олимпиада по русскому языку в 4 классе (школьный этап)
Ф.И__________________________________________________ класс_____________
1. Прочитай слова, поставь знак ударения.
Жалюзи, квартал, звонит, торты, красивее, щавель, туфля, банты.
2. Прочитай отрывок из стихотворения С.А. Есенина. Подчеркни буквы, на месте которых слышится звук [о].
Тенькает синица
Меж лесных кудрей,
Тёмным елям снится
Гомон карасей.
По лугу со скрипом
Тянется обоз –
Суковатой липой
Пахнет от колёс.
3. Перед тобой фонетическая запись нескольких предложений. Запишите эти
предложения буквами по правилам орфографии.
[пашол йа в л'эс, на йолку вл'эс// сижу на йэли, штоб волки ни сйэли]
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
4. Подчеркните слова, которые содержат только один суффикс.
Желудочек, молоточек, цветочек, веничек, кружочек, горшочек.
5. Запиши слова во множественном числе в родительном падеже.
Носки- _____________ , бока- _______________ , яблоки- ________________,
ботинки- _________________, помидоры- _______________ .
6. Допиши окончания имён прилагательных в следующих словосочетаниях.
Известн___ кафе, старин___ рояль, прозрачн___ тюль, хохлат___ какаду.
7. Над выделенными словами напиши части речи.
На то и печь, чтобы в ней печь.
Стою на берегу, покой границы берегу.
Часовой стоял на углу, против дома, где жил старый часовой мастер.
8. В предложении подчеркни имя существительное в винительном падеже.
Дедушка дома починил будильник для мамы.
9. Подчеркни грамматическую основу в следующих предложениях:
Дерево червь изнутри точит. Встретить ночь готовится природа.
10. Ряд букв «снимитеперья» раздели пробелами на слова так, чтобы получилась фраза. Запиши все возможные варианты.
_____________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________
11.К данным устойчивым словосочетаниям допиши близкий по значению глагол.
Вставлять палки в колёса - ____________________________________________________
Обвести вокруг пальца - ______________________________________________________
Пропускать мимо ушей - _____________________________________________________
12. Мальчика звали Юлий, а девочку – Юлия. Их имена по-разному склонялись в единственном числе, а во множественном числе одинаково, за исключением двух падежей. Какие это падежи? ______________________________________________
13. В какой из этих пар оба слова обозначают людей?
А) кузнец-кузнечик б) рыбак-рыбёшка в) портной-портняжка г) сторож-сторожка
14. Подчеркни лишнее слово в каждой строчке, объясни почему.
А) Жалость, жалоба, жалкий, жалить____________________________________
Б) Кресло, бревно, пальто, число, весло ___________________________________
В) Звук, жест, долг, глаз, рукав- _________________________________________
Г) Олень, прорубь, рояль, щавель, шампунь.________________________________
15. В какой паре глаголы могут быть синонимами?
А) закопать — вскопать; Б) заплыть — всплыть;
В) закипеть — вскипеть; Г) завинтить — взвинтить.
16. У какого предложения, если поменять в нём местами однородные члены, изменится смысл?
А) Он изучает математику и географию.
Б) Петя встал и позавтракал.
В) Мы купили ручки и карандаши.
Г) Лёня и Ваня поздравили бабушку с днём рождения.