СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по Мировой художественной культуре 9 класс

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиада по МХК с ответами для учащихся 9 класса

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по Мировой художественной культуре 9 класс»

9 класс

Задание 1

В клетках квадрата написаны 4 слова. Прочитать их можно по ломаной линии, которая не должна пересекаться и не должна заходить на какую-либо клетку дважды.

1. Соберите эти слова и запишите их в таблицу № 1 рядом с соответствующим изображением.

2. В таблице № 2 дайте им лаконичное пояснение, определение.

3. Запишите название художественного явления, объединяющего все найденные Вами слова.

4. Запишите ОДИН яркий пример культурного наследия, относящегося к определённому Вами художественному явлению. Поясните свой выбор.

з

е

т

ф

и

н

р

ь.

и

н

ь,

с


ф

а,

а

к

о

х

м

н

ь,

х

л

о

Таблица № 1

1.

2.

3.

4.

Таблица № 2

Слова

Определения

1. зернь

ювелирная техника, при которой используется напайка мелких золотых, или серебряных украшений в форме шариков.

2. скань

вид ювелирной техники, при которой на металлический фон напаивается узор из тонкой золотой, серебряной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки

3. хохлома

декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненная чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону.

4.финифть

традиционная русская роспись по белой эмали. Промысел сохранился в Вологде и Ростове.

Название художественного явления

Русские народные промыслы

Пример культурного наследия, пояснения выбора

Гжель - изделия народной художественной керамики с яркой синей росписью по белому фону. Это один из основных старинных центров русской керамики.


Критерии оценки:

1. Участник находит 4 слова. По 1 баллу за каждое найденное слово. Максимум - 4 балла.

Участник верно соотносит 4 слова с изображениями. По 1 баллу за каждое верное соотнесение. Максимум - 4 балла.

2. Участник дает 4 определения расшифрованным словам. По 2 балла за каждое определение (1 балл - правильность, 1 балл - грамотность). Максимум - 8 баллов.

3. Участник верно определяет художественное явление, объединяющее все найденные слова - 1 балл.

4. Участник приводит пример культурного наследия определенной им эпохи (1 балл), дает его характеристику (2 балла). Максимум - 3 балла.

Максимальная оценка за ответ - 20 баллов.


Задание 2

2.1

Крупнейший русский поэт серебряного века Осип Эмильевич Мандельштам в одном из своих известных стихотворений назвал Рембрандта мучеником светотени.

Как светотени мученик Рембрандт,

Я глубоко ушел в немеющее время…

Как Вы думаете, почему?

Выберите из предложенного ряда работ мастеров голландской живописи XVII века произведения Рембрандта и постарайтесь правильно назвать их.

Впишите автора и названия его работ под иллюстрациями.

Укажите полное имя художника.

Назовите авторов оставшихся полотен и укажите названия этих произведений. Впишите их под иллюстрациями.

1. Питер де Хох (или Хоох). Хозяйка и служанка во внутреннем дворике

2. Рембрандт Харменс ван Рейн. Давид и Урия

3. Вермеер (Ян Вермеер Делфтский). Урок музыки

4. Рембрандт. Возвращение блудного сына.

5. Рембрандт. Артаксеркс, Аман и Эсфирь.

6. Вермеер. Географ.

Правильный ответ:

1. Гениальный голландский живописец, работы которого потрясают своим психологизмом и проникновением вглубь человеческой души, мастерски использовал светотень как средство художественной выразительности. Этот приём был одним из характерных в манере художника. Практически все его работы демонстрируют это.

2. Рембрандт Харменс ван Рейн

Критерии оценки:

  1. За логическое и грамотное объяснение смысла стихотворной строфы О. Мандельштама - 2 балла (1 балл - за логику, 1 балл - за грамотность).

  2. Правильный отбор работ Рембрандта – 3 балла.

Правильное название работ Рембрандта – по 2 балла за каждое правильно названное произведение - 6 баллов.

  1. За правильное написание полного имени художника - максимум 3 балла.

  2. Правильное указание имён Питера де Хоха (или Хооха) и Вермеера (Ян Вермеер Делфтский) – до 3 баллов за каждый правильный ответ. Максимум 6 баллов.

Правильное название их произведений - максимум 6 баллов (по 2 балла за название).

Максимальная оценка за ответ- 26 баллов.


2.2

Крупнейшие флорентийские скульпторы кватроченто Донателло, Вероккио, Поллайоло предпочитали работать в бронзе. В начале XVI века в Риме были извлечены из толщи земли памятники скульптуры поздней античности. В том числе Лаокоон и так называемый Бельведерский торс, изображающий Геракла, сидящего на шкуре льва. Эти произведения видел молодой Микеланджело. Они повлияли на его дальнейшее творчество.

1. Каким образом проявилось это влияние?

Для поиска правильного ответа сравните работы Микеланджело с работами античных мастеров:

Лаокоон

Бельведерский торс


Работы Микеланджело:

1.

2.

3.

4.


Вариант правильного ответа:

1. Античное влияние на творчество Микеланджело в первую очередь проявилось в использовании мрамора, а не бронзы. Со времен Донателло излюбленным материалом флорентийских скульпторов была бронза. Бронза в значительно большей степени, чем мрамор, рассчитана на силуэт, на острое ведение линии. Она пригодна для изображения резкого бурного движения, для разорванной композиции. Микеланджело, напротив, с ранней юности оказывал предпочтение замкнутой массе, не столько контуру, сколько объёму. Поэтому его влекло к мрамору. Мрамор делается единственным материалом его скульптурных воплощений.

2. Знакомство Микеланджело с памятниками поздней античности сказалось на его технике обработки мрамора, на склонности к гладкой, блестящей полировке поверхности и на усиленном применении бурава.

3. Микеланджело вводит мотив задержанного, связанного движения и мощного физического напряжения, которое мы видим и в Лаокооне.


Критерии оценки:

Если участник олимпиады обратит внимание на характерное для Микеланджело предпочтение мрамора бронзе (для этого достаточно внимательно сопоставить изложенные в вопросе данные и прилагаемые фотографии) – 2 балла.

Если участник олимпиады укажет на влияние на Микеланджело античной техники обработки мрамора (а это возможно только благодаря предварительной подготовке) – 3 балла.

Если участник олимпиады сможет отметить как специфическую особенность очень характерный для Микеланджело мотив задержанного движения (для этого необходимы и внимание и некоторые искусствоведческие знания) – 5 баллов.


Максимальная оценка за ответ - 10 баллов.


Задание 3


Перед Вами работы русских художников XIX века:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

  1. Укажите названия представленных работ.

  2. Систематизируйте данные произведения по авторам. Назовите авторов.

  3. К какому жанру живописи Вы бы отнесли эти произведения?

  4. Выполните сравнительный анализ работ № 1 и № 2.

Предполагаемый вариант ответа:

  1. 1 – Портрет А.С. Пушкина; 2 – Портрет А.С. Пушкина; 3 - Кружевница; 4 – Портрет Е.В. Давыдова; 5 – Автопортрет на фоне окна с видом на Кремль; 6 – Портрет Арсения Васильевича Тропинина, сына художника.

  2. Группа 1: работы Василия Андреевича Тропинина - № 1; 3; 5; 6.

Группа 2: работы Ореста Адамовича Кипренского - № 2; 4.

  1. Жанр живописи – портрет.

  2. Образ поэта А.С. Пушкина, созданный О.А. Кипренским, более торжественный, отличается приподнятостью, большой силой обобщения. А.С. Пушкин В.А. Тропинина более прост, понятен. В.А. Тропинин и О.А. Кипренский сохранили своё понимание личности поэта, своё художественное видение. В.А. Тропинин уделяет больше внимания жизненной, бытовой характеристике образа и через неё раскрывает внутренний мир поэта, несколько подчёркивая чувственную сторону образа. О.А. Кипренского же больше интересует поэтическое вдохновение, интеллектуальная ясность образа.

Очень верно подметил искусствовед А. Сидоров: “Между портретами Пушкина Тропинина и Кипренского – знаменательная противоположность. Интимный “расстегнутый” Пушкин у Тропинина и Пушкин строго подтянутый у Кипренского; Москва и Санкт-Петербург; халат и сюртук, добрый “барин” у Тропинина и изысканный европеец у Кипренского; акцент на интимном реализме в одном случае и на шаблонизированном поэте-художнике в другом…”.


Критерии оценки:

  1. Участник называет работы (1 балл за каждое правильное название, максимально 6 баллов).

  2. Участник группирует произведения (по 1 баллу за каждое правильное соотнесение, максимально 6 баллов). Правильно указывает имена художников (по 1 баллу, максимально 2 балла). В сумме за ответ максимально 8 баллов.

  3. Участник правильно определяет жанр представленных работ – 1 балл.

  4. Участник грамотно и логично выполняет сравнительный анализ работ № 1 и № 2 – максимум 5 баллов.


Максимальная оценка – 20 баллов.


Задание 4


4.1. В таблице перепутаны понятия и их определения.

1. Соотнесите понятия с их определениями.

2. Внесите в таблицу ответа буквы, соответствующие цифрам.

3. Дайте определение оставшимся понятиям.

Понятия

Определения

1. Пилястра

А – вид графического искусства, в котором изображение получается в результате оттиску на бумаге с печатной формы – доски из металла, дерева, линолеума.

2. Гризайль

Б – краска, состоящая из пигмента, замешанного на яичном желтке, белке или казеине и разбавляемая водой.

3. Гравюра

В – плоский вертикальный выступ прямоугольного сечения на поверхности стены или столба, имеющий те же части (база, ствол, капитель) и пропорции, что и колонна

4. Темпера

Г – фантастические существа в средневековом искусстве как образы демонического и населенного драконами подземного мира

5. Орхестра

Д

6. Горгульи

Е


Предполагаемый вариант ответа:


1

2

3

4

5

6

Буквы

В

Д

А

Б

Е

Г


Понятия

Определения

Орхестра

«Место для пляски», в древнегреческом театре представляла собой круглую или полукруглую площадку, на которой выступали актеры и хор.

Гризайль

Вид декоративной живописи, способ росписи, основанный на полутонах одного цвета.


Критерии оценки:

За каждое правильное соотношение понятия и его определения начисляется 1 балл, максимально – 4 балла.

За каждую верную формулировку определения понятия – 2балла, максимально – 4 балла.


Максимальная оценка – 8 баллов.



4.2. С 26 августа по 9 октября 2016 г. в выставочном центре "Галерея" в г. Ижевске проходила выставка всемирно известного художника, работы которого здесь представлены:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

1. Назовите имя художника.

2. В какой стране и в какое время он жил?

3. Распределите работы по жанрам


Предполагаемый вариант ответа и критерии оценки:

1. Доре - 1 балл; Гюстав Доре - 2 балла (максимум 2 балла)

2. Франция 1 балл, 19 век (1832-1883 гг.) - 1 балл (максимум 2 балла)

3. Сказочный жанр - 1,3,4,5; библейский жанр - 2,6. Правильное распределение работ по жанрам - по 1 баллу за каждое правильное соотнесение (максимум 6 баллов).

4. Придумайте название выставки. Запишите несколько вариантов.

Шедевры Гюстава Доре

Книжки наших бабушек

Великий иллюстратор 19 века


По одному баллу за каждый творческий вариант названия (максимум 3 балла)

5. Ниже приведена работа Менсадыка Гприпова. Сравните её с работой № 1. Что их объединяет и в чём различия?





Сходства

Работа № 1

Работа М. Гарипова

Вид искусства - графика,

Её разновидность - гравюра, книжная иллюстрация

Ахроматические (чёрно-белые)

Жанр - сказочный

Различия

Техника - литография

Техника - офорт

Авторская манера Г. Доре

Авторская манера М. Гарипова

Иллюстрация к сказке Ш. Перро "Красная Шапочка"

Иллюстрация к сказкам легендам и мифам удмуртского народа

Настроение тревоги и недоверия

Настроение полного объединения людей, животных и окружающих явлений


За каждую характеристику по 1 баллу (максимум 7 баллов).


Максимальная оценка за ответ – 20 баллов.





Общее количество баллов за все задания - 104 балла.


7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!