Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников
по русскому языку
2016-2017 год
5-6 классы
Всё небо было исп…щрено звёздами. Т..инственно струилось с выш…ны их г…лубое мя…кое мерцание. Они (с) тихим вн…манием гл…дели (на) д…лёкую землю. Маленьк… тонк… обл…ка изре…ка (на)л..тали на луну и превращали (на) мгновение её сп…койн..е сияние в неясный но светлый туман. Всё др…мало. Тёплый п..хучий воздух даже (не) к…лыхался он только иногда др…жал как др..жит в…да, возмущённая п…дением ветк….
1. Восстановите текст, вставляя, где необходимо, пропущенные буквы, раскрывая скобки (если пишется раздельно, ставим прямую палочку I, если слитно - косую /) и расставляя недостающие знаки препинания. Текст не списывать!
2.Озаглавьте текст. _____________________________________
3. Сколько раз в первом предложении встречается звук [О]? _________
Выпишите слова, в которых произносится этот звук: __________________
_______________________________________________________________
4. Выпишите все слова с приставками, обозначьте приставки.
_________________________________________________________________
5. Вставьте пропущенные окончания, объясните различие:
а) на ладон…( ) - на ладошк… ( )
б) по площадк… ( ) – на площад… ( )
в) в тетрад… ( ) - на тетрадк… ( )
6. В каких словосочетаниях местоимения можно заменить прилагательными? Подходящее по смыслу прилагательное запишите рядом со словосочетанием.
а) кататься с ним ______________________
б) мой брат ___________________________
в) свой учебник _______________________
г) подарить тебе _______________________
д) наш праздник _______________________
7. Поставьте местоимения в нужной форме, определите их лицо, число, падеж:
а) приготовил для (они) _______________________
б) подошёл к (мы) ___________________________
в) встретил (я) ______________________________
г) посмотрел на (он) _________________________
д) разговариваю с (ты) ________________________
8. «Давно ободняло уж, а Наташка спит, спит и сама дивится, что её никто не будит». (Д. Мамин-Сибиряк. «Три конца»)
Напишите, что означает глагол «ободняло». __________________________
От какого слова он образован? _______________________________
9. Восстановите фразеологизмы, вставив названия животных, птиц, насекомых. Объясните значение каждого фразеологизма:
а) когда на горе __________ свистнет ( _______________________________)
б) черная ___________ пробежала (___________________________________)
в) ________ свинье не товарищ (______________________________________
______________________________________________________________)
г) драть как сидорову _________ (____________________________________)
д) как ____________ в бочке ( ____________________________)
10. Напишите текст из нескольких предложений, используя в нем один из фразеологизмов предыдущего задания (все предложения должны быть связаны одной темой; соблюдайте последовательность в изложении материала; следите за правильностью речи; не допускайте орфографических и пунктуационных ошибок). Пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы
1. До 5 б. – по нормам оценки.
2. 2 б. ( Звёздная ночь. Летняя ночь. Звёздной ночью и др.
Но: не «Тёмная ночь»)
3. 4 б. – 3 раза - 1б.Всё (1б), испещрено(1б), звёздами (1б).
4. 6 б. – Испещрено(1), изредка (1), налетали (1), превращать(1),
Неясный (1), возмущённый (1).
5. 3 б. по 0,5б за каждое правильное окончание и объяснение.
а) на ладонИ ( 3 скл. ) - на ладошкЕ ( 1 скл. )
б) по площадкЕ ( 1 скл.) – на площадИ ( 3 скл.)
в) в тетрадИ ( 3 скл.) - на тетрадкЕ ( 1 скл.)
6. 3 б
б) мой брат _____младший_ -1б
в) свой учебник ____школьный __ 1б
д) наш праздник ____детский_ 1б
(прилагательные могут быть и другими, главное - в этих случаях)
7. 5б (по 1б за каждую правильную характеристику):
а) приготовил для (они) _них - 3л., мн.ч., Р.п.
б) подошёл к (мы) __нам – 1л., мн.ч.,
в) встретил (я) ____меня – 1л., ед.ч., В.п.
г) посмотрел на (он) __него – 3л., ед.ч., В.п.
д) разговариваю с (ты) __тобой – 2л, ед.ч., Т.п.
8. 4б «Давно ободняло уж, а Наташка спит, спит и сама дивится, что её никто не будит». (Д. Мамин-Сибиряк. «Три конца»)
Глагол «ободнять» означает «рассвести» - 2б
Образован от слова «день» - 2б
9. 10б ( 1балл за правильное слово, 1 б за объяснение )
а) когда на горе рак свистнет ( неизвестно когда; никогда )
б) черная кошка пробежала ( поссорились )
в) гусь свинье не товарищ (так говорят о людях, совершенно разных по взглядам, характеру, общественному положению)
г) драть как сидорову козу (сильно, жестоко наказывать кого - либо)
д) как сельдей в бочке ( очень тесно, много)
10. 8б
1) все предложения должны быть связаны одной темой – 2б;
2) соблюдайте последовательность в изложении материала – 2б;
3) следите за правильностью речи – 2б;
4) не допускайте орфографических и пунктуационных ошибок – 2б.
Всего – 50 баллов.