№ | Формулировка задания | Критерии оценивания | Макси мальное кол-во баллов |
1 | Расставь ударение в словах: Торты, позвонишь, прибыл, положил, средства. | За каждый правильный ответ: 1 балл | 5 |
2 | Добавь к каждому из данных слов букву, чтобы получилось новое слово. Запиши получившиеся слова. Рубка, стол, клад, лапа, укус. | За каждый правильный ответ: 1 балл | 5 |
3 | Нам пришла шифровка. Помоги понять смысл текста, перепиши его в первоначальном варианте, вспомнив парность согласных звуков Приглашаю тебя на свадьбу дочери. Том № жесть пот корой. Зеленая тверь налево. Дам будет много костей. Моя точка Дома в вате. Шаль, что из-за тел не могу тебя встретить. Бока. Сахар | За каждое расшифрованное слово 0,5 балла. | 7 |
4 | Отметь слова, в котором буквы я, е, ё, ю оюозначают 2 звука. а) лето б) счетчик в) подъезд г) поздняя д) юный | За каждый правильный ответ 1 балл. | 3 |
5 | Прочитай стихотворение, выпиши слова, родственные слову «вода». Сколько однокоренных слов получилось? Дождик льёт — кругом вода, Мокнут столб и провода. Мокнут кони и подвода, Дым над крышами завода, От бегущих быстро вод Задрожал водоотвод. Протекает небосвод — На земле водоворот. А по лужам у ворот Дети водят хоровод. | За каждое однокоренное Слово 1 балл | 3 |
6 | Запиши слова, значение которых определено через исходное слово. а) «тот, кто обманывает» б) «маленький огурец» в) «слегка горький» г) «тот, кто читает» д) «там, где растёт малина» | За каждый правильный ответ 1 балл. | 5 |
7 | Составь и запиши слово, используя следующие подсказки: Слово имеет такой же корень, как и в слове сказка, суффикс такой же, как и в слове извозчик, приставка такая же, как и в слове расход. | | 3 |
8 | Ученик списывал художественную миниатюру Фёдора Абрамова под названием «Февраль» и что-то напутал. Замени выделенные слова антонимами и восстанови авторский текст. В конце февраля осень сделала свой последний налет. С елей и сосен дождем смыло снег, и те опять повяли. И грустно и волнующе запахло замерзшим кедром. | За каждое правильно заменённое слово 1 балл | 6 |
9 | Выдели главное слово (с нейтральным оттенком) в данном ряду: Хныкать, реветь, рыдать, плакать, выть, кричать, скулить | | 1 |
10 | Докажи, что перед тобой абсолютно разные слова, придумав с ними предложения. слизала — слезала | | 3 |
11 | Восстанови фразеологизм по данной его части, запиши получившиеся сочетания. а) заклятый … б) закадычный … в) … баклуши | За каждый правильно восстановленный фразеологизм 1 балл. | 3 |
12 | Отметь существительные, которые употребляются только в форме множественного числа. а) ромашки б) брюки в) овощи г) пироги д) сутки | | 2 |
13 | Отметь, в каком ряду во всех словах пишется буква И: 1) рисовать в альбом.., в тетрад.., в тетрадк.. 2) стоять на опушк.., на дорог.., на площад.. 3) запах полын.., сирен.., зелен.. | | 1 |
14 | Вставь пропущенные буквы. Люди пишут, а время ст...рает, Всё ст...рает, что может ст...реть. Но скажи - если слух ум..рает, Разве должен и звук ум...реть? | За каждую правильно вставленную букву 1 балл. | 5 |
15 | Вставь пропущенные буквы: а) реж..шь б) отвеча..шь в) ман..шь г) барабан..шь д) вид..шь | За каждый правильный ответ 1 балл. | 5 |
16 | Вставь пропущенные буквы: а) в..лосок б) ф..нари в) с..лат г) в..трина, д) ч..совщик | За каждый правильный ответ 1 балл. | 5 |
17 | Вставь букву Т там, где необходимо: а) Вкус_ный б) Свис_нул в) Мес_ность г) Гиган_ский д) Поз_ний | За каждый правильный ответ 1 балл | 5 |
18 | Вставь пропущенные буквы. а) бур(?)ян б) об(?)явить в) с(?)есть г) бар(?)ер д) раз(?)единить | За каждый правильный ответ 1 балл | 5 |
19 | Вычеркни лишнее слово в данном ряду: Растущий, прорастающий, простейший, росточек; | | 1 |
20 | Вставь пропущенную букву: а) предл…гать ничью б) прил…жение к журналу в) популярное изл…жение г) густо р…сти д) маленький р…сток | За каждый правильный ответ 1 балл | 5 |
21 | Вставь пропущенные буквы а) трудолюбивые пч..лы б) спелый крыж..вник в) ж..лтый одуванчик г) мягкая ш..рстка д) ровный ш..в | За каждый правильный ответ 1 балл | 5 |
22 | Отметь ряд слов, в котором пропущена буква И: 1. ц..ган, огурц.., ц..плёнок; 2. ц..рк, ц..линдр, революц..я; 3. бледнолиц..й, лисиц..н, ц..фра. | | 1 |
23 | Подчеркни выделенные слова как члены предложения. Когда кошка оплакивает мышь, не верь ей. | | 2 |
24 | Из данного предложения выписаны словосочетания. Укажите ошибочные варианты. Изредка снег срывался с ветвей и падал на землю тяжёлыми хлопьями. а) изредка снег; б) снег срывался; в) срывался с ветвей; г) на землю; д) падал на землю; е) изредка срывался; ж) падал хлопьями; з) тяжёлыми хлопьями. | За каждый правильный ответ 1 балл. | 3 |
25 | Расставь в тексте знаки препинания. Конь вышел вытянул голову заржал. Филька разломил буханку посолил хлеб из солонки и протянул лошади. Конь помотал головой подумал а потом осторожно вытянул шею и взял из рук мальчика хлеб мягкими губами. Съел один кусок обнюхал Фильку и взял второй кусок. | | 6 |
27 | Расставь предложения в правильной последовательности, чтобы получился текст 1) Они раскачивались и шумели. 2) Сосны толпились у берега 3) Одна сосна даже приподнялась на цыпочки, так что стали видны её толстые крепкие корни. 4) Ветки у них сбежались к верхушкам, чтобы увидеть всё, что за лесом. 5) Сосны вытягивались вверх, вытягивались и стали самыми стройными, высокими деревьями в лесу. | | 5 |
№ | Ответы к заданиям олимпиады по русскому языку 5 класс |
1 | тОрты, позвонИшь, прИбыл, положИл, срЕдства. |
2 | трубка, столб, склад, лампа, уксус. |
3 | Приглашаю тебя на свадьбу дочери. Дом № шесть под горой. Зеленая дверь налево. Там будет много гостей. Моя дочка Тома в фате. Жаль, что из-за дел не могу тебя встретить. Пока. Захар |
4 | в, г, д |
5 | Вода, водоотвод, водоворот |
6 | а) обманщик б) огурчик в) горьковатый г) читатель д) малинник |
7 | рассказчик |
8 | В начале февраля весна сделала свой первый налет. С елей и сосен дождем смыло снег, и те опять зазеленели. И весело и волнующе запахло оттаявшим кедром. |
9 | плакать |
10 | Например: Кошка слизала всю сметану. Кошка долго слезала с дерева. |
11 | а) заклятый враг б) закадычный друг в) бить баклуши г) пропускать мимо ушей д) развесить уши |
12 | б), д) |
13 | 3) |
14 | Люди пишут, а время стИрает, Всё стИрает, что может стЕреть. Но скажи — если слух умИрает, Разве должен и звук умЕреть? |
15 | а) режешь б) отвечаешь в) манишь г) барабанишь д) видишь |
16 | а) волосок б) фонари в) салат г) витрина д) часовщик |
17 | а) Вкусный б) Свистнул в) Местность г) Гигантский д) Поздний |
18 | а) бурьян б) объявить в) съесть г) барьер д) разъединить |
19 | простейший |
20 | а) Предлагать ничью б) Приложение к журналу в) популярное изложение г) густо расти д) маленький росток |
21 | а) трудолюбивые пчёлы б) спелый крыжовник в) жёлтый одуванчик, г) мягкая шёрстка д) ровный шов |
22 | 2) |
23 | Когда кошка (подлежащее) оплакивает мышь (дополнение), не верь ей. |
24 | а) , б), г) |
25 | Конь вышел, вытянул голову, заржал. Филька разломил буханку, посолил хлеб из солонки и протянул лошади. Конь помотал головой, подумал, а потом осторожно вытянул шею и взял из рук мальчика мягкими губами. Съел один кусок, обнюхал Фильку и взял второй кусок. Филька ухмыляется сквозь слёзы. Конь жуёт хлеб, фыркает. |
26 | 2,1,4,3,5 |
Максимальное количество баллов за олимпиаду — 100.
1 место — 90-100 баллов.
2 место — 80-89 баллов.
3 место — 70-79 баллов.