СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по русскому языку 7 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заданий в работе -14. Максимальное количество баллов -93

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку 7 класс»

Задания олимпиады по русскому языку

7 класс

( максимальное количество баллов – 93)

  1. Расставить ударения в словах:

звонит, договор, изобретение, балую , диспансер, дремота, искра, квартал, красивейший, средства, щавель, газопровод.

  1. б.)

2. Подберите не менее трех синонимов к каждому слову. 1 балл за каждый правильный ответ.

Отважный, холодный, друг, дом, говорить. (15 б.)



  1. Почему в словах вратарь, звонарь, пахарь суффикс — АРЬ выделяется, а в слове секретарь нет? ( 3 б)

  2. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

    1. Семь; 2) ёж; 3) прелестный; 4) боюсь; 5) сеют.(3б.)



  1. Какими русскими по происхождению словами можно заменить заимствованные слова?

Интуиция, экстренный, шарм, абсурд, шеф.

(10 б.)



  1. В каких случаях значение устаревшего слова истолковано неверно? Дайте правильное толкование.

  1. Ветрило – сильный ветер.

  2. Ланиты – часть доспехов древнерусского воина.

  3. Ферт – название буквы Ф.

  4. Кузен – двоюродный брат.

  5. Чело – голова.

  6. Конка – городской транспорт с конной тягой

  7. Челобитная – наказание.

  8. Наперсник – металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье.

(8 б.)



  1. Какие фразеологизмы используются в русском языке для характеристики людей по их внешнему виду, свойствам, качествам?

  1. О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-либо.

  2. О кротком, безобидном человеке.

  3. О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок.

  4. О человеке, который часто меняет свои решения.

  5. О человеке, который сам не пользуется чем-нибудь и другим не дает.

  6. Об очень худом, изможденном человеке.

(6 б.)



  1. Какой частью речи могут быть данные слова? Составьте словосочетания с ними.

строй, жгут, печь, ласково, стекло

(10 б.)



  1. Найдите и исправьте  речевые и грамматические ошибки в следующих предложениях.

Из каждой поездки мы привозим бабушке памятные сувениры.

Цены на фрукты постоянно растут вверх.

На ней была одета шляпа немыслимой расцветки.

Четверых  девочек из класса  попросили помочь в подготовке угощения для ветеранов.

Благодаря сильным морозам погибли кусты роз.



(10 б.)



  1. Запишите числа словами.

Библиотечный фонд лицея в 2011 году пополнился 3 846 книгами.

  1. б.)

11. Как вы понимаете выражения?

Собачья жизнь, собака на сене, вот где собака зарыта, жить как кошка с собакой.


12.Что означают выражения?

Голубой уголь, голубой континент, белое золото, черное золото. (4б.)


13. Школьники, живущие и обучающиеся в России, могут сказать, что они знают русский алфавит от А до Я. А что могли бы сказать о знании своего алфавита ученики Древней Греции? А Древней Руси?

(4б)


14.Объясните значение фразеологизма «взял вверх» запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений. (5б.)



































Ответы на задания олимпиады по русскому языку

  1. класс

1Расставить ударения в словах:


звонИт, договОр, изобретЕние, балУю , диспансЕр, дремОта, Искра, квартАл, красИвейший, срЕдства, щавЕль, газопровОд.

2. Подберите не менее трех синонимов к каждому слову.

Отважный – смелый, храбрый, мужественный, бесстрашный, неустрашимый,

безбоязненный.

Холодный – морозный, ледяной, студеный, стылый.

Друг – товарищ, приятель, сторонник.

Дом – жилище, жилье, строение, здание.

Говорить – болтать, шептать, объясниться, изъясниться



3.Почему в словах вратарь, звонарь, пахарь суффикс — АРЬ выделяется, а в слове секретарь нет? -3 балла

Почему в словах вратарь, звонарь, пахарь суффикс – АРЬ выделяется, а в слове секретарь нет? ( Есть однокоренные слова: врата, пахать; а в словах секретариат, секретарский –арь входит в состав корня).

  1. В каком слове количество букв и звуков совпадает?

    1. Семь; 2) ёж; 3) прелестный; 4) боюсь; 5) сеют.



5 Какими русскими по происхождению словами можно заменить заимствованные слова?

Интуиция, экстренный, шарм, абсурд, шеф.


Ответ: интуиция – чутье, проницательность;

экстренный – срочный, спешный;

шарм – обаяние, очарование;

абсурд – бессмыслица, нелепость;

шеф – начальник, глава.

  1. В каких случаях значение устаревшего слова истолковано неверно? Дайте правильное толкование.

Ветрило – сильный ветер.

Ланиты – часть доспехов древнерусского воина.

Ферт – название буквы Ф.

Кузен – двоюродный брат.

Чело – голова.

Конка – городской транспорт с конной тягой

Челобитная – наказание.

Наперсник – металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье.


Ответ:

Ветрило – парус.

Ланиты – щеки.

Чело – лоб.

Челобитная – письменная просьба в древней Руси с XIV века.

Наперсник – любимец ,пользующийся всеобщим доверием.

  1. Какие фразеологизмы используются в русском языке для характеристики людей по их внешнему виду, свойствам, качествам?




О человеке, которого трудно заставить поверить чему-либо, убедить в чем-либо. Ответ: Фома неверующий.

О кротком, безобидном человеке. Ответ: мухи не обидит.



О человеке, на которого постоянно сваливают чужую вину, ответственность за чужой поступок. Ответ: козел отпущения.



О человеке, который часто меняет свои решения. Ответ: семь пятниц на неделе.



О человеке, который сам не пользуется чем-нибудь и другим не дает. Ответ: собака на сене.



Об очень худом, изможденном человеке. Ответ: кожа да кости.


  1. Какой частью речи могут быть данные слова? Составьте словосочетания с ними.

строй, жгут, печь, ласково, стекло


Ответ: строй – глагол, существительное;

жгут – глагол, существительное;

печь– глагол, существительное;

ласково – наречие, краткое прилагательное;

стекло – существительное, глагол.



Строй солдат, строй дом; жгут сено, медицинский жгут; печь хлеб, русская печь; ласково сказать, море ласково; чистое стекло, стекло по руке

Задание 9

Из каждой поездки мы привозим бабушке сувениры.

Цены на фрукты постоянно растут.

На ней была надета шляпа немыслимой расцветки.

Четырёх  девочек из класса  попросили помочь в подготовке угощения для ветеранов.

Из-за сильных морозов погибли кусты роз.


10.Запишите числа словами.Ответ: в две тысячи одиннадцатом,

тремя тысячами восемьюстами сорока шестью.

11. Как вы понимаете выражения?

Собачья жизнь – очень плохая; собака на сене – ни себе, ни людям; вот где собака зарыта – в этом заключается загадка; жить как кошка с собакой – жить недружно, постоянно ссориться.


12. Что означают выражения? Голубой уголь – природный газ; голубой континент – романтический образ; белое золото – хлопок; черное золото – нефть.


13.В Древней Греции – от альфы до омеги. В Древней Руси – от аза до ижицы.


14.Объясните значение фразеологизма «взял вверх» запишите. Используя не менее двух предложений, опишите ситуацию, в которой будет уместно употребление этого фразеологизма. Включите фразеологизм в одно из предложений.

Взял верх- победил, выиграл, одержал победу.

В фильме «Движение вверх» рассказывается о победе сборной СССР по баскетболу на Олимпиаде 1972 года. Наши баскетболисты в напряженной борьбе взяли верх над сильнейшей командой США.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!