СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по русскому языку

Нажмите, чтобы узнать подробности

Олмпиада по русскому языку 4 класс муниципальный уровень. материал будет полезен учителям начальной школы

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку»

Пояснительная записка

к олимпиадным заданиям муниципального этапа по русскому языку

для обучающихся 4 класса 2019 – 2020 учебного года


В данную работу включены задания для 4 класса начальной школы по русскому языку и ответы к ним. Все задания предполагают применение программных знаний, умений и навыков по данному  предмету. Материалы данной работы могут быть использованы учителем при подготовке к всероссийской проверочной работе, а также на уроках в качестве дополнительных заданий повышенной сложности.

Цель проведения олимпиады: развитие познавательного интереса к предмету и определение уровня знаний обучающихся.

Критерии оценивания олимпиады.

При оценивании заданий следует руководствоваться следующими критериями:

- задания оцениваются суммой баллов, соответствующей количеству верных ответов.

  После проверки всех заданий баллы суммируются, и выставляется окончательный балл за каждую работу. После этого определяются победители и призёры. Для педагогов есть инструкция по проверке олимпиады.

        Олимпиада рассчитана на 60 минут.

Состоит из 10 заданий.

Максимальное количество баллов – 61.

Задания для муниципального этапа олимпиады по русскому языку подобраны И.А. Шатрабаевой, учителем начальных классов филиала МБОУ «Шалинская СОШ № 45»- «Сылвинская СОШ»





















Муниципальный этап олимпиады по русскому языку 4 класс



Фамилия, имя____________________________________________________

ОУ_____________________________________________________________

Учитель ________________________________________________________

Задания

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Баллы











Всего баллов:



Задание 1.

Расставьте ударения в словах.

Свекла, щавель, договор, квартал, баловать, включишь, звонишь, облегчить, досуг, углубить.



Задание 2.

Составьте на основе данных словосочетаний сложные слова-существительные и запишите их: хранить овощи, косить сено, снимать фото, зоологический сад, электрический счётчик.
Учтите, что каждое сложное слово, составленное Вами правильно, пишется
слитно.

...............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Задание 3.

Прочитай слова и запиши их:

[ПАТСКАСКА] [С'ЭДОЙ] [ЙУПКА]

______________ _____________ ______________



Задание 4.



Даны сочетания слов, распределённые на 2 группы.

группа 1

группа 2

шепчет бабушка

шепчет листва

ударил палкой

ударил мороз

плачет малыш

плачет дождь


Объясните, почему слова распределены по группам именно так.

О твет:

Придумайте и запишите по 2 примера в каждую группу. Обратите внимание на то, что
в каждой паре повторяется одно слово.

группа 1

группа 2







Задание 5.

Вставьте пропущенные слова во фрагмент текста из словарной статьи
школьного энциклопедического словаря «Русский язык».
«(1)______________________ – упорядоченная совокупность основных знаков письма – букв. Русский (1) ____________называют также (2) _______________.
Термин (2) ____________встречается в русских текстах с XIII в., а прямое
заимствование (1)_______________ – с XV в. Понятие (1) _________________
содержит как минимум следующие признаки: а) буквенный состав, б) порядок букв, в) начертания и г) названия букв. Современный русский (1)
____________________ насчитывает (3) ____________________ буквы, которые располагаются в строго определённом порядке от (4) ________ до _________. Без знания буквенного состава (1) ____________ и начертаний букв невозможен сам процесс письма и чтения, а знание порядка букв в (1)_____________необходимо для пользования словарями, справочниками, различными каталогами, где информация расположена в (5) ______________порядке».



Задание 6.

Этимология – это раздел языкознания, занимающийся исследованием
происхождения слов. Так, данные, полученные этимологами и историками
языка, позволяют установить, что слова из столбца А являются исторически
однокоренными друг другу. Восстановите их, зная, что в столбце Б
представлены их толкования или иные подсказки и что в столбце В указано
количество букв, из которых состоят слова столбца А.

А

Б

В


Это имя прилагательное, обозначает цвет снега, мела, светлый цвет.

5


Животное это, как ни странно, получило название по цвету шкурки не
обычного и хорошо знакомого нам зверька, а по очень редкой – светлой –
разновидности.

5


Считают, что это слово (имя существительное) получило своё название по цвету растущих на нём светлых мхов.

6


Эта рыба получила название по цвету мяса.

6


Постельные принадлежности, рубашки, сорочки любых цветов.


5



Задание 7.

Чем отличается употребление слова Оля в парах предложений?
1) Оля ты пойдёшь сегодня гулять – Оля пошла сегодня гулять
2) Не пойдёшь ли ты Оля погулять – Пошла Оля гулять
Перепишите предложения, расставив знаки препинания.

.......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................



Задание 8.

Разделите имена существительные на две равные группы по морфологическому признаку, связанному с употреблением форм числа. Объясните, по какому признаку Вы разделили слова.
Детвора, тень, компьютер, листва, листик, горох, молоко, школа.
К какой группе вы отнесёте слова малина, книга, чтение (когда кто-то
читает), школьник. Почему?

Группа1................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................. Группа2.................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................

Задание 9.

Закончи пословицы: 

У кого что болит, то_____________________________________________. 
Где много слов, там_____________________________________________ .
За всё берётся, да _______________________________________________.  
Тяжело в учении - ______________________________________________ .


Составь пословицы с данными словами:

Дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, неученье.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________







Задание 10.

Прочитай текст и выполни задания:

Пожары в лесу.

        Лесные пожары возникают от небрежного обращения с огнем. Бросят окурок, горящую спичку, оставят тлеющие угли костра.

        Набежал ветерок, раздул пламя. Синий огонек лизнул сухую ветку, зажег и бежит по высохшей траве, прошлогодним листьям. Занялись ближайшие кусты и деревья. Бушует пламя. Густой дым ползет в небо. Начался лесной пожар.

        Сколько деревьев уничтожит он! Сколько погибнет лесных жителей! Мечутся по лесу белки и зайцы. Лосенок прижался к матери. От хищного зверя защищает она его острыми копытами сильных ног. Против огня она бессильна. А какое жуткое, тоскливое зрелище – выгоревшие участки! Много лет пройдет, пока снова вырастет живой лес. 

Задания к тексту:

1. Определи тип текста и поставь в соответствующую клетку знак «+»

Текст-повествование


Текст-описание


Текст-рассуждение

Текст-повествование с элементами описания

Текст –повествование с элементами рассуждения




2. Подумай и запиши текст – повествование с элементами рассуждения про бережное отношение к лесу на личном примере (не менее 5 предложений). Начни свой текст со слов «Лес - наше богатство!». Если в твоем рассказе будут применены разные художественные приемы (хотя бы один прием), то получишь бонусный балл.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________



Ты выполнил задания.

Молодец!

























































Муниципальный тур олимпиады по русскому языку 4 класс

Инструкция для педагога

задания

Верный ответ

Баллы

1

Кварта́́л, све́кла, щаве́ль, догово́р, балова́ть, включи́шь, звони́шь, облегчи́ть, досу́г, углуби́ть.


За каждый верный ответ - 1 балл.


Максимальное количество баллов за задание 10 баллов


2

Овощехранилище, сенокос (допустимо: сенокосилка) зоосад, электросчётчик.

За каждое слово – 1 балл.

За каждую орфографическую ошибку снимается 1 балл. Отрицательный балл не ставится.
Итого 5 баллов.


3

Подсказка, седой, юбка.

За каждый верный ответ -1 балл


Итого 3 балла

4

Слова распределены на основе проявления прямого или переносного значений
выделенного курсивом слова – 1 балл.
За каждое правильно составленное сочетание слов – по 1 баллу. Не оценивается пара, в которых все слова разные. Надо: кислое яблоко – кислое лицо; не подходит: кислое яблоко – сладкий привет и др.













Итого 5 баллов.

5

1) алфавит
2) азбука
3) 33
4) а, я
5) алфавитном

За каждый правильный ответ – 1 балл.


Итого 5 баллов.

6

1)белый

2)белка

3) болото

4) белуга (допустимо:
белуха, так как на
русском севере белугу
часто называют
белухой)

5) бельё


За каждое верное указанное слово – 1 балл.







Итого 5 баллов.

7

В первом предложении каждой пары слово Оля является обращением, и это
слово не является членом предложения- 2 балла.

Во втором предложении каждой пары слово Оля является подлежащим, которое выражено именем существительным (собственным-необязательно) -2 балла.

1) Оля, ты пойдёшь сегодня гулять? – Оля пошла сегодня гулять.
2) Не пойдешь ли ты, Оля, погулять? – Пошла Оля гулять.

За верную расстановку знаков препинания – 1 балл.
За одну ошибку – минус 1 балл.
Если допущено две и более ошибки, то ставится 0 баллов.











Итого 5 баллов. (2+2+1)

8

Группа 1: детвора, листва, горох, молоко – 1 балл. Имена существительные
употребляются только в единственном числе – 1 балл.
Группа 2: тень, компьютер, листик, школа – 1 балл. Имена существительные
употребляются как в единственном, так и множественном числе – 1 балл.
Нумерация групп не имеет значения.
Слова малина, чтение (по 1 баллу за слово) надо отнести в группу, в которой
имена существительные употребляются только в единственном числе – 1 балл.
Всего 3 балла.

Слова книга, школьник (по 1 баллу за слово) надо отнести в группу, в которой
имена существительные употребляются как в единственном, так и во множественном числе – 1 балл. Всего 3 балла.

Итого 10 баллов


9

1) У кого что болит, тот о том и говорит. 
2) Где много слов, там мало дела. 
3) За всё берётся, да не все удаётся. 
4) Тяжело в учении – легко в бою. 

Можно составить:

1)В мешке шило не утаить.

2)Делу время, потехе час.

3) Ученье — свет, а неученье — тьма.

4) Маленькое дело лучше большого безделья.

1 балл за каждую пословицу. +1балл за каждую верно составленную самостоятельно пословицу.

Итого от 8 баллов до 10 баллов


10

1) Текст – повествование с элементами рассуждения.

2) Задание творческое должно содержать следующие элементы – повествование, рассуждение о бережном отношении человека к лесу, выражено личное отношение к лесу и его обитателям и др. Оценка – до 5 баллов. если в рассказе применены пословицы, фразеологизмы, эпитеты и другие художественные приемы, то +1 балл, как бонус


Определили тип текста верно-1 балл.















Итого 7 баллов


Максимальный балл за работу: 65 баллов









8