ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
(ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)
возрастная группа (4–6 классы)
Уважаемый участник олимпиады!
Вам предстоит выполнить письменные задания. Время выполнения заданий соревновательного тура – 1 астрономический час (60 минут).
Выполнение письменных заданий целесообразно организовать следующим образом:
не спеша, внимательно прочитайте задание;
обдумайте и сформулируйте конкретный ответ только на поставленный вопрос;
если Вы отвечаете на задание, связанное с заполнением таблицы или схемы, не старайтесь детализировать информацию, вписывайте только те сведения или данные, которые указаны в вопросе;
особое внимание обратите на задания, в выполнении которых требуется выразить Ваше мнение с учетом анализа поставленной проблемы. Внимательно и вдумчиво определите смысл вопроса и логику ответа (последовательность и точность изложения). Отвечая на вопрос, предлагайте свой вариант решения проблемы, при этом ответ должен быть кратким, но содержать необходимую информацию.
№ задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | Сумма |
Максимальный балл | 5 | 4 | 5 | 4 | 4 | 7 | 5 | 6 | 8 | 7 | 55 |
Балл участника | | | | | | | | | | | |
Подпись проверяющего | | | | | | | | | | | |
Задание № 1 (5 баллов).
В словарях, справочных изданиях, учебниках некоторые термины принято сокращать. Расшифруйте данные ниже сокращения (или пометы) лингвистических терминов:
1) буд. время – ____________________________________________________
2) доп. – __________________________________________________________
3) нарицат. сущ. – __________________________________________________
4) 2 л. –
5) мягк. согл. – _____________________________________________________
Задание № 2 (4 балла).
Укажите термин по его определению.
_________________ – это член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?
Приведите пример такого члена предложения. Составьте с ним своё предложение.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Каким членом предложения является выделенное слово в данном ниже предложении?
На столе стояла ваза из керамики.
Задание № 3 (5 баллов).
Прочитайте текст.
Самое глубокое озеро мира – это пресноводный красавец Байкал. Подсчитано, что на Байкале хозяйничают до сорока ветров, разных по характеру и по нраву. 1)… – этот северо-восточный ветер дует только в средней части озера, начинаясь в Баргузинской долине, по которой течёт река Баргузин, впадающая в Байкал. Название ветра стало широко известным благодаря стихотворению поэта-сибиряка XIX века Д.П. Давыдова «Думы беглеца на Байкале», которое начинается так:
Славное море – привольный Байкал,
Славный корабль – омулёвая бочка.
Ну, 2)…, пошевеливай вал.
Плыть молодцу недалечко.
Другой ветер – 3)… – северный, получил своё название от реки Ангара, вытекающей из Байкала на юго-западе озера и впадающей в Енисей. Из Монголии несёт свои воды река Селенга, на юго-востоке она впадает в Байкал, она дала название восточному ветру – 4)…
Вставьте в текст пропущенные слова. Укажите, к какому разряду имён существительных можно их отнести: собственные или нарицательные.
Задание № 4 (4 балла).
Внесите в первую колонку таблицы следующие слова с учётом состава слова:
хвастунишка, холодный, мартовское, холодище.
| корень, суффикс, окончание |
| корень, суффикс, суффикс, окончание |
| приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание |
Задание № 5 (4 балла).
Названия ряда городов и рек Германии, Австрии, Швейцарии имеют славянские корни, так как они были даны им славянами, проживавшими в этих местах в начале нашей эры. Заполните таблицу, установив этимологию (происхождение) названий:
Берлин, Росток, Лейпциг, Цоссен.
| от славянского: город лип |
| от славянского: место, где вода растекается в разные стороны |
| от славянского: бурлин (о течении реки, на которой стоит город); есть другие версии: слово произошло от основы, означающей «медведь», ср. русское слово «берлога»; образовалось от древнеславянского слова, которое можно перевести как «топь, болото» |
| от славянского: сосны |
Задание № 6 (7 баллов).
Распределите глаголы по группам в зависимости от слова (укажите часть речи), от которого оно образовано: зеленеет, пестреет, беседует, вечереет, бороздит.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание № 7 (5 баллов).
Восстановите искажённые фразеологизмы в их первоначальном виде:
спустя манжеты | |
он в математике кошку съел | |
делать из букашки слона | |
ходить уткой | |
бежал сломя нос | |
Задание № 8 (6 баллов).
Запишите слова по данной транскрипции. Укажите, какими частями речи являются эти слова.
[л`э с` т`] __________________________________________________________
[с й` э с т] ________________________________________________________
[п` а т` ] __________________________________________________________
Задание № 9 (8 баллов).
Замените определения и толкования одним словом, начинающимся с буквы э.
Ярлык, табличка с надписью на каком либо предмете. | |
Вид соревнования в беге. | |
Крупное соединение судов военно – морского или воздушного флота | |
Широко распространившаяся болезнь. | |
Команда корабля, самолёта, танка. | |
Вывоз людей, имущества в безопасное место. | |
Справочное пособие по всем видам знаний. | |
Поездка, путешествие группы людей с целью ознакомления. | |
Задание № 10 (7 баллов).
Допишите к данным словам такие существительные или прилагательные, чтобы исходное слово имело прямое и переносное значение.
Стрелка (какая?) ____________________________________________________
Узел (какой?) ______________________________________________________
Живописная (что?) __________________________________________________
6