СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиада по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В разработке представлены методические рекомендации и материалы(два варианта) для проведения олимпиады по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Олимпиада по русскому языку»

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЖЕВНИКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОБИЗНЕСА»





УТВЕРЖДАЮ

заместитель директора по УМР

______________ А.В.Хакамова

«____» ________ 2021г.





Олимпиада по русскому языку





Методические рекомендации и материалы для проведения олимпиады



Кожевниково 2021




Организация- разработчик: ОГБПОУ «Кожевниковский техникум агробизнеса»



Разработчик: Синявина О.И. – преподаватель русского языка и литературы


Рассмотрено на заседании ПЦК

Протокол №____ от «_____» ______ 2020г.

Председатель ПЦК _____________ Г.В.Монастырева



















































Содержание


Пояснительная записка…………………………………………………………...4

Порядок проведения олимпиады…………………………………………….......5

Подведение итогов олимпиады………………………………………………......6

Список использованных источников……………………………………….........6

Приложение 1. Положение о проведении олимпиады……………………........7

Приложение 2. Задания олимпиады(1)…………………………………………10

Приложение 3. Задания олимпиады(2)…………………………………………30

Приложение 4. Протокол конкурса…………………………………………….34

































Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для проведения олимпиады по общеобразовательной дисциплине «Русский язык» среди студентов I курса ОГБПОУ «Кожевниковский техникум агробизнеса».

Олимпиада по русскому языку в СПО – это новое образовательное пространство, создаваемое с целью популяризации знаний, формирования мотивации, ответственности студентов и преподавателя за уровень знаний, создание духа соревновательности, здорового соперничества, подведение итогов работы. Олимпиада по русскому языку является одной из наиболее массовых форм внеаудиторной работы.

Цели олимпиады:

  • повышение интереса обучающихся к русскому языку и его изучению;

  • проверка качества знаний и умений, полученных в процессе обучения по учебной дисциплине;

  • оценка уровня владения обучающимися речевыми навыками;

  • развитие творческого потенциала обучающихся;

  • популяризация русского языка как науки и учебной дисциплины.

Задачи:

  • выявить одаренных, творчески мыслящих обучающихся;

  • углубить знания обучающихся по предмету, расширить их кругозор;

  • систематизировать орфографические, пунктуационные, речевые умения и навыки;

  • формировать умения применять полученные знания на практике.

Учебно-методическое обеспечение: раздаточный материал с заданием олимпиады; компьютер (ноутбук) с программой Word и EXEL для составления рейтинга участников Олимпиады и оформления наградных документов.

Олимпиада по русскому языку проводится в феврале. Конкретная дата проведения определяется планом ПЦК общеобразовательных и социально-экономических дисциплин.

Для проведения Олимпиады создаются Оргкомитет и жюри. Оргкомитет может состоять из представителей методической службы, преподавателей СПО.

Олимпиада проводится по олимпиадным заданиям, которые разрабатывает преподаватель русского языка и литературы.

Порядок проведения олимпиады

Олимпиада по русскому языку проходит в один (письменный) тур в виде ответов на конкретно поставленные вопросы или решений лингвистических и творческих задач.

Письменный тур Олимпиады состоит из заданий, расположение которых определяется необходимостью смены форм умственной деятельности и переключения внимания и степенью сложности. Вопросы должны иметь однозначный ответ. При оценке выполнения заданий наряду со знанием учебной программы по русскому языку оцениваются также лингвистическая эрудиция, языковая интуиция, аналитические навыки, умение рассуждать логически.

При проведении Олимпиады рекомендуется выделить кабинетные помещения для участников так, чтобы были созданы свободные условия для работы – один человек за партой. Все участники должны быть ознакомлены с временем выполнения заданий. Рекомендуемое время – 2 академических часа. Каждый участник должен быть обеспечен комплектом заданий, бланком для ответов и канцелярскими принадлежностями (бумага, ручки).

Для организации и контроля над выполнением олимпиадных заданий по русскому языку рекомендуется привлечь преподавателей – не словесников.

По окончании времени проведения Олимпиады работы участников собираются и сдаются жюри конкурса.

Жюри проверяет и оценивает выполненные олимпиадные задания.

Подведение итогов олимпиады

Определение победителей и призеров Олимпиады осуществляется на основе Положения об организации и проведения Олимпиады (Приложение А)

После проверки работ проводится их разбор: жюри отмечает лучшие ответы, называет победителей. Кроме анализа по группам, используются и другие формы информации: сообщение о результатах на стендах и сайте техникума.

Оглашение имен победителей и награждение проходит в торжественной обстановке.

Критерии и методика оценивания олимпиадных заданий не могут быть предметом апелляции и пересмотру не подлежат.







Список использованных источников

  1. Губернская Т.В. Русский язык. 10-11 классы. Тестовые и олимпиадные задания / Т.В. Губернская. – М.: Эксмо, 2007.

  2. Орг А.О. Олимпиады по русскому языку: Кн.для учителя./ А.О. Орг. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2004.

  3. Русский язык. Всероссийская олимпиада. Выпуск 1, М: Просвещение, 2008.

  4. Русский язык. Всероссийская олимпиада. Выпуск 2, М: Просвещение, 2009.

  5. Русский язык. Всероссийская олимпиада. Выпуск 3, М: Просвещение, 2011.

  6. http://www.rosolymp.ru











Приложение 1

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЖЕВНИКОВСКИЙ ТЕХНИКУМ АГРОБИЗНЕСА»














ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении олимпиады по общеобразовательной дисциплине «Русский язык»






Кожевниково-2021

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящее положение о проведении олимпиады по русскому языку для студентов ОГБПОУ «КТАБ» (далее Положение) определяет правила организации и проведения олимпиады, её организационно-методическое обеспечение, правила участия и порядок определения победителей.

Цели олимпиады:

  • повышение интереса обучающихся к русскому языку и его изучению;

  • проверка качества знаний и умений, полученных в процессе обучения по учебной дисциплине;

  • развитие творческого потенциала обучающихся;

  • популяризация русского языка как науки и учебной дисциплины.

Задачи:

  • выявить одаренных, творчески мыслящих обучающихся;

  • углубить знания обучающихся по предмету, расширить их кругозор;

  • систематизировать орфографические, пунктуационные, речевые умения и навыки;

  • формировать умения применять полученные знания на практике



СРОКИ И РЕМЯ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ

Олимпиада по русскому языку проводится в феврале 2021 года.
Время для выполнения заданий – Задания для олимпиады(1) - 3 учебных часа (135 мин.); Задания для олимпиады(2) - 2 учебных часа (90 мин.).

ПРАВИЛА УЧАСТИЯ В ОЛИМПИАДЕ

В Олимпиаде могут принять участие все, кто считает себя человеком русской культуры и признает русский язык родным. Участниками Олимпиады могут быть студенты любого курса и любой группы.

Задания можно выполнять в любой последовательности.  Участник вправе выполнить любое количество заданий из числа предложенных.

ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ

В качестве заданий участникам предлагаются вопросы по орфоэпии, словообразованию, грамматике, лексике, правописанию, стилистике, русской литературе и культуре.

Для выполнения заданий Олимпиады участники могут пользоваться любыми справочными материалами.


ОБРАБОТКА ОТВЕТОВ

Баллы за выполненные задания выставляет рабочая группа по методическому обеспечению конкурсных заданий и обработке ответов в течение 2-х дней после проведения Олимпиады.
Окончательное решение о награждении победителей и присуждении дополнительных призовых мест принимает жюри Олимпиады. Окончательные результаты участников будут объявлены при подведении итогов на 3-й день после проведения Олимпиады.


ПОБЕДИТЕЛИ И ПРИЗЕРЫ

По итогам Олимпиады будут выявлены победители (участники, занявшие I,II, III место по количеству набранных баллов).
Решение жюри не обсуждается и обжалованию не подлежит.


ПРИЗЫ И НАГРАДЫ

Участники, занявшие по итогам Олимпиады I, II, III место будут награждены Грамотами. Организаторы Олимпиады оставляют за собой право учредить дополнительные призовые места и предложить лучшим участникам дополнительные дипломы.





ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Задания Олимпиады (1)

 

Вариант 1

  1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?


    1. бралА

    2. начАл

    3. бантЫ

    4. донельзЯ


  1. В каком предложении вместо слова ГУМАННЫЙ нужно употребить ГУМАНИТАРНЫЙ?


    1. Самыми ГУМАННЫМИ профессиями на земле являются те, от которых зависит духовная жизнь и физическое здоровье человека.

    2. Во время переговоров участниками встречи обсуждены ГУМАННЫЕ вопросы.

    3. ГУМАННЫЕ законы возможны только в зрелом обществе.

    4. ГУМАННОЕ отношение к детям означает прежде всего понимание духовных усилий ребенка, уважительное отношение к этим исканиям и ненавязчивая помощь.


  1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.


    1. мокла под дождем

    2. косвенных падежов

    3. чудеснейшим образом

    4. здоровые дёсны


  1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Тщательно подготовившись к выступлению,

    1. речь оратора тем не менее должна напоминать импровизацию.

    2. в речи оратора должны быть удачные примеры, образы, юмор.

    3. у хорошего оратора речь образная, эмоциональная и в то же время логичная.

    4. оратор произнес убедительную речь.


  1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).


    1. Циолковский писал, что цель его жизни – продвинуть человечество хоть немного вперед.

    2. В городе создана специальная комиссия по градостроительству, которой поручено координировать работу всех строительных фирм.

    3. В картине «Спящем пастушке» Венецианову удалось передать всю прелесть неяркой русской природы.

    4. Счастливы те, кто приближается в своей жизни к идеалу сложившемуся в юности.


  1. Укажите верную морфологическую характеристику слова ПОМОГАЮЩЕГО


    1. причастие

    2. имя прилагательное

    3. деепричастие

    4. имя существительное


  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется одна буква Н?

Усыпа(1)ая хвоей дорожка из бора вывела в липы, где пряталась раскраше(2)ая тесовая изба, которая была выстрое(3)а как настоящий русский терем.

    1. 3

    2. 1

    3. 2, 3

    4. 1,2,3

  1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?


    1. в...рсистый, ут..пический, м..рзлота

    2. б..сиком, ок..ймлять, приг..рать

    3. ав..нтюра, м..ндариновый, благораспол..жение

    4. компр..мисс, соприк..снувшись, обог..щение


  1. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?


    1. пр..успевать, пр..плести, пр..рывание

    2. о..гадать, по..кидывать, на..кусить

    3. и..ношенный, не..говорчивый, ра..жечь

    4. раз..скивать, без..сходный, под..грать


  1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?


    1. посе..шь, закрыва..мый

    2. вытащ..шь, закле..вший

    3. изуча..шь, постав..шь

    4. накин..шь, знач..мый


  1. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. солом..нка

Б. подчерк..вать

В. усидч..вый

Г. гор..вать


  1. А, Б, В, Г,

  2. Б, Г

  3. А, Б, В

  4. А, В, Г


  1. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?


    1. Почти (не)заметная серая птичка вспорхнула из кустов.

    2. Меня провели в (не)большую уютную комнату с камином.

    3. Помочь Маше в беде было (не)кому.

    4. И, головы седой (не)поднимая, опять сидела тихо у огня.

  1. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?


    1. (И)ТАК, подытожим все сказанное: лес – наш целитель, наше богатство и, (НА)КОНЕЦ, лучший наряд земли.

    2. Надо было дождаться Семенова во ЧТО(БЫ) то ни стало, (ПО)ТОМУ что его приезд решал многое.

    3. Небо хмурилось ТАК(ЖЕ), как и вчера, море штормило, (ПО)ЭТОМУ прогулку на катере пришлось отложить.

    4. (В)ТЕЧЕНИЕ прошлого лета мне пришлось жить в старинной подмосковной усадьбе, (ПРИ)ТОМ она не была похожа на обычные усадьбы.


  1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:

Костер горел ярко( ) и безликие тени дрожали вокруг него, изумленно наблюдая веселую игру огня.

    1. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

    2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

    3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

    4. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.


  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2) был человек (3) описанный в комедии «Горе от ума» под именем (4) Максима Петровича.


    1. 1, 3

    2. 2, 3, 4

    3. 1, 2, 3

    4. 2, 4


  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

Даниил Черный (1) по мнению искусствоведов (2) был живописцем первой величины. Самая большая его заслуга (3) однако (4) в том, что он увидел одаренность Андрея Рублева и повлиял на развитие индивидуальной манеры этого величайшего художника.

    1. 1, 2

    2. 3, 4

    3. 1, 2, 3

    4. 1, 2, 3,4


  1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).


    1. Работа шла быстро и была вовремя закончена.

    2. Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.

    3. Алогичность соединения слов создает особый психологический эффект и приковывает внимание читателя.

    4. Довольно скоро он обжился в этом районе и подружился с соседями.


  1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Жизнь в Марьине текла своим порядком: Аркадий сибаритствовал, Базаров работал.

    1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

    2. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условия того, о чем говорится во второй части.

    3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

    4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.


  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В 80-е годы Х1Х века Шишкин (1) создает много картин (2) в сюжетах (3) которых (4) он обращается к жизни русского леса, русских лугов и полей.


    1. 1, 2

    2. 2

    3. 1, 3

    4. 2, 4


  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Рука его дрожала (1) и (2) когда Николай передавал лошадь коноводу (3) он чувствовал (4) как со стуком приливает кровь к сердцу.

    1. 1, 4

    2. 2, 3

    3. 1, 3, 4

    4. 1, 2, 3, 4


  1. В каком ряду во всех словах есть гласный звук [А]?


    1. мяч, лентяй, рьяный

    2. святой, поклон, мята

    3. клянусь, ляжет, тянет

    4. ледяной, дятел, прогон


  1. Укажите слова, употребленные в прямом значении.


    1. ледяной взгляд

    2. золотое кольцо

    3. золотые руки

    4. железный характер

  1. Укажите, чем являются данные пары слов: рассвет - расцвет?

    1. синонимами

    2. антонимами

    3. омонимами

    4. паронимами


  1. Какой фразеологический оборот имеет значение запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда?


    1. держать себя в руках

    2. одним духом

    3. стоять горой

    4. зарубить на носу


  1. Укажите, в каком ряду все слова имеют окончание.


    1. заяц, солнцем, верхом (скакать)

    2. белым, вода, подошли

    3. увидел, справа, второй

    4. заточил, (о) переезде, однажды


  1. Укажите слово, образованное приставочно-суффиксальным способом.


    1. допеть

    2. неинтересно

    3. подземный

    4. сероватый


  1. Укажите, в каком ряду все прилагательные являются качественными.


    1. добрый, мягкий, серьезный

    2. зимний, честный, осенний

    3. заячий, острый, колкий

    4. интересный, занимательный, приусадебный


  1. Укажите словосочетание со способом связи управление


    1. поэтический язык

    2. говорил не умолкая

    3. красный от натуги

    4. опытный врач


  1. В каком слове есть суффикс –ч- ?


1) алыча

2) раздача

3) калач

4) парча

30. Какое предложение является сложным?

1) Брак получился не из-за плохой машины, а из-за неумения работать.
2) Искрятся пустынные окрестные бугры, осыпанные лебяжьим пухом молодого снега.
3) Давыдов долго бежал, держась за грядушку саней, пытаясь согреть ноги, потом вскочил в сани и, притаившись, задремал.
4) Поднялся ветер, и стало сыро и мрачно.

31. Синонимы – это

1) слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по своему лексическому значению.

2) слова, разные по написанию и звучанию, но схожие по своему лексическому значению.

3) слова с противоположным лексическим значением.

4) слова, разные по своему лексическому значению, но схожие по написанию и звучанию.


32. По орфоэпическому словарю нельзя узнать

1) значение слова

2) написание слова

3) ударение в слове

4) произношение слова


33. Укажите местоимение в ряду данных слов.

1) двое

2) себя

3) наподобие

4) ура


34. Укажите имя существительное общего рода.

1) сирота

2) страна

3) кофе

4) тюль


35. Глаголы, выражающие побуждение к действию стоят

1) в изъявительном наклонении

2) в условном наклонении

3) в повелительном наклонении

4) не имеют наклонения


36. Как называется наука о языке?

1) языкология

2) лингвистика

3) лингвология

4) биология


37. Гласные звуки делятся на

1) твердые и мягкие

2) ударные и безударные

3) звонкие и глухие

4) парные и непарные


38. Найдите слово с орфографической ошибкой.

1) пушинка

2) возложил

3) жидкость

4) ворошыть


39. Какое слово является проверочным для слова МАЗЬ ?

1) замазка

2) замажь

3) замазать

4) алмазы


40. В каком слове употребляется Ь ?

1) комп..ютер

2) прод..юсер

3) об..явление

4) дез..инфекция


41. Укажите предложение с однородными подлежащими.

1) Дождь стучал по крыше, трепал листья в саду, плескался на дворе в лужах.

2) Пушистый снег закрывает дома, столбы, деревья беленой пеленой.

3) На юг улетают журавли, грачи, скворцы.

4) Подолгу лежит на скатах крыш, на перилах балкона иней.

42. Укажите распространенное предложение.

1) Толстые сосульки пели песню весны.

2) Вечерело.

3) Подбежал мальчик.

4) Вода нагрелась.


43. Среди перечисленных словосочетаний найдите глагольное.

1) поздним вечером

2) объясняем пример

3) спортивные состязания

4) участник войны.


44. Укажите слово с суффиксом –ИК-.

1) дворник

2) дикий

3) крик

4) мячик


45. Укажите слово с приставкой С-.

1) спелый

2) скользкий

3) сломать

4) слово


46. В каком из данных слов есть приставка?

1) погода

2) портер

3) посадка

4) полоса


47. Укажите строку, в которой все слова являются однокоренными.

1) водный, обводить, водяной

2) медь, медный, медовый

3) дружить, дружный, подружка

4) гора, загореть, горный


48. В каком предложении есть обращение?

1) Я видел вас всегда.

2) Как ты чудесен и хорош!

3) Читатель, я не нарушу условий.

4) Одним словом, жизнь расцветает.


49. Какой частью слова является У в слове ПОНЕМНОГУ ?

1) суффикс

2) окончание

3) часть корня

4) постфикс


50. Найдите слово с орфографической ошибкой.

1) точка

2) конечьно

3) вечность

4) мучной

Вариант 2

    1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?


      1. цЕмент

      2. прибылА

      3. налИла

      4. клеИть


    1. В каком предложении вместо слова ВЕЛИКИЙ нужно употребить ВЕЛИЧЕСТВЕННЫЙ?


  1. Высокая, стройная, грациозная и ВЕЛИКАЯ, Елена держалась всегда необыкновенно прямо, и это придавало ей царственный вид.

  2. Литература – ВЕЛИКОЕ достояние народа.

  3. Народу было ВЕЛИКОЕ множество, как будто весь город пожелал увидеть поэта и услышать его удивительный голос.

  4. Каждый ВЕЛИКИЙ поэт является выразителем духа народа, его истории.


    1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.


  1. шестьюстами учебниками

  2. едь вперед

  3. спелых абрикосов

  4. жестче дерева


    1. Выберите грамматически правильное продолжение предложения.

Создавая экологический прогноз,

  1. учитывается состояние окружающей среды нашего города.

  2. оформляйте его в виде карты со специальными обозначениями.

  3. требуются специальные знания.

  4. учеными обработан статистический материал.


    1. Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением синтаксической нормы).


  1. На картине И.И. Фирсова «Юный живописец» изображена домашняя мастерская художника.

  2. Среди домов, построенных на этой улице, было несколько многоэтажных.

  3. Не только способности, но и трудолюбие поможет достичь успеха в работе.

  4. Все, кто рано начинает учить иностранный язык, овладевает им в совершенстве.


    1. Укажите верную морфологическую характеристику слова ВРАЩАТЕЛЬНОЕ


  1. прилагательное

  2. глагол

  3. причастие

  4. деепричастие


    1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Мощё(1)ая мраморной плиткой прихожая украше(2)а стекля(3)ыми вазами и золочё(4)ой мебелью, созда(5)ой лучшими мастерами Италии.

  1. 3, 4

  2. 2, 4

  3. 1, 3, 5

  4. 3, 5


    1. В каком ряду во всех словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?


  1. бл..годенствие, прин..ровиться, пол..гаться

  2. мот..вировать, благосл..вение, б..зироваться

  3. оз..боченный, раск..лоть, р..сточек

  4. заб..левание, обр..зцовый, уд..стоен

    1. В каком ряду во всех трех словах пропущена одна и та же буква?


  1. пр..амурский, пр..толстый, пр..командировать

  2. п..едестал, ш..ют, с..ехидничать

  3. и..каженный, бе..жалостный, ни..послать

  4. по..веска, пре..посылка, по..зарядка


    1. В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква Е?


  1. рокоч..шь, немысл..мый

  2. точ..шь, налаж..нный

  3. движ..шься, реша..мый

  4. тревож..шься, законч..нный


    1. В каком варианте ответа указаны все слова, где пропущена буква И?

А. толщ..на

Б. одол..вать

В. кра..шек

Г. подраг..вать

  1. А, В, Г 2)А, В 3) А, Г 4)Б, Г


    1. В каком предложении НЕ со словом пишется раздельно?


  1. Друзья разъехались, и (не)кого позвать в гости.

  2. Закрытые шлюзы высоко подняли воды (не)большой, но быстрой речки.

  3. Оседает пыль, и взору открываются (не)высокие пирамидальные тополя.

  4. Солнце, еще (не)скрытое облаками, освещает мрачную желто-лиловую тучу.


    1. В каком предложении оба выделенных слова пишутся слитно?


  1. Эксперимент был проведен удачно, ПРИ(ЧЕМ) ВПЕРВЫЕ, (ПО)ЭТОМУ все были очень довольны.

  2. (В)НАЧАЛЕ сентября ночи становится холодными, морозными, (ЗА)ТО дни стоят теплые, безветренные.

  3. Баржа двигалась (ПО)ПРЕЖНЕМУ вниз по течению, но (НА)СТОЛЬКО медленно, что казалась неподвижной.

  4. Пелагея была человеком (НА)РЕДКОСТЬ открытым, добрым; (ЗА)ТО ее и любили в деревне.


    1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или ее отсутствия в предложении:

Три раза зимовал он в Мирном ( ) и каждый раз возвращение домой казалось ему пределом человеческого счастья.

  1. Сложносочиненное предложение, перед союзом И запятая не нужна.

  2. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна.

  3. Сложносочиненное предложение, перед союзом И нужна запятая.

  4. Простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.


    1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ипполит Матвеевич (1) томясь стыдом (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.

  1. 1, 2

  2. 1, 2, 4

  3. 1, 2, 3, 4

  4. 3. 4


    1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые?

В прошлом многим был (1) конечно (2) известен дом Аксаковых, где все дышало творчеством, семейным счастьем и довольством. Друзьям семьи, многочисленным гостям (3) вероятно (4) не раз доводилось отдыхать в этом доме душой и телом от житейских дрязг и треволнений.

  1. 1, 2, 3, 4

  2. 1, 2

  3. 3, 4

  4. 1, 3


    1. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую. (Знаки препинания не расставлены).


  1. Индивидуальность писателя проявляется и в предпочтении того или иного цветного эпитета.

  2. Почти каждый из французских скульпторов работал одновременно в историко-мифологическом и в портретном и в пейзажном жанрах.

  3. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса и уютные приморские города.

  4. Лес шумел то убаюкивающе и певуче то порывисто и тревожно.


    1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Бестужев вставал, отодвигал занавеску и видел знакомую и милую картину: снег лежал на крышах пухлыми пластами, как на еловых ветках.

  1. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

  2. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чем говорится в первой части.

  3. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

  4. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.


    1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства.

  1. 1, 3

  2. 2, 4

  3. 1, 3, 4

  4. 1, 4


    1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Выяснилось (1) что рукопись окончательно еще не отредактирована (2) и что (3) пока не будет проведена дополнительная работа (4) сдавать ее в типографию нельзя.

  1. 1

  2. 2, 3

  3. 1, 3, 4

  4. 1, 2, 3, 4


21.В каком ряду во всех словах есть гласный звук [Э]?


1) гребень, тень, клетка

2) дремать, энциклопедия, дерево

3) плести, эра, эмоции

4) трепать, эмиграция, трель


22.Укажите слова, употребленные в переносном значении.


1) сладкие речи

2) медовый пряник

3) ледяная глыба

4) копать землю


23.Какая пара слов является синонимами?


1) заботливый, равнодушный

2) настойчивый, безынициативный

3) добросердечный, милосердный

4) смелый, трусливый


24.Укажите предложение, в котором встречается фразеологизм?


  1. Мне нравилось, поднявшись на вершину горы, смотреть сверху вниз.

  2. Голодный пес с удовольствием проглотил заливной язык, приготовленный накануне.

  3. После всех неприятностей, свалившихся на его голову, он ходил точно в воду опущенный.

  4. Ей подали полотенце, расшитое петухами.


25.Укажите, какое из данных слов не является однокоренным.


  1. пригорелый

  2. гореть

  3. горный

  4. угарный (газ)


26.Укажите слово, образованное суффиксальным способом?


  1. докрасна

  2. прискакать

  3. неудачный

  4. красноватый


27.Укажите, в каком ряду все слова являются причастиями.


  1. улыбающийся, написанный, делая

  2. рассказанный, серебряный, несший

  3. отвечая, прибывший, усиленный

  4. нарисованный, расколотый, раскидавший


28.Укажите словосочетания со способом связи примыкание.


  1. говорил громко

  2. мои книги

  3. раздавались в воздухе

  4. никакого добра


29.Какой частью слова является у в слове понемногу?


1) окончание

2) суффикс

3) часть корня

4) приставка

30. В каком предложении есть однородные члены?

1) Солнце стояло в зените и жаркими лучами невыносимо жгло мне тело.
2) У деревянной ограды теснились подстриженные акации и сирени переплетали жгуты своих стволов.
3) Еще нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке.
4) Родина Макара затерялась в далекой якутской тайге.

31. Антонимы – это

1) слова, одинаковые по написанию и звучанию, но разные по своему лексическому значению.

2) слова, разные по написанию и звучанию, но схожие по своему лексическому значению.

3) слова с противоположным лексическим значением.

4) слова, разные по своему лексическому значению, но схожие по написанию и звучанию.


32. Происхождение слов описывается

1) в толковом словаре

2) в этимологическом словаре

3) в словаре синонимов

4) в словаре антонимов


33. Укажите глагол в ряду данных слов.

1) сказуемое

2) с тобой

3) из-за

4) обозначить


34. В каком словосочетании есть существительное в предложном падеже?

1) пожелай удачи

2) покрылись инеем

3) песня о барабанщике

4) идти по аллее


35. Наречие изменяется как

1) имя существительное

2) имя прилагательное

3) глагол

4) не изменяется


36. Орфоэпия изучает

1) соотношение звуков и букв

2) лексическое значение слова

3) правила литературного произношения

4) части речи


37. На какие группы делятся согласные?

1) ударные и безударные

2) прописные и строчные

3) звонкие/глухие, твердые/мягкие

4) гласные и согласные


38. Найдите слово с орфографической ошибкой.

1) береска

2) дуб

3) трубка

4) косьба


39. Укажите в каком слове безударная гласная проверяется словом ГОДНЫЙ.

1) годовой

2) года

3) годовалый

4) годиться


40. В каком слове пишется разделительный Ъ?

1) с..узить платье

2) об..явить благодарность

3) помещич..и угодья

4) саф..яновые сапоги


41. Укажите предложение с однородными сказуемыми.

1) Дождь стучал по крыше, трепал листья в саду, плескался на дворе в лужах.

2) Пушистый снег закрывает дома, столбы, деревья беленой пеленой.

3) На юг улетают журавли, грачи, скворцы.

4) Подолгу лежит на скатах крыш, на перилах балкона иней.


42. Найдите односоставное предложение.

1) Толстые сосульки пели песню весны.

2) Вечерело.

3) Подбежал мальчик.

4) Волнистые облака рассеялись.


43. Среди перечисленных словосочетаний найдите именное.

1) скользить по льду

2) изучаешь биологию

3) спортивные состязания

4) весело плясать


44. Укажите слово с суффиксом –ОК-.

1) молоко

2) крокодил

3) урок

4) бережок


45. Найдите слово с приставкой.

1) (за)грибами

2) (до)бежать

3) (по)дороге

4) (на)родину


46. Укажите слово, в котором НА- является частью корня.

1) наломать

2) надежда

3) напрямик

4) напомнить


47. Укажите строку, в которой все слова являются однокоренными.

1) летать, лето, летчик

2) корм, накормить, кормушка

3) гористый, пригорок, горе

4) рисовый, рисовать, рисунок


48. В каком предложении есть обращение?

1) Откуда ты идешь?

2) Я начал, было, ободрять его, но он махнул рукой.

3) Мой друг, я пишу эти строки в надежде на скорую встречу.

4) В усадьбе, вероятно, все еще спали.


49. В каком слове нет приставки?

1) омут

2) опись

3) окись

4) округ


50. Выбери слово, в котором нужно писать Ь.

1) реч..ка

2) руч..ной

3) местеч..ко

4) бол..шой

























Бланк ответа


Олимпиада по русскому языку


Студент ______________________________________________________________________

Курс _______ Группа ______________

Вариант_______________


задания

Ответ

задания

Ответ

задания

Ответ

задания

Ответ

задания

Ответ

1


11


21


31


41


2


12


22


32


42


3


13


23


33


43


4


14


24


34


44


5


15


25


35


45


6


16


26


36


46


7


17


27


37


47


8


18


28


38


48


9


19


29


39


49


10


20


30


40


50



Общее количество баллов _________ Рейтинговое место в группе _________ в техникуме_____________

Преподаватель _________________ ФИО









































ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Задания Олимпиады (2)



1. Расставьте ударения в словах:

БАНТЫ, ГРАЖДАНСТВО, ЖАЛЮЗИ, СВЕКЛА, КВАРТАЛ, МОЗАИЧНЫЙ, БРАЛА, ЗАКУПОРИТЬ, ЗАНЯТА, КРАСИВЕЕ

(по 1 баллу за слово макс. 10б)

2. Определите значение выделенных слов. К какой группе слов они относятся?

Купила два аршина сукна.

До города пять вёрст.

Он, правда, в туз из пистолета в пяти саженях попадал. (А.С.Пушкин)

(по 1 баллу за каждое слово, 2 б. за определение группы слов- макс. 5б.)



3. Замените устаревшие слова общеупотребительными синонимами.

Ланиты, десница, перси, длань, зело, живот, ветрило, оратай, выя, чело.

(по 1 баллу за слово макс. 10б)

4. Образуйте форму именительного падежа множественного числа слудующих существительных: борт, директор, бухгалтер, договор, инженер, профессор, редактор, пристав, фельдшер, шофёр.

Поставьте в ней ударение.

(по 1 баллу за каждое слово - макс. 10б.)



5. Образуйте форму Родительного падежа множественного числа слудующих существительных: казахи, монголы, армяне, буряты, татары, вандалы, партизаны, солдаты, брелоки, места, рельсы, граммы, аршины, носки, чулки.

(по 1 баллу за слово макс. 15б)

6. Найдите слова с орфографическими ошибками, запишите их правильно:

коньюктура, дерматин, дикобраз, инциндент, компроментация, перетурбация, прецендент.

( по 2 балла за кождое исправленное слово макс. 10б.)



7. Как называются слова, близкие по звучанию, но отличающиеся по значению и написанию? Составьте словосочетания с данными парами слов: здравница-здравица, невежа-невежда, патронаж-патронат, поделка-подделка, поступок-проступок, признание-признательность, проверка-поверка.

( по 1б. за каждое словосочетание, 1балл за термин макс. 15б.)

8. Определите лексическое значение следующих слов: БРОКЕР, ВАЛЮТА, ВАУЧЕР, ДЕБИТОР, ДЕНЬГИ, КОНТРАКТ, КРЕДИТОР, ПРИБЫЛЬ, ПРОДЮСЕР, ТОВАРООБОРОТ.

(по 1 баллу за слово макс. 10б)

9. Догадайтесь, какие фразеологизмы и поговорки используют по-русски в ситуациях, когда англичане говорят:

- Птичка в руке стоит двух в кустах.

- Просто, как пирог.

- Возить уголь в Ньюкасл.

- Хранить в вате.

- Холодный, как огурец.

- Называть лопату лопатой.

- Птицы одинакового оперенья держатся вместе.

- У него ещё за ушами не просохло.

- Для каждой собаки наступит её день.

- Не стоит пороха и дроби.

- Чёрная овца в семье.

(по 1 баллу за каждый фразеологизм макс. 11б)

10. Какое слово в группе «лишнее»? Аргументируйте свой ответ.

ПЕСЕННИК, ПОДЪЁМНИК, СПУТНИК, ТЕЛЯТНИК, УДАРНИК.

( 2б. слово и 2б. за аргументацию макс.4 балла)



















ВСЕГО МАКСИМАЛЬНОЕ КОЛИЧЕСТВО БАЛЛОВ—100.

1. бАнты, граждАнство, жалюзИ, свЁкла, квартАл, мозаИчный, бралА, закУпорить, занятА, красИвее.

2.историзмы. Аршин равен 0,711 метра, верста-немного более 1км (500 саженей) сажень-2, 134 метра (3аршина).

3.Ланиты - щеки, десница – правая рука, перси - грудь, длань- ладонь, зело - очень, живот- жизнь, ветрило- парус, оратай - пахарь, выя – шея, чело – лоб.

4.борт-бортА, директор-директорА, бухгалтер-бухгАлтеры, договор-договОры, инженер-инженЕры, профессор-профессорА, редактор-редАкторы, пристав-прИставы, фельдшер-фельдшерА, шофёр-шофЁры.

5.казахи-казахов, монголы-монголов, армяне-армян, буряты-бурят, татары-татар, вандалы-вандалов, партизаны-партизан, солдаты-солдат, брелоки-брелоков, места-мест, рельсы-рельсов, граммы-граммов, аршины-аршин, носки-носков, чулки-чулок.

6.коньюНктура, дерматин, дикобраз, инцидент, компрометация, пертурбация, прецедент.

7.ПАРОНИМЫ. Подмосковная здравница-здравица в честь юбиляра, полный невежда в литературе - грубиян и невежа, патронаж новорождённых и больных – мероприятие под патронатом мэра города, поделки из древесины – подлинник и подделка, смелый поступок – проступок заслуживает наказания, всеобщее признание – выразить признательность, произвести проверку – (в выражении) НА ПОВЕРКУ ОКАЗАЛОСЬ…

8.Брокер-биржевой специалист, валюта-денежная единица той или иной страны, ваучер-приватизационный чек, дебитор-должник, деньги-особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента, контракт-договор, соглашение со взаимными обязательствами сторон, кредитор-заимодавец, прибыль-сумма, на которую доход превышает затраты, продюсер-владелец кинофирмы, музыкальной студии; товарооборот-процесс обращения продуктов труда.

9.- Птичка в руке стоит двух в кустах- лучше синица в руках, чем журавль в небе

- Просто, как пирог—как дважды два

- Возить уголь в Ньюкасл—ездить в Тулу со своим самоваром

- Хранить в вате—беречь как зеницу ока

- Холодный, как огурец—холоден как лёд

- Называть лопату лопатой—называть вещи своими именами

- Птицы одинакового оперенья держатся вместе—одного поля ягоды или два сапога пара

- У него ещё за ушами не просохло—молоко на губах не обсохло

- Для каждой собаки наступит её день—будет и на нашей улице праздник

- Не стоит пороха и дроби—овчинка выделки не стоит

- Чёрная овца в семье—в семье не без урода или паршивая овца в стаде



10. «Лишнее» слово – ПОДЪЁМНИК, так как только оно является однозначным и не может обозначать и одушевлённое лицо, и неодушевлённый предмет.





































ПРИЛОЖЕНИЕ 4

ПРОТОКОЛ

олимпиады по общеобразовательной дисциплине «Русский язык»

п/п

ФИО участника


Группа


Баллы


Место

























































































Председатель жюри:

__________________________________________________________________

Члены жюри:

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!