Олимпиада по русскому языку для учащихся 4 классов
Подчеркните имена существительные, имеющие форму только единственного числа.
Зима, метро, брюки, пальто.
2. Допиши глаголы и получи фразеологизмы. Объясни их значение.
А)Л……… рыбку в мутной воде. _______________________________.
Б) Решетом воду н…… . ______________________________________.
В) П…………. косточки. _____________________________________.
Г) Ж…… у моря погоды. _____________________________________.
Д) У…….. руки. _____________________________________.
3.Поставь имена существительные в Р.П. множественного числа.
Оладьи - _________________________.
Мандарины - ______________________.
Полотенца - _______________________.
Блюдца - __________________________.
Гектары - __________________________.
4. В скобках напиши слово из трёх букв, которое служило бы концом первого слова и началом второго.
Ме (….....) олад
Слу (…….) ник
Кипа (…….) унок
5. Запиши к словам синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и данные слова.
Лес - _____________________.
Горе - ____________________.
Мороз - ___________________.
Сообщение - _______________.
6. К каждой паре слов подбери такое прилагательное, которое с одним словом употреблялось бы в прямом значении, а с другим – в переносном:
Хвост ______________ Холод
Трубы ______________ Нервы
Конфета ____________ Жизнь
Перстень ___________ Характер
7. Анаграммы, а попросту «перевёртыши», - это слова, составленные из одних и тех же букв. Попробуйте, пользуясь всеми буквами только данных слов, составить новые слова.
Логика - _____________.
Ракета - ______________.
Каприз - ______________.
Мольба - ______________.
Каратист - _____________.
8. Отгадайте слово.
Это слово называет очень известного персонажа русских народных сказок. А в древней славянской мифологии этот персонаж – вечно прекрасная, любящая, добросердечная богиня, покровительница детей-сирот и детей вообще. Детей-сирот Йогиня-матушка доставляла в свой предгорный скит (дом), который находился в самой чаще леса, у подножья Ирийских гор (Алтай). Она делала это для того, чтобы спасти от гибели последних представителей из древнейших славянских и арийских родов. Впоследствии из этих детей воспитывались жрецы и жрицы. Под каким именем эту богиню из славянской мифологии знает каждый из нас?
Ответ: _________________.
9. Определи какой частью речи являются подчеркнутые слова.
В поля, не кошеных косой, (_____________ )
Всё утро дождик шёл косой. (____________ )
Дочь грома капля-егоза,
Кончая свой высотный путь,
Летела с круч, закрыв глаза,
В лицо земли, боясь взглянуть,
Скользнув с небесного стекла, (___________ )
В ладонь цветка она стекла. (____________ )
10.Прочитай текст.
Мои знакомые за обедом ставят на стол деревянное блюдо с хлебом.
Блюдо старое – ему целый век. По краю блюдо печатными буквами вырезано: « Ржаной хлебушко – калачу дедушка». Надпись как крохотная история. История о том, что сначала люди пекли ржаной хлеб, а уже намного позднее начали выпекать пшеничные калачи.
Подчеркните вариант ответа в котором заключается главная мысль текста:
А) В том, что у знакомых автора есть необыкновенное блюдо.
Б) В том, что через пословицу люди передают другим добрые, мудрые мысли.
В) В объяснении значения надписи на старом блюде.
11. Подбери русские пословицы, подходящие по смыслу к данным пословицам:
1) Вьетнамская: неторопливый слон быстрее достигает цели, чем резвый жеребец.
___________________________________________________.
2) Финская: тот не заблудится, кто спрашивает.
____________________________________________________.
3) Польская: как заяц в ананасе.
____________________________________________________.
12. Поставь в словах ударение в соответствии с современными нормами русского языка.
Жалюзи, красивее, позвонят, торты, иконопись, балованный, ломота, искра.
13.Запиши слова в три столбика по схеме:
Лесной, работники, походы, цветочный, поезда, дожди, погода, выходы, чулок.
А) корень, суффикс, окончание. ____________________________________.
Б) приставка, корень, окончание. ___________________________________.
В) корень, окончание. __________________________________.
14.Отгадай слова и поставь их в Т.п. ед.ч.
А) Бельевое изделие в виде отреза ткани для вытирания.
______________________.
Б) Лёгкое, обычно непромокаемое пальто.
_______________________.
В) Палочка из воска с фитилём внутри для освещения.
_______________________.
Г) Сооружение в виде ряда ступеней для подъёма и спуска.
_________________________.
15. Расставь знаки препинания.
А) На лугу росли желтые красные синие цветы.
Б) Кругом всей поляны стояли густые высокие ели.
В) Мороз крепчал и щипал уши лицо и руки.
Г) Десятки шустрых синиц слетались на кормушку они склевывали корм.
Д) На солнце темный лес зардел в долине пар белеет тонкий и песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий.
16. Составь предложения со словами: одеть и надеть. Запиши их ниже.
А)_______________________________________________________________.
Б)_______________________________________________________________.
17. Замени иноязычные слова сложными русскими словами.
А) Каллиграфия - _____________________________.
Б) Орфография - ______________________________.
В) Эгоизм - __________________________________.
18. Подчеркните группу слов, которые относятся ко 3-му склонению:
А) Тетрадь, новость, осень.
Б) Смелость, конь, вещь.
В) Сеть, мышь, уголь.