ГБПОУ «Починковский сельскохозяйственный техникум»
Утверждаю
Зам. директора по УПР
_________ С.В. Мартынова
«___» __________ 2025 г.
Положение
о проведении общетехникумовской олимпиады
по учебному предмету «Математика»
для обучающихся 1-х курсов
с. Починки
2025 г.
1.Общие положения
1.1. Настоящее Положение определяет цели и задачи общетехникумовской олимпиады по учебному предмету «Математика» среди обучающихся, и порядок её проведения.
1.2. Олимпиада имеет статус общетехникумовской и проводится в соответствии с планом работы методиста на 2024-2025 учебный год.
1.3. Для проведения Олимпиады создаётся жюри из преподавателей техникума.
2. Цели и задачи Олимпиады:
2.1. повышение интереса обучающихся к изучению математики;
2.2. мотивация обучающихся к углубленному изучению математики;
2.3. создание оптимальных условий для выявления одаренных и талантливых обучающихся, с ориентацией на дальнейшее интеллектуальное развитие и профессиональную деятельность;
2.4. воспитание здорового духа конкурентной борьбы и стремления к победе.
3. Участники олимпиады
3.1. Участниками Олимпиады являются обучающиеся 1-х курсов ГБПОУ ПСХТ.
4. Условия проведения Олимпиады
4.1. Олимпиада проводится в январе 2025 г. на базе ГБПОУ ПСХТ.
4.2. Олимпиада проводится в один этап:
общетехникумовский (решение задач) – 60 минут.
4.3. В течение олимпиады участники имеют право задавать вопросы по условию задачи. Вопрос должен быть составлен в форме, предполагающей ответ "ДА" или "НЕТ".
4.4. В процессе решения заданий участники не могут общаться.
4.5. Для выполнения заданий Олимпиады каждому участнику выдаются двойные листы в клетку (для чистовика, для черновика).
4.6. Во время олимпиады участникам запрещено пользоваться какими-либо средствами связи.
4.7. За нарушение правил Олимпиады участник, может быть дисквалифицирован.
4.8. Преподаватель раздаёт текстовые задания участникам олимпиады. Участник олимпиады обязан до истечения отведенного времени сдать свою работу. Участник может сдать работу досрочно, после чего должен покинуть место проведения Олимпиады.
4.9. Проверка текстовых заданий Олимпиады осуществляется в течение 3 суток после проведения.
5. Процедура оценивания выполненных тестовых заданий
5.1. Жюри олимпиады оценивает записи, приведенные в чистовике. Черновики не проверяются.
5.2. Правильный ответ, приведенный без обоснования или полученный из неправильных рассуждений, не учитывается. Если задача представленная в тексте решена не полностью, то этапы ее решения оцениваются в соответствии с критериями оценок по данной задаче.
5.3. Решение каждой задачи оценивается целым числом баллов от 0 до 5.
5.4. Проверка работ осуществляется Жюри олимпиады согласно стандартной методике оценивания решений, т.е оценивается полнота, верность и логичность решения.
5.5. Все пометки в работе участника члены жюри делают только красными чернилами.
5.6. Баллы за промежуточные выкладки ставятся около соответствующих мест в работе (это исключает пропуск отдельных пунктов из критериев оценок).
5.7. Итоговая оценка за задачу (прописанную в тексте) ставится в конце решения. Каждый член жюри ставит свою подпись под оценкой.
5.8. В случае неверного решения необходимо находить и отмечать ошибку, которая к нему привела. Это позволит точнее оценить правильную часть решения и сэкономит время.
5.9. Баллы, полученные участниками олимпиады за выполненные тестовые задания, заносятся в итоговую таблицу.
Приложение 1.
Ведомость оценивания работ участников Олимпиады
№ п/п | Фамилия Имя Отчество | Количество баллов за задачу № | Итоговый балл | Рейтинг (место) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | |
6. Подведение итогов Олимпиады и награждение победителей.
6.1. Победители олимпиады определяются по сумме набранных баллов в личном зачете.
6.2. Обучающиеся, занявшие первые три места по сумме балов в Олимпиаде награждаются грамотами.
7. Задания Олимпиады
7.1. Олимпиадные задания предусматривают проверку теоретических знаний и практических умений решения задач, полученных на занятиях.
7.2. Теоретические задания для участников Олимпиады включают в себя
выполнение текстового задания, предусматривающего контроль знаний обучающихся по разделам:
- Развитие понятия о числе;
- Многогранники;
- Объём;
- Решение прикладных задач.
За каждый верный ответ ставится соответствующий заданию балл.
Приложение 2
Текстовые задания:
Вариант 1
В записи (1
2
3
4
5) замените * знаками действий и расставьте скобки так, чтобы получилось 100. (1 балл)
Мальчик собрал в коробку пауков и жуков – всего 8 штук. Если пересчитать, сколько ног в коробке, то окажется 54 ноги. Сколько же в коробке жуков и пауков? (2 балла)
*1*
3*2
*3*
3*2*
*2*5
1*8*30 (4 балла)
На окраску куба размером
требуется 2 грамма краски. Сколько краски потребуется на покраску куба размером
? (3 балла)
В летний лагерь поехали отдыхать три друга: Миша, Володя и Петя. Каждый из них имеет одну из следующих фамилий: Иванов, Семёнов и Герасимов. Миша не Герасимов, отец Володи – инженер, Володя учится на 2 курсе. Герасимов учится на 1 курсе, отец Иванова – учитель. Какая фамилия у каждого из трёх друзей? (3 балла)
Строительный кирпич весит 8 кг. Сколько весит игрушечный кирпич из того же материала, все размеры которого в 4 раза меньше? (4 балла)
Вариант 2
В записи
замените * знаками действий и расставьте скобки так, чтобы получилось 100. (1 балл)
На ферме у дяди Фомы живут куры и кролики. У них всего 35 голов и 94 ноги. Сколько кур и кроликов у дяди Фомы. (2 балла)
**5
1*7
2**5
13*0
***
4*77* (4 балла)
4. Фигура, изображённая на рисунке, состоит из 7 одинаковых квадратов.
Её периметр равен 32 см. Найдите площадь фигуры. (3 балла)
В университет поступили три одноклассницы. Одина из них будет экономистом, другая – бухгалтером, а третья – юристом. Их фамилии Иванова, Петрова и Сидорова.
а) У экономиста нет ни братьев, ни сестер.
б) Экономист самая младшая из одноклассников.
в) Сидорова дружит с братом Ивановой, старше бухгалтера.
Назовите фамилии экономиста, бухгалтера и юриста.
балла)
Башня Эйфеля в Париже, 300 м высоты, сделана целиком из железа, которого пошло на неё около 8 000 000 кг. Я желаю заказать точную железную модель знаменитой башни, весом всего 1 кг. Какой она будет высоты?
(Объёмы подобных тел относятся как кубы их высот.) (4 балла)
Таблица ответов:
Вариант 1
1·(2+3)·4·5=100
У пауков 8 ног, у жуков - 6 ног, тогда и
Решив систему найдём ответ: 5 жуков и 3 паука.
415
382
830
3320
1245
158530
18 граммов.
Миша Иванов, Володя Семёнов, Петя Герасимов.
Т.к. плотность одинаковая, значит масса равна объёму. Т.К. сторона игрушечного кубика в 4 раза меньше, следовательно
V= a/4 * a/4 *a/4 = a³/64 = 8/64 =0.125 кг = 125 граммов.
Вариант 2
У кролика 4 ноги, а у курицы – 2 ноги. Если бы у дяди Фомы были бы только куры, то 35 (голов)*2(ноги)=70.
94-70=24 (ноги, принадлежащие кроликам)
24 : 2=12 (кролики)
35-12=23 (курицы)
Проверка: 23*2+12*4=46+48=94.
Ответ: 12 кроликов и 23 курицы.
325
147
2275
1300
325
47775
4. 32:16=2(см)-сторона квадрата.
S=2·2=4(см²) – площадь одного квадрата.
S=4·7=28(см²) – площадь фигуры.
Ответ: 28 см².
5. Сидорова – юрист, Иванова – бухгалтер, Петрова – экономист.
6. Т.к. модель легче натуры в 8 000 000 раз, значит высота должна быть ниже в 200 раз, поэтому
300:200 = 1,5 м. Ответ: 1,5 м.
Список использованных интернет ресурсов
https://urait.ru - Электронно-библиотечная система
http://www.cleverstudents.ru/ -Доступная математика
http://ru.solverbook.com/ -Собрание учебных онлайн калькуляторов, теории и примеров решения задач
http://www.exponenta.ru/ - образовательный математический сайт
http://www.matematik.ru/ - сайт для подготовки к экзамену по математике
Учебники и учебные пособия для обучающихся
Дадаян А.А. Сборник задач по математике: учебное пособие/ 3-е изд: – М.: ФОРУМ: ИНФРА – М, 2021. – 352 с.
Григорьев В.П. Математика: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ В.П.Григорьев, Т.Н.Сабурова. - 4-е изд.,стер. – М.:Изд.центр «Академия», 2020. – 368с.
Башмаков М.И. Математика: Сборник задач профильной направленности: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ М.И.Башмаков. - 4-е изд.,испр. – М.:Изд.центр «Академия», 2021. – 208с.
Татарников О.В. и др. Математика. Практикум: учебное пособие для СПО. – Москва: Издательство «Юрайт», 2021. – 285 с.
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБЩЕТЕХНИКУМОВСКОЙ ОЛИМПИАДЫ
ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1 КУРСА
ФИО преподавателя,
преподаватель математики
наименование ОУ
Математическая олимпиада студентов состоялась «дата проведения». Олимпиада проводилась в «наименование ОУ».
Олимпиада – это соревнование, где несколько предложенных задач нужно решить за определённое время набор задач должен учитывать возможности и интересы участников; задания должны быть достаточно трудными, чтобы выявить победителей и, в тоже время, доступными для выполнения, и разнообразными, чтобы удовольствие и пользу получило большинство участников.
Какие же задачи ставились перед участниками олимпиады?
Помимо выявления победителей, важной целью олимпиады должно быть развитие интереса к математике. Обучающиеся справились с большей частью предложенных заданий. Значительная часть задач была с нестандартной формулировкой. Для поиска ответа и доказательства нужны не столько знания, сколько умение логично рассуждать, перевести необычное условие на подходящий математический язык. Наибольших успехов в олимпиадах добились обучающиеся с нестандартным, творческим мышлением и высокими математическими способностями. Результаты олимпиады представлены в таблице:
№ п/п | Груп-па | Фамилия Имя Отчество | Количество баллов за задачу № | Итоговый балл | Рейтинг (место) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | | |
1 | | | | | | | | | | |
2 | | | | | | | | | | |
3 | | | | | | | | | | |
4 | | | | | | | | | | |
5 | | | | | | | | | | |
6 | | | | | | | | | | |
7 | | | | | | | | | | |
8 | | | | | | | | | | |
9 | | | | | | | | | | |
10 | | | | | | | | | | |
11 | | | | | | | | | | |
Цели и задачи олимпиады были достигнуты. Олимпиада проходила в дружественной атмосфере, студентам было весело и интересно решать предложенные мной задачи, а для меня это самое главное!
Победители олимпиады награждены грамотами и сладкими призами.
Преподаватель ФИО