СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по предмету Мировая художественная культура для учащихся 10 класса

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиада по предмету Мировая художественная культура для учащихся 10 класса

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по предмету Мировая художественная культура для учащихся 10 класса»

10 класс

Задание 1

Перед Вами 5 слов, в которых буквы переставлены местами. Каждому слову соответствует одно из изображений.

  1. Расшифруйте написанные слова. Впишите их в таблицу № 1 вместе с номером соответствующего изображения.

  2. Кратко поясните в таблице № 2 смысл этих слов.

  3. Напишите, к какой культурно-исторической эпохе относятся расшифрованные слова.

  4. Приведите ещё один образец искусства культуры этого же периода. Поясните выбор.


ДЖУНСТОХЕН

РЕМГНИ

НАДРМЕ

НОНФЕПАР

КУРЗИКАТ


Предполагаемый вариант ответа:

Таблица № 1.

1. Парфенон

2. Меандр

3. Стоунхендж

4. Зиккурат

5. Менгир


Таблица № 2.

Слова

Определения

1. Парфенон

древнегреческий храм, расположенный в афинском Акрополе, главный храм в древних Афинах, посвящённый покровительнице этого города Афине-Деве

2. Меандр

Один из самых распространённых у этруссков, древних греков, а затем и у римлян типов орнамента.

3. Стоунхендж

Самый известный кромлех, возведённый на рубеже каменного и бронзового веков. Находится в Великобритании.

4.Зиккурат

В Месопотамии многоступенчатое культовое сооружение, типичное для шумерской, ассирийской, вавилонской и эламской архитектуры.

5.Менгир

Простейший мегалит в виде вертикально установленного человеком разной степени обработки камня. Иногда они располагались в несколько рядов.

Название культурной эпохи

Все приведенные в задании примеры относятся к художественной культуре Древнего мира и Античности (эгейское искусство)

Пример культурного наследия, пояснение выбора

Львиные ворота в городе Микены (XIVв. до н.э.), служили центральным входом в крепость Микен и были сложены из трёх огромных каменных глыб. Над пролётом расположена треугольная известняковая плита с рельефным изображением колонны – священного символа правителей Микен, а по бокам – фигуры царственных львов.

Критерии оценки:

  1. Участник расшифровывает 5 слов – понятий. По 1 баллу за каждую расшифровку. Максимально – 5 баллов.

  2. Участник верно соотносит 5 понятий с изображениями. По 1 баллу за каждое верное соотнесение. Максимально – 5 баллов.

  3. Участник даёт 5 определений расшифрованным понятиям. По 2 балла за каждое определение (1 балл - правильность, 1 балл - грамотность). Максимально – 10 баллов.

  4. Участник верно определяет культурно-историческую эпоху – 1 балл.

Участник приводит пример культурного наследия определенной им эпохи (1 балл), дает его характеристику (2 балла). Максимум - 3 балла.


Максимальная оценка за ответ - 24 балла.


Задание 2

2.1

Среди советских иллюстраторов детской книги был хорошо известен этот мастер, оформлявший книги В.В. Бианки, С.Я. Маршака, В.М. Гаршина и др. Созданные им образы животных многие помнят с детства. Его называют одним из самых любимых детьми художников, изображающих животных, лучшим художником - анималистом. Равных ему не было. Он сохранял непосредственность и свежесть детского взгляда на мир животных и детского восприятия жизни. Ему был присущ особый стиль. Отец этого художника служил в должности губернского архитектора Вятской губернии. Христианские храмы, возведённые по его проектам в так называемом русском стиле, заимствовавшем архитектурные формы древнерусского искусства XVII в. до сих пор сохраняются на территории Удмуртии.

Рассмотрите книжные иллюстрации и фотографии храмов и назовите фамилию отца и сына, их имена и отчества.


Опишите кратко, какие чувства вызывают у вас образы животных на приведённых здесь книжных иллюстрациях.

Кого ещё из художников-иллюстраторов Вы знаете?

Правильный ответ: книжный иллюстратор – Евгений Иванович Чарушин, архитектор – Иван Апполонович Чарушин. (Главной подсказкой правильного ответа на этот вопрос является фотография хорошо известного ижевчанам восстановленного Свято-Михайловского собора в Ижевске.)

Чувства, вызываемые образами животных в иллюстрациях Е.И.Чарушина: доброта, нежность, умиление, желание защитить, сопереживание.

Художники-иллюстраторы: Гюстав Доре, Менсадык Гарипович Гарипов, Иван Яковлевич Билибин, Владимир Михайлович Конашевич.

Критерии оценки:

Правильное указание фамилии – по 2 балла (всего 4 балла)

Правильное указание каждого имени и отчества – по 1 баллу (всего 4 балла)

Правильно сформулированные эмоции от иллюстраций – 5 баллов.

Указание имён и фамилий художников-иллюстраторов - по 3 балла, если указаны фамилия, имя и отчество. Если только фамилия - по 1 баллу за каждую фамилию. Максимально - 15 баллов.


Максимальная оценка за ответ - 28 баллов.



2.2

Перед вами портрет кисти английского портретиста Джорджа Доу, запечатлевший императора Александра I, центральная часть триптиха Павла Корина «Александр Невский», работа Зинаиды Серебряковой «Беление холста» и произведение выдающегося французского живописца Антуана Ватто «Жиль», изображающее актёра в сценическом костюме.

Рассмотрите их внимательно, и скажите, какая композиционная особенность их объединяет и какому художественному впечатлению она способствует?

1.

2.



3.

4.

Правильный ответ: Для композиционного построения всех этих полотен характерна низкая линия горизонта, на фоне которой человеческая фигура, приближенная к первому плану и представленная в полный рост выглядит более монументально и величественно.


Критерии оценки:

Если участник олимпиады обратит внимание на низкую линию горизонта как на общую черту всех представленных полотен оценка 5 баллов.

Если отметит приближенность фигур к первому плану5 баллов.

Если отметит изображение персонажей в полный рост5 баллов.

Если сформулирует мысль о том, что такое композиционное решение способствует возвеличиванию человека – 5 баллов.

Максимальная оценка за ответ - 20 баллов.


Задание 3

Перед Вами полотна мастеров XVIIвека:

1.

2.

3.

4.

5.

6.


  1. Заполните таблицу:

  2. Перечислите 2 наиболее характерные черты творческой манеры художника, чьих работ оказалось больше.

Предполагаемый вариант ответа:

  1. № илл.

    Название работы

    Имя автора

    Страна

    1

    Завтрак

    Питер Клас

    Голландия

    2.

    Натюрморт с лебедем

    Франс Снейдерс

    Фландрия

    3.

    Союз Земли и Воды

    Питер Пауль Рубенс

    Фландрия

    4.

    Даная

    Рембрандт ван Рейн

    Голландия

    5.

    Натюрморт

    Франсиско Сурбаран

    Испания

    6.

    Персей и Андромеда

    Питер Пауль Рубенс

    Фландрия

  2. Характерные черты творческой манеры Питера Пауля Рубенса: яркий колорит, декоративность, эмоциональность образов, динамизм, аристократичность.


Критерии оценки:

Участник называет работы (1 балл за каждое правильное название, максимально 6 баллов).

Участник называет имена авторов представленных произведений (1 балл за каждый правильный ответ, максимально 6 баллов).

Участник определяет страны, в которых жили и работали мастера (1 балл за каждый правильный ответ, максимально 6 баллов).

Участник перечисляет характерные черты творческой манеры художника (по 1 баллу за каждую верную характеристику, максимально – 4 балла).

Максимальная оценка за ответ - 22 балла.


Задание 4

4.1

Даны изображения 8 архитектурных сооружений 3 разных стилей.

1. Напишите название памятников, их место расположения (город) и авторов.

Предполагаемый вариант ответа:

1. Софийский собор в Новгороде

Автор неизвестен

2. Казанский собор в Петербурге

А. Воронихин

3. Смольный собор в Петербурге

Ф.-Б. Растрелли

4. Успенский собор Московского Кремля

А. Фиораванти

5. Собор Покрова на рву в Москве (как вариант ответа - собор Василия Блаженного)

Барма и Постник

6. Большой театр в Москве

И. Бове

7. Собор Александра Невского (как вариант ответа - Александро-Невский собор) в Ижевске

С. Дудин

8. Зимний дворец в Петербурге


Ф.-Б. Растрелли


2. Заполните таблицу:

а) соберите номера сооружений в группы по стилям,

б) напишите отличительные характерные признаки каждого архитектурного стиля,

в) расположите группы в хронологической последовательности.

№ п/п

№ сооружения

стиль

характерные черты

1.

1, 4, 5




Древнерусская архитектура

В архитектуре древнерусских храмов утвердился кубический крестово-купольный тип с опорными крещатыми столбами, поддерживающими своды и купола на световых барабанах, также строились шатровые храмы, внутренняя структура четко выражалась во внешних формах.

2.

3, 8





Барокко

Барокко – художественный стиль, в русской архитектуре - конца XVII - середины XVIII в., отличающийся декоративной пышностью, сложными и динамичными формами планов и объемов.

3.

2, 6, 7






Классицизм

Классицизм художественный стиль, в русской архитектуре – второй половины XVIII - начала XIX в., рассматривал античность как идеальную этическую и художественную норму.

Классицизму присущи четкие геометрические формы планов и объемов, симметричность, использование ордерных элементов (колонн, треугольных фронтонов).


Критерии оценки:

1. Участник правильно называет архитектурные памятники, их место расположения, авторов - за каждый правильный ответ – 1 балл, максимально - 24 балла.

2. Участник правильно собирает архитектурные памятники в стилистические группы - за каждый правильный ответ – 1 балл, максимально - 8 баллов.

2. Участник правильно формулирует отличительные черты архитектурных стилей – за каждый правильный ответ – 3 балла, максимально - 9 баллов.

За дополнительную информацию по каждому определению – от 1 до 2 баллов за каждый стиль, максимально 6 баллов.

3. Участник выстраивает стилистические группы в правильной хронологической последовательности – за каждый правильный ответ – 1 балл, максимально –3 балла.


Максимальная оценка за ответ - 50 баллов.



4.2

Определите к каким видам искусства относятся представленные здесь произведения. Впишите ответы.

Предполагаемый вариант ответа и критерии оценки:


1. графика

2. декоративно-прикладное искусство (дпи)

3. кино (или если имеется в виду афиша, то графика)

4. живопись

5. графика (так как это книжная иллюстрация)

6. декоративно-прикладное искусство (дпи)



за каждое правильное определение вида искусства по 1 баллу (максимум 6 баллов)

Какие из этих работ могли бы стать экспонатами выставки, афишу которой Вы видите:

Объясните название выставки.

Название "Не чёрный квадрат" - отражает суть экспозиции: на выставке представлены платки и композиции для интерьера традиционной (квадратной) формы, расписанные в технике батика. Таким образом художницы акцентируют внимание на содержании, демонстрируя разнообразие декоративных решений, технических подходов. «Не чёрный квадрат» - это легкая ирония по поводу большого внимания людей к "Черному квадрату" К. Малевича. Художницы, по всей видимости, хотят сказать, что нет, мир не черный, посмотрите, какой он прекрасный, цветной, наполненный позитивными образами.

За интересное, грамотное и логичное объяснение названия - 4 балла.

Перечислите, какие работы Казимира Севериновича Малевича, кроме Чёрного квадрата, входят в его супрематический цикл?

Чёрный квадрат задумывался как часть триптиха, который включал Чёрный крест и Чёрный круг. Существовали так же Белый квадрат, Красный квадрат, Супрематическая композиция, "Супрематизм" 16, Белый крест и др.

За знание супрематических работ К. Малевича - максимум 6 баллов (по 1 баллу за каждую работу).

В ходе работы выставки проходили творческая встреча с художницами и мастер-класс "Платок". А какие мероприятия предложили бы Вы с целью привлечения в "Галерею" ещё большего числа посетителей?

1. Показ моделей одежды с применением техники батика,

2. Вечер музыки,

3. Флешмоб с платочками,

4. Конференция "Старые традиции и новые технологии".

По 1 баллу за каждое творческое предложение. Максимум 4 балла.


Максимальная оценка за ответ - 20








Общее количество баллов за все задания - 164.

7



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!