Пояснительная записка
к олимпиадным заданиям муниципального этапа по русскому языку
для обучающихся 4 класса 2019 – 2020 учебного года
В данную работу включены задания для 4 класса начальной школы по русскому языку и ответы к ним. Все задания предполагают применение программных знаний, умений и навыков по данному предмету. Материалы данной работы могут быть использованы учителем при подготовке к всероссийской проверочной работе, а также на уроках в качестве дополнительных заданий повышенной сложности.
Цель проведения олимпиады: развитие познавательного интереса к предмету и определение уровня знаний обучающихся.
Критерии оценивания олимпиады.
При оценивании заданий следует руководствоваться следующими критериями:
- задания оцениваются суммой баллов, соответствующей количеству верных ответов.
После проверки всех заданий баллы суммируются, и выставляется окончательный балл за каждую работу. После этого определяются победители и призёры. Для педагогов есть инструкция по проверке олимпиады.
Олимпиада рассчитана на 60 минут.
Состоит из 10 заданий.
Максимальное количество баллов – 61.
Задания для муниципального этапа олимпиады по русскому языку подобраны И.А. Шатрабаевой, учителем начальных классов филиала МБОУ «Шалинская СОШ № 45»- «Сылвинская СОШ»
Муниципальный этап олимпиады по русскому языку 4 класс
Фамилия, имя____________________________________________________
ОУ_____________________________________________________________
Учитель ________________________________________________________
Задания | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Баллы | | | | | | | | | | |
Всего баллов: |
Задание 1.
Расставьте ударения в словах.
Свекла, щавель, договор, квартал, баловать, включишь, звонишь, облегчить, досуг, углубить.
Задание 2.
Составьте на основе данных словосочетаний сложные слова-существительные и запишите их: хранить овощи, косить сено, снимать фото, зоологический сад, электрический счётчик.
Учтите, что каждое сложное слово, составленное Вами правильно, пишется
слитно.
...............................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Задание 3.
Прочитай слова и запиши их:
[ПАТСКАСКА] [С'ЭДОЙ] [ЙУПКА]
______________ _____________ ______________
Задание 4.
Даны сочетания слов, распределённые на 2 группы.
группа 1 | группа 2 |
шепчет бабушка | шепчет листва |
ударил палкой | ударил мороз |
плачет малыш | плачет дождь |
Объясните, почему слова распределены по группам именно так.
О
твет:
Придумайте и запишите по 2 примера в каждую группу. Обратите внимание на то, что
в каждой паре повторяется одно слово.
Задание 5.
Вставьте пропущенные слова во фрагмент текста из словарной статьи
школьного энциклопедического словаря «Русский язык».
«(1)______________________ – упорядоченная совокупность основных знаков письма – букв. Русский (1) ____________называют также (2) _______________.
Термин (2) ____________встречается в русских текстах с XIII в., а прямое
заимствование (1)_______________ – с XV в. Понятие (1) _________________
содержит как минимум следующие признаки: а) буквенный состав, б) порядок букв, в) начертания и г) названия букв. Современный русский (1)
____________________ насчитывает (3) ____________________ буквы, которые располагаются в строго определённом порядке от (4) ________ до _________. Без знания буквенного состава (1) ____________ и начертаний букв невозможен сам процесс письма и чтения, а знание порядка букв в (1)_____________необходимо для пользования словарями, справочниками, различными каталогами, где информация расположена в (5) ______________порядке».
Задание 6.
Этимология – это раздел языкознания, занимающийся исследованием
происхождения слов. Так, данные, полученные этимологами и историками
языка, позволяют установить, что слова из столбца А являются исторически
однокоренными друг другу. Восстановите их, зная, что в столбце Б
представлены их толкования или иные подсказки и что в столбце В указано
количество букв, из которых состоят слова столбца А.
А | Б | В |
| Это имя прилагательное, обозначает цвет снега, мела, светлый цвет. | 5 |
| Животное это, как ни странно, получило название по цвету шкурки не обычного и хорошо знакомого нам зверька, а по очень редкой – светлой – разновидности. | 5 |
| Считают, что это слово (имя существительное) получило своё название по цвету растущих на нём светлых мхов. | 6 |
| Эта рыба получила название по цвету мяса. | 6 |
| Постельные принадлежности, рубашки, сорочки любых цветов. | 5 |
Задание 7.
Чем отличается употребление слова Оля в парах предложений?
1) Оля ты пойдёшь сегодня гулять – Оля пошла сегодня гулять
2) Не пойдёшь ли ты Оля погулять – Пошла Оля гулять
Перепишите предложения, расставив знаки препинания.
.......................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Задание 8.
Разделите имена существительные на две равные группы по морфологическому признаку, связанному с употреблением форм числа. Объясните, по какому признаку Вы разделили слова.
Детвора, тень, компьютер, листва, листик, горох, молоко, школа.
К какой группе вы отнесёте слова малина, книга, чтение (когда кто-то
читает), школьник. Почему?
Группа1................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................. Группа2.................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................................
Задание 9.
Закончи пословицы:
У кого что болит, то_____________________________________________.
Где много слов, там_____________________________________________ .
За всё берётся, да _______________________________________________.
Тяжело в учении - ______________________________________________ .
Составь пословицы с данными словами:
Дружба, шило, смелый, свет, дрова, безделье, собака, дело, коса, потеха, ученье, лес, час, трусливый, время, служба, большой, кусать, маленький, мешок, лаять, утаить, камень, тьма, больше, неученье.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 10.
Прочитай текст и выполни задания:
Пожары в лесу.
Лесные пожары возникают от небрежного обращения с огнем. Бросят окурок, горящую спичку, оставят тлеющие угли костра.
Набежал ветерок, раздул пламя. Синий огонек лизнул сухую ветку, зажег и бежит по высохшей траве, прошлогодним листьям. Занялись ближайшие кусты и деревья. Бушует пламя. Густой дым ползет в небо. Начался лесной пожар.
Сколько деревьев уничтожит он! Сколько погибнет лесных жителей! Мечутся по лесу белки и зайцы. Лосенок прижался к матери. От хищного зверя защищает она его острыми копытами сильных ног. Против огня она бессильна. А какое жуткое, тоскливое зрелище – выгоревшие участки! Много лет пройдет, пока снова вырастет живой лес.
Задания к тексту:
1. Определи тип текста и поставь в соответствующую клетку знак «+»
Текст-повествование | Текст-описание | Текст-рассуждение |
Текст-повествование с элементами описания | Текст –повествование с элементами рассуждения |
2. Подумай и запиши текст – повествование с элементами рассуждения про бережное отношение к лесу на личном примере (не менее 5 предложений). Начни свой текст со слов «Лес - наше богатство!». Если в твоем рассказе будут применены разные художественные приемы (хотя бы один прием), то получишь бонусный балл.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
Ты выполнил задания.
Молодец!
Муниципальный тур олимпиады по русскому языку 4 класс
Инструкция для педагога
№ задания | Верный ответ | Баллы |
1 | Кварта́́л, све́кла, щаве́ль, догово́р, балова́ть, включи́шь, звони́шь, облегчи́ть, досу́г, углуби́ть. | За каждый верный ответ - 1 балл. Максимальное количество баллов за задание 10 баллов |
2 | Овощехранилище, сенокос (допустимо: сенокосилка) зоосад, электросчётчик. | За каждое слово – 1 балл. За каждую орфографическую ошибку снимается 1 балл. Отрицательный балл не ставится. Итого 5 баллов. |
3 | Подсказка, седой, юбка. | За каждый верный ответ -1 балл Итого 3 балла |
4 | Слова распределены на основе проявления прямого или переносного значений выделенного курсивом слова – 1 балл. За каждое правильно составленное сочетание слов – по 1 баллу. Не оценивается пара, в которых все слова разные. Надо: кислое яблоко – кислое лицо; не подходит: кислое яблоко – сладкий привет и др. | Итого 5 баллов. |
5 | 1) алфавит 2) азбука 3) 33 4) а, я 5) алфавитном | За каждый правильный ответ – 1 балл. Итого 5 баллов. |
6 | 1)белый 2)белка 3) болото 4) белуга (допустимо: белуха, так как на русском севере белугу часто называют белухой) 5) бельё | За каждое верное указанное слово – 1 балл. Итого 5 баллов. |
7 | В первом предложении каждой пары слово Оля является обращением, и это слово не является членом предложения- 2 балла. Во втором предложении каждой пары слово Оля является подлежащим, которое выражено именем существительным (собственным-необязательно) -2 балла. 1) Оля, ты пойдёшь сегодня гулять? – Оля пошла сегодня гулять. 2) Не пойдешь ли ты, Оля, погулять? – Пошла Оля гулять. | За верную расстановку знаков препинания – 1 балл. За одну ошибку – минус 1 балл. Если допущено две и более ошибки, то ставится 0 баллов. Итого 5 баллов. (2+2+1) |
8 | Группа 1: детвора, листва, горох, молоко – 1 балл. Имена существительные употребляются только в единственном числе – 1 балл. Группа 2: тень, компьютер, листик, школа – 1 балл. Имена существительные употребляются как в единственном, так и множественном числе – 1 балл. Нумерация групп не имеет значения. Слова малина, чтение (по 1 баллу за слово) надо отнести в группу, в которой имена существительные употребляются только в единственном числе – 1 балл. Всего 3 балла. Слова книга, школьник (по 1 баллу за слово) надо отнести в группу, в которой имена существительные употребляются как в единственном, так и во множественном числе – 1 балл. Всего 3 балла. | Итого 10 баллов |
9 | 1) У кого что болит, тот о том и говорит. 2) Где много слов, там мало дела. 3) За всё берётся, да не все удаётся. 4) Тяжело в учении – легко в бою. Можно составить: 1)В мешке шило не утаить. 2)Делу время, потехе час. 3) Ученье — свет, а неученье — тьма. 4) Маленькое дело лучше большого безделья. | 1 балл за каждую пословицу. +1балл за каждую верно составленную самостоятельно пословицу. Итого от 8 баллов до 10 баллов |
10 | 1) Текст – повествование с элементами рассуждения. 2) Задание творческое должно содержать следующие элементы – повествование, рассуждение о бережном отношении человека к лесу, выражено личное отношение к лесу и его обитателям и др. Оценка – до 5 баллов. если в рассказе применены пословицы, фразеологизмы, эпитеты и другие художественные приемы, то +1 балл, как бонус | Определили тип текста верно-1 балл. Итого 7 баллов |
| Максимальный балл за работу: 65 баллов |
8