СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по литературе (школьный этап) для 5-6 классов, посвящённая "Году семьи"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиады разработаны автором, Лашук Л.А., таким образом, чтобы все задания были посвящены теме семьи и её популяризации. На сайте опубликованы  только задания для 5-6 классов, хотя в копилке учителя имеется вся "линека" для 5-11 классов, ключи и пояснительная записка. 

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по литературе (школьный этап) для 5-6 классов, посвящённая "Году семьи"»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Школьный этап 2024-2025 учебный год

5-6 КЛАССЫ

Время выполнения работы –120 минут

ЗАДАНИЕ 1. РАБОТА с ТЕОРЕТИЧЕСКИМИ понятиями [30 баллов].

Прочитайте текст В.Сухомлинского «Как Соловьиха поит своих деток» и ответьте на вопросы после текста.

Василий Сухомлинский «Как Соловьиха поит своих деток»

У Соловьихи в гнезде трое птенцов. Целый день носит им Соловьиха еду – букашек, мушек, паучков. Наелись соловьята, спят. А ночью, уже перед рассветом, просят пить. Летит Соловьиха в рощу. На листочках – чистая, чистая роса. Находит Соловьиха самую чистую капельку росы, берет ее в клювик и летит к гнезду, несет своим деткам пить. Кладет капельку на листочек. Пьют соловьята воду. А в это время и солнце всходит. Снова летит Соловьиха за букашками.

ВОПРОСЫ к заданию 1:

  • Не показалось ли вам, что этот рассказ - условная форма высказывания, которая выражает абстрактное содержание некоторой мысли посредством наглядного образа, что используемый образ означает нечто «иное», чем есть он сам, но его содержание однозначно закреплено за ним культурной традицией. Кого вы представляете в образе Соловьихи и её птенцов? (2 б.)
  • Как в литературе называется такое средство выразительности? (2 б.)
  • В каких жанрах чаще всего используется это средство выразительности? (2 б.)

Приведите примеры (4 б.) .

  • Объясните, почему текст В.Сухомлинского является поучительным для юных читателей? Почему? (10 б.)
  • Как в литературе называется приём, когда животные и неодушевлённые предметы

говорят, думают, чувствуют? (2 б.) Найдите и выпишите подобный(ые) пример(ы) из стихотворения С. Есенина . (8 б.)

С. А. Есенин «Пороша» Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу. Только серые вороны Расшумелись на лугу.

Заколдован невидимкой,

Дремлет лес под сказку сна. Словно белою косынкой Повязалася сосна.

Понагнулась, как старушка, Оперлася на клюку,

А под самою макушкой

Долбит дятел на суку.

Скачет конь, простору много.

Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль.

ЗАДАНИЕ 2. РАБОТА С ТЕКСТОМ.[40 баллов]

Это задание содержит два варианта. Выберите ТОЛЬКО ОДИН из них.

Вариант 1. Прозаический текст

Прочитайте. Напишите сочинение об этом рассказе, отвечая на поставленные вопросы. Пишите связным текстом , свободно, понятно, доказательно и грамотно .

Рекомендуемый объём - 90-150 слов.

Василий Сухомлинский

Именинный обед

У Нины большая семья: мать, отец, два брата, две сестры, бабушка. Нина самая маленькая: ей девять лет. Бабушка самая старшая; ей восемьдесят два года. Когда семья обедает, у бабушки дрожит рука. Все к этому привыкли и стараются не замечать. Если же кто-нибудь посмотрит на бабушкину руку и подумает: почему она дрожит? – рука ее дрожит еще сильнее. Несет ложку бабушка – ложка дрожит, капельки на стол капают.

Скоро день рождения Нины. Мать сказала, что на ее именины будет обед. Она с бабушкой испечет большой сладкий пирог. Пусть Нина пригласит своих подруг.

Пришли гости. Мама накрывает стол белой скатертью. Нина подумала: и бабушка за стол сядет, а у нее рука дрожит. Подруги смеяться будут, расскажут всем в школе.

Нина сказала тихонько маме:

  • Мама, пусть бабушка сегодня за стол не садится…
  • Почему? – удивилась мама.
  • У нее рука дрожит… Капает на стол…

Мама побледнела. Не сказав ни слова, она сняла со стола белую скатерть и спрятала в шкаф.

Мама долго сидела молча, потом сказала:

  • У нас сегодня бабушка больна. Именинного обеда не будет.

Поздравляю тебя, Нина, с днем рождения. Мое тебе пожелание: будь настоящим человеком .

ВОПРОСЫ, которые сориентируют вас на написание связного текста:

  • Почему этот текст можно назвать рассказом ? Своё мнение обоснуйте.
  • Что значит для вас семья?
  • Какие принципы/правила поведения должны быть заложены в любой семье?
  • Как вы оцениваете поведение Нины, живущей в большой семье?
  • Как вы думаете, правильно ли поступила мама Нины, отменив праздничный обед?
  • Что она имела в виду, когда пожелала дочери « быть настоящим человеком »? Почему она это сделала? Действительно ли бабушка была больна?
  • Понравился ли вам этот рассказ? Чем он был полезен?
  • Какие другие произведения русской или зарубежной литературы напомнил вам этот текст, повествующий о проблемах в кругу семьи?
  • Выразите свои эмоции (чувства, переживания) от рассказа в виде любой творческой работы ( например, синквейна/рисунка/письма/смайла) (5 баллов)

Вариант 2. Поэтический текст

Прочитайте. Ответьте на вопрос поэтической задачи. Свой ответ обоснуйте любым способом (10б).

«Задачка»

Задам сейчас задачу я.

Послушай, вот моя семья: Дедуля, бабушка и брат. У нас порядок в доме, лад И чистота, а почему?

Две мамы есть у нас в дому. Два папы, два сыночка, Сестра, невестка, дочка.

А самый младший – я, Какая же у нас семья?

Выполните  задания  к  тексту  (30  баллов ). Какая  рифма  наблюдается  в  этом  стихотворении?  (5б) Попробуйте  самостоятельно  сочинить  стихотворение  на  тему  «Семья» или «Моя  семья» с  подобной  рифмовкой  слов (25  б). Если  в  вашем  стихотворении  будет  наблюдаться  плагиат  (стихотворение  полностью  или частично  позаимствовано  у  другого  автора  или наблюдаются  аналогичные  фрагметы  данного текста,  то  такая  работа  будет  оцениваться  0  баллов).  Придумайте  оригинальный  сюжет  из жизни  вашей  семьи.  Пишите  разборчиво,  соблюдая  грамотность  и  этику.  В  стихотворении должно  быть  не  менее  10  строк  или  2-3  строф  (четверостиший). Дорогой(- ая)  участник(- ца)  олимпиады,  желаем  вам  успехов! Читайте! Размышляйте!  Творите! И  снова  становитесь  участником  нашей  олимпиады! Мы  всегда  рады  вам!!!

Выполните задания к тексту (30 баллов ).

  • Какая рифма наблюдается в этом стихотворении? (5б)
  • Попробуйте самостоятельно сочинить стихотворение на тему «Семья» или «Моя семья»

с подобной рифмовкой слов (25 б).

Если в вашем стихотворении будет наблюдаться плагиат (стихотворение полностью или частично позаимствовано у другого автора или наблюдаются аналогичные фрагметы данного текста, то такая работа будет оцениваться 0 баллов). Придумайте оригинальный сюжет из жизни вашей семьи. Пишите разборчиво, соблюдая грамотность и этику. В стихотворении должно быть не менее 10 строк или 2-3 строф (четверостиший).

Дорогой(- ая) участник(- ца) олимпиады, желаем вам успехов!

Читайте! Размышляйте! Творите!

И снова становитесь участником нашей олимпиады!

Мы всегда рады вам!!!

5

5