11 класс
Задание 1
Перед Вами 5 слов, в которых буквы переставлены местами. Каждому слову соответствует одно из изображений.
Расшифруйте написанные слова. Впишите их в таблицу № 1 вместе с номером соответствующего изображения.
АКИДВУ |
НТНЕОАП |
АИАИАТКДР |
ЯМЕКОДИ |
ФАКИРА |
Кратко поясните в таблице № 2 смысл этих слов.
Напишите, к какой культурно-исторической эпохе относятся расшифрованные слова.
Приведите ещё один образец искусства культуры этого же периода. Поясните выбор.
Предполагаемый вариант ответа:
Таблица № 1.
 |  |  |
1. Кариатида | 2. Комедия | 3. Виадук |
 |  |
4. Пантеон | 5. Кифара |
Таблица № 2
Слова | Определения |
1. Кариатида | Статуя одетой женщины, введённая в употребление древнегреческим зодчеством для поддержки антаблемента, заменявшая собой колонну или пилястру. |
2. Комедия | Один из жанров древнегреческой драматургии. Она берет свои истоки в народных обрядовых действиях, которые устраивались в честь плодородия. Подобные празднества, в основном, состояли из веселых песен, шуток, насмешек и непристойностей. |
3. Виадук | Сооружение мостового типа, возводимое на пересечении дороги с глубоким оврагом, лощиной, горным ущельем. |
4. Пантеон | “Храм всех Богов” в Риме, построенный в 125 г. Имеет купольное перекрытие, достигающее в диаметре 43,2 м. К цилиндрической части храма примыкает глубокий портик с двускатной крышей. |
5 5. Кифара | Древнегреческий струнный щипковый музыкальный инструмент; самая важная в античности разновидность лиры. Один из самых распространённых музыкальных инструментов в Древней Греции. |
Название культурной эпохи | Все приведенные в задании примеры относятся к художественной культуре Античности (Древняя Греция и Древний Рим) |
Пример культурного наследия, пояснение выбора | Колонна Траяна – колонна на форуме Траяна в Риме, созданная архитектором Аполлодором Дамасским в 113 г. Высота – 38 м. Представляет собой мраморный цилиндр, водружённый на кубический постамент. Сверху донизу колонна спирально покрыта рельефами, рассказывающими о военных походах Траяна против придунайского народа даков. |
Критерии оценки:
Участник расшифровывает 5 слов – понятий. По 1 баллу за каждую расшифровку. Максимально – 5 баллов.
Участник верно соотносит 5 понятий с изображениями. По 1 баллу за каждое верное соотнесение. Максимально – 5 баллов.
Участник даёт 5 определений расшифрованным понятиям. По 2 балла за каждое определение (1 балл - правильность, 1 балл - грамотность). Максимально – 10 баллов.
Участник верно определяет культурно-историческую эпоху – 1 балл.
Участник приводит пример культурного наследия определенной им эпохи (1 балл), дает его характеристику (2 балла). Максимум - 3 балла.
Максимальная оценка за ответ - 24 балла.
Задание 2
2.1.
Великие живописцы XVII в. Рубенс и Рембрандт оба обращались к библейскому сюжету, повествующему о любви царя Давида к красавице Вирсавии, жене военачальника Урии. Чтобы уничтожить Урию, царь Давид послал его на верную смерть. Моделями обоим художникам служили их возлюбленные: Рембрандту – его подруга Хендрикье Стоффельс, Рубенсу – его юная жена Елена Фоурмент. На обоих полотнах фигурирует письмо – любовное послание царя Давида к Вирсавии. Но оба художника совершенно по-разному трактуют сюжет.
Определите, на какой из репродукций работа Рембрандта, а на какой – Рубенса. Запишите ответы под иллюстрациями.
 |  |
1. | 2. |
Напишите, в чём разница в трактовках у обоих мастеров.
Предполагаемый вариант ответа:
Рембрандт сосредоточился на трагической составляющей этого сюжета: муж Вирсавии, достойный уважения человек, будет подло уничтожен. На полотне Рембрандта Вирсавия только что получила послание Давида и погрузилась в горькие раздумья. Она полна предощущением собственной вины, печали, скорби, осознания неотвратимости судьбы, тяжёлой меланхолии. Только великий голландский художник мог с такой драматической силой использовать искусственное освещение, свет, выхватывающий из окружающей тьмы объект, в котором сконцентрировано самое главное психическое напряжение картины.
Рубенс же просто воспевал женскую красоту и старался видеть светлую и радостную сторону жизни. Его Вирсавия – женщина гордая, уверенная в своей красоте. С достоинством смотрит она на негритёнка, принесшего ей письмо царя Давида. Ни тени сомнений, ни душевных переживаний нет в этом прославляющем женскую красоту образе. Здесь самое важное – образ всепокоряющей женской красоты. Полотно Рубенса сложно и богато по колориту, полно света и воздуха. Впечатлению праздника жизни способствуют пышные барочные драпировки, прозрачная струящаяся вода фонтана и струящиеся золотистые волосы Вирсавии, которые любовно расчёсывает служанка. Здесь библейский сюжет наполнен совершенно иным смыслом.
Критерии оценки:
Правильное определение авторства – 2 балла.
Содержательный и грамотный сравнительный анализ – 20 баллов (по 1 баллу за каждую верно указанную характеристику).
Участник олимпиады должен уловить и прочувствовать разницу в трактовке сюжета. Чем точнее будет сформулирован ответ, тем выше оценка.
Грамотный литературный стиль изложения – дополнительные – 4 балла.
Максимальная оценка - 26 баллов.
2.2
Карл Павлович Брюллов и Фёдор Антонович Бруни – ровесники, талантливые и трудолюбивые выпускники Петербургской Академии художеств почти одновременно уехали в Италию. Там обоими были созданы крупные полотна, полные драматизма, обращённые к теме природных и мифичесих катаклизмов: «Последний день Помпеи» и «Медный змий». Высокое мастерство, вдумчивость и воображение, подкреплённое полученными из литературы знаниями, были характерны для всего творчества Ф.А. Бруни. Однако, такого успеха, такого единодушного всеобщего восторга, какой сопутствовал «Последнему дню Помпеи», «Медный змий» Ф.А. Бруни не имел. Хотя критики высоко оценили композицию, компоновку и рисунок групп, гармоничный колорит и блестящее живописное мастерство.
Как вы думаете, почему «Медный змий» не имел успеха? Рассмотрите внимательно оба полотна и постарайтесь дать правильный ответ.
Для справки: «Медный змий» был написан на сюжет Ветхого завета. Бог послал в наказание иудеям множество змей, которые своими укусами губили людей. Моисей вымолил у Бога спасение для людей: он изготовил медного змия, одного взгляда на которого было достаточно, чтобы сохранить жизнь.
Правильный ответ:
В знаменитой работе Брюллова присутствует понятный зрителю романтический сюжет противостояния человека и стихии, воплощённый в благородных классицистических формах. Романтическая тенденция проявилась и в необычном молниеносном освещении на фоне огненной лавины. Освещение выбеливает цвет, лишая полуобнажённые фигуры телесного тона, уподобляя их мраморным изваяниям. Конфигурации групп, абрисы развевающихся драпировок приобретают декоративное изящество. Ужасающее гибельное зрелище заметно эстетизируется. При этом мы видим значительную одухотворённость персонажей, мобилизующих все физические и душевные силы в борьбе за свою жизнь и жизнь своих близких. Автор показывает благородство человека в самый трагический момент жизни.
В то же время работа Бруни – безотрадна, лишена поэтичности. Зритель видит множество умирающих, изображённых слишком однозначно и прямолинейно. Мрачный пейзаж, мёртвые тела, отсутствие ясности в воплощении сюжета. Смысл и цель Божьего наказания народа не вполне ясны. Зрителю бросаются в глаза фигуры распростёртого на переднем плане кричащего мужчины, гибнущего в расцвете лет, неподвижно лежащих мёртвых мальчиков, сидящего справа угрюмого старика, подбежавшей к колонне молодой матери с младенцем на руках. Моисей с его идеей чуда теряется в глубине композиции. Одухотворения и поэтичности он в полотно не вносит.
Критерии оценки:
Если участник олимпиады отметит одухотворённость одной работы и безотрадность другой, оценка 10 баллов.
За хороший стиль и чёткие формулировки – 5 баллов.
За грамотное использование искусствоведческой терминологии в тексте ответа надбавка – 5 баллов.
Максимальная оценка 20 баллов.
Задание 3
Перед Вами работы из графических серий выдающегося художника испанской школы.
Назовите имя автора представленных работ.
Укажите время, когда жил и работал мастер.
Вспомните названия данных графических листов, впишите их под иллюстрациями.
Напишите названия серий офортов, листы которых Вы видите.
Систематизируйте графические работы по сериям.
Как Вы считаете, почему так названы эти графические серии?
Предполагаемый вариант ответа:
Франсиско Гойя.
1744 – 1828.
1 – Сон разума рождает чудовищ, 2 – Какое мужество! 3 – Охота за зубами, 4 – За Что? 5 – До самой смерти, 6 – Автопортрет.
“Капричос” и “Бедствия войны”.
Серия “Капричос” – работы № 1, 3, 5, 6.
Серия “Бедствия войны” – работы № 2, 4.
Серия “Бедствия войны” названа так потому, что графические листы этой серии показывают катастрофическое действие войны на отдельного человека. Эта серия Ф. Гойи является своеобразным протестом против жестокости подавления антифранцузского восстания 2 мая 1808 года в Мадриде и последовавшей за ним войны. Серия стала отходом от традиций. Раньше было принято окружать войну героическим ореолом, Гойя же показывает без прикрас всю жестокость военных действий.
Листы серии “Капричос” являются сатирой на политические, социальные и религиозные порядки. Слово “Капричос” переводится с испанского как “причуды”. Из всех странностей, присущих обществу того времени, из многочисленных предрассудков автор отобрал те, которые показались ему подходящими для фантастических и вместе с тем поучительных картин. Здесь образы испанских народных пословиц, басен, поговорок, высмеивание людских суеверий и пороков – трусости, лицемерия, притворства, жестокости.
Критерии оценки:
Участник правильно называет автора представленных произведений – 1 балл.
Участник правильно указывает годы жизни мастера или период – 1 балл.
Участник называет работы (1 балл за каждое правильное название, максимально 6 баллов).
Участник правильно определяет названия серий офортов и, соответственно, их количество – максимально 2 балла.
Участник группирует произведения по сериям (по 1 баллу за каждое правильное соотнесение, максимум 6 баллов).
Участник грамотно и логично обосновывает названия графических серий художника - максимальная оценка – 4 балла.
Максимальная оценка за ответ – 20 баллов.
Задание 4
4.1. Даны изображения архитектурных памятников:
1.Подпишите памятники, их авторов, время их создания (век или название эпохи) и место расположения (страна, город) под изображениями.
Предполагаемый вариант ответа:
 |  |
1. - Главный корпус оружейного завода (завод Ижмаш – концерн М.Т. Калашников) Автор - Семён Дудин Классицизм, в России: вторая половина XVIII-нач.XIX века. г. Ижевск | 2. Церковь Ризоположения Автор неизвестен Древняя Русь, X – XVII в. Московский Кремль, г. Москва |
 |  |
3. Церковь Вознесения Автор неизвестен Древняя Русь, X – XVII в. с. Коломенское | 4. Екатерининский дворец Ф.-Б. Растрелли Барокко, в России: конец XVII–первая половина XVIII века. Царское село (г. Пушкин) |
 |  |
5. Большой театр Семён Дудин Классицизм, в России: вторая половина XVIII-нач.XIX века г. Москва | 6. - Ярославский вокзал Ф.Шехтель Модерн, в России: 90-е годы XIX– нач. XX в. г. Москва |
 |  |
7. церковь Покрова Автор неизвестен Древняя Русь, X – XVII в. около с. Боголюбово, в устье реки Нерль | 8. Особняк С.Рябушинского Ф.Шехтель Модерн, в России: 90-е годы XIX– нач. XX в. г. Москва |
 |  |
9. Собор Смольного монастыря (Смольный собор) Ф.-Б. Растрелли Барокко, в России: конец XVII–первая половина XVIII века. г. Санкт-Петербург | 10. Колокольня Ивана Великого Бон Фрязин Древняя Русь, X – XVII в. Московский Кремль, г. Москва |
| |
11. Собор св. Петра и Павла (Петропавловский собор) ДоменикоТрезини Барокко, в России: конец XVII–первая половина XVIII века г. Санкт-Петербург | 12. Исаакиевский собор Огюст Монферан Классицизм, в России: вторая половина XVIII-нач. XIX века г. Санкт-Петербург. |
2. Соберите номера сооружений в группы по стилям.
3. Напишите характерные признаки каждого архитектурного стиля.
4.Расположите группы в хронологической последовательности.
№ п/п | № сооружения | стиль | характерные черты |
1 | 2, 3, 7, 10 | Древне русская архитектура | В архитектуре древнерусских храмов утвердился кубический крестово-купольный тип с опорными крещатыми столбами, поддерживающими своды и купола на световых барабанах, также строились шатровые храмы, внутренняя структура четко выражалась во внешних формах. |
2 | 4, 9, 11 | 4,9 - Барокко, 11 - Петровское барокко | Барокко – художественный стиль, отличающийся декоративной пышностью, сложными и динамичными формами планов и объемов. |
3 | 1, 5, 12 | Классицизм | Классицизм — художественный стиль, рассматривал античность как идеальную этическую и художественную норму. Классицизму присущи четкие геометрические формы планов и объемов, симметричность, использование ордерных элементов (колонн, треугольных фронтонов). |
4 | 6, 8 | Модерн | Модерн — стиль, использовавший новые технико-конструктивные средства, свободную планировку, асимметрию, своеобразный архитектурный декор для создания необычных, подчёркнуто индивидуализированных зданий. Для модерна характерно отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных», интерес к новым технологиям, стремлением стать единым синтетическим стилем. |
Критерии оценки:
1. Участник правильно называет архитектурные памятники, за каждый правильный ответ – 1 балл, максимально -12 баллов.
Участник правильно называет автора, или не указывает его, там где автор неизвестен. За каждый правильный ответ – 1 балл, максимально –12 баллов.
Участник правильно называет место расположения памятника, за каждый правильный ответ – 1 балл, максимально -12 баллов.
2. Участник правильно собирает архитектурные памятники в стилистические группы - за каждый правильный ответ – 1 балл, максимально -12 баллов.
3. Участник правильно формулирует отличительные черты архитектурных стилей – за каждый правильный ответ – по 3 балла (1 балл за правильность, 1 балл за исчерпывающую полноту, 1 балл за грамотность изложения), максимально -12 баллов.
За дополнительную информацию по каждому определению – от 1 до 2 баллов за каждый стиль, максимально 8 баллов.
4. Участник выстраивает стилистические группы в правильной хронологической последовательности – за каждый правильный ответ – 1 балл, максимально –4 балла.
Максимальная оценка за ответ – 72 балла.
4.2.
Перед Вами - афиша выставки удмуртских живописцев, проходившей недавно в выставочном центре "Галерея" г. Ижевска.
У каждого из авторов этой выставки - Валентина Белых, Вячеслава Михайлова и Расифа Батыршина своя неповторимая манера письма.
Валентин Белых заявляет: "В картинах люблю смысл, историю, философскую основу, аллегорию. Художник-мыслитель – моё кредо".
"Главное для меня, - говорит Вячеслав Михайлов, - убедить себя в композиционной выстроенности, слаженности тона и цвета картины, что помогает прикоснуться к таинствам со сложными глубинными подтекстами".
Его работам свойственны фольклорная образность и удивительное чувство цвета.
Расиф Батыршин, объясняет: "Я показываю красоту простого и прекрасного мира в сочетании с искренностью и поэтическим мироощущением. Из-за нашей постоянной спешки мы не замечаем то, прекрасное, что окружает нас. В своих работах я обращаю внимание зрителя на красоту удмуртских мест".
1. Определите авторов этих картин с выставки.
Предполагаемый вариант ответа и критерии оценки:
| |
1. Вячеслав Михайлов | 2. Расиф Батыршин |
| |
3. Вячеслав Михайлов | 4. Расиф Батыршин |
| |
5. Валентин Белых | 6. Валентин Белых |
По 1 баллу за правильное определение. Максимум - 6 баллов.
2. Какое название этой выставки предложили бы Вы? Придумайте несколько вариантов. Названия: "Такая разная и родная", "Мой мир", "Философия места" и т.п.
За каждое интересное и образное название - по 1 баллу. Максимум 4 балла.
3. Работы каких художников Вы бы добавили в экспозицию и почему.
А. Ложкина, П. Ёлкина, С. Виноградова, М. Гарипова, Ф. Матанцева - это живописцы, которые также воспевают красоту родного края, обращаются к мифопоэтике удмуртского народа, используя реалистические традиции.
По 1 баллу за имя каждого верно названного художника Удмуртии. Максимум 5 баллов. За логичное объяснение участия художников - 1 балл. Максимум 6 баллов.
4. В ходе работы выставки проходили мастер-классы и творческая встреча с художниками. А какие ещё мероприятия предложили бы Вы?
В ходе выставки с целью привлечения в "Галерею" ещё большего числа посетителей можно провести вечер удмуртской поэзии, конференцию для студентов, школьников и искусствоведов "Чувство цвета", хепенинг или молодёжную "вечеринку" с использованием национальных костюмов, разучиванием народных поговорок и песен и т.п.
По 1 баллу за каждое творческое предложение. Максимум 4 балла.
Максимальная оценка за ответ – 20 баллов.
Максимальное количество баллов за все задания - 182.