Олимпиада по русскому языку. Школьный тур.
Ф.И. _________________________________________ Класс ___________
1.Поставь в словах ударение в соответствии с современными нормами русского языка.
Жалюзи, красивее, позвонят, торты, искра.
5б.
2. К паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном.
Нервы___________________________________
Трубы___________________________________
1б.
3. К данным устойчивым словосочетаниям допишите близкий по значению глагол.
Вставлять палки в колёса - ____________________________
Обвести вокруг пальца - ____________________________
Выбиться из сил - ___________________________________
Зарубить на носу- ____________________________________
4б.
4. Допишите окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях.
Известн….. кафе, старин….. рояль,
прозрачн… .. тюль, хохлат….. какаду,
чёрн….. вуаль, горяч… .. кофе,
детск… .. шампунь, стар….. мозоль.
8б.
5. Прочитай предложение, найди ошибки, запиши правильно.
а). Повар посолил суп солью. __________________________________________________________________
б). У Юры жил молодой котенок. __________________________________________________________________
в). На хрустальной люстре было много висячих висюлек.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3б.
6. Выпиши слова, в которых есть звук [й]
И вскользь мне бросила змея:
«У каждого судьба своя!»
Но я-то знал, что так нельзя –
Жить, извиваясь и скользя …
Ответ:________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Одним словом объясните значения заимствованных слов.
Дегустация - _______________________________________
Лозунг - ____________________________________________
Антракт - ___________________________________________
Финал - ___________________________________________
4б.
8. Запиши имена существительные в форму родительного падежа множественного числа.
Туфли - ___________________ ; каникулы - ____________________ ;
носки - ____________________ ; сани - _____________________ ;
помидоры - ___________________________ .
5б.
9. Отметь «V» где звуков больше, чем букв:
ягода день поёт клён змея
2б.
10. Укажите, какой частью речи являются выделенные слова.
Я смотрю – в избе мой брат,
У него шинель до пят.
Он с запиской отпускной( )
К нам пришел на выходной.( )
Шурка – слесарь в мастерской.( )
О такой степенный.
Представительный такой,
Прямо как военный. ( )
4б
11. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
Вьетнамская. Неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
___________________________________________________________________
Финская. Тот не заблудится, кто спрашивает.
___________________________________________________________________
2б.
Ключи к заданиям.
1. ЖалюзИ, красИвее, позвонЯт, тОрты, Искра. (5 б.)
2. Крепкие (1 б.)
3. Мешать, обмануть, устать, запомнить (4 б.)
4. Известн ое кафе, старин ый рояль,
прозрачн ый тюль, хохлат ый какаду,
чёрн ая вуаль, горяч ий кофе,
детск ий шампунь, стар ая мозоль. (8б.)
5. Повар посолил суп.
У Юры жил котенок.
На хрустальной люстре было много висюлек. (3 б.)
6. Змея, своя, я, извиваясь. (4б.)
7. Антрaкт – перерыв,
дегустапия – проба,
лозунг — призыв,
финал — конец. (4б.)
8. Туфли - туфель; каникулы - каникул;
носки – носков; сани – саней;
помидоры – помидоров. (5б.)
9. Ягода, поёт, змея. (3б.)
10. Отпускной – прил.
выходной – сущ.
мастерской – сущ.
Военный – сущ. (4б.)
11. Тише едешь, дальше будешь.
Язык до Киева доведёт. (2б.)
Всего: 43б.