Олимпиада по русскому языку «Юный Грамотей»
2 класс
( Школьный тур - 36 баллов)
2018 – 2019 уч. год
Ф.И. __________________________
1. Подбери слово, в котором букв больше, чем звуков_____________________________ 2 б.
2. Подбери слово, в котором букв меньше, чем звуков_____________________________ 2 б.
3. Подчеркни слово, в котором есть только мягкие звуки:
Лебёдушка, сирень, водитель, житель, Алик 2 б.
4. Подчеркни слово, соответствующее схеме: приставка, корень, нулевое окончание.
Бегемот, радостный, заезд, поливка, переписка. 3 б.
5. Вырази смысл фразы одним словом, содержащим разделительный твёрдый или мягкий знак.
Пригодный для еды – ___________________________________________
Служащий, разносящий почту – ___________________________________
Сжался от холода – ______________________________________________ 6 б.
6. Замени один из твёрдых согласных звуков на мягкий и получи новые слова:
Уголки – _________________ Лук – ___________________
Банка – ________________ Мел – ___________________
Галка – __________________ Хор – __________________ 6 б.
7. Составь лесенку слов на тему “Звонкие и глухие согласные в корне слова”:
Часть гриба – _ _ Ж _ _
Застёжка на поясе – _ _ _ Ж _ _
Украшение в ушах – _ _ _ _ Ж _ _
Избушка сторожа – _ _ _ _ _ Ж _ _ 5 б.
8. Определи части речи в предложении
Играла девчушка на опушке. 4 б.
9. Вставь в предложения одинаковые по написанию слова (омонимы), поставь в них ударение
Дети подарили маме чудесные красные _______________.
Папа забивает молотком ________________.
Солнце ________________ за горизонт.
На холме стоит ____________ Ромашкино.
Мама купила мне большой географический ________________.
Для этого платья надо купить гладкий серебристый ______________. 6 б.
(Атлас, село, гвоздики, атлас, село, гвоздики)
Всего баллов __________ Место ______
Олимпиада по русскому языку «Юный Грамотей»
3 класс (школьный тур – 50 баллов)
2018 - 2019 учебный год
Ф. И. ________________________
1. Допишите пословицы.
Ученье – свет,_________________________________________________________
Скучен день до вечера,__________________________________________________
Петь хорошо вместе,____________________________________________________ 6 б.
2. Подберите к данным словам антонимы:
Грязный – ______________________ искусственный – ___________________
Трусливый -_____________________ мягкий – __________________________
Грубый – ________________________ замкнутый – _______________________ 7б.
Слабый – ________________________
3 .Найди слова с приставками и обозначь приставки
Принести, катать, спрятать, вести, печь, растить, обрадоваться,
рассмеяться, помогать, научиться, отбежать, скользкий. 7б.
4. От этих существительных образуй имена прилагательные, запиши их, подчеркни непроизносимые согласные.
Ярость - _______________________ прелесть –_________________________
Радость -_______________________ известие – _________________________ 8б.
5. Замени данные словосочетания близкими по смыслу глаголами.
Задирать нос -______________________ Бить баклуши -_________________________
Высасывать из пальца – ________________ Делать из мухи слона –__________________ 8б.
6. Подчеркни только родственные слова. Укажи корень.
Бегемот, бегемотик, гиппопотам, бегемотиха.
Крокодил, аллигатор, крокодильи, крокодильчик. 4б.
7. Из данных слов, не изменяя количество букв, образуйте новые слова.
Мазок - ________________ Апорт - _________________
Отвар - _________________ Лапта - __________________ 4б.
8. Выпиши из каждой группы слов “лишнее”:
Лес, леска, лесник, лесной. ______________________
Зелёный, позеленел, зелье, зелёнка, зелень. _______________________ 2б.
9. Какое слово является проверочным для следующих слов. Подчеркни его. Вставь букву.
Оп…здать (опаздывать, поздно)
Разбр…сать (бросить, разбрасывать) 4б.
Всего баллов ___________ Место ______
Олимпиада по русскому языку «Юный Грамотей»
4 класс (школьный тур – 123 балла)
2018- 2019 учебный год
Ф. И. ______________________
1. Поставь имена существительные в форму родительного падежа множественного числа: 12 б
Чулки – ______________ носки – _______________ килограммы – _________________ ботинки – _____________ Сани– ________________ Помидоры – ____________________
2. Замени фразеологизмы одним словом: 8 б.
Клевать носом –_____________________ Морочить голову -_______________________
Язык проглотить –__________________ Зарубить на носу – _______________________
3. Вставь пропущенную безударную гласную, в скобках напиши проверочное слово. 8 б
Зап…вать (_______________ ) в хоре, зап…вать (_________________ ) молоком,
Ув…дать ( ________________) издали, ув…дать ( ________________) без влаги.
4. Как называются жители этих стран? 12 б
Франция – _______________ Япония – _________________ Россия – ________________
Англия – ________________ Норвегия – ________________ Испания – ________________
5. Какое из этих слов близко по значению к слову журить? 2 б
(А) искать; (Б) перебирать; (В) бранить; (Г) обманывать; (Д) оценивать.
6. В каком из этих слов количество букв не совпадает с количеством звуков? 2 б
(А) сел; (Б) съел; (В) сяду; (Г) съешь; (Д) поёшь.
7. С каким из этих слов не сочетается прилагательное чайный? 2 б.
(А) церемония; (Б) сервиз; (В) роза; (Г) сорт; (Д) ложка.
8. В каком из слов на месте пропуска пишутся двойные согласные? 2 б
(А) липовая а…ея; (Б) дли…а коридора; (В) ю…ый спортсмен; (Г) почётная гра…ота; (Д) ко…ичество учеников.
9. Найдите слово, из которого можно получить новое слово, написав сначала второй слог, а потом первый. 3 б
(А) актёр; (Б) тополь; (В) марка; (Г) банка; (Д) парта.
10. Вставь пропущенные буквы.
Ч...сто осен...ю я пристально сл...дил за оп...дающими лист...ями, чтобы п...ймать ту нез...метную долю с...кунды, ко...да лист отделяется от ветк... и начина ..т падать на землю, но это мне долго не удавалось. Я ч...тал в книгах о том, как шуршат падающ...е лист...я, но нико...да не слышал этого звука. Если лист...я и шуршали, то тол...ко на з...мле, под н...гами ч...ловека. Ш...рох лист...ев в воздух... к...зался мне таким же непр...вдоподобным, как ра ... казы о том, что в...сной слышно, как пр...раста...т тр...ва.
Бывают осе ... ие ночи, оглохш...е и н...мые, ко...да безветрие ст...ит над ч...рным л...систымкра...м и тол..ко кол...тушка стор...жа доносит...ся с д...ревенской околиц... .
Была такая ноч... . Ф...нарьосв...щал колодец, старый клён под забор...м и р...стрёпанный куст настурции на п...желтевшей тр..ве.
Я п...смотрел на клён и увидел, как ост...рожно и медленно отд..лился от ветк.. красный лист, вздрогнул, на одно мгновение ост...новился в воздух..., и косо нач...л падать к моим н...гам, ч...ть ш...лестя и к...чаясь.