человек в полушубке замахал рукой: 
     -- Лежи! 
     Ефим внимательно смотрел на пришельца. 
     -- Зашёл попроведать, -- заговорил тот, глядя раскосыми глазами не то на больного, не то мимо. -- Как делишки, Ефим? 
     Ефим усмехнулся: 
     -- Хорошо. 
     Большеголовый понимающе кивнул. Вылез из окна, высморкался на землю и снова влез и лег на подоконник. Некоторое время смотрели друг на друга. 
     -- Значит, как я понимаю, плохо дело, -- сказал большеголовый и опять понимающе кивнул. 
     -- Ты для чего приполз сюда? -- спросил Ефим, 
     -- А приехал в гости к зятю, -- охотно заговорил большеголовый, -- ну, узнал, что ты, значит, прихворнул. Ага. Ну, сидел на крылечке, и так меня разморило. Вот, думаю, весна, хорошо, солнышко светит. Да-а... А помирать все одно надо. -- Он полез в карман полушубка за кисетом. -- И опять же так подумал: вот живём мы, живём -- вроде так и надо. О смертыньке-то и не думаем. А она -- раз! -- тут как тут. Здрасте, говорит, забыли про меня? -- Большеголовый посмотрел прямо на Ефима. -- Взять хоть тебя, Ефим... -- Он долго слюнявил край газетной самокрутки. 
     -- Ну? 
     -- Ну, жил, думаю, человек... активничал там, раскулачивал... э-э... и все такое. -- Большеголовый прикурил, заботливо отмахнул от окна белое облачко дыма. -- Крест с церкви тогда своротил. Помнишь? 
     -- Помню, как же. 
     -- Во-от. Я к чему это: там есть бог или нету -- это ладно. Не про то счас. Я хочу узнать: как вобче-то? 
     -- Что? 
     -- Мучаешься? 
     -- Хочешь знать: мучает меня совесть, что я вас раскулачивал? Это, што ли? 
     -- Ага, вот это самое. 
     -- Нет, Кирилл, не мучает. Нисколько. А бога ты зря приплел. Ты ж сам не веришь. Хоть бы сейчас-то не вилял душой. 
     Кирилл усмехнулся: 
     -- Богу не верю -- это правда. Ему, как я понимаю, никто не верит, притворяются только. 
     -- Молодец. Хоть на старости лет за ум взялся. 
     -- Не радуйся шибко-то. -- Большеголовый назидательно посерьёзнел. -- Я тебя не пужаю, Ефим, но хочу сказать: кто в жизни обижал людей, тот легко не умирает. 
     -- Ой, как я испугался, прямо трясусь весь. Дурак ты, Кирька, и всегда дураком был. Хэх, блаженненький явился... 
     -- Это ты передо мной веселишься, -- продолжал Кирька. -- А самому страшно. 
     -- А я не помру. Откуда ты взял, что я помираю? 
     -- Ничего, ничего, -- значительно сказал Кирька и затянулся трескучим самосадом. 
     Вошел доктор. 
     -- Это ещё что такое? -- нахмурился он, увидев Кирьку. 
     -- Это... сосед мой, -- сказал Ефим. -- Пусть постоит. 
     -- Бросьте курить-то! И лучше бы уйти... 
     -- Нет, -- запротестовал Ефим, -- пусть побудет. 
     Кирька сполз с подоконника, старательно затоптал окурок. 
     Врач заставил Ефима выпить лекарство, посидел немного рядом с ним и ушёл. 
     Кирька снова лег на подоконник. 
     -- Хороший уход здесь, -- сказал он. 
     -- "Хороший уход здесь", -- передразнил его Ефим, неожиданно почему-то рассердившись. -- Оглоеды. 
     -- Не шуми. Это тебе не сельсовет, а больница. 
     Помолчали. 
     -- Гляжу я на тебя, Ефим, -- заговорил вдруг Кирька задумчиво и негромко, -- и не могу понять: ведь сколько ты мне вреда сделал! Хозяйство отобрал, по тайге гонял, как зверя какого, сослал вон куда -- к чёрту на кулички... Так? А зла у меня на тебя нету большого. Не то, что совсем нету: подвернись тогда в тайге, я бы, конечно, хлопнул. Но такого, чтоб света белого не видеть, такого нету. Один раз, помню, караулил у твоей избы чуть не до света. Сидел ты с бумажками прямо наспроть окна. Раз десять прицеливался -- и не мог. Не поверишь, наверно? В тайге мог ба, а дома нет. Сижу, ругаю себя последними словами, а стрельнуть не могу. 
     Ефим скатил по подушке голову в сторону Кирьки, с любопытством слушал. 
     -- Ты какой-то всё-таки ненормальный был, Ефим. Не серчай -- не по злобе говорю. Я не лаяться пришел. Мне понять охота: почему ты таким винтом жил -- каждой бочке затычка? Ну, прятал я хлеб, допустим. А почему у тебя-то душа болела? Он ведь мой, хлеб-то. 
     -- Дурак, -- сказал Ефим. 
     -- Опять дурак! -- обозлился Кирька. -- Ты пойми -- я ж сурьёзно с тобой разговариваю. Чего нам с тобой теперь делить-то? Насобачились на свой век, хватит. 
     -- Чего тебе понять охота? 
     -- Охота понять: чего ты добивался в жизни? -- терпеливо пытал Кирька. -- Каждый человек чего-то добивается в жизни. Я, к примеру, богатым хотел быть. А ты? 
     -- Чтоб дураков было меньше, вот чего я добивался. 
     -- Тьфу!.. -- Кирька полез за кисетом. -- Я ему одно, он -- другое. 
     -- Богатым он хотел быть!.. За счет кого? Дурак, дурак, а хитрый. 
     -- Сам ты дурак. Трепач. Новая жись!.. Сам не жил как следует и другим не давал. Ошибся ты в жизни, Ефим. 
     Ефим закашлялся. Высохшее тело его долго содрогалось и корчилось от удушающих приступов. Он смотрел на Кирьку опаляющим взглядом, пытался что-то сказать. Вошёл доктор и бросился к больному. 
     Кирька слез с окна и пошёл из ограды. 
     К вечеру, когда больничные окна неярко пламенели в лучах уходящего солнца, Ефиму Бедареву стало хуже. 
     Он лежал на спине, закинув руки назад. Время от времени тихо стонал, сжимал непослушными пальцами тонкие прутья кровати, напрягался -- хотел встать. Но болезнь не выпускала его из своих цепких объятий, жгла губительным огнем; жаром дышала в лицо, жарко, мучительно жарко было под одеялом, в жарком тумане качались стены и потолок... 
     Над Ефимом стояли врач и дочь Нина, женщина лет тридцати, только что приехавшая их города. 
     -- Что сейчас?.. Ночь? -- спрашивал Ефим, очнувшись. 
     -- Вечер, солнце заходит. 
     -- Закурить бы... 
     -- Нельзя, что вы! 
     -- Ну, пару раз курнуть, я думаю, можно? 
     -- Да нельзя, нельзя! Как же можно, папа?! 
     Ефим обиженно умолкал... И снова терял сознание, и снова хотел встать -- упорно и безнадежно. Один раз в беспамятстве ему удалось сесть в кровати. Дочь и доктор хотели уложить его обратно, но он упёрся рукой в подушку, а другой торопливо рвал ворот рубашки и тихонько, горячо, со свистом в горле шептал: 
     -- Да к чему же?.. К чему?.. Я же знаю! Я всё знаю!.. -- В сухих, воспалённых глазах его мерцал беспокойный, трепетный свет горькой какой-то мысли. 
     Кое-как уложили его... Дочь припала к отцу на грудь, затряслась в рыданиях: 
     -- Папа! Папочка мой хороший!.. Папа!.. 
     Доктор увёл женщину из палаты и остался с больным один. 
     Ефим притих. 
     Врач сидел на кровати, смотрел на него. 
     -- Кирька! -- позвал Ефим, не открывая глаз. 
     -- Чего? -- откликнулся чей-то голос. 
     Врач вздрогнул и обернулся -- у окна стоял Кирька и глядел на Ефима. Он давно уж наблюдал за непосильной борьбой человека со смертью, 
     -- Вы что тут? 
     -- Смотрю... 
     -- Это кто? Кирька? -- спросил Ефим. 
     -- Я. 
     -- Пришёл? 
     -- Ага. 
     -- Ничего, Кирька.., -- Ефим жадно дышал. -- Я потом с тобой потолкую... Конечно, жалко малость... 
     -- Ничего, Лежи, Ефим. 
     Врач ничего не понял из этого странного разговора. Он решил, что Ефим опять бредит, и сделал знак Кирьке, чтобы тот ушёл: больной волновался. 
     Кирькина голова исчезла. 
     Ночь кончалась. Заревая сторона неба нахмурилась тучами. Повеяло затхлым теплом болотистых низин -- собирался дождь. 
     Где-то прогудела машина; несколько кобелей-цепняков простуженно забухали в рассветную ттишину. 
     Над Ефимом склонились врач и дочь. 
     -- Все? -- спросил Ефим одними губами. 
     У женщины запрыгал подбородок. Врач воскликнул: 
     -- Что это вы, Ефим Назарыч! Глупости какие... 
     -- Открой окно. 
     -- Оно открыто. 
     -- Тяжко... Нина, дочка... ребятёшек... м-м... - Ефим повел потускневший взгляд в сторону, потянулся под одеялом... Лицо покрылось мучнистой бледностью. Он закашлялся... Изо рта на подушку протянулся тонкий ручеек сукровицы. Последним усилием рванулся он с койки... сел. 
     Доктор и дочь подхватили его. 
     В горле у Ефима кипело. Он хотел что-то сказать, но только мычал. Он плохо держал голову... пачкал белый халат дочери тёплой кровью и мычал -- хотел что-то сказать. 
     -- Что, Ефим, плохо? -- с искренней участливостью спросил вдруг посторонний голос -- это Кирька опять стоял у окна. Ему никто не ответил. Его даже, наверно, не услышали. 
     Ефим сразу отяжелел в руках дочери, обвис... Его бережно положили на койку. Стало тихо. 
     Женщина окаменела у койки. Смотрела на отца большими глазами. В стёкла окон сыпанули первые крупные капли дождя; деревья в больничном саду встрепенулись, закачали ветвями, зашумели. 
     Порывом ветра в окно палаты закинуло клочок бумаги; он упал к ногам женщины, тихо шаркнув по полу. Она вздрогнула, опустилась перед отцом на колени... Кирька медленно пошёл прочь от больницы. Шапку забыл надеть -- нёс в руках. Теплый обильный дождь полоскал голову, стекал по лицу, по шее, за ворот, барабанил по полушубку. Это был желанный дождь -- первый в этом году, 
     Шёл Кирька и грустно смотрел в землю. Жалко было Ефима Бедарева. Сейчас он даже не хотел понять: почему жалко? Грустно было и жалко, и всё. 
     Дождь шумел, отплясывал на дороге тысячью длинных сверкающих ножек. Кипело, булькало в канавках и в лужицах... Хлюпало.


Выполните целостный анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Оправдание». Обратите внимание на следующие особенности его содержания и формы (поэтики): изображение субъекта лирического высказывания и его адресата в стихотворении (соотношение «я» («он») и «ты»); средства создания настроения лирического героя, средства сюжетной, композиционной, звуковой изобразительности и их функции в передаче авторского смысла. Работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.

Михаил Лермонтов

Оправдание

Когда одни воспоминанья
О заблуждениях страстей,
На место славного названья,
Твой друг оставит меж людей,

И будет спать в земле безгласно
То сердце, где кипела кровь,
Где так безумно, так напрасно
С враждой боролася любовь,

Когда пред общим приговором
Ты смолкнешь, голову склоня,
И будет для тебя позором
Любовь безгрешная твоя,

Того, кто страстью и пороком
Затмил твои младые дни,
Молю: язвительным упрёком
Ты в оный час не помяни.

Но пред судом толпы лукавой
Скажи, что судит нас Иной,
И что прощать святое право
Страданьем куплено тобой.


Критерии оценивания аналитического задания

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной для российского учителя четырёхбалльной системе: первая оценка – условная «двойка», вторая – условная «тройка», третья – условная «четвёрка», четвёртая – условная «пятерка». Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.

Пример использования шкалы. При оценивании работы по первому критерию ученик в целом понимает текст, толкует его адекватно, делает верные наблюдения, но часть смыслов упускает, не все яркие моменты подчёркивает. Работа по этому критерию в целом выглядит как «четвёрка с минусом». В системе оценок по критерию «четвёрке» соответствует 20 баллов, «тройке» – 10 баллов. Соответственно, оценка выбирается проверяющим по шкале из 16-19 баллов. Такое «сужение» зоны выбора и введение пограничных оценок-«зарубок», ориентированных на привычную модель оценивания, поможет избежать излишних расхождений в таком субъективном процессе, как оценивание письменных текстов.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр – оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.


Критерии:

Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30.

2. Композиционная стройность работы и ее стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.

Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15.

3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10.

4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок. Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10.

5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие речевых и грамматических ошибок). Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусматривается. Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, 30 затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трех ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов. Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5.

Итого: максимальный балл – 70 баллов.


Творческое задание


Ежегодно в России проводится конкурс среди художников–иллюстраторов, обращающихся к произведений русской литературной классики. В жюри входят известные искусствоведы и литературоведы. В их задачу входит в том числе отбор лучших иллюстраций для хрестоматий к школьным учебникам по русской литературе. Представьте, что вы включены в состав такого жюри по предложению Министерства образования как представитель ученической общественности и участвуете в отборе лучших работ художников-иллюстраторов по трем номинациям: иллюстрации произведений лирики, иллюстрации эпических произведений, иллюстрации драматических произведений. Вам не будут известны как члену конкурсного жюри имена художников, представивших свои работы на конкурс (работы зашифрованы для объективного судейства). Вам предстоит написать отзыв о трех работах в разных номинациях, которые вы отобрали как лучшие на ваш взгляд и которые вы можете предложить издательству «Просвещение» в качестве иллюстраций к текстам хрестоматии по литературе для 9 класса. В своем отзыве вы должны:

1) коротко охарактеризовать понравившиеся иллюстрации;

2) описать достоинства каждой из трех иллюстраций, которые вызвали бы интерес ваших сверстников; кратко поясните, почему вы выбрали именно эти работы;

3) аргументировать, почему удачными на ваш взгляд представляются отобранные вами живописные или графические иллюстрации конкретного эпизода из классического эпического произведения, отдельного лирического стихотворения поэта-классика и одной из сцен из драматургической классики;

4) обосновать в своем отзыве, насколько каждая иллюстрация отвечает тексту произведения; дать комментарий особенностям композиционного, цветового истолкования эпизодов и сцен, как их решение наиболее адекватно выражает идею эпизода или сцены, произведения в целом; объяснить, как проявился индивидуальный стиль писателя в изображении портрета героя, пейзажа или других элементов прозаического или поэтического текста, как подан художником-иллюстратором общий (социальный, исторический, психологический) фон в иллюстрации, ведь он должен учесть целевую аудиторию будущей хрестоматии – учащихся-подростков.


Критерии оценки и комментарии

Задание носит творческий характер и одновременно ориентировано на проверку литературной эрудиции участников олимпиады, поскольку рекомендуемые в отзыве иллюстрации «созданы» на основе классических, хрестоматийных произведений ХIХ и ХХ веков.

Рекомендуемое количество баллов – 30:

1) оригинальность, уместность, соответствие тезисов и формулировок задачам отзыва (с учетом понятности, четкости, точности описания каждой иллюстрации) – 10 баллов;

2) соответствие предложенных оценок конкурсных работ в каждой номинации, уместность комментариев – 9 баллов (если предложена оценка конкурсной работы только в 1 номинации – не более 3 баллов);

3) обоснованность выбора иллюстраций к конкретным произведениям писателей-классиков и точность характеристик их творчества, отраженных в иллюстрациях, – 6 баллов;

4) оригинальность, нешаблонность тезисов и выводов отзыва и его соотнесенность с конкретной задачей члена жюри – 5 баллов.


Таблица с баллами за каждое задание с указанием максимально итоговой суммы: 100 баллов


№ задания

1

2

Всего

Максимальный балл

70

30

100

Балл за выполнение





Просмотр содержимого документа
«ЗАДАНИЯ ЛИТЕРАТУРА 10 КЛ.doc»



«Олимпиадные задания по литературе

для обучающихся 10 класса


В качестве первого задания участнику олимпиады предлагается провести целостный анализ текста – прозаического ИЛИ поэтического. Выбор типа текста – право ученика. Анализируя текст, ученик должен показать степень сформированности аналитических, филологических навыков – именно они и станут предметом оценки.

Ученик сам определяет методы и приемы анализа, структуру и последовательность изложения своих мыслей. Важно, чтобы анализ текста приводил ученика-читателя к главному – пониманию автора, смысла его высказывания, его позиции, способов, которыми он эту позицию выразил. Анализ текста проводится учеником для того, чтобы уточнить, углубить, развить первичное понимание, увидеть произведение как целостное единство элементов, несущее в себе смысл, – и на основе этого нового видения и понимания вступить в диалог с автором произведения.

Под «целостным анализом текста» мы понимаем не обязательный учет и скрупулёзное описание всех его структурных уровней –– от фонетической и ритмико- метрической стороны до контекста и интертекста: мы рекомендуем сосредоточиться на тех аспектах текста, которые актуализированы в нём и в наибольшей степени «работают» на раскрытие заложенных в нём смыслов. Специально оговариваем: анализ текста – это не повод демонстрировать знание филологической терминологии; цель его не в создании наукообразного текста о тексте художественном. Обилие терминов в работе ещё не означает научности. Гораздо важнее сказать о своём понимании ясно и точно, а термины использовать к месту и дозированно.



Аналитическое задание


Выполните целостный анализ рассказа из «Дневника писателя»Ф.М. Достоевского «Мальчик у Христа на ёлке». Обратите внимание на следующие особенности его содержания и формы: средства изображения художественной реальности, сочиненной автором-рассказчиком, своеобразие композиции, создающей у читателя веру в реальность описанных событий, характеристика текста с точки зрения авторской позиции, особенностейпространства и времени, образного ряда. Работа должна представлять собой цельный, связный, завершённый текст.


Ф.М. Достоевский

Мальчик у Христа на ёлке

I

Мальчик с ручкой

Дети странный народ, они снятся и мерещатся. Перед ёлкой и в самую ёлку перед рождеством я всё встречал на улице, на известном углу, одного мальчишку, никак не более как лет семи. В страшный мороз он был одет почти по-летнему, но шея у него была обвязана каким-то старьём, – значит его всё же кто-то снаряжал, посылая. Он ходил «с ручкой»; это технический термин, значит – просить милостыню. Термин выдумали сами эти мальчики. Таких, как он, множество, они вертятся на вашей дороге и завывают что-то заученное; но этот не завывал и говорил как-то невинно и непривычно и доверчиво смотрел мне в глаза, – стало быть, лишь начинал профессию. На расспросы мои он сообщил, что у него сестра, сидит без работы, больная; может, и правда, но только я узнал потом, что этих мальчишек тьма-тьмущая: их высылают «с ручкой» хотя бы в самый страшный мороз, и если ничего не наберут, то наверно их ждут побои. Набрав копеек, мальчик возвращается с красными, окоченевшими руками в какой-нибудь подвал, где пьянствует какая-нибудь шайка халатников, из тех самых, которые, «забастовав на фабрике под воскресенье в субботу, возвращаются вновь на работу не ранее как в среду вечером». Там, в подвалах, пьянствуют с ними их голодные и битые жены, тут же пищат голодные грудные их дети. Водка, и грязь, и разврат, а главное, водка. С набранными копейками мальчишку тотчас же посылают в кабак, и он приносит еще вина. В забаву и ему иногда нальют в рот косушку и хохочут, когда он, с пресекшимся дыханием, упадёт чуть не без памяти на пол.

…и в рот мне водку скверную

Безжалостно вливал…

Когда он подрастет, его поскорее сбывают куда-нибудь на фабрику, но все, что он заработает, он опять обязан приносить к халатникам, а те опять пропивают. Но уж и до фабрики эти дети становятся совершенными преступниками. Они бродяжат по городу и знают такие места в разных подвалах, в которые можно пролезть и где можно переночевать незаметно. Один из них ночевал несколько ночей сряду у одного дворника в какой-то корзине, и тот его так и не замечал. Само собою, становятся воришками. Воровство обращается в страсть даже у восьмилетних детей, иногда даже без всякого сознания о преступности действия. Под конец переносят всё– голод, холод, побои, – только за одно, за свободу, и убегают от своих халатников бродяжить уже от себя. Это дикое существо не понимает иногда ничего, ни где он живет, ни какой он нации, есть ли бог, есть ли государь; даже такие передают об них вещи, что невероятно слышать, и, однакоже, всё факты.

II

Мальчик у Христа на ёлке

Но я романист, и, кажется, одну «историю» сам сочинил. Почему я пишу: «кажется», ведь я сам знаю наверно, что сочинил, но мне всё мерещится, что это где-то и когда-то случилось, именно это случилось как раз накануне рождества, в каком-то огромном городе и в ужасный мороз.

Мерещится мне, был в подвале мальчик, но ещё очень маленький, лет шести или даже менее. Этот мальчик проснулся утром в сыром и холодном подвале. Одет он был в какой-то халатик и дрожал. Дыхание его вылетало белым паром, и он, сидя в углу на сундуке, от скуки нарочно пускал этот пар изо рта и забавлялся, смотря, как он вылетает. Но ему очень хотелось кушать. Он несколько раз с утра подходил к нарам, где на тонкой, как блин, подстилке и на каком-то узле под головой вместо подушки лежала больная мать его. Как она здесь очутилась? Должно быть, приехала с своим мальчиком из чужого города и вдруг захворала. Хозяйку углов захватили ещё два дня тому в полицию; жильцы разбрелись, дело праздничное, а оставшийся один халатник уже целые сутки лежал мертво пьяный, не дождавшись и праздника. В другом углу комнаты стонала от ревматизма какая-то восьмидесятилетняя старушонка, жившая когда-то и где-то в няньках, а теперь помиравшая одиноко, охая, брюзжа и ворча на мальчика, так что он уже стал бояться подходить к её углу близко. Напиться-то он где-то достал в сенях, но корочки нигде не нашёл и раз в десятый уже подходил разбудить свою маму. Жутко стало ему, наконец, в темноте: давно уже начался вечер, а огня не зажигали. Ощупав лицо мамы, он подивился, что она совсем не двигается и стала такая же холодная, как стена. «Очень уж здесь холодно», – подумал он, постоял немного, бессознательно забыв свою руку на плече покойницы, потом дохнул на свои пальчики, чтоб отогреть их, и вдруг, нашарив на нарах свой картузишко, потихоньку, ощупью, пошел из подвала. Он ещё бы и раньше пошел, да всё боялся вверху, на лестнице, большой собаки, которая выла весь день у соседских дверей. Но собаки уже не было, и он вдруг вышел на улицу.

Господи, какой город! Никогда ещё он не видал ничего такого. Там, откудова он приехал, по ночам такой чёрный мрак, один фонарь на всю улицу. Деревянные низенькие домишки запираются ставнями; на улице, чуть смеркнется – никого, все затворяются по домам, и только завывают целые стаи собак, сотни и тысячи их, воют и лают всю ночь. Но там было зато так тепло и ему давали кушать, а здесь – господи, кабы покушать! И какой здесь стук и гром, какой свет и люди, лошади и кареты, и мороз, мороз! Мёрзлый пар валит от загнанных лошадей, из жарко дышащих морд их; сквозь рыхлый снег звенят об камни подковы, и все так толкаются, и, господи, так хочется поесть, хоть бы кусочек какой-нибудь, и так больно стало вдруг пальчикам. Мимо прошел блюститель порядка и отвернулся, чтоб не заметить мальчика.

Вот и опять улица, – ох какая широкая! Вот здесь так раздавят наверно; как они все кричат, бегут и едут, а свету-то, свету-то! А это что? Ух, какое большое стекло, а за стеклом комната, а в комнате дерево до потолка; это ёлка, а на ёлке сколько огней, сколько золотых бумажек и яблоков, а кругом тут же куколки, маленькие лошадки; а по комнате бегают дети, нарядные, чистенькие, смеются и играют, и едят, и пьют что-то. Вот эта девочка начала с мальчиком танцевать, какая хорошенькая девочка! Вот и музыка, сквозь стекло слышно. Глядит мальчик, дивится, уж и смеётся, а у него болят уже пальчики и на ножках, а на руках стали совсем красные, уж не сгибаются и больно пошевелить. И вдруг вспомнил мальчик про то, что у него так болят пальчики, заплакал и побежал дальше, и вот опять видит он сквозь другое стекло комнату, опять там деревья, но на столах пироги, всякие — миндальные, красные, жёлтые, и сидят там четыре богатые барыни, а кто придёт, они тому дают пироги, а отворяется дверь поминутно, входит к ним с улицы много господ. Подкрался мальчик, отворил вдруг дверь и вошел. Ух, как на него закричали и замахали! Одна барыня подошла поскорее и сунула ему в руку копеечку, а сама отворила ему дверь на улицу. Как он испугался! А копеечка тут же выкатилась и зазвенела по ступенькам: не мог он согнуть свои красные пальчики и придержать ее. Выбежал мальчик и пошел поскорей-поскорей, а куда, сам не знает. Хочется ему опять заплакать, да уж боится, и бежит, бежит и на ручки дует. И тоска берёт его, потому что стало ему вдруг так одиноко и жутко, и вдруг, господи! Да что ж это опять такое? Стоят люди толпой и дивятся: на окне за стеклом три куклы, маленькие, разодетые в красные и зеленые платьица и совсем-совсем как живые! Какой-то старичок сидит и будто бы играет на большой скрипке, два других стоят тут же и играют на маленьких скрипочках, и в такт качают головками, и друг на друга смотрят, и губы у них шевелятся, говорят, совсем говорят, – только вот из-за стекла не слышно. И подумал сперва мальчик, что они живые, а как догадался совсем, что это куколки, – вдруг рассмеялся. Никогда он не видал таких куколок и не знал, что такие есть! И плакать-то ему хочется, но так смешно-смешно на куколок. Вдруг ему почудилось, что сзади его кто-то схватил за халатик: большой злой мальчик стоял подле и вдруг треснул его по голове, сорвал картуз, а сам снизу поддал ему ножкой. Покатился мальчик наземь, тут закричали, обомлел он, вскочил и бежать-бежать, и вдруг забежал сам не знает куда, в подворотню, на чужой двор, – и присел за дровами: «Тут не сыщут, да и темно».

Присел он и скорчился, а сам отдышаться не может от страху и вдруг, совсем вдруг, стало так ему хорошо: ручки и ножки вдруг перестали болеть и стало так тепло, так тепло, как на печке; вот он весь вздрогнул: ах, да ведь он было заснул! Как хорошо тут заснуть: «Посижу здесь и пойду опять посмотреть на куколок, – подумал мальчик и усмехнулся, вспомнив про них, – совсем как живые!..» И вдруг ему послышалось, что над ним запела его мама песенку. «Мама, я сплю, ах, как тут спать хорошо!»

— Пойдем ко мне на ёлку, мальчик, — прошептал над ним вдруг тихий голос.

Он подумал было, что это всё его мама, но нет, не она; кто же это его позвал, он не видит, но кто-то нагнулся над ним и обнял его в темноте, а он протянул ему руку и… и вдруг, – о, какой свет! О, какая ёлка! Да и не ёлка это, он и не видал ещё таких деревьев! Где это он теперь: всё блестит, всё сияет и кругом всё куколки, — но нет, это всё мальчики и девочки, только такие светлые, все они кружатся около него, летают, все они целуют его, берут его, несут с собою, да и сам он летит, и видит он: смотрит его мама и смеётся на него радостно.

— Мама! Мама! Ах, как хорошо тут, мама! — кричит ей мальчик, и опять целуется с детьми, и хочется ему рассказать им поскорее про тех куколок за стеклом. – Кто вы, мальчики? Кто вы, девочки? – спрашивает он, смеясь и любя их.

– Это «Христова ёлка», – отвечают они ему. – У Христа всегда в этот день ёлка для маленьких деточек, у которых там нет своей ёлки… – И узнал он, что мальчики эти и девочки все были всё такие же, как он, дети, но одни замёрзли еще в своих корзинах, в которых их подкинули на лестницы к дверям петербургских чиновников, другие задохлись у чухонок, от воспитательного дома на прокормлении, третьи умерли у иссохшей груди своих матерей, во время самарского голода, четвёртые задохлись в вагонах третьего класса от смраду, и всё-то они теперь здесь, все они теперь как ангелы, все у Христа, и он сам посреди их, и простирает к ним руки, и благословляет их и их грешных матерей… А матери этих детей все стоят тут же, в сторонке, и плачут; каждая узнаёт своего мальчика или девочку, а они подлетают к ним и целуют их, утирают им слезы своими ручками и упрашивают их не плакать, потому что им здесь так хорошо…

А внизу наутро дворники нашли маленький трупик забежавшего и замёрзшего за дровами мальчика; разыскали и его маму… Та умерла ещё прежде его; оба свиделись у господа бога в небе.

И зачем же я сочинил такую историю, так не идущую в обыкновенный разумный дневник, да еще писателя? А ещё обещал рассказы преимущественно о событиях действительных! Но вот в том-то и дело, мне всё кажется и мерещится, что всё это могло случиться действительно, – то есть то, что происходило в подвале и за дровами, а там об ёлке у Христа – уж и не знаю, как вам сказать, могло ли оно случиться, или нет? На то я и романист, чтоб выдумывать.


Выполните целостный анализ стихотворения А.А. Фета «Старые письма»». Обратите внимание на следующие особенности его содержания и формы (поэтики): изображение субъекта лирического высказывания и его адресата в стихотворении (соотношение «я», «вы»); средства создания лирического сюжета, роль оппозиции «прежде – сейчас» в динамике чувств лирического героя, средства сюжетной, композиционной, звуковой изобразительности и их функции. Анализ должен представлять собой цельный, связный, завершённый текст.


Афанасий Фет

Старые письма


Давно забытые, под лёгким слоем пыли,
Черты заветные, вы вновь передо мной
И в час душевных мук мгновенно воскресили
Всё, что давно-давно, утрачено душой.


Горя огнём стыда, опять встречают взоры
Одну доверчивость, надежду и любовь,
И задушевных слов поблекшие узоры
От сердца моего к ланитам гонят кровь.


Я вами осуждён, свидетели немые
Весны души моей и сумрачной зимы.
Вы те же светлые, святые, молодые,
Как в тот ужасный час, когда прощались мы.


А я доверился предательскому звуку,-
Как будто вне любви есть в мире что-нибудь!-
Я дерзко оттолкнул писавшую вас руку,
Я осудил себя на вечную разлуку
И с холодом в груди пустился в дальний путь.


Зачем же с прежнею улыбкой умиленья
Шептать мне о любви, глядеть в мои глаза?
Души не воскресит и голос всепрощенья,
Не смоет этих строк и жгучая слеза.


Критерии оценивания аналитического задания

С целью снижения субъективности при оценивании работ предлагается ориентироваться на ту шкалу оценок, которая прилагается к каждому критерию. Она соответствует привычной для российского учителя четырёхбалльной системе: первая оценка – условная «двойка», вторая – условная «тройка», третья – условная «четвёрка», четвёртая – условная «пятерка». Баллы, находящиеся между оценками, соответствуют условным «плюсам» и «минусам» в традиционной школьной системе.

Пример использования шкалы. При оценивании работы по первому критерию ученик в целом понимает текст, толкует его адекватно, делает верные наблюдения, но часть смыслов упускает, не все яркие моменты подчёркивает. Работа по этому критерию в целом выглядит как «четвёрка с минусом». В системе оценок по критерию «четвёрке» соответствует 20 баллов, «тройке» – 10 баллов. Соответственно, оценка выбирается проверяющим по шкале из 16-19 баллов. Такое «сужение» зоны выбора и введение пограничных оценок-«зарубок», ориентированных на привычную модель оценивания, поможет избежать излишних расхождений в таком субъективном процессе, как оценивание письменных текстов.

Оценка за работу выставляется сначала в виде последовательности цифр – оценок по каждому критерию (ученик должен видеть, сколько баллов по каждому критерию он набрал), а затем в виде итоговой суммы баллов. Это позволит на этапе показа работ и апелляции сфокусироваться на обсуждении реальных плюсов и минусов работы.


Критерии:

Понимание произведения как «сложно построенного смысла» (Ю.М. Лотман), последовательное и адекватное раскрытие этого смысла в динамике, в «лабиринте сцеплений», через конкретные наблюдения, сделанные по тексту.

Максимально 30 баллов. Шкала оценок: 0 – 10 – 20 – 30.

2. Композиционная стройность работы и ее стилистическая однородность. Точность формулировок, уместность цитат и отсылок к тексту произведения.

Максимально 15 баллов. Шкала оценок: 0 – 5 – 10 – 15.

3. Владение теоретико-литературным понятийным аппаратом и умение использовать термины корректно, точно и только в тех случаях, когда это необходимо, без искусственного усложнения текста работы.

Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10.

4. Историко-литературная эрудиция, отсутствие фактических ошибок. Максимально 10 баллов. Шкала оценок: 0 – 3 – 7 – 10.

5. Общая языковая и речевая грамотность (отсутствие речевых и грамматических ошибок). Примечание 1: сплошная проверка работы по привычным школьным критериям грамотности с полным подсчётом ошибок не предусматривается. Примечание 2: при наличии в работе речевых, грамматических, а также орфографических и пунктуационных ошибок, 30 затрудняющих чтение и понимание текста, обращающих на себя внимание и отвлекающих от чтения (в среднем более трех ошибок на страницу текста), работа по этому критерию получает ноль баллов.

Максимально 5 баллов. Шкала оценок: 0 – 1 – 3 – 5.

Итого: максимальный балл – 70 баллов.

Творческое задание


Ежегодно в России проводится конкурс среди художников–иллюстраторов, обращающихся к произведениям русской литературной классики. В жюри конкурса известные искусствоведы и литературоведы осуществляют в том числе отбор лучших иллюстраций для хрестоматий к школьным учебникам по русской литературе. Представьте, что вы включены в состав такого жюри по предложению Министерства образования как представитель ученической общественности и участвуете в отборе лучших работ художников-иллюстраторов по трем номинациям: иллюстрации произведений лирики, иллюстрации эпических произведений, иллюстрации драматических произведений. Вам не будут известны как члену конкурсного жюри имена художников, представивших свои работы на конкурс (работы зашифрованы для объективного судейства). Вам предстоит написать отзыв о трех работах в разных номинациях, которые вы отобрали как лучшие на ваш взгляд и которые вы можете предложить издательству «Просвещение» в качестве иллюстраций в хрестоматию по литературе для 10 класса. В своем отзыве вы должны:

1) коротко охарактеризовать понравившиеся иллюстрации;

2) описать достоинства каждой из трех иллюстраций, которые вызвали бы интерес ваших сверстников; кратко поясните, почему вы выбрали именно эти работы;

3) аргументировать, почему удачными на ваш взгляд представляются отобранные живописные или графические иллюстрации конкретного эпизода из классического эпического произведения, отдельного лирического стихотворения поэта-классика и одной из сцен из драматургической классики;

4) обосновать в своем отзыве, насколько каждая иллюстрация отвечает идейному смыслу произведения; дать комментарий особенностям композиционного, цветового истолкования эпизодов и сцен, как их решение наиболее адекватно выражает смысл эпизода или сцены, произведения в целом; объяснить, как проявился индивидуальный стиль писателя в создании портрета героя, пейзажа, других элементов прозаического или поэтического текста, как изображён художником-иллюстратором общий (социальный, исторический, психологический) фон в иллюстрации, ведь он должен учесть целевую аудиторию будущей хрестоматии – учащихся старших классов.


Критерии оценки и комментарии

Задание носит творческий характер и одновременно ориентировано на проверку литературной эрудиции участников олимпиады, поскольку рассмотренные в отзыве иллюстрации «созданы» на основе классических, хрестоматийных произведений ХIХвека.

Рекомендуемое количество баллов – 30:

1) оригинальность, уместность, соответствие тезисов и формулировок задачам отзыва (с учетом понятности, четкости, точности описания каждой иллюстрации) – 10 баллов;

2) соответствие предложенных оценок конкурсных работ в каждой номинации, уместность комментариев – 9 баллов (если предложена оценка конкурсной работы только в 1 номинации – не более 3 баллов);

3) обоснованность выбора иллюстраций к конкретным литературным произведениям и точность характеристики их содержания и формы, отраженных в иллюстрациях, – 6 баллов;

4) оригинальность, нешаблонность тезисов и выводов отзыва и его соотнесенность с конкретной задачей члена жюри – 5 баллов.


Таблица с баллами за каждое задание с указанием максимально итоговой суммы: 100 баллов




№ задания

1

2

Всего

Максимальный балл

70

30

100

Балл за выполнение









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!