СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Олимпиадные вопросы по географии 2010-11 гг 10 -11 класс.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Олимпиадные вопросы по географии 2010-11 гг 10 -11 класс.»

Школьная олимпиада по географии

2010-11 учебный год

10 -11 класс.

1. Численность населения Земли в настоящее время состав­ляет примерно

1) 2,5 млрд человек 3) 10,5 млрд человек

2) 6,5 млрд человек 4) 20,5 млрд человек

2. В какой из перечисленных стран религией большинства верующего населения является православие?

1) Франция 2) Италия 3) Швеция 4) Греция

3. В какой из перечисленных стран численность населения наибольшая?

1) США 2) Индонезия 3) Япония 4) Бразилия

4. Для какой из перечисленных стран характерен наиболь­ший естественный прирост населения (на 1 тыс. жителей)?

1) Италия 2) Бразилия 3) Китай 4) Нигерия

5. В какой из перечисленных стран осуществляется актив­ная государственная политика, направленная на стимулирование рождаемости?

1) Алжир 2) Индия 3) Франция 4) Кения

6. Для какой из перечисленных стран характерен наиболь­ший приток иммигрантов?

1) Иран 2) Монголия 3) Канада 4) Эфиопия

7. В какой из перечисленных стран средняя плотность на­селения наименьшая?

1) Китай 2) Канада 3) Германия 4) Италия

8. Какая из перечисленных городских агломераций является наиболее крупной по численности населения?

1) Мехико 2) Сидней 3)Стокгольм 4) Санкт-Петербург

9. Какая из перечисленных городских агломераций является наиболее крупной по численности населения?

1) Варшава 2) Нью-Йорк 3) Лондон 4) Рим

10. В какой из перечисленных стран в общей численности населения доля горожан наибольшая?

1) Болгария 2) Португалия 3) Китай 4) Кувейт

11. Какая из перечисленных европейских столиц является самой крупной по численности населения?

1) Берн 2) София 3) Париж 4) Варшава

12. Установите соответствие между языком и странами, где он является государственным.

ЯЗЫК

СТРАНЫ

1) французский

А) Ватикан, Сан-Марино, Швейцария

2) итальянский

Б) Бельгия, Швейцария, Люксембург

3) немецкий

В) Австрия, Швейцария, Лихтенштейн

4) английский

Г) Нидерланды, Ирландия, Норвегия


Д) Канада, Австралия, США

13. Отраслевым международным объединением является

1) Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

2) Европейский союз (ЕС)

3) Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК)

4) Латиноамериканская ассоциация интеграции (ЛАИ)

14. Международная организация МАГАТЭ занимается вопро­сами развития

1) нефтяной промышленности 3) атомной энергетики

2) черной металлургии 4) угольной промышленности

15. Страна, одновременно входящая в состав НАТО и Евро­пейского союза

1) Германия 2) Швеция 3) Швейцария 4) Турция

16. Какая из перечисленных стран входит в состав ОПЕК?

1) Габон 2) Мексика 3) Индия 4) Бразилия




17. К концу XX века в мире уменьшилось влияние на размеще­ние отраслей промышленности фактора -

1) сырьевого 3) экологического

2)транспортного 4) энергетического

18. В какой из перечисленных стран производится больше всего электроэнергии на душу населения?

1) Норвегия 2) США 3) Россия 4) Китай

19. В структуре производства электроэнергии какой стра­ны наиболее велика доля АЭС?

1) Италия 2) Германия 3) Франция 4) Россия

20. В какой из перечисленных стран добыча природного газа является отраслью международной специализации?

1) Япония 2) Алжир 3) Эфиопия 4) Монголия

21. В какой из перечисленных стран в структуре производ­ства электроэнергии преобладают ТЭС?

1) Саудовская Аравия 3) Швейцария

2) Бразилия 4) Норвегия

22. Какая из перечисленных стран находится в Африке?

1) Ливан 2) Мозамбик 3) Лаос 4) Эквадор

23. Какая из перечисленных стран находится в Азии?

1) Нигерия 2) Пакистан 3) Боливия 4) Судан

24. Какое из перечисленных государств по форме правления является монархией?

1) Испания 2) Португалия 3) Франция 4) Финляндия

25. Какое государство является унитарным по типу административно-территориального устройства?

1) Франция 2) США 3) Германия 4) Россия

26. Установите соответствие между страной и ее столицей.

СТРАНА

СТОЛИЦА

1) Вьетнам

А) Стокгольм

2) Швеция

Б) Коломбо

3) ЮАР

В) Ханой


Г) Претория

27. Современная демографическая ситуация в России харак­теризуется:

1) высоким естественным приростом;

2) низким естественным приростом;

3) нулевым естественным приростом;

4) отрицательным естественным приростом.

28. Увеличению количества осадков способствует:

1) наличие теплых океанических течений;

2) наличие холодных океанических течений;

3) преобладание повышенного атмосферного давления;

4) равнинный рельеф.

29. Какое из утверждений о Земле является верным?

1) Самый длинный день на Южном полюсе 21 июля.

2) Над каждым из тропиков Солнце бывает в зените дважды в год.

3) Если смотреть со стороны Северного полюса, Земля вращается вокруг своей оси против часовой стрелки.

4) В северном полушарии Солнце бывает строго в зените только над тропиком.

30. Почему в степи не растут большие деревья?

1) Им не хватает тепла летом.

2) Они не выносят сильных морозов зимой.

3) Почвы степей недостаточно плодородны.

4) Им не хватает влаги.






Примерные задания.

Аналитический раунд

10-11 класс

1. Антиквару предложили купить старинный корабельный журнал, но он усомнился в его подлинности. Проведите географическую экспертизу каждой записи, указав, верна она, или нет, и почему.

Запись №1. 22 июня мы отплыли из Рио-де-Жанейро. В этот день, как не странно, ночь была длиннее дня. Мы взяли курс на Гибралтарский пролив.

Запись №2. Попутный пассат быстро несет нас к намеченной цели. Ура! Еще немного, и мы пересечем экватор.

Запись №3. У 18 0 северной широты мы попали в жестокий буран и корабль лишился части оснастки. Это существенно замедлило скорость нашего хода.

Запись №4. Ночью после бурана матросы наблюдали северное сияние и сочли это за плохое предзнаменование.

Запись №5. Уставшие от борьбы со стихией матросы было взбунтовались и потребовали повернуть назад, но отказались от этой идеи, когда показалось африканское побережье. Нас подхватили теплые струи Гольфстрима, и мы достигли Канарских островов.

Запись № 6. На Канарских островах нам пришлось долго чинить такелаж. Общаться с местными жителями помог наш кок, уроженец Лиссабона, который говорил на одном языке с островитянами (кроме родного, никаких других языков он толком не знал, и с нами изъяснялся на ломаном английском, или при помощи жестов).

Запись №7. В открытом океане наш корабль встретился с цунами. Нас как пушинку зашвырнуло на двадцатиметровую высоту и бросило обратно в пучину. Пропало без вести пять человек. Многие ранены.

Запись №8. Наконец, мы вошли в Гибралтарский пролив. Видели один из Геркулесовых Столбов, тот самый, вкопанный в стародавние времена самим Геркулесом.

Запись №9. В декабре, наконец, встали на рейд в порту Марселя, крупнейшем в Италии.

Запись №10. Марсель нам сразу не понравился из-за дождливой погоды.


2. За период с 1980 г. по 2005 г. численность населения Аргентины увеличилась с 28,4 млн до 39,2 млн чел. Определите по половозрастным пирамидам, как изменились за этот период доли лиц до 15 лет и лиц старше 65 лет в общей численности населения Аргентины.

Объясните, чем вызваны эти изменения в возрастной структуре населения страны. Укажите не менее двух причин.



3. Внутренние миграции населения оказывают заметное влияние на численность населения субъектов Российской Федерации. При планировании мер по обеспечению населения жильем, рабочими местами, объектами социальной сферы необходимо учитывать влияние миграционных процессов на численность населения региона.

В таблице приведены данные, взятые с официального сайта Федеральной службы государственной статистики.

Численность и естественный прирост населения

Ленинградской области


2006

2007

2008

Численность постоянного населения на 1 января, человек.

1643888

1637737

1633350

Естественный прирост населения, человек, значение показателя за год.

–18665

–16079

нет данных


Проанализировав эти данные, определите величину миграционного прироста (убыли) населения Ленинградской области в 2007 г. Запишите решение задачи.




4. Эта страна-архипелаг по форме правления является конституционной монархией. Однородное по национальному составу население этой страны отличается большой численностью: она входит в первую десятку населения стран мира. Страна обладает очень крупным и самым современным морским торговым флотом, так как около 9/10 используемого сырья и топлива импортируется.


5. Какие особенности географического положения сыграли ведущую роль в формировании хозяйства города Ульяновска?





































Школьная олимпиада по географии

2010-11 учебный год

10 – 11 класс.

Ответы

№ вопроса

Ответ

№ вопроса

Ответ

1

2

16

1

2

4

17

1

3

1

18

1

4

4

19

3

5

3

20

2

6

3

21

1

7

2

22

2

8

1

23

2

9

2

24

1

10

4

25

1

11

3

26

ВАГ

12

БАВД

27

4

13

3

28

1

14

3

29

3

15

1

30

4





Аналитический этап

1.

1

Да



2

Да



3

Нет



4

Нет



5

Нет



6

Да



7

Нет



8

Нет



9

Нет



10

Да


2.

За период с 1980 г. по 2005 г. в возрастной структуре населения Аргентины уменьшилась доля лиц до 15 лет и увеличилась доля лиц пожилого возраста. Уменьшение доли лиц до 15 лет вызвано снижением рождаемости, а увеличение доли лиц пожилого возраста – с увеличением ожидаемой продолжительности жизни, что является следствием повышения уровня и качества жизни.

3.

Решение:

1) 1633350 – 1637737 = – 4387

2) –4387–(–16079)=11692

В 2007 г. численность населения Ленинградской области сократилась на 4387 человек. За счет естественной убыли произошло сокращение на 16079 чел. Механический прирост населения составил – 4387 – (–16079) = 11692 (16079 – 4387 = 11692)

4.

Япония


При подготовке вопросов использована литература:

1.Аксёнова М.Ю., Храмова Е.В. Решение трудных задач по ЕГЭ. УИПК ПРО, Ульяновск ,2009

2. Баринова И.И. География России. 8 класс. – М.: Дрофа, 2009

3. Дронов В.П. и др. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. М.: Дрофа, 2009

4.Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. / под ред. Дронова В.П. География. Материки, океаны, народы и страны. 7 класс, М.: Дрофа, 2009


5 Климанова О.А. и др. География. 7 класс. М.: Дрофа, 2009

6. МаксаковскийВ.П.География.Экономическая и социальная география мира.10 класс.-М.: Просвещение 2009

7.Энциклопедия для детей. Глав. Ред. Д.М.Аксенова. География. М. Аванта 2000

8.Энциклопедия для детей. Глав. Ред. Д.М.Аксенова. Россия. Физическая и экономическая география. М. Аванта. 2000

9.Энциклопедия для детей. Глав. Ред Д. М. Аксенова. Страны. Народы. Цивилизации .М Аванта 2000