СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ОЛИМПИАДА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ для 7класса. Школьный этап.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиадные задания с ответами предназначены для проведения внутришкольного этапа.Всего 7 заданий. Максимальное количество баллов 100. Время для выполнения заданий -  90минут.

Просмотр содержимого документа
«ОЛИМПИАДА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ для 7класса. Школьный этап.»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ 7 КЛАСС

100 баллов

Задание 1. (15 баллов) Выберите все правильные ответы и запишите их в таблицу.


1.1. Выберите из списка труды, связанные с философским наследием Древнего Востока:

а) Веды; б) Коран; в) Упанишады; г) Дао Дэ-цзин; д) «Капитал»

1.2. Выберите из списка права ребенка, которые он может реализовывать до достижения 14 лет:

а) знать своих родителей; б) обращаться в суд; в) на учет его мнения при решении вопросов, касающихся его лично; г) на обращение в органы опеки; д) на самостоятельное распоряжение деньгами, полученными, например, за участие в киносъемках

1.3. Какие характеристики из приведенных ниже характеризуют социальный прогресс:

а) реформы, отменяющие сословное неравенство; б) отмена жестоких наказаний в уголовном праве; в) открытие новых, неизвестных ранее видов животных; г) появление болезней, вызванных загрязнением природной среды; д) создание высокотехнологичного оружия.

1.4. Согласно Конституции РФ Президент может:

а) распустить Правительство; б) распустить Государственную Думу; в) снять с работы недобросовестного судью; г) отменить несправедливый, по его мнению, приговор суда; д) назначить Уполномоченного по правам ребенка в РФ;

1.5. Понятие «общество» может употребляться для обозначения:

а) группы людей, связанных общими интересами и кругом общения;б) народа, проживающего в государстве; в) исторического этапа развития какой-либо цивилизации; г) всего человечества, когда речь идет о его взаимодействии с природой; д) всего окружающего нас мира.

Задание 2. (7 баллов). Установите истинность или ложность суждений («ДА» или НЕТ») и занесите ответы в таблицу.

  1. и человеку, и животному свойственно приспосабливаться к окружающей среде;

  2. антропология – это раздел биологии, изучающий общество;

  3. человек может одновременно быть членом нескольких социальных групп;

  4. согласно российским законам, легальными источниками доходов человека могут быть только заработная плата, социальные пособия от государства (пенсии, стипендии и т.п.), помощь от родных и близких и полученное наследство;

  5. прямая зависимость цены товара от его качества – один из фундаментальных законов экономики;

  6. Российская Конституция гарантирует каждому человеку, вне зависимости от того, в каком преступлении он обвиняется, квалифицированную юридическую помощь;

  7. Одну и ту же потребность человека можно рассматривать при определенных обстоятельствах и как материальную, и как духовную.

Задание 3 (12 баллов). Подберите для каждой группы слов общее понятие, составными частями которого эти слова являются.

3.1. Область, край, республика, автономная область, автономный округ

3.2. Стадия накопления противоречий, стадия открытого противостояния, стадия достижения компромисса

3.3. Выдвижение кандидатов, предварительная агитация, голосование, подсчет голосов.

3.4. Прямохождение, членораздельная речь, сознание, использование орудий труда

3.5. Монеты, банкноты, драгоценные металлы, кредитные банковские карты, дорожные чеки

3.6. Школьный класс, рабочий коллектив, спортивная команда, политическая партия, родительский комитет

Задание 4 (10 баллов). Используя все указанные слова и словосочетания, составьте определения обществоведческим понятиям, указанным ниже.

1) привлекательности, личности, желаемого, для данной, обладающего, совершенства, и, образ, признаками, будущего,

2) контактов, процесс, людьми, и, результат, между, установления.

3) определенных, управляемое, убеждений, совершенное, сознательно, исходящее, дей­ствие, из, волей, человеком.

4) нормативный, конституцией, акт, органом, принятый, порядке, государственной, высшим, в установленном, власти.
5) го­сударства, верховенство, внутренних, самостоятельность, отношениях, делах, и, внешних, в его, и, независимость

Понятия: суверенитет, поступок, общение, закон, идеал

Задание 5. (16 баллов) В данном тексте пропущены слова, приведенные ниже в списке. Определите, что должно быть на месте пропусков и внесите результаты в таблицу. Обратите внимание на то, что предложенных слов больше, чем пропусков, а также на то, что все слова даны в именительном падеже, а прилагательные – еще и в мужском роде. Каждое слово из списка может быть использовано только один раз.

Особенность строения человеческого тела состоит в том, что человек ___________(1) из всех живых существ является прямоходящим. Эта на первый взгляд незначительная деталь обусловила многие другие факторы, сделавшие человека ____________(2) явлением живого мира. Во-первых, прямохождение, вертикальное положение тела позволило освободить передние конечности, которые Homo habilis (человек _________(3)) использовал для труда. Во-вторых, прямохождение повлияло на зрение человека, которое в отличие от зрения животных является бинокулярным, объемным, _________(4), что, в свою очередь, позволяет ориентироваться в пространстве, координировать действия глаза и руки. Изменились посадка головы, строение гортани, голосовых связок, языка. Изменился и _________(5), который имеет два полушария и значительно больший объем, даже по сравнению с ближайшими «родственниками» — человекообразными обезьянами. Но и это еще не все. Дело в том, что у человека нет клыков, когтей, к тому же у первых ___________(6) была неустойчивая, медленная походка. Все это обусловило то, что человеку необходимо было воспользоваться искусственными _______________ (7) для того, чтобы выжить в борьбе с окружающей его природой. Такими первыми приспособлениями стали рубила, топоры, сделанные из ________(8).

Список слов

А) камень Б) дерево В) единственный Г) умелый Д) разумный Е) уникальный Ж) мозг З) череп И) гоминиды К) прямохождение; Л) приспособления М) орудия Н) цветной О) походка П) троглодиты
Задание 6. (15 баллов). Решите задачи: а) логическую; б) экономическую; в) правовую.
Логическая задача.
В летнем спортивном лагере трём победительницам спортивных соревнований (Оле, Насте и Маше) подарили букеты из полевых цветов: незабудокколокольчиков и ромашек.

Заполните таблицу, учитывая следующее:

  1. Место у Насти - лучше, чем у награжденной колокольчиками.

  2. Оля - не на втором месте.

  3. За третье место вручили букет из ромашек. Объясните свой ответ.
    Экономическая задача.
    Бухгалтеру нужно покрасить свой дом. Для этого он может нанять начинающего маляра, который покрасит дом за 30 рабочих часов и просит за работу 1200 евро. Жена предлагает нашему бухгалтеру покрасить дом самому. Мотивирует она это тем, что бухгалтер в молодости был неплохим маляром. Он затратит на покраску 20 ч. И сэкономит семье деньги.
    Бухгалтер завален работой и обычно зарабатывает 100 евро в час. Поэтому он отказывается сам красить дом, ссылаясь на экономическую целесообразность.Кто прав и почему? Какова цена правильного выбора?
    Правовая задача. Нидвораев, следуя по тротуару, поскользнулся и, падая, перевернул детскую коляску. В результате, находившийся пятимесячный ребенок упал на асфальт и от полученных повреждений скончался. Можно ли привлечь к уголовной ответственности Нидвораева?

Задание 7. (25 баллов). Прочитайте стихотворение поэта Бориса Слуцкого и ответьте на вопросы к нему.

Что-то физики в почете.

Что-то лирики в загоне.

Дело не в сухом расчете,

Дело в мировом законе.


Значит, что-то не раскрыли

Мы, что следовало нам бы!

Значит, слабенькие крылья -

Наши сладенькие ямбы,


И в пегасовом полете

Не взлетают наши кони...

То-то физики в почете,

То-то лирики в загоне.


Это самоочевидно.

Спорить просто бесполезно.

Так что даже не обидно,

А скорее интересно

Наблюдать, как, словно пена,

Опадают наши рифмы

И величие степенно

Отступает в логарифмы.







7 кл. общ. ключи

1)

1

2

3

4

5

авг

авг

аб

абд

абвг


По баллу за каждую верную указанную позицию. В случае, если в ячейке указываются абсолютно все варианты (включая неверные), за ячейку ставится 1 балл. Если участник указал абсолютно все позиции ( т.е. выбрал все 25 вариантов) – задание оценивается в 0 баллов.

2)

1

2

3

4

5

6

7

Да

нет

да

нет

нет

да

Да


По 1 баллу за каждую правильную позицию.

3) Ответы:

3.1. Субъекты Федерации РФ. 3.2. Социальный конфликт (стадии конфликта).

3.3. Избирательный процесс (выборы). 3.4 Отличия человека от животного.

3.5. Виды денег (деньги). 3.6. Социальные группы.

По 2 балла за верную позицию. Близкий по существу ответ можно оценить 1 баллом из 2.

4) Ответы:

Идеал образ желаемого будущего, обладающего для данной личности признаками совершенства и привлекательности

Общение - процесс и результат установления контактов между людьми.

Поступок сознательно совершенное человеком управляемое волей дей­ствие, исходящее из определенных убеждений.

Закон - нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти в установленном конституцией порядке.

Суверенитет - верховенство, независимость и самостоятельность го­сударства в его внутренних делах и внешних отношениях
По 2 балла за каждое правильное определение. В тех случаях, когда порядок слов не влияет на общий смысл (напр., однородные члены предложения), балл за конкретное определение не снижается; при стилистических погрешностях эксперт вправе выставить один балл за определение.5)

1

2

3

4

5

6

7

8

В

Е

Г

Н

Ж

И

Л

А

За каждое правильное соответствие – по 2 балла (всего 16 баллов)

6) логическая задача

Место

Имя

Цветы

Первое

Настя

незабудки

Второе

Маша

колокольчики

Третье

Оля

ромашки

Ромашки вручили за третье место по условию. Колокольчики дали за второе место, а Настя на первом. Ее наградили незабудками. Оля – на третьем (не может быть второй). На втором месте – Маша, награжденная колокольчиками.

Всего за задачу – 5 баллов (3 за правильно заполненную таблицу(по баллу за строку), 2 – за пояснение)

Экономическая Ответ: Прав бухгалтер.(2 балла)Если задача решена подобным образом: За 30 часов бухгалтер заработает 30*100=3000евро. Маляру заплатит 1200 евро. Семья получит 3000-1200=800 евро дохода – еще 3 балла. Если задача решена подобным образом: За 20 часов он заработал бы 2000 евро. Маляру нужно заплатить 1200 евро (за 30 ч-лишние данные для решения задачи). Таким образом, семья бухгалтера сэкономит 800 евро, что и будет ценой выбора – еще 2 балла. Максимум за задачу– 5 баллов (при любом количестве вариантов)

Правовая Ответ: НЕТ, так как имел место несчастный случай (невиновное причинение вреда).5 баллов за задачу: 2 за ответ и 3 за пояснение.

Всего за задание – 15 баллов.



7)Ответы:

  1. искусство (3 балла);

  2. физика – естественные науки (3 балла) и лирика – социальные (гуманитарные) науки (3 балла);

  3. лирики не способны дать такие же точные ответы на вопросы о смысле самой жизни, как физики отвечают на вопросы о природе (до 4 баллов, допускаются другие адекватные формулировки); наука, в отличие от искусства ориентирована на поиск конкретной истины, а не возможного эмоционального восприятия окружающего мира (до 4 баллов, любая адекватная формулировка);

  4. Искусство (лирики) в отличие от науки (физики) способно отражать мир в художественных образах, предлагать субъективный (личностный) взгляд на мир (до 4 баллов, любые формулировки), помочь человеку искать ответы на вопросы о том, что хорошо, а что плохо, что прекрасно, а что нет, утешить его в трудной жизненной ситуации (до 4 баллов, любые формулировки).

Всего за задание 25 баллов: 3+3+3+4+4+4+4