СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по русскому языку 2класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олимпиада по русскому языку во 2 классе. Проводили в феврале.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку 2класс»

Фамилия, имя ученика ________________________     Класс ______________

Олимпиада по русскому языку

 2 клас

  1. Найдите одинаковые согласные звуки в словосочетании «мягкий мех» и обозначь их.





2.Поставьте ударение в одинаково написанных словах.

Вопрос мой прост и краток, -

Промолвил Носорог, -

Что лучше – сорок пяток

Или пяток сорок?

(А. Милн)



3. Найдите группу слов, которая состоит только из родственных слов. Отметь ее галочкой.

___ Тропинка, дорожка, дорожный, дорога

___ Гора, горький, горка, горный

___ Свет, светлый, посветлеть, рассвет

___ Лист, листочек, лес, листик

___ Море, морской, из-за моря, моря







  1. Отгадайте шараду. Шарада – это загадка, заключающаяся в том, что загаданное слово состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть самостоятельной. Напишите отгадку на строке.



Корень мой находится в «цене»,

В «очерке» найди приставку мне,

Суффикс мой в «тетрадке» все встречали,

Весь же – в дневнике я и в журнале.

_____________________________________________________________





  1. Установите закономерность расположения слов и продолжите ряд на оставленных строках, дописав одно слово.



А) травка, указка, трубка - _______________________________

Б) толстый – тонкий, высокий - ________________________

В) сказка, сказки, в сказке, _____________________________

Г) праздничный, радостный, ____________________________



  1. Замените одним словом устойчивые сочетания слов. Запишите их на оставленных строках.



Как сквозь землю провалиться - _______________________

Как курица лапой - ___________________________________

Сидеть сложа руки - _________________________________



  1. Разгадайте кроссворд (словарные слова).

По горизонтали.

4.Синоним слова «путь».

5. Синоним слова «картинка».

6. Приём пищи в середине дня.

7. Последний месяц осени.



По вертикали:

  1. Подземный вид транспорта.

  2. Овощ оранжевого цвета.

  3. Антоним слова «медленно».

1






2






3












4






5
















6















7











  1. Из слов каждой строчки возьмите по одному слогу, образуйте и запишите новое слово на оставленной строке.



Сапоги – парашют – фантазия __________________________________



Ответы 2 класс.

  1. [ м ' ] и [ х ]

2 балла – задание выполнено верно

1 балл – написан один из звуков

0 баллов – задание не выполнено

  1. Вопрос мой прост и краток, -

Промолвил Носорог, -

Что лучше – сОрок пЯток

Или пятОк сорОк?

2 балла – задание выполнено верно

1 балл – указана одна пара слов

0 баллов – задание не выполнено

  1. Свет, светлый, посветлеть, рассвет

2 балла – задание выполнено верно

0 баллов – задание не выполнено

  1. Оценка

2 балла – задание выполнено верно

0 баллов – задание не выполнено

  1. А) Парные согласные в корне слова

Б) Антонимы

В) Форма слова

Г) Непроизносимые согласные.

Возможны варианты.

4 балла – задание выполнено верно. За каждое верное слово 1 балл.

  1. Исчезнуть, неаккуратно, бездельничать. Синонимы этих слов.

3 балла – задание выполнено верно

За каждое слово по 1 баллу.

  1. 1) метро

2) морковь

3) быстро

4) дорога

5) рисунок

6) обед

7) ноябрь

3 балла – угадано 7 слов

2 балла – угадано 4-6 слов

  1. балл – угадано 1- 3 слова

  1. Сарафан, гитара

2 балла – задание выполнено верно. За каждое слово 1 балл.



Всего баллов: 20 баллов.

За орфографические ошибки снимаем 1 балл







Фамилия, имя ученика ________________________     Класс

Олимпиада по русскому языку

3 класс

  1. Сколько твердых и сколько мягких согласных звуков обозначены буквой «Л» в стихотворении. Напишите на оставленных строках.



Ливень льет! Ливень льет!

Пляшут капли в лужице.

Плот плывёт! Плот плывёт!

Плот по луже кружится.



Твердых - ____________________

Мягких - ____________________



  1. Прочитайте транскрипцию. Составьте и запишите слова. Над словами надпишите части речи.



[с'ивод'н'и]- __________________________________________________

[аб'й'ивл'эн'ий'э] - _____________________________________________



  1. Составьте словосочетания, употребив существительные из скобок во множественном числе. Запишите их на оставленных строках.



У новой (скатерти) - __________________________________________

Пуговицы от ( наволочки) - _____________________________________

Ветки ( черешни ) - ___________________________________________

Продажа ( полотенца ) - _______________________________________

  1. Найдите и выделите корень в следующих словах:

Беседка, бестолочь, безделушка, бездна.



  1. Замените слова синонимами. Запишите их.

  1. Аргумент - _________________________________________________

  2. Инструкция - _______________________________________________

  3. Классифицировать - _________________________________________





  1. Исправьте орфографические ошибки. Запишите предложения правильно на строках.

Мальчик полоскал собаку. _____________________________________________________________

Огромные волы швыряли нашу лодку из стороны в сторону.

_____________________________________________________________

Все спустились с горы, а Витя слизал.

_____________________________________________________________

Мама отварила дверь.

_____________________________________________________________

7.Разгадайте кроссворд (словарные слова).

По горизонтали:

1.Группа людей, объединенная общей работой или общими интересами.

6. Название космического корабля, на котором Ю. Гагарин совершил полёт в космос.

9. Часть квартиры.

10. Мебель для сна.

По вертикали:

2.Цветок с семенами-парашютиками.

3. Единица измерения массы.

4. Выходной день недели.

5. День недели.

7. Он бывает грецкий, бывает лесной.

8. Главный город страны.

1

2




3



















4





5




6

7

8








































































9




























10











































8.Прочитайте отрывок из книги Ю.В. Откупщикова «К истории слова»

О народной этимологии. Обычно люди начинают свои этимологические упражнения уже в раннем детстве. Такие ребячьи образования, как гудильник (будильник), строганок (рубанок), копатка (лопатка), колоток (молоток), мазелин (вазелин), и другие, вызванные естественным стремлением как-то осмыслить каждое непонятное слово, типичны не только для детского возраста.



Попробуйте догадаться, что означают «детские слова» и запишите их на строках.

«тушенник» - _________________________________________________

«журчей» - ___________________________________________________

«рыжка» - ___________________________________________________

«красняк» - ___________________________________________________





№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

Всего

Грамматич.

ош.


Баллы




























Ответы 3 класс.

  1. Твердых – 7, мягких – 6

4балла – задание выполнено верно

2 балла – посчитали верно только твердые звуки или только мягкие.

0 баллов – задание не выполнено



  1. Сегодня – наречие, объявление – имя существительное

2 балла – задание выполнено верно полностью

0 баллов – задание не выполнено


  1. У новых скатертей, пуговицы от наволочек, ветки черешен, продажа полотенец.

4 балла – задание выполнено верно. За каждое верное словосочетание 1 балл.



  1. Беседка – «бесед»; бестолочь – «толочь»; безделушка – «дел», бездна – «дн».

4 балла – задание выполнено полностью верно. За каждое верное слово – 1 балл.



  1. Аргумент – доказательство, мотив

Инструкция – памятка, руководство

Классифицировать – группировать, систематизировать, размещать, располагать.

Возможны варианты. Сноска на электронный словарь синонимов: https://text.ru/

3 балла – задание выполнено верно. За каждое слово – 1 балл.



  1. Мальчик поласкал собаку.

Огромные валы швыряли нашу лодку из стороны в сторону.

Огромные волны швыряли нашу лодку из стороны в сторону.

Все спустились с горы, а Витя слезал.

Мама отворила дверь.

4 балла – задание выполнено верно. За каждое предложение – 1 балл.



  1. По горизонтали: 1) коллектив, 6) «Восток», 9) комната, 10) кровать

По вертикали: 2) одуванчик, 3) килограмм, 4) воскресенье, 5) вторник, 7) орех, 8) столица

4балла – угадано 10 слов

3 балла – угадано 7- 9 слов

2 балла – угадано 4- 6 слов

1 балл – угадано 1 – 3 слова



  1. Тушенники – пожарники

Журчей – ручей

Рыжка – белка, лиса, лисичка

Красняк – синяк

4 балла – записаны все слова. За каждое слово – 1 балл.





Всего баллов: 29 баллов

За орфографические ошибки снимаем 1 балл.

































Фамилия, имя ученика ________________________     Класс

Олимпиада по русскому языку

 4 класс

1.Прочитайте слова.

Льдина, яма, вода, клен, зверьки, путь, ладья, поет, ежик.

Сравните в этих словах количество букв и звуков. Запишите слова в соответствующий столбик таблицы.

Звуков столько же, сколько букв.

Звуков больше, чем букв.

Звуков меньше, чем букв












2.Готовясь к уроку, учитель подобрал пять слов на основное орфографическое правило: врачи, зима, часы, грибной ….

1) Сформулируйте и запишите правило, которое необходимо применить, чтобы выбрать пятое слово.

2) Запишите пятое слово.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



3.Составьте и запишите два предложения с именем прилагательным «чудесный». В первом предложении употребите это прилагательное в форме ср.р., ед.ч., П.п.

_____________________________________________________________

Во втором предложении употребите это прилагательное в форме ж.р., ед.ч., Д.п.

_____________________________________________________________

4.Найдите речевые ошибки. На оставленных строках запишите исправленные предложения.



Идет Аленушка лесами дремучими, болотами вязкучими.

__________________________________________________________________________________________________________________________

Это смелый и волелюбный человек.

_____________________________________________________________



5.Составьте и запишите словосочетания со словом воздух по предложенным схемам.

Сущ. + сущ. = ________________________________________________

Прил. + сущ. = ________________________________________________

Гл. + сущ. = __________________________________________________



6.Разделите предложенные существительные на три группы. Первая – существительные, которые имеют только форму единственного числа, вторая – те, которые имеют только форму множественного числа, а третья– те, которые могут иметь обе формы.

Сани, полотенце, смех, ножницы, пожар, кудри, трусость, варежка, чернила, кашель, воз, дрова, темнота, валенок, капуста.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________



7.Вставьте вместо __ предлоги:

Я__ утра ___ лесу гуляю,

__ росы я весь промок.

Но зато теперь я знаю __ берёзку и __ мох,

__ малину, ежевику,

__ ежа и __ ежиху,

__ которой __ ежат

Все иголочки дрожат.



8.Вставьте вместо черточек буквы, чтобы получились слова, которые обозначают:



А _ _ _ а – молниеносное наступление на неприятеля;



А _ _ _ а – сценическая площадка в цирке;



А _ _ _ а – реклама спектакля, концерта;



А _ _ _ а – кислый фрукт.



9.К предложенным существительным подберите общее прилагательное, употребив его в прямом и переносном значении

Нервы и прутья- _________________________________________________

Хвост и холод – __________________________________________________

Перстень и характер – ___________________________________________

Услуга и шуба - __________________________________________________

10. Поставьте запятые в предложении так, чтобы в первом случае речь шла о пяти людях, а во втором – о четырех.



А) На вокзале Пётр встретил мать сестру брата своего товарища.

Б) На вокзале Пётр встретил мать сестру брата своего товарища.


















№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Всего

Грамматич.

ош.


Баллы






































Ответы 4 класс.

  1. Звуков столько же, сколько букв: вода, клен, ладья

Звуков больше, чем букв: яма, поет, ежик

Звуков меньше, чем букв: льдина, зверьки, путь

3 балла – все выполнено верно

За каждую группу слов – 1 балл.



  1. Трава. Варианты формулировок правила могут быть различными. Главное, чтобы учащийся отразил в формулировке то, что безударный гласный в корне слова проверяется ударением.

2 балла – задание выполнено верно

1 балл – правильно записано слово или правильно записано правило.



  1. 2 балла – записаны оба предложения верно

За каждое предложение – 1 балл.



  1. Идет Аленушка лесами дремучими, болотами вязкими.

Это смелый и волевой человек. Это смелый и вольный человек.

2 балла – задание выполнено верно. За каждое предложение – 1 балл.



  1. Глоток воздуха, свежий воздух, поднимается в воздух. Возможны варианты.

3 балла – задание выполнено верно. За каждое словосочетание – 1 балл.

  1. 1 группа: смех, трусость, кашель, темнота, капуста

2 группа: сани, ножницы, кудри, чернила, дрова.

3 группа: полотенце, пожар, варежка, воз, валенок.

3 балла – задание выполнено верно

За каждую верную группу – 1 балл.



  1. Я с утра в лесу гуляю

От росы я весь промок.

Но зато теперь я знаю про березку и про мох,

Про малину, ежевику,

Про ежа и про ежиху,

У которой за ежат

Все иголочки дрожат.

4балла – записаны 10 предлогов

3 балла – записаны 7- 9 предлогов

2 балла – записаны 4- 6 предлогов

1 балл – записаны 1 – 3 предлога



  1. Атака, арена, афиша, алыча.

4 балла – все слова записаны верно. За каждое правильно записанное слово 1 балл.



  1. Железные прутья, железные нервы

Собачий хвост, собачий холод

Золотой перстень, золотой характер

Медвежья услуга, медвежья шуба

4балла – записаны все словосочетания верно. За каждую верную пару – 1 балл.



  1. На вокзале Пётр встретил мать, сестру, брата, своего товарища.

На вокзале Пётр встретил мать, сестру, брата своего товарища.

На вокзале Пётр встретил мать, сестру брата, своего товарища.

2 балла – задание выполнено верно

За каждое верное предложение по 1 баллу



Всего баллов: 29 баллов.

За орфографические ошибки снимаем 1 балл.