Всероссийская олимпиада школьников по биологии.
2019-2020 учебный год.
Школьный этап. 10 класс (120 минут)
Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа
из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 25 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
Зародышевое развитие организмов изучает наука:
а) генетика б) анатомия в) физиология г) эмбриология.
На каком уровне организации происходит реализация наследственной информации?
а) биосферном б) экосистемном в) популяционном г) организменном.
3. Метод получения полиплоидов используют в своей работе:
а) систематики б) селекционеры в) палеонтологии г) физиологи.
4. Производство гормона инсулина с помощью бактерий стало возможно благодаря
а) генной инженерии; б) клеточной инженерии; в) цитологии; г) клонированию.
5.Ученые-систематики объединяют организмы в группы на основе:
а) общности мест их обитания; в) сходства организмов без учета их родства;
б) сходства организмов с учетом их родства; г) их практического значения.
6. Возникновение фотосинтеза сделало возможным:
а) появление эукариот в) появление хемосинтезирующих бактерий
б) возникновение аэробного дыхания г) появление полового процесса.
7. Первым веществом биологического происхождения, синтезированным в химической лаборатории, был (а)
а) глицерин б) крахмал в) мочевина г) глицин.
8. К надцарству Эукариот НЕ относится:
а) радилярия б) сенная палочка в) хлорелла г) инфузория-стилонихия.
9. К сапротрофным бактериям гниения относятся те, которые расщепляют:
а) азотсодержащие соединения; в) полисахариды до моносахаридов;
б) углеродсодержащие соединения; г) моносахариды до конечных продуктов.
10. Гифы мицелия не имеют клеточных перегородок:
а) у пеницилла; б) мукора; в) аспергилла; г) все ответы правильные.
11. Мохообразные можно считать боковой ветвью эволюции, потому что:
а) у них нет настоящих корней; б) у них плохо развиты проводящие ткани;
в) в жизненном цикле преобладает гаметофит; г) половое размножение зависит от воды.
13. Половое поколение папоротника развивается из:
а) споры; б) зиготы; в) сперматозоида; г) яйцеклетки.
14. Формула цветка *О3+3 Т3+3 П1 характерна для:
а) паслена чёрного и томата; б) пырея ползучего и мятлика;
в) ландыша майского и купены лекарственной; г) тюльпана и лилии регале.
15. К приспособлениям растений для улавливания световой энергии нельзя отнести:
а) широкую и плоскую листовую пластинку; б) особое расположение листьев
в) ярко окрашенные цветки; г) прозрачную кожицу, покрывающую лист.
16. Малярию вызывают:
а) амёбы; б) трипаносомы; в) плазмодии; г) инфузории.
17. Непереваренные остатки пищи у плоских ресничных червей (класс Turbellaria)
а) анальное отверстие; б) ротовое отверстие; в) порошицу; г) нефридии.
18. Череп, изображенный на рисунке, принадлежит:
а) черепахе; б) ящерице; в) змее; г) крокодилу.
19. Недостаток солей кальция в организме человека в первую очередь отразиться на:
а) проведении нервных импульсов; б) свертывании крови; в) пищеварении; г) росте.
20. У человека левый желудочек массивнее правого, потому что:
а) он выталкивает кровь в большой круг кровообращения, сопротивление в котором выше, чем в малом;
б) он выталкивает больший объём крови при каждом сокращении;
в) он выполняет всю работу по перекачиванию крови;
г) в нём помещается больше крови в каждый момент времени.
21. Эритроциты, помещённые в гипертонический раствор:
а) лопаются, высвобождая содержимое в окружающую среду;
б) уменьшаются в объёме и сморщиваются;
в) сохраняют дисковидную форму за счёт активации систем переноса электролитов;
г) слипаются (агглютинируют) с образованием осадка.
22.Четверохолмие расположено в:
а) промежуточном мозге; б) конечном мозге;
в) среднем мозге; г) продолговатом мозге.
23. Концентрация этого вещества в Боуменовых капсулах здоровой почки около 100 мг/дл, в то время как его концентрация в моче в норме равна нулю. Это вещество:
а) глюкоза; б) мочевина; в) фосфат кальция; г) хлористое железо.
24. Одно из доказательств происхождения первых наземных позвоночных от древних кистеперых рыб наличие у них:
а) хрящевого внутреннего скелета ; б) мышц на плавниках;
в) дыхания с помощью жабр; г) особенностей покровов.
25.Многообразие живых организмов на нашей планете можно объяснить:
а) единством происхождения объектов живой и неживой природы;
б) единством происхождения представителей всех царств живых организмов;
в) приспособительным характером живого к различным условиям окружающей среды;
г) возможностью существования воды, как основного структурного компонента живых
организмов в трех состояниях – жидком, твердом и газообразном.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех
возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – по 2 балла за каждое тестовое задание. Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1.Для вирусов характерны следующие признаки:
1) имеют хитиновую оболочку;
2) не могут размножаться вне клеток тех организмов, в которых паразитируют;
3) содержат один тип нуклеиновых кислот – либо РНК, либо ДНК;
4) могут являться причиной раковых опухолей;
5) представлены только одноцепочечными молекулами нуклеиновых кислот
а) только 1, 2, 3 б) только 2, 3, 4 в) только 2, 3, 4 г) только 2, 3, 4, 5 д) только 2
2. К царству прокариот относятся:
стрептококки; 2) эхинококки; 3) пневмококки; 4) стафилококки; 5) диплококки.
а) 1,2,3,4,5 б) только 2,3,4 в) только 1,3, 4,5 г) только 2,4,5 д) только 2
3. Плод ягода формируется у:
1) персика; 2) огурца; 3) земляники; 4) банана; 5) томата.
а) только 1,3; б) только 2,5; в) только 1,4; г) только 4,5; д) только 1,2,5
4. Признаки растений семейства Сложноцветные:
1) Односемянный сухой плод; 2) Односемянный сочный плод; 3) Листья простые;
4) Листья сложные; 5) Главный корень выражен.
а) только 2,3; б) только 1,4; в) только 1,3,5 ; г) только 2,4,5; д) только 1,5.
5. Чтобы занять наземную среду обитания, животные были должны –
Приспособиться использовать для дыхания кислород воздуха;
Приспособиться к возросшей силе тяжести;
Выработать механизмы защиты от высыхания;
Изменить характер передвижения
Усложнить органы чувств
а) только 1,2,3 б) только 1,2,4 в) только 1,3,4 г) только 2,3,4,5 д) 1,2,3,4,5
6. Среди животных развитие с метаморфозом характерно для:
1) пауков; 2) лягушек; 3)змей; 4) бабочек; 5) саранчи
а) только 2, 4 б) только 2,3; в) только 1,4; г) только 1,2,3,5 д) только 2
7. Для осуществления свертывания крови необходимы:
1) калий; 2) кальций; 3) протромбин; 4) фибриноген; 5) гепарин
а ) только 1,2,3 б) только 2,3,4 в) только 2,3,5 г) только 1,3,4 д) только 5
8.Для определения вида как таксономической единицы важны критерии-
морфологический; 2) физиологический; 3) генетический; 4) географический;
5) экологический
а) только 2,3,5 б) только 1,3,4 в) только 2,3,4,5 г) только 1,2,3,4 д) 1,2,3,4,5
9. Относится (-ятся) к идиоадптациям:
1) мимикрия; 2) покровительственная окраска; 3) предостерегающая окраска;
4) половой диморфизм; 5) паразитизм.
а) только 1,2,3, б) только 1,3,4 в) только 2,3,5 г) только 3,4,5 д) только 5
10. Какие из признаков человека НЕ наследуются:
1) речь; 2) дыхание; 3) питание; 4) мышление; 5) коллективный труд
а) только 2,4 б) только 1,3,5 в) только 1,4,5 г) только 2,3,4,5 д) только 1
Часть III. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант «Да» или «Нет». Максимальное количество баллов -10 ( по 1 баллу за каждое задание).
1. Кефир образуется в результате деятельности молочно-кислых бактерий.
2. Архегонии и антеридии – половые органы папоротников .
3. Пиноцитоз характерен только для животных клеток.
4.Двоякодышащие рыбы – вымершая группа рыб, от которой произошли первые земноводные.
5.Кожные железы хорошо развиты у земноводных, но практически отсутствуют у всех пресмыкающихся.
6.Все млекопитающие имеют постоянную температуру тела.
7. Гормоны щитовидной железы регулируют энергетический обмен.
8.Гомологичные органы возникают в результате конвергенции.
9.Основным поставщиком материала для эволюции является модификационная изменчивость.
10.Паразитизм как явление известен во всех царствах живой природы.
Часть IV. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов -8.
[2,5 max (по 0,5 балла за каждое правильное соответствие)]. Установите соответствие между отрядами насекомых и их представителями
Представители отрядов | Отряды насекомых |
А. Овод Б. Махаон В. Бражник Г. Наездник Д. Трихограмма | Двукрылые Чешуекрылые Перепончатокрылые |
2. [2,5 max (по 0,5 балла за каждое правильное соответствие)]. Установите соответствия между видами животных и их органами дыхания
Животное | Органы дыхания |
1. Майский жук 2.Взрослая лягушка 3. Морская черепаха 4. Аксолотль 5. Сколопендра | А. Жабры Б. Лёгкие В. Трахеи |
3. [3 max (по 0,5 балла за каждое правильное соответствие)] На рисунке схематично представлено строение органа слуха человека. Установите последовательность колебаний его основных структур (1–6) при передаче звуковых сигналов в направлении от наружного уха к внутреннему (А–Е). А – стремя Б – молоточек В – наковальня Г – овальное окно Д – барабанная перепонка Е – жидкость во внутреннем ухе Последовательность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | | Структура | | | | | | | | | |
Всероссийская олимпиада школьников по биологии.
2019-2020 учебный год.
Школьный этап. 10 класс (120 минут)
Матрица ответов
10 класс [мах. 63 балла]
Часть I. [25 баллов]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
| | | | | | | | | | | | |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | |
| | | | | | | | | | | | |
Часть II. [20 баллов]
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ответ | | | | | | | | | | |
Часть III.[10 баллов]
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
"Да" | | | | | | | | | | |
"Нет" | | | | | | | | | | |
Часть IV. [8 баллов]
1. [2,5 max (по 0,5 балла за каждое правильное соответствие)].
Представители отрядов | А | Б | В | Г | Д |
Отряды | | | | | |
2. [2,5 max (по 0,5 балла за каждое правильное соответствие)].
Животное | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Органы дыхания | | | | | |
3. [3 max (по 0,5 балла за каждое правильное соответствие)]
Последовательность | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
Структура | | | | | | |
Ответы
на задания школьного этапа
Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2019-2020 уч. год
10 класс [мах. 72,5 баллов]
Часть I. [30 баллов]
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
г | г | б | а | б | б | в | б | а | б | в | в | а | г | в |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
в | б | а | а | в | а | б | в | б | в | б | а | г | а | в |
Часть II. [20 баллов]
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
ответ | в | в | г | в | д | а | б | д | а | в |
Часть III.[15 баллов]
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
"Да" | Х | | | | | Х | Х | Х | | | Х | | | | Х |
"Нет" | | Х | Х | Х | Х | | | | Х | Х | | Х | Х | Х | |
Часть IV. [7,5 баллов]
1.
Особенности обмена веществ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Организмы | А | Б | Б | А | А |
2.
Представители отрядов | А | Б | В | Г | Д |
Отряды | 1 | 2 | 2 | 3 | 3 |
3.
Животное | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Органы дыхания | В | Б | Б | А | В |