СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по русскому языку 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задания для проведения предметной олимпиады по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку 4 класс»


код



ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

(ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП)

возрастная группа (4–6 классы)


Уважаемый участник олимпиады!

Вам предстоит выполнить письменные задания. Время выполнения заданий соревновательного тура – 1 астрономический час (60 минут).

Выполнение письменных заданий целесообразно организовать следующим образом:
 не спеша, внимательно прочитайте задание;
 обдумайте и сформулируйте конкретный ответ только на поставленный вопрос;
 если Вы отвечаете на задание, связанное с заполнением таблицы или схемы, не старайтесь детализировать информацию, вписывайте только те сведения или данные, которые указаны в вопросе;
 особое внимание обратите на задания, в выполнении которых требуется выразить Ваше мнение с учетом анализа поставленной проблемы. Внимательно и вдумчиво определите смысл вопроса и логику ответа (последовательность и точность изложения). Отвечая на вопрос, предлагайте свой вариант решения проблемы, при этом ответ должен быть кратким, но содержать необходимую информацию.

№ задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Сумма

Максимальный балл

5

4

5

4

4

7

5

6

8

7

55

Балл участника












Подпись проверяющего
























Задание № 1 (5 баллов).

В словарях, справочных изданиях, учебниках некоторые термины принято сокращать. Расшифруйте данные ниже сокращения (или пометы) лингвистических терминов:

1) буд. время – ____________________________________________________

2) доп. – __________________________________________________________

3) нарицат. сущ. – __________________________________________________

4) 2 л. –

5) мягк. согл. – _____________________________________________________

Задание № 2 (4 балла).

Укажите термин по его определению.

_________________ – это член предложения, который отвечает на вопросы какой? чей?

Приведите пример такого члена предложения. Составьте с ним своё предложение.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

Каким членом предложения является выделенное слово в данном ниже предложении?

На столе стояла ваза из керамики.



















Задание № 3 (5 баллов).

Прочитайте текст.

Самое глубокое озеро мира – это пресноводный красавец Байкал. Подсчитано, что на Байкале хозяйничают до сорока ветров, разных по характеру и по нраву. 1)… – этот северо-восточный ветер дует только в средней части озера, начинаясь в Баргузинской долине, по которой течёт река Баргузин, впадающая в Байкал. Название ветра стало широко известным благодаря стихотворению поэта-сибиряка XIX века Д.П. Давыдова «Думы беглеца на Байкале», которое начинается так:

Славное море – привольный Байкал,

Славный корабль – омулёвая бочка.

Ну, 2)…, пошевеливай вал.

Плыть молодцу недалечко.

Другой ветер – 3)… – северный, получил своё название от реки Ангара, вытекающей из Байкала на юго-западе озера и впадающей в Енисей. Из Монголии несёт свои воды река Селенга, на юго-востоке она впадает в Байкал, она дала название восточному ветру – 4)…

Вставьте в текст пропущенные слова. Укажите, к какому разряду имён существительных можно их отнести: собственные или нарицательные.

Задание № 4 (4 балла).

Внесите в первую колонку таблицы следующие слова с учётом состава слова:

хвастунишка, холодный, мартовское, холодище.


корень, суффикс, окончание


корень, суффикс, суффикс, окончание


приставка, корень, суффикс, суффикс, окончание















Задание № 5 (4 балла).

Названия ряда городов и рек Германии, Австрии, Швейцарии имеют славянские корни, так как они были даны им славянами, проживавшими в этих местах в начале нашей эры. Заполните таблицу, установив этимологию (происхождение) названий:

Берлин, Росток, Лейпциг, Цоссен.


от славянского: город лип


от славянского: место, где вода растекается в разные стороны


от славянского: бурлин (о течении реки, на которой стоит город); есть другие версии: слово произошло от основы, означающей «медведь», ср. русское слово «берлога»; образовалось от древнеславянского слова, которое можно перевести как «топь, болото»


от славянского: сосны



Задание № 6 (7 баллов).

Распределите глаголы по группам в зависимости от слова (укажите часть речи), от которого оно образовано: зеленеет, пестреет, беседует, вечереет, бороздит.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание № 7 (5 баллов).

Восстановите искажённые фразеологизмы в их первоначальном виде:

спустя манжеты


он в математике кошку съел


делать из букашки слона


ходить уткой


бежал сломя нос








Задание № 8 (6 баллов).

Запишите слова по данной транскрипции. Укажите, какими частями речи являются эти слова.

[л`э с` т`] __________________________________________________________

[с й` э с т] ________________________________________________________

[п` а т` ] __________________________________________________________



Задание № 9 (8 баллов).

Замените определения и толкования одним словом, начинающимся с буквы э.

Ярлык, табличка с надписью на каком либо предмете.


Вид соревнования в беге.


Крупное соединение судов военно – морского или воздушного флота


Широко распространившаяся болезнь.


Команда корабля, самолёта, танка.


Вывоз людей, имущества в безопасное место.


Справочное пособие по всем видам знаний.


Поездка, путешествие группы людей с целью ознакомления.




Задание № 10 (7 баллов).

Допишите к данным словам такие существительные или прилагательные, чтобы исходное слово имело прямое и переносное значение.

Стрелка (какая?) ____________________________________________________

Узел (какой?) ______________________________________________________

Живописная (что?) __________________________________________________











6