СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по литературе. Школьный тур. 7 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлены материалы для проведения школьного этапа олимпиады по литературе среди учащихся 7 классов. Содержатся также ответы и баллы.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по литературе. Школьный тур. 7 класс»

Всероссийская олимпиада школьников 2017-2018

Школьный тур 7 класс

Время выполнения заданий – 2 часа Максимальное количество баллов – 52

ЗАДАНИЯ

I. Знание текстов художественных произведений.

1. Узнай героя произведения, укажи автора и название.

А) «Петр велел вести себя к ней. Привезли его во двор, он послал слуг своих спросить, кто же врач, который может излечить его, и обещал его богато одарить. Девица же без обиняков ответила…»


Б) «Мальчики сидели вокруг их (огоньков костра)… Первому, старшему изо всех, … вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы».


В) «Долго стоял он неподвижно, наконец увидел за обшлагом своего рукава свёрток бумаг, он вынул их и развернул несколько пяти и десятирублёвых ассигнаций. Слёзы опять навернулись на глазах его, слёзы негодования! Он сжал бумажки в комок, бросил их наземь, притоптал каблуком и пошёл…»


Г) « Путешественница отодвинула потихоньку заслонку поглядеть, не назвал ли сын её Викула в хату гостей, но, увидевши, что никого не было, выключая только мешки, которые лежали посреди хаты, вылезла из печки,скинула тёплый кожух, оправилась, и никто бы не мог узнать, что она за минуту назад ездила на метле».


Д) «- Бог простит,- это нам не впервые такой снег на голову.

А больше и говорить не стал, да и некогда ему ни с кем разговаривать, потому что государь приказал сейчас же эту подкованную нимфозорию уложить и отослать назад в Англию – вроде подарка, чтобы там поняли, что нам это не удивительно».

Максимальное количество баллов – 15


2. Блиц-опрос

1) «А большой черный пень собирает в себе лучи солнца и сильно нагревается. Вот уже начинает вечереть, воздух и все кругом охлаждается. Но пень, черный и большой, еще сохраняет тепло. На него выползли из болота и припали к теплу…» (М.М.Пришвин «Кладовая солнца») Кто же выполз на пень греться?


2) Что прислала Лидия Михайловна из рассказа В.П. Распутина «Уроки французского» мальчику в первой посылке, что во второй?

3) О ком идет речь? «До 19 лет жил в деревне Денисовке на Северной Двине около Холмогор»

4) В какие дни для Тургенева русский язык становится «опорой и поддержкой»? (выберите правильный ответ)

а) Во дни сомнений и раздумий б) В дни тревоги в) В дни войны г) В праздничные и будничные дни


5) Кто главный герой рассказа Чехова «Хамелеон»?

А) Овсов б) Денис Григорьев в) Очумелов г) Прохор


Максимальное количество баллов – 5

II. Историко-литературные задания.

1. В 1820 году А.С.Пушкин получил в подарок портрет известного литератора с дарственной надписью: «Победителю - ученику от побежденного учителя». Назовите имя литератора и известные вам его произведения.

Максимальное количество баллов – 2

2. Какой литературный псевдоним был у Чехова в молодости?

  1. Твен 2) Человек без селезёнки 3) Саша Чёрный 4) Грин

Максимальное количество баллов – 1


3. Назовите имена писателей, с которыми связаны следующие места нашей области:

А) г. Шуя

Б) музей-заповедник Щелыково (Костромская область) и г. Кинешма

В) дом-музей Ново-Талицы

Максимальное количество баллов – 3


III. Знание теории литературы.

1. По определению назовите термин, приведите свои примеры:

определение

термин

пример

1) Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений.



2) Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы...



3) Художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами



4) Построение произведения, расположение его частей.



5) Художественное образное определение.



Максимальное количество баллов – 10


2. Выбери правильный ответ:

1.Какой художественный приём использует Чехов в рассказе «Толстый и тонкий»?

а) Гиперболу б) Антитезу в) Олицетворение г) Аллегорию


2. Как в произведении называется изображение внешности персонажа?

а) Характеристика б) Биография в) Портрет г) Описание


3. Какому из стихотворных отрывков соответствует схема: _ / _ / _ / _ /

а) Мороз и солнце – день чудесный…

б) …Не пылит дорога,

Не дрожат кусты,

Подожди немного,

Отдохнёшь и ты.

в) Ночевала тучка золотая

На груди утёса-великана…

4. Сколько стоп в данной строке:

Уж близок полдень, жар пылает…



Количество баллов – 4

IV. Литература и другие виды искусства


1. О какой картине идет речь? Кто является ее автором? С каким произведением перекликается сюжет картины?

Прямо в центре картины на сером камне одиноко сидит грустная девочка. Одета она очень бедно. На ней старенький ситцевый сарафан, вылинявшая кофта. Ноги босые, хотя уже, наверное, холодно. Она задумчиво смотрит в омут, в темных глазах ее стоят слезы, а все лицо выражает глубокую печаль и горе. Длинные каштановые волосы спутанными прядями рассыпались по плечам. Тонкие пальцы рук крепко сжаты, худенькие руки обхватили колени.

Максимальное количество баллов – 2


V. Проба пера

Предлагаем вам написать фантастический, или остросюжетный, или авантюрный, или мистический, или приключенческий рассказ с одним из предлагаемых заглавий:

«В тумане»;

«Назад в будущее»;

«Осторожно! Двери закрываются!»;

«Кто следующий?»;

«На абордаж!»;

«Когда поет ветер».

Максимальное количество баллов – 10






























ОТВЕТЫ

I. Знание текстов художественных произведений.

За каждое задание обучающийся получает по 3 балла максимально (при верном определении героя произведения, автора и названия) 1+1+1, итого 15 баллов.

А) «Повесть о Петре и Февронии» Муромских. Феврония. Древнерусская литература.

Б) И.А.Тургенев « Бежин луг».Федя.

В) А.С.Пушкин «Станционный смотритель».Самсон Вырин.

Г) Н.В.Гоголь « Ночь перед Рождеством».Солоха .

Д) Н.Лесков «Левша». Левша.

Количество баллов – 15


2.Блиц-опрос

1) «На него выползли из болота и припали к теплу шесть маленьких ящериц; четыре бабочки-лимонницы, сложив крылышки, припали усиками; большие черные мухи прилетали ночевать»

2) В первой посылке были макароны, несколько кусков сахару и две плитки гематогена. Во второй посылке – макароны и три красных яблока

3) М.В. Ломоносов

4) А

5) В

Количество баллов – 5


II. Историко-литературные задания.

1. В.А. Жуковский «Спящая царевна», «Светлана» и др. Количество баллов – 2


2. 2) Человек без селезёнки Количество баллов – 1


3. А) К. Бальмонт Б) А.Н. Островский в) М.И. Цветаева Количество баллов – 3

III. Знание теории литературы.

1.

определение

термин

пример

1) Слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений.

Метафора


2) Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы...

Гипербола


3) Художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами

Олицетворение


4) Построение произведения, расположение его частей.

Композиция


5) Художественное образное определение.

Эпитет



Количество баллов – 10


2. Выбери правильный ответ:

1. б 2. в 3. а 4. 4 Количество баллов – 4




IV. Литература и другие виды искусства


В. Васнецов «Аленушка». Сказка «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Количество баллов – 2


V. Проба пера

Орфографическая и пунктуационная грамотность учитывается, но не оценивается, объём работ не регламентируется.

Творческая работа оценивается в 10 баллов.



Общее количество баллов 52