Олимпиада 8 класс
1. Расставьте недостающие знаки препинания, вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы и раскройте скобки. Выполните задание к тексту.
Анды — самые высокие горы Американского континента рассекающие его с севера на юг. Они поражают меняющимися пейзажами. Здесь увид…шь (не)покорённые вершины п…крытые вечными снегами пики, дымящиеся вулканы. На западе сверкает бирюзой Тихий океан на востоке восхищают бе…конечные джунгли изрезанные паутиной серебряных рек.
После однодневного пребывания в столице Перу вылетаем в направлении пропавшего города инков. Доезжаем поездом до (не)большого городка и пешком через эвкалиптовый лес доб…раемся до деревеньки. Глиняные домики и соломен…ые шалаши напоминают о древней цивилизации. Стараемся не потерять местами и…чезающую тропинку, вьющуюся (в)верх.
Вдали появляется загадочный город распол…жившийся на скалистой вершине. Через пять часов подъёма проходим тяжёлые ворота и входим в крепость находящуюся на горе. На многочисленных террасах, соединенных бесчисленными лестницами, распол…гает…ся каменный мир с улицами площадями. Древний город зачаровывает нас. (По Я. Палкевичу.)
Задание к тексту
Найдите и выпишите слова из текста с полногласными звукосочетаниями, приведите к ним примеры с неполногласным сочетанием.
2.Поставьте ударения в словах.
Занявший, занять, занял, заняла, заняло, занята, занятый.
3. Подберите как можно больше синонимов – фразеологизмов к следующим словам:
побеждать, лгать, зябнуть, бездельничать
4.Какие звуки может обозначать буква С. Приведите примеры.
5.Соотнесите трόпы с их определением.
Метафора | А.Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения какого-либо предмета. |
Ирония | Б.Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. |
Метонимия | В.Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними. |
Гипербола | Г.Употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному с целью насмешки. |
Известный русский судебный деятель П. Сергеич писал: «Слово – это великая сила, но надо заметить, что это союзник, всегда готовый стать предателем». Выразите свое отношение к этому высказыванию в форме сочинения-рассуждения объемом не менее 150 слов.
*Опираясь на прочитанные произведения русской литературы, напишите сочинение повествование объемом не менее 150 слов на тему: «В жизни всегда есть место подвигам»; «Твори добро другим во благо»; «Мой любимый край»; «Легко ли жить в 15 лет?»
Ответы
1.Анды — самые высокие горы Американского континента, рассекающие его с севера на юг. Они поражают меняющимися пейзажами. Здесь увидишь непокорённые вершины, покрытые вечными снегами пики, дымящиеся вулканы. На западе сверкает бирюзой Тихий океан, на востоке восхищают бесконечные джунгли, изрезанные паутиной серебряных рек.
После однодневного пребывания в столице Перу вылетаем в направлении пропавшего города инков. Доезжаем поездом до небольшого городка и пешком через эвкалиптовый лес добираемся до деревеньки. Глиняные домики и соломенные шалаши напоминают о древней цивилизации. Стараемся не потерять местами исчезающую тропинку, вьющуюся вверх.
Вдали появляется загадочный город, расположившийся на скалистой вершине. Через пять часов подъёма проходим тяжёлые ворота и входим в крепость, находящуюся на горе. На многочисленных террасах, соединенных бесчисленными лестницами, располагается каменный мир с улицами, площадями. Древний город зачаровывает нас. (По Я. Палкевичу.)
Город- градостроительство - град
Ворота – вратарь – врата
2. ЗанЯвший, занЯть, зАнял, занялА, зАняло, занятА, зАнятый.
3. Побеждать – класть на обе лопатки; задать жару; брать верх; возвращаться со щитом; заткнуть за пояс и т.д.
Лгать – лапшу на уши вешать; наводить тень на плетень; пудрить мозги; гнать пургу; плести небылицы; пускать пыль в глаза; выдавать желаемое за действительное , бить баклуши и тд…
Зябнуть – зуб на зуб не попадает; промерзать до мозга костей; дрожать как суслик; мерзнуть как цуцик и т. д.
4.[с] - коса, [с']- косить,[з] – сгиб, [з'] – косьба, [ш] – сшить, [ц] – кусаться и др…
5. 1-Б, 2-Г, 3-В,4-А