СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадное задание. Заседание для членов клуба «Ключ и заря»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок 170. Олимпиадное задание. Заседание для членов клуба «Ключ и заря»

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадное задание. Заседание для членов клуба «Ключ и заря»»

Урок 170. Олимпиадное задание.
Заседание для членов клуба «Ключ и заря»

Тип урока: контроль и учет знаний

Педагогические задачи: создать условия для закрепления умений применять изученные орфограммы; способствовать формированию умений определять тип орфограммы; содействовать развитию орфографической зоркости

Планируемые результаты

Предметные: научатся определять тип орфограммы; подбирать
проверочные слова; выполнять разбор предложения

Метапредметные:

•• познавательные – осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза; владеть общим приемом решения задач;

•• регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

•• коммуникативные – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Личностные: ориентация в нравственном содержании и смысле поступков (как собственных, так и окружающих людей); развитие этических чувств – стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Формулирование темы и целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.

– Как будет звучать тема нашего урока?

– Тема нашего урока: «Олимпиадное задание. Заседание для членов клуба “Ключ и заря”».

– Какова цель урока?

– Определите цели урока, используя опорные слова

Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока.

– Сегодня на уроке…

МЫ

познакомимся с…

узнаем…

вспомним…

будем уметь…

сможем поразмышлять…


Принимать и сохранять учебную задачу. Извлекать необходимую информацию из текстов

III. Изучение нового материала

Организует лексическую работу, проводит дискуссию по теме. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.

– Прочитайте отрывок из сказки К. Паустовского. Выясните название этого произведения и обязательно укажите его.



– Запишите отрывок на отдельном листке, вставляя нужные буквы. Потом проверьте свою работу, используя книгу с текстом.

– Исправьте ошибки цветным карандашом.

– Выполните работу над ошибками.

Примечание. Учителю лучше всего сразу выяснить, кто из детей будет посылать выполненное упражнение в клуб «Ключ и заря». Они непременно должны узнать название текста, взяв сборник сказок писателя в библиотеке. Но сделать это они должны уже после того, как выполнят все задания олимпиады. Более того, те, кто участвует в олимпиаде, не смогут на этапе самопроверки обойтись без текста Паустовского: для них этот текст – источник самопроверки. Поэтому, написав олимпиаду, они должны взять в библиотеке хотя бы один сборник сказок на всех и по очереди произвести проверку своей работы. В этом им, конечно, должен помочь учитель.

Учитель может найти дополнительное время, чтобы остаться с этими детьми и организовать передачу сборника из рук в руки. Лучше всего, если учитель, выяснив заранее, кто будет участвовать в олимпиаде, приготовит нужное количество ксерокопий отрывков из сказки. Эти листочки с напечатанным текстом (но без названия сказки!) учитель раздаст участникам олимпиады только после того, как они полностью запишут текст. Получив листочки, учащиеся должны по ним выявить свои ошибки, подчеркнуть их цветной ручкой или цветным карандашом и сделать работу над ошибками.

Выяснить название сказки участники олимпиады должны сами после урока. Вписав название сказки в листок с выполненным заданием, учащиеся смогут выслать его в клуб «Ключ и заря». Все остальные ученики могут выполнять это упражнение без похода в библиотеку, не выясняя в дальнейшем, как называется сказка.

Для них это упражнение – просто финальное упражнение. Они, так же как и участники олимпиады,
выполняют упражнение самостоятельно. Но их работу проверяет учитель (а не они сами, сверяясь с текстом), их ошибки исправляет учитель (а не они сами)

Выполняют дидактические упражнения, отве-
чают на вопросы, высказывают свое мнение и предположение.

Учащиеся должны прийти к выводу: в библиотеке необходимо взять сборник сказок К. Паустов-ского, просмотреть его и найти нужную сказку.

– Речь идет о сказке «Приключения жука-носо-
рога».

Работа над ошибками может выглядеть следующим образом:

– в слове сидел – под ударением: сидя;

– в слове поодил – приставка по-; под ударением: водит;

– в слове приподнялся – под ударением: подняли;

– в слове на задние – на какие? (В. п.);

– в слове лапки – лапочки;

– в слове сложил (жи-ши под ударением);

– в слове подумал – приставка по-;

– в слове вдруг – в другой раз;

– в слове взлетел – под ударением: взлёт;

– в словоформе с жужжанием – сущ. 2-го скл., под ударением: с конём, груздём, репьём;

– в слове родные – под ударением: родина;

– в слове места – под ударением: место;

– в слове сделал – приставка с-, в форме прош. времени сохраняется глагольный суффикс глагола I спр. -а-: сдел/а/ть;

– в слове круг – круги;

– в словоформе над колодцем: колодец – словарное слово; у сущ. 2-го скл. с основой на ц в форме Т. п. после ц не под ударением пишется окончание -ем, а под ударением – окончание -ом. Под ударением: «Ты был просто молодцом»; не под ударением: «Он казался добрым молодцем»;

– в словоформе над грядкой – над грядой;

– в словоформе в огороде – словарное слово;

– в слове полетел – полёт;

– в словоформе через речку – буквосочетания чк, чн, нч пишутся без ь;

– в слове ребята – словарное слово;

– в слове грибы – гриб;

– в слове долго – наречие (или слово, отвечающее на вопрос как? и образованное от основы прилагательного с помощью суффикса -о-);

– в слове бежал – бегать, бег;

– в слове картузом – сущ. 2-го скл. в форме
Т. п.; под ударением: ядром, столом;

– в слове сказал – скажет;

– в слове вернулся – повёрнут;

– в слове жучище – сущ. образовано от основы сущ. м. р. жук с помощью суффикса -ищ-, значит, окончание , а не ;

– в слове расскажет – рас/скажет (приставка рас-, корень начинается с буквы с); расскажет – так как глагол рассказать – I спр.;

– в слове своим – свой;

– в словоформе про войну – войны;

– в слове геройское – словарное слово, под ударением: какое? голубое, значит, геройское;

– в слове поведение – по/ведение (по- – приставка); повёл, вёл;

– в слове жуков – сущ. 2-го скл. в форме В. п., мн. ч. имеет окончание -ов;

– в словоформе под можжевельником – сущ.
2-го скл. в форме Т. п. под ударением: под дубком, под столом;

– в слове поклонится – поклониться – глагол
II спр.; он что сделает? поклонится (без ь);

– в слове стороны – сторонка

Выражать свои мысли в соответствии с задачей и ус-ловием. Выделять необходимую ин-формацию. Формировать смыслообразование. Выполнять мыслительные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация). Проявлять волевую саморегуляцию. Формировать познавательную инициативу. Выдвигать гипотезы и их обосновывать. Использовать знаково-символические средства. Моделировать и преобразовывать модели разных типов (предметы, схемы, знаки и т. д.). Устанавливать причинно-следственные связи. Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной
самоорганизации. Формировать осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Выполнять построение логической цепи рассуждений. Выполнять доказательство. Формировать навыки нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания. Демонстрировать осознание ответственности за общее дело

IV. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний

Организует первичное закрепление, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.

– Разберите первое предложение по членам предложения. Как вы подчеркнете выделенные слова: как дополнения или как обстоятельства? Обоснуйте свое решение.









– Выпишите из текста, поставив в начальную форму, все существительные, образованные с помощью суффикса -к-. Покажите, как они образованы.




– Являются ли слова в подчеркнутом словосочетании однокоренными в современном языке? Докажите свою точку зрения.

















– Запишите слова на цветном фоне в форме, данной в тексте, и в начальной форме.

– Разберите формы существительного по составу. Какая орфограмма обнаружилась при выделении корня слов? Поставьте ударение в формах глагола и разберите их по составу. Почему состав у них разный?

Примечание. Задача интриги в конце учебника состоит в том, чтобы сообщить школьникам оптимистический настрой и дать правильную установку: учиться в 5 классе им должно быть интересно независимо от того, по каким учебникам будет идти учебный процесс. Дети должны знать, что отныне многое зависит от них самих. Если они будут много читать, постоянно пользоваться словарями и справочниками, энциклопедиями и дополнительной литературой, а также Интернетом при подготовке к урокам, им будет интересно. Если они ограничатся только учебниками, им может быть неинтересно и скучно

Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Задание 1. При разборе первого предложения по членам предложения учащиеся могут подчеркнуть выделенные слова и как дополнения, и как обстоятельства. Но доказать письменно свое решение они смогут только одним образом: задав вопросы к этим словам. Те, кто подчеркнули их как дополнения, должны задать падежные вопросы: вынул из чего? из сумки; положил на что? на ладонь. Учащиеся, которые подчеркнули эти слова как обстоятельства, должны задать к ним смысловые вопросы: вынул откуда? из сумки; положил куда? на ладонь.

Задание 2.Выписывают из текста существительные, образованные с помощью суффикса -к-:

Сум/а – сум/; сум/ + к + … = сум/к/а;

лап/а – лап/; лап/ + к + … = лап/к/а;

гряд/а – гряд/; гряд/ + к + … = гряд/к/а;

рек/а – рек/; рек/ + к + … = реч/к/а.

Задание 3.Рас/кры/л/□; крыль/я. В современном словоупотреблении эти слова не являются родственными, то есть у них разные корни. Смысл доказательства должен сводиться к тому, чтобы дети правильно выделили корни. В глаголе они должны точно выделить приставку рас- и суффикс глагола прошедшего времени -л-. Дальше у них могут возникнуть сомнения: то ли корень -кры-, то ли корень -кр- (закрыть, закрой и т. д.). В любом случае они не должны включить в корень суффикс глагола прош. времени
-л-. Тем, кто не выполняет олимпиаду, учитель объяснит, что здесь корень -кры-. В существительном крыль/я дети должны правильно выделить корень, подбирая родственные слова:
крыл/атый, под/крыл/ки. Таким образом, сравнив выделенные корни в глаголе и в существительном, ученики придут к выводу, что корни – разные.

Задание 4.Учащиеся разбирают слова по составу.

Над колодц/ем – колодец/□; обнаружилась орфограмма «беглый гласный в корне».

По/клон/ит/ся – по/клон/и/ть/ся. Состав слов разный, потому что это разные формы глагола. В форме 3-го л., ед. ч. мы выделяем окончание
-ит; а в начальной форме – глагольный суффикс -и- и суффикс начальной формы -ть-

Осуществлять актуализацию сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности. Использовать критерии для обоснования своего суждения. Проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку. Выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков. Контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Осуществлять самоконтроль по эталону. Оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и способы преодоления. Осуществлять само- и взаимоконтроль

V. Итоги урока, рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Какие орфограммы повторили на уроке?

– Какое затруднение у вас возникло?

– В чем была причина затруднения?

– Какую цель перед собой поставили?

– Каким способом действовали?

– Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.

– Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?

– Оцените свою собственную работу. Обоснуйте свой вывод.

– Какие затруднения остались? Над чем надо еще поработать?

– Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг?

Вспоминают и проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Высказываются о значимости изученной орфограммы в дальнейшем обучении. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор:

открыл…

сравнил…

умею…


Выполнять само-
оценку на основе критерия успешности. Демонстрировать адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. Формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать разные мнения