Олимпиадная школа КГАОУ «КЦО»
Время проведения: Каникулы
Особенность: работа с одаренными детьми (внеурочная деятельность)
Проект Мальцевой Т.В,
учителя русского языка и литературы
КГАОУ «КЦО»
2017 г
Блуждающие сюжеты
https://cirkul.info/culture/296
Трагедия и драматургия
Жорж Польти. 36 сюжетов
Около ста лет назад драматург Жорж Польти составил свой список сюжетов из тридцати шести пунктов (кстати, первым число тридцать шесть было предложено еще Аристотелем и намного позднее поддержано Виктором Гюго ).
Тридцать шесть сюжетов и тем Польти охватывают, в основном, драматургию и трагедии.
Вокруг этого списка велись споры, его неоднократно критиковали, но опротестовать само число 36 никто не пытался.
Споры о том, сколько и каких сюжетов существует в литературе, ведутся до сих пор. Предлагаются разные варианты, разные цифры, но исследователи не могут прийти к единому мнению.
В принципе каждый человек может найти свои варианты этого списка и, при должном желании, избавившись от всего лишнего, оставив только «скелет», найти подтверждение своей версии во всех произведениях мировой литературы.
36 сюжетов Жоржа Польти.
1. Мольба 2. Спасение 3. Месть, преследующая преступление 4. Месть близкому за близкого 5. Затравленный 6. Внезапное несчастье 7. Жертва кого-либо 8. Бунт 9. Отважная попытка 10. Похищение 11. Загадка 12. Достижение 13. Ненависть между близкими 14. Соперничество между близкими 15. Адюльтер, сопровождающийся убийством 16. Безумие 17. Фатальная неосторожность 18. Невольное кровосмешение
19. Невольное убийство близкого 20. Самопожертвование во имя идеала 21. Самопожертвование ради близких 22. Жертва безмерной радости 23. Жертва близким во имя долга 24. Соперничество неравных 25. Адюльтер 26. Преступление любви 27. Бесчестие любимого существа 28. Любовь, встречающая препятствия 29. Любовь к врагу 30. Честолюбие 31. Борьба против бога 32. Неосновательная ревность 33. Судебная ошибка 34. Угрызения совести 35. Вновь найденный 36. Потеря близких
Основные сюжеты в литературе
Хорхе Луис Борхес «Четыре цикла».
- Известный писатель заявлял, что существует всего четыре сюжета и, соответственно, четыре героя, которых он и описал в своей новелле «Четыре цикла».
Герои и осажденный город
Возвращение героя
Поиск
Самоубийство бога
Еще с древних времен люди пытались выявить основные сюжеты в литературе, кочующие из книги в книгу. В разное время этим занимались разные деятели - от Аристотеля до известного русского фольклориста Проппа, но практически у всех получались разные цифры.
7
Хорхе Луис Борхес «Четыре цикла».
- Самая старая история - история об осажденном городе , который штурмуют и обороняют герои .
Защитники знают, что город обречен и сопротивление бесполезно.
Это история о Трое, и главный герой - Ахилл, знает, что погибнет, так и не увидев победы. Герой-мятежник, сам факт существования которого - вызов окружающей реальности.
Кроме Ахилла, героями этого сюжета являются Зигфрид, Геракл, Сигурд и другие.
Еще с древних времен люди пытались выявить основные сюжеты в литературе, кочующие из книги в книгу. В разное время этим занимались разные деятели - от Аристотеля до известного русского фольклориста Проппа, но практически у всех получались разные цифры.
Известный писатель заявлял, что существует всего четыре сюжета и, соответственно, четыре героя, которых он и описал в своей новелле
7
Хорхе Луис Борхес «Четыре цикла».
- Вторая история - о возвращении .
История Одиссея, скитавшегося по морям десять лет в попытке вернуться домой.
Герой этих историй - человек отверженный обществом , бесконечно блуждающий в попытках найти себя - Дон Кихот, Беовульф.
Еще с древних времен люди пытались выявить основные сюжеты в литературе, кочующие из книги в книгу. В разное время этим занимались разные деятели - от Аристотеля до известного русского фольклориста Проппа, но практически у всех получались разные цифры.
Известный писатель заявлял, что существует всего четыре сюжета и, соответственно, четыре героя, которых он и описал в своей новелле
7
Хорхе Луис Борхес «Четыре цикла».
- История третья - о поиске .
Эта история чем-то похожа на вторую, но в данном случае герой не является отверженным и не противопоставляет себя обществу.
Наиболее известный пример такого героя - Ясон, плывущий за золотым руном.
Еще с древних времен люди пытались выявить основные сюжеты в литературе, кочующие из книги в книгу. В разное время этим занимались разные деятели - от Аристотеля до известного русского фольклориста Проппа, но практически у всех получались разные цифры.
Известный писатель заявлял, что существует всего четыре сюжета и, соответственно, четыре героя, которых он и описал в своей новелле
7
Хорхе Луис Борхес «Четыре цикла».
- История четвертая - о самоубийстве бога.
Атис калечит и убивает себя, Один жертвует собой Одину, самому себе, девять дней вися на дереве, пригвожденный копьем, римские легионеры распинают Христа.
Герой «гибели богов» - теряющий или обретающий веру , находящийся в поиске веры - Заратустра, булгаковский Мастер, Болконский.
Еще с древних времен люди пытались выявить основные сюжеты в литературе, кочующие из книги в книгу. В разное время этим занимались разные деятели - от Аристотеля до известного русского фольклориста Проппа, но практически у всех получались разные цифры.
Известный писатель заявлял, что существует всего четыре сюжета и, соответственно, четыре героя, которых он и описал в своей новелле
7
Семь архетипов Кристофера Букера
В 2004 году английский журналист и писатель Кристофер Букер выпустил книгу «Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории» (The Seven Basic Plots: Why We Tell Stories).
Он утверждает, что эти сюжеты настолько архетипичны (то есть фундаментальны), что, какую бы историю вы ни рассказывали, она будет так или иначе принадлежать к одной из семи категорий.
Семь архетипов Кристофера Букера
Из грязи в князи
Победа над чудовищем
Приключение
Туда и обратно
Воскресение
Кристофер Букер в своей книге «The Seven Basic Plots: Why We Tell Stories» ("Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории") описал семь базовых сюжетов, на основе которых, по его мнению, написаны все книги в мире.
1. «Из грязи в князи» - название говорит само за себя, самый яркий пример, знакомый всем с детства - Золушка. Герои - обыкновенные люди, открывающие в себе что-то необычное, благодаря собственным усилиям или по стечению обстоятельств оказывающиеся «на вершине».
2. «Приключение» - трудное путешествие в поисках труднодостижимой цели. По мнению Букера, сюда попадают и Одиссей, и Ясон, кроме того, в эту категорию попадают и «Копи царя Соломона», и «Вокруг света за восемьдесят дней».
3. «Туда и обратно». В основе сюжета попытки героя, вырванного из привычного мира, вернуться домой. Это и «Робинзон Крузо», и «Алиса в зазеркалье», и многие другие.
4. «Комедия» - Это не просто общий термин, это определенный вид сюжета, который развивается по собственным правилам. В эту категорию попадают все романы Джейн Остин.
5. «Трагедия» - кульминацией является гибель главного героя из-за каких либо недостатков характера, обычно любовной страсти или жажды власти. Это, прежде всего, «Макбет», «Король Лир» и «Фауст».
6. «Воскресение» - герой находится под властью проклятия или темных сил, и из этого состояния его выводит чудо. Яркий пример этого сюжета также знаком всем с детства - Спящая красавица, пробужденная поцелуем принца.
7. «Победа над чудовищем» - из названия ясно, в чем заключается сюжет - герой сражается с монстром, побеждает его и получает «приз» - сокровища или любовь. Примеры: Дракула, Давид и Голиаф.
Комедия
Трагедия
13
Кристофер Букер «Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории"
- 1. «Из грязи в князи» - Золушка.
Герои - обыкновенные люди, открывающие в себе что-то необычное, благодаря собственным усилиям или по стечению обстоятельств оказывающиеся «на вершине».
Трудное путешествие в поисках труднодостижимой цели. (Одиссей, Ясон, «Копи царя Соломона», «Вокруг света за восемьдесят дней»…).
Кристофер Букер в своей книге «The Seven Basic Plots: Why We Tell Stories» ("Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории") описал семь базовых сюжетов, на основе которых, по его мнению, написаны все книги в мире.
1. «Из грязи в князи» - название говорит само за себя, самый яркий пример, знакомый всем с детства - Золушка. Герои - обыкновенные люди, открывающие в себе что-то необычное, благодаря собственным усилиям или по стечению обстоятельств оказывающиеся «на вершине».
2. «Приключение» - трудное путешествие в поисках труднодостижимой цели. По мнению Букера, сюда попадают и Одиссей, и Ясон, кроме того, в эту категорию попадают и «Копи царя Соломона», и «Вокруг света за восемьдесят дней».
3. «Туда и обратно». В основе сюжета попытки героя, вырванного из привычного мира, вернуться домой. Это и «Робинзон Крузо», и «Алиса в зазеркалье», и многие другие.
4. «Комедия» - Это не просто общий термин, это определенный вид сюжета, который развивается по собственным правилам. В эту категорию попадают все романы Джейн Остин.
5. «Трагедия» - кульминацией является гибель главного героя из-за каких либо недостатков характера, обычно любовной страсти или жажды власти. Это, прежде всего, «Макбет», «Король Лир» и «Фауст».
6. «Воскресение» - герой находится под властью проклятия или темных сил, и из этого состояния его выводит чудо. Яркий пример этого сюжета также знаком всем с детства - Спящая красавица, пробужденная поцелуем принца.
7. «Победа над чудовищем» - из названия ясно, в чем заключается сюжет - герой сражается с монстром, побеждает его и получает «приз» - сокровища или любовь. Примеры: Дракула, Давид и Голиаф.
13
Кристофер Букер «Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории"
«Робинзон Крузо», и «Алиса в зазеркалье», и многие другие.
Это не просто общий термин, это определенный вид сюжета, который развивается по собственным правилам.
В эту категорию попадают все романы Джейн Остин.
Кристофер Букер в своей книге «The Seven Basic Plots: Why We Tell Stories» ("Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории") описал семь базовых сюжетов, на основе которых, по его мнению, написаны все книги в мире.
1. «Из грязи в князи» - название говорит само за себя, самый яркий пример, знакомый всем с детства - Золушка. Герои - обыкновенные люди, открывающие в себе что-то необычное, благодаря собственным усилиям или по стечению обстоятельств оказывающиеся «на вершине».
2. «Приключение» - трудное путешествие в поисках труднодостижимой цели. По мнению Букера, сюда попадают и Одиссей, и Ясон, кроме того, в эту категорию попадают и «Копи царя Соломона», и «Вокруг света за восемьдесят дней».
3. «Туда и обратно». В основе сюжета попытки героя, вырванного из привычного мира, вернуться домой. Это и «Робинзон Крузо», и «Алиса в зазеркалье», и многие другие.
4. «Комедия» - Это не просто общий термин, это определенный вид сюжета, который развивается по собственным правилам. В эту категорию попадают все романы Джейн Остин.
5. «Трагедия» - кульминацией является гибель главного героя из-за каких либо недостатков характера, обычно любовной страсти или жажды власти. Это, прежде всего, «Макбет», «Король Лир» и «Фауст».
6. «Воскресение» - герой находится под властью проклятия или темных сил, и из этого состояния его выводит чудо. Яркий пример этого сюжета также знаком всем с детства - Спящая красавица, пробужденная поцелуем принца.
7. «Победа над чудовищем» - из названия ясно, в чем заключается сюжет - герой сражается с монстром, побеждает его и получает «приз» - сокровища или любовь. Примеры: Дракула, Давид и Голиаф.
13
Кристофер Букер «Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории"
Кульминацией является гибель главного героя из-за каких либо недостатков характера, обычно любовной страсти или жажды власти.
Это, прежде всего, «Макбет», «Король Лир» и «Фауст».
Герой находится под властью проклятия или темных сил, и из этого состояния его выводит чудо. (Спящая красавица, пробужденная поцелуем принца..).
Кристофер Букер в своей книге «The Seven Basic Plots: Why We Tell Stories» ("Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории") описал семь базовых сюжетов, на основе которых, по его мнению, написаны все книги в мире.
1. «Из грязи в князи» - название говорит само за себя, самый яркий пример, знакомый всем с детства - Золушка. Герои - обыкновенные люди, открывающие в себе что-то необычное, благодаря собственным усилиям или по стечению обстоятельств оказывающиеся «на вершине».
2. «Приключение» - трудное путешествие в поисках труднодостижимой цели. По мнению Букера, сюда попадают и Одиссей, и Ясон, кроме того, в эту категорию попадают и «Копи царя Соломона», и «Вокруг света за восемьдесят дней».
3. «Туда и обратно». В основе сюжета попытки героя, вырванного из привычного мира, вернуться домой. Это и «Робинзон Крузо», и «Алиса в зазеркалье», и многие другие.
4. «Комедия» - Это не просто общий термин, это определенный вид сюжета, который развивается по собственным правилам. В эту категорию попадают все романы Джейн Остин.
5. «Трагедия» - кульминацией является гибель главного героя из-за каких либо недостатков характера, обычно любовной страсти или жажды власти. Это, прежде всего, «Макбет», «Король Лир» и «Фауст».
6. «Воскресение» - герой находится под властью проклятия или темных сил, и из этого состояния его выводит чудо. Яркий пример этого сюжета также знаком всем с детства - Спящая красавица, пробужденная поцелуем принца.
7. «Победа над чудовищем» - из названия ясно, в чем заключается сюжет - герой сражается с монстром, побеждает его и получает «приз» - сокровища или любовь. Примеры: Дракула, Давид и Голиаф.
13
Кристофер Букер «Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории"
7. «Победа над чудовищем»
Герой сражается с монстром, побеждает его и получает «приз» - сокровища или любовь.
Дракула, Давид и Голиаф...
Кристофер Букер в своей книге «The Seven Basic Plots: Why We Tell Stories» ("Семь основных сюжетов: почему мы рассказываем истории") описал семь базовых сюжетов, на основе которых, по его мнению, написаны все книги в мире.
1. «Из грязи в князи» - название говорит само за себя, самый яркий пример, знакомый всем с детства - Золушка. Герои - обыкновенные люди, открывающие в себе что-то необычное, благодаря собственным усилиям или по стечению обстоятельств оказывающиеся «на вершине».
2. «Приключение» - трудное путешествие в поисках труднодостижимой цели. По мнению Букера, сюда попадают и Одиссей, и Ясон, кроме того, в эту категорию попадают и «Копи царя Соломона», и «Вокруг света за восемьдесят дней».
3. «Туда и обратно». В основе сюжета попытки героя, вырванного из привычного мира, вернуться домой. Это и «Робинзон Крузо», и «Алиса в зазеркалье», и многие другие.
4. «Комедия» - Это не просто общий термин, это определенный вид сюжета, который развивается по собственным правилам. В эту категорию попадают все романы Джейн Остин.
5. «Трагедия» - кульминацией является гибель главного героя из-за каких либо недостатков характера, обычно любовной страсти или жажды власти. Это, прежде всего, «Макбет», «Король Лир» и «Фауст».
6. «Воскресение» - герой находится под властью проклятия или темных сил, и из этого состояния его выводит чудо. Яркий пример этого сюжета также знаком всем с детства - Спящая красавица, пробужденная поцелуем принца.
7. «Победа над чудовищем» - из названия ясно, в чем заключается сюжет - герой сражается с монстром, побеждает его и получает «приз» - сокровища или любовь. Примеры: Дракула, Давид и Голиаф.
13
Сказка не знает границ!
- Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов.
- В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.
Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ее как одного из жанров устного народного творчества до сих пор остается открытой проблемой.
Неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной.
И все-таки расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла.
13
Схожесть сказок мира
- Сказки создавались веками и передавались из поколения в поколение.
- Сказки сконцентрировали в себе всю мудрость определенной народности, отразили то, что было для неё важным, символичным.
- Но у каждого народа есть и что-то общее, что отражают похожие сказки, единые сюжеты и сходные герои.
Желания у людей очень похожи!
- Изначально схожие сказки и сюжеты встречаются именно потому, что желания людей разных народностей очень похожи между собой, близок их образ жизни, их представления об окружающем мире и его законах.
Конечно, мы не будем отрицать возможность заимствования, но изначально схожие сказки и сюжеты встречаются именно потому, что желания людей разных народностей очень похожи между собой, близок их образ жизни, их представления об окружающем мире и его законах.
Например, обратимся к вопросу возникновения такого известного персонажа русских сказок как Колобок . Много лет назад колобки пекли в домах, когда заканчивались запасы для приготовления хлеба. В ход пускали остатки разной муки и прочие, найденные «по сусекам», ингредиенты. В результате получался настолько вкусный хлеб, что крестьянин объяснял появление такого кулинарного шедевра не иначе, как чудом, сказкой. Со временем необходимость готовить «колобки» у людей отпала, и первоначальный смысл его появления стерся. Остался только образ – хлеб круглой формы, который принял вид сказочного говорящего существа и проник в народные сказки мира.
13
Примеры блуждающих сюжетов
Например, обратимся к вопросу возникновения такого известного персонажа русских сказок как Колобок . Много лет назад колобки пекли в домах, когда заканчивались запасы для приготовления хлеба. В ход пускали остатки разной муки и прочие, найденные «по сусекам», ингредиенты. В результате получался настолько вкусный хлеб, что крестьянин объяснял появление такого кулинарного шедевра не иначе, как чудом, сказкой. Со временем необходимость готовить «колобки» у людей отпала, и первоначальный смысл его появления стерся. Остался только образ – хлеб круглой формы, который принял вид сказочного говорящего существа и проник в народные сказки мира.
Много лет назад колобки пекли в домах, когда заканчивались запасы для приготовления хлеба. В ход пускали остатки разной муки и прочие, найденные «по сусекам», ингредиенты. В результате получался настолько вкусный хлеб, что крестьянин объяснял появление такого кулинарного шедевра не иначе, как чудом, сказкой.
13
Колобок- Пряничный человечек – Джони-пончик
- В американской культуре образу колобка близок пряничный (имбирный) человечек. Несмотря на то, что форма его совсем не круглая, ведет себя пряничный человечек точно, как и Колобок. То есть выступает в роли трикстера – сказочного обманщика, который не подчиняется общим правилам поведения.
- В Рождественские праздники “The Gingerbread Man” становится любимой сказкой американских детей.
13
Колобок- Пряничный человечек – Джони-пончик
В английской же сказке аналогом Колобка выступает Джонни-пончик .
Например, обратимся к вопросу возникновения такого известного персонажа русских сказок как Колобок . Много лет назад колобки пекли в домах, когда заканчивались запасы для приготовления хлеба. В ход пускали остатки разной муки и прочие, найденные «по сусекам», ингредиенты. В результате получался настолько вкусный хлеб, что крестьянин объяснял появление такого кулинарного шедевра не иначе, как чудом, сказкой. Со временем необходимость готовить «колобки» у людей отпала, и первоначальный смысл его появления стерся. Остался только образ – хлеб круглой формы, который принял вид сказочного говорящего существа и проник в народные сказки мира.
- Несмотря на небольшое различие главных героев, все эти похожие сказки народов мира осмеивают тщеславие и прочие человеческие несовершенства, и учат своих юных читателей добрым поступкам.
13
Авторский «Колобок»
- Сказка « Лесной колобок – колючий бок », написанная советским писателем Виталием Бианки на основе народного сюжета, представляет собой авторское продолжение сказки о Колобке.
Лесного колобка, в отличие от своих собратьев, миновала судьба быть съеденным лисицей, потому что он оказался самым настоящим лесным ежом.
Баба-Яга
- Русская Баба Яга – собирательный образ, в котором соединились черты многих древних персонажей. Отсюда многообразие ее функций, которые она выполняет в разных сказочных сюжетах.
Зачастую прототипами Бабы Яги были знахарки, которые жили в глубине леса, поближе к целебным травам и подальше от городских поселений.
Люди считали их помощницами нечистой силы, отсюда и такое многообразие схожих сказочных образов у разных народов.
Похожие сказки о Бабе Яге мы находим в Финляндии – там это старуха Лоухи, хозяйка сказочной страны. Близка Яге ведьма Ямауба из японской мифологии.
В английских сказках часто встречается фигура Людоеда.
13
Иван-дурак – Джек-лентяй
- На известного всем русского Ивана-дурака похож английский Джек-лентяй .
- Оба они были изначально бедны, но с помощью ума и смекалки преодолевают различные препятствия, и в результате женятся на дочке богатого царя.
Машенька - Старушка
- В английской сказке о трех медведях вместо маленькой девочки, которую мы помним из русской сказки, находим шуструю старушку.
А сюжет остается таким же.
Гензель и Гретель
- Многие сказки народов мира изобилуют похожими сюжетами.
Герои могут видоизменяться в соответствии с особенностями и привычками определенного народа, в котором эта сказка бытует. Но схема, по которой герои действуют, те истории, которые с ними случаются, испытания, меняются очень незначительно.
- Например, на сказку « Сестрица Аленушка и братец Иванушка » очень походит немецкая сказка братьев Гримм про Гензеля и Гретель. У героев другие имена, действие происходит в совершенно другой местности, зато сюжет общий.
Похожие сказки
- А некоторые сюжеты можно встретить практически у любого народа – похожие сказки о трех братьях (двух умных и дурачке), о злой мачехе и падчерице, о лисе и волке, о царевне-лягушке, о борьбе со Змеем.
Отличие сказок вызвано культурой народов
- Изучая сказки народов мира , мы видим в них схожее содержание, выраженное в сказочных сюжетах, героях и их испытаниях, но форма повествования может быть различной.
- Отличие сказок часто связано с особенностями другой культуры, природы и обычаев другой страны.
- Сказки сближают разные народы и помогают им лучше понимать друг друга.
Переводы и заимствования сюжетов
Сказка о рыбаке и рыбке
Сказка о Рыбе-Камбале
… .